10 советов начинающим журналистам

01 ноября 2018 

Журналистка Ольга Кошеленко в рамках рубрики делится несколькими рекомендациями для начинающих журналистов. Ее главный совет: начинать. Но кроме желаний, необходимо обладать знаниями, талантом, эрудицией и совестью. Именно о том, как пройти пусть журналиста и не собрать все возможные шишки на пути она делится в своем материале.

Пожалуй, главный совет начинающим звучал бы так: начинайте! И всё же — несколько нехитрых рекомендаций, как пройти этот путь и не собрать все возможные шишки.

К нам в Высшую школу MediaandProduction приходят сотни молодых людей, мечтающих о медиакарьере. И вот что удивительно — часто её, карьеру на ТВ, делают не самые способные, подающие надежды. У них, кроме способности собирать слова в предложения, а их в свою очередь в тексты, есть кое-что ещё.

1.Образование. Лет 15 назад поступить в Институт журналистики для меня было сродни чувству, будто я вытянула самый выигрышный из всех возможных лотерейных билетов. Эйфория прошла чуть менее чем через год обучения в стенах бывшей высшей партшколы. Строго говоря, стены ни при чём: журналистика — не профессия, это ремесло. Вам пригодится хорошее базовое образование — политология, история, культурология, социология, да что угодно на ваш вкус — только не журналистика. Базу вы получите в вузе, а для разгона вполне подойдёт Школа, как наша: за полгода мы дадим основы ремесла, научим писать в границах жанра, видеть и говорить. Не теряйте времени зря. 

2.Эрудиция. Я страшно не люблю, когда в кино есть герой-журналист: как правило, это выскочка в погоне за сенсацией, который стремится попасть в кадр и сообщить, что у него что-то происходит за спиной… Это всегда выглядит очень не натурально, но часто — жизненно. Молодые коллеги иногда искренне считают, что во времена гугла знать что-то самому — не обязательно. Я встречала тех, кто не в курсе, почему началась первая мировая или не смотрел классику мирового кинематографа. Это важно. Копайте вглубь — чем основательнее будут ваши знания в самых разных областях, тем привлекательнее будет выглядеть фасад.

3.Иностранный язык. Английский как минимум. Ну, уж если наши политики говорят на достаточном английском, границы открыты, а лучшие источники в открытом доступе. Ну, правда, это как Отченаш. И да — это тоже не образование, это инструмент, но очень важный.

4.Психологическая сборка. Моим студентам в Школе я часто полушутя говорю — это не ко мне, это к психоаналитику. Психоаналитиком на лекциях и особенно практических занятиях, признаюсь, мне иногда приходится быть тоже. Правда жизни состоит в том, что интеллект и талант студентов тонут в волнах внутренней разобранности: комплексы, зажимы, непонимание, кто ты и зачем. Страшно задать вопрос, не принимаю свой голос за кадром, а лицо в кадре — вообще караул. Чем лучше вы будете себя понимать и принимать, тем эффективнее сможете двигаться в профессии и в целом — в жизни. По секрету — некоторые студенты приходят в школу именно за этим — прокачаться внутренне. Мы стараемся помогать и здесь, косвенно, конечно. 

5.Знать рынок. Помниться, на втором курсе в общежитии у меня появился крошечный переносной телевизор. Смотреть, а, точнее, слушать (черно-белая картинка плыла нещадно) новости было внутренней потребностью, журналистов я уже различала по голосам. Я отличала хорошее от плохого, искала свой стиль. На первом этапе для журналиста это важно. Сейчас новости по телевизору смотрю эпизодически, но стараюсь диагностировать рынок время от времени.

6.Быть в контексте. Читать едва открыв глаза новости, это, конечно, маньячизм. Но ничего, придётся привыкнуть и к этому. Специализация, часто условная, в редакциях существует, и всё же вы должны быть готовы к любому вызову. Сегодня — проблема закупки вакцин в Украине, завтра — конфликт в Сирии, на неделе — выставка кошек, а потом сразу конституционная реформа. Вы должны уметь всё на достаточном уровне. И виртуозно — что-то конкретное.

7.Талант. И это талант на седьмом месте? — спросите вы. Да, на седьмом. По сути, действительно талантливых журналистов процентов 30. Хорошие ремесленники в цене не меньше, чем творцы. Но своего внутреннего творца можно прокачивать. Талантливый журналист — хороший рассказчик. Возьмите за правило вести блог: пишите о жизни, о том, что зацепило, чем хочется поделиться. Описывайте жизнь так, чтобы вас хотелось слушать, чтобы с вами было интересно спорить. Проблема молодых — чужие тексты, холодные, равнодушные, как протоколы с места ДТП.

8.Не начинайте с вершин. Многие наши студенты на вопрос, что для тебя было бы хорошим результатом обучения, честно говорят — работа на 1+1. Амбиции — это хорошо, без иронии. Но, поверьте, начинать лучше в редакции рангом пониже, где вы не будете ощущать такую мощную конкуренцию, как у нас. Набьёте руку, поищете свой стиль, и, поверьте, вас заметят и пригласят. В продвинутых редакциях шансов застыть в стадии имаго и остаться серостью на цветастом фоне много. 

9.Пробуйте. Я как-то ради эксперимента посчитала, сколько из 100 моих однокурсников сделали карьеру в журналистике. Не ручаюсь за точность, но процентов 30. Многие так и не начали вовсе. Сначала учились, потом тыкнулись в какие-то редакции, их там, как ни странно, не встречали оркестром, ну, и не заладилось. В то время как более нацеленные студенты сложный путь проб и ошибок начали проходить курсе на втором и к выпуску были вполне жизнеспособными журналистами. Ходить на кастинги, проходить практику — и проходить активно, с инициативой, а не в образе умирающего лебедя. Другого пути нет.

10.Совесть. Этот пункт я сделала последним, потому что последнее запоминается хорошо. Запомните: вы всегда на стороне зрителя; не главного редактора, не инвестора, не работодателя. Совесть — ваш лучший ориентир. Не врите. Из самых прагматичных тому аргументаций — как только вы разрешили себя использовать, ваша стоимость начала стремительно девальвировать. Вы же знаете, как обходятся с вещами б/у? 

Ольга Кошеленко.

Источник:http://mmr.ua/show/10_sovetov_nachinayushtim_zhurnalistam#1253849938.1535897505

Архив новостей