Александр Бобкин – русский и голландский художник (живописец, график) из Новокузнецка

14 июня 2021 

Александр Бобкин – ярчайший художник-график нашего времени, лидер группы молодых художников Новокузнецка в 1970-1980-е годы. Он родился в Сталинске (ныне Новокузнецк) 17 мая 1952 года. Здесь же окончил восьмилетнюю школу. В 15 лет поступил в Ярославское художественное училище, учился у педагогов В.В. Кортовича и А.А. Чурина (1967-1972).

В 1972 году вернулся в Новокузнецк. В 1971-1974 гг. занимался в студии Е.А. Розенблюма в Экспериментальном творческо-производственном комбинате.

С 1972 года начал участвовать в городских, областных, региональных, республиканских и международных выставках.

Член Союза художников СССР с 1977 года. В 1983-1986 годы являлся членом правления Союза художников СССР.

Принимал участие в разработке проекта художественного оформления и наглядной агитации Западно-Сибирского металлургического комбината (1974). Участвовал в международном симпозиуме художников-графиков в Венгрии (1977).

Работает преимущественно над темами исторического существования культуры. Со второй половины 1980-х интерес художника концентрируется на традиционных культурах Азии (Таймыр, Хакасия, Тува, Туркмения). С этого периода его живопись пронизывает тема «знак – символ – смыслы».

В 1984 году А. Бобкин стал лауреатом премии «Молодость Кузбасса».

Исследователь его творчества Лариса Георгиевна Данилова отмечает, что «тема истории и современности – основная тема в творчестве А. Бобкина. Преимущественным содержанием его работ уже в первой половине 1980-х годов стал внутренний конфликт, разрыв между прошлым и настоящим («Кузнецк – Новокузнецк»).

И это касалось не только городской темы. Серии его графических листов «Ленинград», «Хреновской конный завод» также несут в себе ностальгическую интонацию по уходящей высокой культуре, традиционному укладу жизни не такого уж и далекого прошлого.

Разочарование в настоящем времени неизбежно заставляет художника обратиться к культурной памяти, искать идеал в других временах и пространствах. Поэтому обращение к архаике в рамках современного развивающегося археоарта стало у А. Бобкина закономерным».

С 1990 года живёт в Голландии (город Неймеген), добился профессионального успеха. Сегодня Александр Бобкин – преуспевающий художник.

Его произведения в России хранятся в собраниях Новокузнецкого художественного музея, Музея народов Востока. Они не раз экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Варшаве, Берлине и других городах мира.

…Его искусство в нашем городе развивалось в рамках ещё советского периода, оно захватило лишь начальный период перемен, но в своём развитии прошло все стадии от довольно меланхолического отождествления с реальностью до резкого неприятия её и до окончательного ухода в область идеализации первобытных и традиционных культур.

Коллекция произведений Александра Бобкина является одной из самых крупных в собрании Новокузнецкого искусства – 110 графических и 12 живописных работ. Комплектование этой коллекции было определено как приоритетное в собирании произведений новокузнецких художников.

Его творчество завоевало почти всеобщее признание, хотя немало было и нападок, поскольку он уже в 1970-х годах разрабатывал свой, весьма условный язык. Бывшее в Союзе художников у власти в те годы старшее поколение художников довольно неохотно признавало его успехи. В то же время среди молодых художников он имел непререкаемый авторитет.

Музей начал приобретать графические листы Александра Бобкина довольно рано – в конце 1970-х годов – благодаря этому удалось собрать большую коллекцию не просто по количеству работ, но и равномерно распределенную по годам – с 1972 по 1990 год.

Александр Бобкин ...начальное художественное образование получил в новокузнецкой школе-интернате № 74 под руководством Л.Д. Шаталова, а затем – в изостудии А.В. Холодовой Дворца культуры металлургов.

Первые годы после окончания Ярославского училища Александр Бобкин создавал графические произведения вполне в духе реалистической школы – «Автопортрет» (1972), «Интерьер с креслом», «Интерьер с ботинками», «Ярославль. Воспоминание» (1973), но в них уже чувствуются и определенные индивидуальные, авторские интонации. Эти интонации ощущаются в несколько меланхолическом настроении, склонности к созерцательным мотивам.

В середине 1970-х, создавая серию офортов «Портреты русских писателей» (1975-1976), художник прибегает к языку условных форм, совмещая собственно портретный образ и сопредельные с ним пространства с изображением действующих героев того или иного писателя.

Серия экспонировалась в 1979 году на 2-й Всероссийской выставке эстампа и завоевала ему первую известность.

На протяжении первых десяти лет после окончания училища Александр часто участвовал в творческих поездках по стране с группой акварелистов. Выезжал на творческие дачи, среди которых на первое место по степени влияния на его творчество можно назвать Сенеж.

Работа в дизайн-студии Е.А. Розенблюма усилила интерес художника к новым формам. В 1978-1979 годах совместно с другими молодыми художниками он создает проект художественного оформления Запсиба (не был реализован).

В 1977 году Бобкин едет на международный творческий семинар в Венгрию, где ему удалось познакомиться с современным искусством художников других стран. Созданные в этом же году две монотипии «Наводнение» и «Разговор о наводнении» – отличает особая острота свободного, импровизационного рисунка. В таком же экспрессивном стиле выполнена и вся венгерская серия, созданная в различных осваиваемых художником техниках: темпера, соус, сепия, рисунок пером и тушью, монотипия.

В 1980-1981 годах продолжается работа для города и о городе – это серия офортов «Земля Кузнецкая» по истории дореволюционного Кузнецка для городского краеведческого музея – «Гора Маяковая» и «Провинциальный Кузнецк» – и офорты серии «Сад металлургов».

В сочетании с более ранним циклом «Город» (1976) и более поздней серией «Кузнецкстрой II» (1985), а также офортом «Кузнецк - Новокузнецк» (1988) – эти произведения не только отражают историческую и современную жизнь города, но и показывают эволюцию восприятия её художником.

Тема современности в творчестве Александра Бобкина всегда наиболее показательна в плане его развития. Она особенно требует самостоятельного, независимого решения. В этом отношении интересна выполненная соусом серия «Окна» (1980), в которой, по-моему, находят отражение размышления А. Бобкина о природе труда художника, способного видеть окружающую его действительность лишь фрагментами, и дополняющего эти «осколки» целого своим воображением. Воображение как инструмент воссоздания целостного образа – природное свойство каждого художника.

Гораздо реже в искусстве можно увидеть его как средство постижения сути видимой реальности. Сознательно или интуитивно Александр Бобкин продвигается в своем развитии именно в этом направлении.

К началу 1980-х годов, по сути, сложился узнаваемый творческий стиль Александра Бобкина. Формально он характеризуется свободным импровизационным «летящим» штрихом в рисунках и офортах и более детальной и сдержанной манерой изображения в многоцветных офортах.

Хотя впоследствии у него меняется отношение к цвету и в офортах: он становится менее предметно обусловленным, более привязанным к эмоциональной составляющей образа. Что представляется важным, складывается определенный круг тем, ставший определяющим для искусства художника в период расцвета его творческой личности.

Эти темы невозможно идентифицировать с существовавшими в то время темами и сюжетами, поскольку у Бобкина они связаны с глубоко личностными, как тогда сказали бы, с «субъективными» переживаниями и подобным же восприятием мира.

Сегодня нам гораздо понятнее и ближе та, уже узнаваемая, меланхоличная авторская интонация и в серии «Ленинград», и в серии «Хреновской конный завод», и в серии «По Кубани», которые несут в себе трезвое понимание распада, угасания традиционных ценностей и, одновременно, влюбленность в осязаемую фактуру уходящей реальности. Эта интонация с колебаниями в сторону горечи, сарказма или любования определяет искусство А. Бобкина на протяжении всех 1980-х годов.

Серия «Ленинград» в наибольшей степени характеризует творческую индивидуальность Бобкина, поскольку именно в этих лучших его произведениях противоречивость переживаний подчинена господствующей гармонизирующей цельности образов. В этой серии Александру удалось найти особый приём, помогающий передать главное впечатление, передающее его восприятие Ленинграда – построение изображения, напоминающее сферическую перспективу, но не следующее ей буквально. Расходящиеся вверх вертикали концентрируют наше внимание на точке зрения художника.

Это создает ощущение простора, огромного пространства, его окружающего, и одновременно ощущение явного неблагополучия, упадка в состоянии хорошо всем известных архитектурных сооружений. Здесь снова в нерасторжимой связи выступают позитивные черты – великолепная архитектура – и ощутимые приметы её разрушения временем.

В других его работах яснее проступает неустойчивость восприятия реальности художником: наиболее гармонично воплощаются сюжеты, связанные с культурой в её историческом аспекте или с личными воспоминаниями («Сад металлургов», 1980, «Старинные сюжеты», 1984). Более современные события предстают в компромиссном соединении различных по настроению листов в рамках одной серии («По Кубани», 1981), «Кузнецкстрой II», 1985).

Тема истории и современности – основная тема в творчестве Бобкина – развивается с постепенным изменением авторской интонации: окрашенная тёплым, иногда ностальгическим чувством («Сад металлургов»), она постепенно становится жесткой и даже трагичной («Кузнецкстрой II»).

Преимущественным содержанием его работ становится внутренний конфликт, разрыв между прошлым и настоящим («Кузнецк - Новокузнецк», 1988).

Эта направленность его творчества развивается по восходящей линии и достигает кульминации в серии, которая экспонировалась на выставках «Экология» и «Регион» «Рисунки на перфокартах» (1980-1987) – заменяющей меланхоличность ностальгии горькой, обличительной отповедью культуре современного общества, а сложную, трудоемкую технику офорта – экспрессией свободного рисунка.

Разочарование в настоящем времени неизбежно заставляет художника обратиться к культурной памяти, искать идеал в других временах и пространствах, и обращение к архаике в рамках современного развивающегося археоарта было у Бобкина закономерным.

В середине 1980-х годов под влиянием красноярского художника Николая Рыбакова, с которым он путешествовал по Хакасии и Туве, эта тема получает дальнейшее развитие. Интересно, что его знакомство с традиционными культурами вначале воплощается в листах трагического содержания, которое продолжает линию предшествующего периода.

Александр Бобкин фиксирует распад традиционных форм жизни коренных народов Сибири, причём, распад с элементами насилия, агрессии («Улус Агаскыр» 1987, собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств). Но по мере более глубокого изучения не только реальных условий жизни хакасов, тувинцев, долган, но и научной литературы по культуре, мифологии этих народов, возникает целая серия произведений, навеянных поэтикой древней космогонии мира и подчиненному ей традиционному укладу жизни.

Позднее возникают серии «По следам древних культур Сибири» (1987-1988), «Знаки ушедших родов» (1990), содержащие в себе апологетику первобытного миропонимания и мирочувствования...

Язык художника становится лаконичным, ещё более условным, явно прослеживается стилизация изображений под наскальные рисунки.

Вместе с тем понятно и обращение художника к технике живописи, позволяющей контрастами в трактовке формы и цвета создать своего рода диалог архаики и современности. Бобкин помещает элементы архаических форм (мотивы наскальных рисунков, тамги) в абстрактную свето-цветовую среду, сакрализирующую данные знаки, доводящую их до уровня первичных пластических формул, букв или иероглифов праязыка.

Здесь же присутствуют и работы, несущие в себе ясно выраженное содержание: это могут быть сцены свершаемого пути, охоты как неких сакральных действий. Изучая древние знаки и образы, Бобкин подчиняет их собственной концепции. Она заключается в абсолютизации ценности образа, доведенного до уровня иконы. Образ соединяет в своей цельности цельность мира, его целесообразность и гармонию.

Наравне с Николаем Рыбаковым Александр Бобкин может считаться основателем направления современного искусство «археоарт» или «неоархаика», а если учесть, что уже в 1980 году он создал работу «Гора Маяковая», основанную на стилизации петроглифов, то его первенство в этой области не вызывает сомнения.

Вместе с тем опыт обращения художника к этой теме ясно показывает, что апологетика древних культур в археоарте во многом имеет характер компенсаторной функции по отношению к дисгармонии современной реальности.

Таким образом, замыкается целый период творчества Александра Бобкина и замыкается музейная коллекция его произведений. Она характеризуется полнотой представления его развития от начала самостоятельной работы до вершин его искусства в рассматриваемый период, выявляет логику становления личности художника и фиксирует замечательное явление в искусстве Новокузнецка.

Е.Э. Протопопова

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/79-bobkin.html

Архив новостей