Алексей Семёнович Гордеев – известный кузбасский художник

25 февраля 2021 

Алексей Гордеев родился 1 марта 1915 года в городе Красноярске, в семье рабочего. В  годы Гражданской войны потерял отца. После окончания 7 классов школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище. Здесь он учился с 1930 по 1932 годы. А параллельно посещал Красноярский авиаклуб ОСОАВИАХИМ.

Потом работал литейщиком, токарем, чернорабочим на судоверфи. А с 1932 по 1938 годы трудился на буксирном катере, ходившем по Енисею, в качестве старшины-моториста.

Рисовать начал ещё в школе. С 1929 по 1932 годы посещал изостудию в Клубе железнодорожников имени Карла Либкнехта, где занимался под руководством скульптора и графика Федора Константиновича Дмитриева, который стал для мальчика первым опытным наставником. Именно Ф.К. Дмитриев был тем, кто укрепил желание Алексея Гордеева всерьёз заниматься живописью.

Задумавшись о получении профессионального художественного образования, Алексей выбрал Омское художественно-педагогическое училище. А Федор Константинович основательно готовил его, как одного из своих самых способных учеников, к поступлению.

Гордеев планировал подать документы в училище после двух лет службы в армии, однако его планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война. А.С. Гордеев служил в рядах Красной Армии с 1938 года по ноябрь 1945 года. В 1943 году вступил в партию ВКП (б).

Участник Великой Отечественной войны вернулся в Красноярск и начал работать художником-оформителем в Доме культуры МВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.

В 1948 году А.С. Гордеев переехал в Кемерово. И уже в ноябре того же года стал одним из первых членов кемеровского товарищества Всероссийского Союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства «Всекохудожник».

Свою работу в товариществе А.С. Гордеев начинал как копийщик – создавал копии с картин, портретов. А толчком к созданию собственных картин послужило приглашение, поступившее ему Виктора Сергеевича Зевакина – объединиться для совместного написания этюдов на природе. Тогда же Алексей Семёнович приобрёл свой первый этюдник.

В 1950 году его первые самостоятельные работы появляются на V областной выставке в Кемерове.

А.С. Гордеев брал уроки профессионального мастерства у педагога Виктора Михайловича Петровского и живописца Николая Ивановича Бачинина.

В 1962 году его приняли в Союз художников РСФСР. Работу в Союзе Алексей Гордеев начал как живописец, занимаясь написанием пейзажей. В 1950 – 1960-е годы в Кузбассе шло активное освоение природных богатств и развитие промышленности, строились крупные индустриальные объекты. Профессиями шахтера, металлурга, строителя гордились, простой рабочий был главным объектом произведений литературы и искусства. Поэтому одной из главных тем работ А.С. Гордеева стал индустриальный пейзаж.

Ритмы трудовых будней диктовали художнику поиск более гибкой и подвижной техники рисования. Маслом не удавалось полностью передать суровую красоту и могущество края. Для этого лучше всего подходил строгий язык графики, и А.С. Гордеев начал осваивать технику линогравюры – вида эстампа, особенно популярного в 1960-е годы, стал художником-графиком.

Основные работы пейзажиста: серия «Горная Шория», 1957 – 1960; «В предгорье», 1959; «Верхотомка», 1960; «Шалымский рудник», 1963; «В карьере рудника», 1964; «Карьер», 1966; «Рудник в горах», 1967; «Таштагольский рудник», 1968; «Геологи», 1970; «Рудная гора», 1972; «Буровые», 1973; «Замело», 1973; «Хакасия», 1973; «Поля Хакасии», 1973; «Осенний мотив», 1974; «Последний луч», 1975; «По Томи», 1975; «Таёжная речка», 1975; 6 «Верхотомские вечера», 1975; «Буровые ночью», 1975; «Мрассу», 1976; «Шахтёры», 1974 – 1977; триптих «На дальней выработке», 1976; серия «Ночной город», 1977 – 1978; серия «Натюрморты в мастерской», 1975 – 1978.

С 1950 по 1980 годы А.С. Гордеев принимал участие в 14 областных художественных выставках, представляя на них пейзажи и этюды различной тематики.

В 1956 году в Иркутске проходила выставка «Художники Сибири и Дальнего Востока», где демонстрировались пейзажи А.С. Гордеева с видами Горной Шории, а также этюды. В 1960 году А.С. Гордеев принял участие в групповой выставке произведений 12-ти художников Кузбасса, проходившей в Новокузнецке. В 1995 году участвовал в межобластной художественной выставке в Новосибирске с этюдами и пейзажами города.

Он неоднократно выставлял свои работы на зональных и республиканских выставках. В 1960 году с пейзажем «В предгорье Шории» участвовал в Первой республиканской выставке «Советская Россия», проводившейся в Москве.

В 1964 году в Новосибирске состоялась первая зональная выставка «Сибирь социалистическая», на которой А.С. Гордеев представил линогравюры «Шория». В этом же году состоялась выставка «Советская Россия» в Москве.

В 1965 году проходила II республиканская московская выставка «Советская Россия», и на ней художник выставлял эстампы «О Горной Шории». В 1967 году в Москве проводилась III Всесоюзная выставка эстампа, посвященная 50-летию Советской власти, где А.С. Гордеев демонстрировал эстамп «Карьер» и другие работы.

В 1969 году А.С. Гордеев с серией гравюр «Шория моя» принял участие во II зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Омске. В том же году серия его линогравюр «Руда Шории» демонстрировалась на выставке «Графика Сибири» в Москве.

И если на первой республиканской выставке 1960 года он участвовал еще с листами, выполненными в технике гуаши, то в последующие 10 лет в каталогах выставок зоны РСФСР и Всесоюзной – имя Гордеева стояло в разделе «Графика».

В 60-е годы среди видов эстампа была особенно популярна черно-белая моногравюра. Её сравнительно несложная техника позволяла художнику быстро откликаться на события, воспроизводить хронику рабочих будней крупных строек, индустриальных объектов. Главную линию его творчества условно можно назвать «Природа и человек». В своих работах он показывал проникновенность лирических пейзажей Сибири, были и жанровые композиции – идея возникла после того как он побывал в забое Таштагольского рудника.

В 1970 году он принял участие в республиканской выставке художников «Советская Россия» в Москве, в 1971 году представил серию гравюр о Горной Шории на выставке «Художники Сибири, Урала и Дальнего Востока».

В 1974 году эстампы А.С. Гордеева «Шория моя» демонстрировались во Франции на выставке «Графика Сибири» и в ФРГ.

Работы А.С. Гордеева неоднократно выставлялись на зональных выставках «Сибирь социалистическая»: в 1980 году в Барнауле, в 1985 году в Кемерове и в 1991 году в Красноярске.

В 1960, 1970, 1978, 1987 и 1995 годах состоялись персонально-юбилейные выставки работ А.С. Гордеева, на которых были представлены произведения живописи, гравюры, монотипии.

Для сбора материала А.С. Гордеев с 1955 по 1979 годы совершал ежегодные творческие поездки в Горную Шорию. В 1965 году с той же целью посетил Тувинскую АССР, а в 1977 году – Хакасскую автономную область. В 1952 году совершил творческую поездку в Болгарию, в 1993 году – в Италию.

А.С. Гордеева избирали членом правления Кемеровского отделения Союза художников РСФСР, председателем ревизионной комиссии Кемеровского отделения Союза художников РСФСР, членом зонального выставкома. Он был делегатом III съезда художников РСФСР.

В 1985 году его наградили Орденом Отечественной войны II степени. В 1996 году А.С. Гордееву было присвоено звание заслуженного работника культуры РФ.

В числе его наград – медаль «За победу над Японией», медали в честь Вооруженных Сил СССР» и Победы в Великой Отечественной войне, медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и Медаль Г.К. Жукова; медаль «За участие в IV Республиканской художественной выставке «Советская Россия»,

В 2003 году ему была вручена медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» II степени. Среди наград - и грамота Секретариата правления Союза художников СССР «За отличную работу».

А.С. Гордеев ушёл от нас в мае 2004 года.

О.Н. Гринева,

главный архивист отдела

государственного архива Кемеровской области

Источник: http://arhiv42.ru/pictures/20190925061523gordeev.pdf

 

Из публикации «Художник Гордеев. Пропасть в центре мира»

Сегодня в поле нашего внимания – офорт Алексея Гордеева «Карьер» из графической серии «Шория моя». Эта работа была создана в 1966 году, неоднократно выставлялась и воспроизводилась в печати и стала уже своего рода эмблемой. Ныне она находится в коллекции Кемеровского областного музея изобразительных искусств.

...Гордеев не получил профессионального образования, но никогда не упускал случая поучиться ремеслу. В 1960 году стал участником республиканской выставки и был принят в Союз художников. Начинал он как живописец, но в 1960-х обратился к графике – офорту, линогравюре и монотипии.

Говорят, это было связано с расстройством зрения. Однако в последние годы жизни художник работал в технике гуаши и пастели. Дело, видимо, и в том, что линогравюра и офорт в 1960-х вошли в моду. И в том, что эти техники оказались созвучны дарованию Гордеева.

Он был заядлым путешественником и особенно часто бывал в Горной Шории. Излюбленным его жанром был пейзаж, а в 1960-х – именно индустриальный пейзаж, так что «Карьер» – работа для Гордеева типичная. Она исполнена в броской, почти плакатной манере. Гордеева упрекали в репортажной упрощенности и некоторой конъюнктурности, но именно в техниках линогравюры и офорта он создал ряд работ музейного достоинства...

«Суровый стиль»

Карьер у Алексея Гордеева скорее всего – железнорудный. Впрочем, угольные разрезы до начала 1960-х тоже именовали карьерами, так что здесь нет принципиальной разницы. Важнее для нас то, что Гордеев изображает свой карьер совершенно в Дантовской традиции.

Сказался в его офорте и очень влиятельный в 1960-х годах «суровый стиль», который рассматривают как своего рода протестантскую Реформацию по отношению к благостному соцреализму поздних сталинских времен. Лаконичность, резкие контрасты черного и белого, сочный и размашистый штрих линогравюры и офорта стали эквивалентом сурового стиля в графике.

По словам искусствоведа Алексея Бобрикова, ведущей темой сурового стиля был труд, понимаемый как подвижническое преодоление и протестантская аскеза. Тема покорения природы также близка идеологии кальвинизма. «Чаще всего в основе подобного сюжета лежит героическое противостояние человека и дикой природы, некое насилие над природой, близкое к изнасилованию («Не стоит ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача»); вторжение в её недра, извлечение природных ископаемых или изменение естественного течения рек».

Герои сурового стиля – посланцы цивилизации, физики, геологи, рабочие-первопроходцы. Для этой стилистики важны рационализм и минимализм, чистота и строгость, контрастная черно-белая гамма. Линогравюра и офорт, как и черное-белое кино, до сих пор ассоциируются с шестидесятыми и шестидесятниками.

Черное и белое

Впрочем, определенный дуализм был свойствен соцреализму с самого начала. Этот метод был вдохновлен ленинским лозунгом о «построении социализма в отдельно взятой стране», причем «во враждебном окружении». На эту же идею работал сталинский тезис о неминуемом обострении классовой борьбы по мере построения социализма.

Во время Великой Отечественной на первый план вышло противостояние социализма и фашизма. Никуда не делась дуалистическая модель и во время «холодной войны».

Искусство начала хрущевской оттепели потихоньку отказывается от наиболее скомпрометированных советских мифов, но сохраняет теплоту и умиление. «Суровый стиль» отвергает и эту оптимистическую теплоту и видит мир исполненным бескомпромиссных противоречий, в пределе – черно-белым. Именно поэтому в 1960-х были так востребованы офорт и линогравюра, с их контрастным сопоставлением черно-белых масс.

...Исследователи мифологии утверждают, что дуалистическое мировоззрение возникло именно в урало-алтайском регионе. В сибирских традициях не только шаманы, но и кузнецы часто делятся на белых и черных.

Позднее на Алтае и в Саянах процветало дуалистическое манихейское учение. Восходит оно к временам Древнехакасского каганата (840–1293), ядро которого составили саяно-алтайские тюрки. Остатки манихейства обнаруживают в традиционных шаманских верованиях алтайцев, шорцев, хакасов, тувинцев и других сибирских народов.

Страсть Алексея Гордеева к художественному исследованию Горной Шории, конечно, прямо не связана с подобными верованиями. Но что-то созвучное своему излюбленному суровому стилю в природе и мировоззрении этих мест он, несомненно, интуитивно ощущал. В общем, и в скромном производственном пейзаже можно различить и запечатлеть космический размах и архаические глубины.

Олег Третьяков

Источник: http://kuzbass85.ru/2015/06/04/propast-v-tsentre-mira/

Архив новостей