Алексей Николаевич Пономарчук: история заводской кинохроники

18 марта 2013 

В конце 1959 года после окончания учебы Алексей Николаевич Пономарчук работал слесарем в 19 цехе Юргинского машзавода, принимал участие в цеховой самодеятельности, организовал духовой оркестр, за что получил признание от начальника цеха.

В это время во Дворце культуры «Победа» организуется любительская киностудия. Это известие привлекало Алексея Пономарчука какой-то неведомой романтикой, возможностью прикоснуться к миру кино. Директор ДК Григорий Яковлевич Боровиков выделил деньги на покупку кинокамеры на 16-ти миллиметровой пленке. Все ждали чуда, все думали, что с этого момента в Юрге начнет свою деятельность киностудия «Юргафильм». Стали делить обязанности, вел собрание кинолюбителей редактор заводской, газеты Леонид Павлович Никитин. Собрание единодушно избрало его директором «киностудии».

Собирались раза два в неделю, больше спорили, чем снимали, опыта никакого, первые обработанные кадры особого энтузиазма не вызывали, месяца через три киностудия начала разваливаться — «кина не получилось!». В итоге, на студии остались только фанатики: инженер ОГТ Виктор Строкань, слесарь цеха 19 Николай Кондрашкин, трое учащихся интерната № 11, Никитин и Алексей Пономарчук. Директором был приглашен участник драматического кружка Юра Меньшиков, который работал на заводе диспетчером цеха.

Появление в продаже портативных кинокамер вызвало огромный интерес к созданию любительских кинофильмов по всей стране, но не хватало опыта и умения. Поэтому было принято решение проводить областные, республиканские и всесоюзные конкурсы любительских кинофильмов. Помочь любителям взялись опытные кинодокументалисты страны. Наставником на уровне областных смотров стал Виктор Яковлевич Руденский — главный режиссер Кемеровского телевидения.

Юргинская студия неоднократно принимала участие в ежегодных смотрах, занимали 2 и 3 места, а, главное, набирались опыта. Алексею Пономарчуку, как руководителю кинолюбительской студии, удалось побывать на I Республиканском смотре в Ленинграде и на I Всесоюзном смотре в Москве. Был на лекции больших мастеров, таких как Роман Кармен, Григорий Рошаль, Михаил Ромм и других кинодеятелей советского кино, дважды побывал на Мосфильме.

Как одной из ведущих студий области, в Юргу выделили профессиональную кинокамеру «Конвис», работающую на широкой 35-мм пленке. В Юрге появилась реальная перспектива показывать фильмы на экранах кинотеатров города. К тому времени к съемкам фильмов стали привлекать журналистов, которые писали тексты к фильмам. Так, в фильме «Свежий ветер» принял активнее участие Данат Баусов, в дальнейших выпусках привлекалась инженер Тамара Бакун.

Вскоре Пономарчук перешёл на работу в ОКБ подразделение отдела надежности, куда его пригласил Василий Иванович Селиверстов. После этого решили основать студию на машзаводе. Директор завода Василий Дмитриевич Евсеев отнесся к этой идее одобрительно. К тому времени стало появляться оборудование, кое-что сделали сами, например, аппарат оптической записи звука на киноленте.

В начале 60-х годов машзавод был на большом подъеме, осваивали и выпускали новую продукцию, во всех цехах гремело соцсоревнование. И все это фиксировалось на кинопленку. Так, в 1965 году, когда заводу вручали орден Ленина, а директору Василию Дмитриевичу Евсееву и кузнецу цеха 13 Федору Кирилловичу Покровскому присвоили звания Героев Соцтруда, а также вручали ордена группе работников завода, кинодеятели сняли и смонтировали фильм «Нам двадцать пять». Этот фильм с успехом крутили на экранах кинотеатра «Луч» и Дворца «Победа».

После этого, как только выходил новый киножурнал, отдавали его в кинотеатр, и его крутили перед каждым фильмом. Постоянным директором утвердился Юрий Меньшиков, он помогал создавать фильмы более 25 лет. Выпускали, как правило, два-три киножурнала в год, освещали все события жизни на заводе.

Юргинская студия выпустила более 30 фильмов. Все сценарии к фильмам писал сам Алексей Пономарчук, согласовывая их в первую очередь с парткомом и завкомом. Алексей Пономарчук приходил и спрашивал, кто на заводе лидер соревнования, где в цехах изготавливают новые изделия, и само собой, снимал различные торжественные мероприятия, посвященные открытию съездов КПСС, приезду космонавта Леонова, вручению знамен, а их было очень много, вручению наград.

Затем начиналась обработка материала, сначала проявляли негатив, печатали рабочую копию фильма, которую нещадно резали на куски, монтируя фильм. Вот эту рутинную работу выполняла фотолаборант Надежда Антоновна Червякова, которая долгое время работала киномонтажером на Кемеровской студии телевидения, и её опыт пригодился юргинским кинодеятелям. Когда рабочая копия фильма была готова, Александр приступал к подгону текста и подбирал под сюжет музыкальное сопровождение.

А когда текст и музыка были смонтированы, приглашали директора Юрия Меньшикова, в основном он читал тексты, но были исключения. Так, например, к фильму «Память» текст начитал Михаил Кулаков, а к спортивным фильмам, например «За кубок Союза», текст начитал сам Алексей Пономарчук. В одном из фильмов звучал голос Антонины Степановой. Особо было отмечено отношение к студии, директора завода Алексея Гребенникова, который понимал, что студия пишет историю завода. По его решению при строительстве Музея Трудовой Славы на машзаводе был спроектирован просмотровый кинозал, где показывали только фильмы Юргинской киностудии. Директор музея Александра Савельевна Кашинина умело использовала кинохронику завода, все, кто поступал на завод, обязательно смотрели два—три фильма. 

Около тридцати лет киностудия писала кинохронику завода в основном на общественных началах, не имея специального образования. Затем появились, телекамеры, и они постепенно стали вытеснять кино.

Телевизионные фильмы в несколько раз было делать проще и быстрее. Но фильмы, снятые на кинопленку, продолжают работать для завода. Юргинское телевидение начинает показ кинохроники завода, ветераны и нынешнее поколение рабочих имеют возможность посмотреть старую кинохронику и вспомнить 60-е, 70-е и 80-е годы.

Прошли годы. Алексея Николаевича Пономарчука в Юрге до сих пор знает почти каждый, его называют летописцем города.

Техника уже давно шагнула далеко вперёд, но само увлечение в прошлом не осталось. Несмотря на скорый 80-ый день рождения Алексей Пономарчук продолжает снимать. Полвека, отданных этой работе, полсотни фильмов о Юрге и её жителях, не считая сотен метров плёнки, ещё не ложившихся на монтажный стол.

Ставший родным машзавод, город, растущий на глазах, его жители – в 60-ых годах любительская камера была диковиной и отношение снятому материалу, конечно, совсем иное. Алексей Пономарчук сегодня вспоминает: «Очень хотел, чтобы люди увидели мой фильм. Сломя голову бежал в кинотеатр «Луч», говорил: «Снимайте экран, ставьте мой фильм!» Так впервые Юрга увидела мою работу. Было приятно».

А потом юргинский летописец стал оператором ГТРК «Кузбасс». В его объектив попадали не только радостные и торжественные моменты, но и будничные неурядицы, извечные коммунальные проблемы. «Сам себе режиссёр» Пономарчук и тексты к сюжетам писал.

Видео, снятое Алексеем Пономарчуком, использовали и используют до сих пор – в любой программе, где только речь зайдёт об истории Юрги. Для кого-то - это уникальные кадры, которые больше нигде не найти. Для других, в том числе и для нашего героя, - это целая жизнь, которую можно, хотя бы на экране, отмотать назад.

«Я показываю эти фильмы ветеранам, сейчас они востребованы. Может быть, пройдёт время и людям это не понадобится, но я считаю, что это нужно для хроники…», - говорит Алексей Пономарчук.

По материалам Юргинской газеты "Призыв" от 22 ноября 2002 года

Источник: http://www.yurga.su/articles/society/istoriya_zavodskoj_kinohroniki/

Архив новостей