Анатолий Берестов – выдающийся пианист, продюсер и организатор джазовой жизни Новокузнецка

18 ноября 2021 

Анатолий Михайлович Берестов – создатель и руководитель прославленного джаз-клуба «Геликон», превративший Новокузнецк в джазовую столицу Сибири. Благодаря ему музыкальный мир узнал о музыкпнтах Новокузнецка. В 2013 году его имя вошло в рейтинг самых известных людей за 70 лет с момента создания Кемеровской области (рейтинг опубликован в  газете «Кузбасс» за 25 января 2013 года).

Родился Анатолий Берестов 24 мая 1953 года в Сталинске (ныне Новокузнецк) в семье музыкантов: мать – пианистка, отец – трубач, дирижер симфонического оркестра.

Окончил Новокузнецкую детскую музыкальную школу № 6. В 1973 году – музыкальное училище в Прокопьевске по классу фортепиано. В 1980 году получил диплом об окончании музыкального факультета Иркутского педагогического института.

Как признавался сам Анатолий Михайлович в книге «Романтики джаза», во времена студенчества его несколько раз выгоняли из учебных заведений, причём не столько за приверженность полузапретной музыке, сколько из-за стиля жизни – богемного и слишком свободного от родительской опеки.

С 1973 года преподавал в Новокузнецком музыкальном училище, где и стал серьёзно заниматься джазом. Как джазовый пианист дебютировал в ансамбле трубача Александра Кабанова. А в 1980-е годы организовал собственное трио. Как лидер джазового трио участвовал в Международных фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Петрозаводске, Красноярске, Новосибирске, Новокузнецке.

В 1990-х входил в ансамбли с музыкантами других городов и аккомпанировал зарубежным гостям. Так, 23 марта 1992 года в составе трио новокузнецких джазменов выступал в концертном зале имени П.И. Чайковского в программе, посвященной 100-летию Коула Портера.

В 1984 году организовал в Новокузнецке джаз-клуб «Геликон» (с 1992 года – джаз-клуб стал муниципальным учреждением).

В мае 1987 года Анатолий Михайлович провёл первый джазовый фестиваль «Панорама сибирского джаза». А с 1991-го подобные фестивали под названием «Джаз у Старой крепости» приобрели статус международных. В 1987-1990 годы проводил Вечера фортепианного джаза.

Как пианист А.М. Берестов был склонен к романтическому музицированию, использовал классическое туше, брал за основу произведения классики.

В 2004 году, к своему 50-летию, А. Берестов написал книгу мемуаров «Романтики джаза». Благодаря ему в 2004 году новокузнецкий джаз-клуб «Геликон» получил статус губернаторского джаз-клуба.

А в 2005-м Берестов открыл в джаз-клубе «Геликон» первый в России и Европе Международный музей джаза.

Его не стало 27 апреля 2006 года 2006 году: во время операции на легких впал в кому, из которой не вышел...

Анатолий Михайлович Берестов – заслуженный артист России (1999), почётный деятель культуры Кемеровской области (2004). В 1997 году удостоен звания «Лауреат премии Кузбасса». Его имя вошло в энциклопедию «Джаз. ХХ век» (Санкт-Петербург, 2002). С 2007 года его имя носит фестиваль «Джаз у Старой крепости». В новокузнецком музее джаза открыта экспозиция, посвященная А. Берестову. В июле 2014 года на стене Джаз-клуба «Геликон» появилась мемориальная доска в память об Анатолии Михайловиче.

Звание «Почётный гражданин города Новокузнецка» присвоено А.М. Берестову 19 июня 2018 года (посмертно, решение Городского Собрания № 8/78).

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/80-berestov.html

 

Из публикации «Берестов Анатолий Михайлович»

...Создание 1984 году джазового коллектива под названием джаз-клуб «Геликон» сконцентрировало в себе надежды джазовых музыкантов и любителей джаза города об общении, свободном восприятии джаза, о совершенствовании исполнительского мастерства.

Пианист Анатолий Берестов собрал квартет музыкантов, и с создания этого ансамбля началась новая эра в джазовой жизни Новокузнецка. Музыканты ансамбля самоотверженно репетировали, результаты не замедлили сказаться.

...Первый в Новокузнецке джаз-фестиваль, который назывался «Панорама Сибирского джаза-87» ...был очень удачный опыт, и с тех пор интеллигенция города поверила в джаз-клуб «Геликон», а музыканты «Геликона» в общении с ведущими музыкантами России и мира стали по-настоящему учиться джазу.

В 1991 году у фестиваля появилось новое название «Джаз у Старой крепости».

А.М. Берестов считал, что задачами фестиваля являются развитие и сохранение различных течений и направлений в джазовом исполнительстве, расширение и укрепление культурных связей, международный культурный и творческий обмен в вопросах развитии культуры и искусства народов мира, сохранение всемирного джазового наследия, поддержка и развитие музыкального джазового искусства и этнографического творчества, представление культур малочисленных народов, развитие эстетического вкуса слушателей.

...Кипучая продюсерская деятельность Анатолия Михайловича, его гостеприимство, бережное и уважительное отношение к артистам привело к тому, что гостями джаз-клуба становились такие выдающиеся российские и зарубежные музыканты, как Бенни Голсон, Куртис Фуллер, Бобби Ватсон, Эдди Гомес, Билли Кобэм, Игорь Бутман, Давид Голощекин, Сергей Манукян, Даниил Крамер, Михаил Окунь; артисты театра и кино: Сергей Юрский, Инна Чурикова, Александр Калягин, Александр Абдулов, Александр Збруев и другие.

Стали выпускаться компакт-диски и пластинки с записями фестивалей.

По инициативе А. Берестова для популяризации джаза среди детей и обучения джазу при клубе была создана музыкальная студия. Артисты клуба стали педагогами, а дети получили возможность выступать на легендарной сцене клуба.

...Неожиданно и трагически оборвалась жизнь замечательного артиста. Он был полон планов, творческих идей и грандиозных проектов. Он ушёл на такой высокой ноге, оставив ярчайший след в истории джаза, города, клуба, в сердцах людей любивших его, а его творение – джаз-клуб «Геликон» – и сегодня выполняет его заветы: ведёт большую и благородную культурно-просветительскую работу.

О. Баскакова (Юшкова)

Источник: https://новокузнецк400.рф

 

Из статьи «Мы ничего не боялись, потому что нечего было терять». Как в Сибири играли джаз

В 1984 году Берестову удалось открыть в родном городе джаз-клуб. ...Но билеты сначала продавались плохо, первые джазовые концерты собирали самое большее 100–150 человек – в основном комсомольцев. Но Анатолий Берестов был уверен: в Новокузнецке поймут и полюбят джаз.

– Его друзья и единомышленники по "Геликону" пытались продавать билеты на джазовые концерты в автобусах, на работе уговаривали коллег сходить в клуб. Но первое время всё равно приходили единицы. Помню, Толя смотрит в окно и видит, как толпа горожан торопится на матч местной хоккейной команды, и у него в глазах такая тоска. Он мечтал, чтобы все они шли не на хоккей, а на джаз, – вспоминает Наталья Берестова.

– ...Толя говорил: "Надо просто слушать джаз. Слушать, слушать – и однажды прозреешь", – рассказывает Анатолий Кучеров. – У него была гигантская любовь к джазу, которой он буквально горел. Может, поэтому и ушёл так рано. А все мы, с кем он дружил и общался, стали поклонниками этой музыки. Толя умел добиться своего. Я ведь сначала не любил джаз, но вот уже больше 30 лет не пропускаю ни одного джазового концерта в нашем городе.

...На рубеже 1980–1990-х в стране начались массовые и многомесячные задержки зарплаты. В лучшем случае вместо денег люди получали какие-то товары. Наталья Берестова, которой самой не платили около года, объясняла мужу, что у людей нет денег на еду, им не до джаза. Музыкант этого не понимал, раздражался: "Деньги потом появятся, а этот концерт уже никогда не повторится".

С другой стороны, именно тогда в России стали появляться "новые русские" в малиновых пиджаках, и иной раз именно они неожиданно становились спонсорами фестивалей и концертов. Наталья Берестова вспоминает: в начале 1990-х один "новый русский" оплатил дорогу звездам джаза в Новокузнецк и обратно лишь для того, чтобы он со своей дамой смог потанцевать под их аккомпанемент на закрытой вечеринке…

Райком комсомола, городская администрация, предприниматели-спонсоры… Берестову постепенно удалось "раскачать" ситуацию вокруг своего джаз-клуба. Вся джазовая Россия называла Берестова просто Толя. Звёзды мирового уровня узнавали его голос по телефону, когда он в очередной раз приглашал их приехать и сыграть в далёком Новокузнецке. И они приезжали и играли.

– Толя был максималистом, фанатиком, романтиком, – говорит Наталья Берестова. – Кому-то он казался даже нелепым. Спорил со всеми, что нет элитарной музыки, а есть музыка хорошая и есть плохая…

Источник: https://www.sibreal.org/a/30347691.html

 

Из заметки «Анатолий Берестов»

Боженька, наверное, поцеловал его в макушку, когда он сидел под роялем кинотеатра “Коммунар”, где наяривал джаз-бэнд, в котором на виду были его папа и мама. Об этом (не о поцелуе, конечно) Толя написал в своей книге “Романтики джаза”. Там – про городской джаз до него, с ним под роялем и тогда, когда Берестов, по сути, стал воплощать в себе весь новокузнецкий джаз.

Читая её, можно прийти к невольному выводу, что джаз в Новокузнецке – семейное дело Анатолия Берестова. И не потому, что на этом пути других не было, просто у него было больше страсти, если это можно назвать “страстью”. Я предпочитаю считать, что он был отмечен поцелуем свыше (пусть это будет Бог).

Он не сразу стал тем, кем вы его знаете, – прекрасным пианистом (“Незатейливые фантазии на темы И.С. Баха) и самым успешным, изобретательным продюсером за Уралом – “стержнем джазовой жизни Сибири”. Но в нём всегда кипела энергия творчества. Он просто жаждал собрать, организовать, сделать. Сначала это был фильм, в главные герои которого он собрал всех друзей, достал кинокамеру.

Кино не было снято, но эта веселая авантюра оставила послевкусие молодости на наших уже не молодых губах. А Толя нащупал свой путь и пошёл по нему твердыми ногами. Ибо, как я непрозрачно намекнул, он был ему предначертан.

Невероятно, но факт — о джазе в Новокузнецке знали во всем мире. Город, кажется, противопоказанный музыке, благодаря ему, Анатолию Берестову, стал симпатичной частью мировой джазовой жизни. В каком еще смысле Новокузнецк мог чувствовать одним из полюсов жизни?

“Куда, кроме Москвы, можно свозить приезжающего для совместных выступлений американца? К Толе! У кого самый интересный и гостеприимный фестиваль за Уралом? У Толи! У кого мы играли тот фантастический джем, когда собрались принципиально не собирающиеся в одном месте музыканты со всех концов света? У Толи!” – вспоминает корреспондент журнала Down Beat в России Кирилл Машков…

Валерий Немиров

Источник: https://kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/anatoliy-berestov/

 

Из информации «Музей имени Берестова»

...Когда мне где-то на переломе 2004-2005 годов Анатолий сказал, что собирается открыть музей джаза в Но­ вокузнецке – я не удивился. Объясню почему. Любой человек, мыслящий мерками классического российского бизнеса, уже давно бы перевёл своё дело на коммерческую основу.

Это раз. Объясню – легко создать где-нибудь за чертой Новокузнец­ка закрытое заведение для избранных, брать с них по штуке баксов и возить кого угодно, начиная от «Deep Purple», закан­чивая Киркоровым.

Два: имея связи Анатолия Михайловича, можно карандашом ткнуть в точку на карте и поехать туда жить, а заодно организовывать концерты – с его авторитетом и связями в музыкальном мире фестиваль «Джаз у Старой кре­пости» можно проводит в предгорьях Тибета или на южном берегу ЮАР – счастливы будут все – и музыканты, и зрители.

Но Берестов почему-то до сих пор живёт в Новокузнецке и упорно, самозабвенно пытается придать угольно-металлур­гическому центру Сибири небольшой культурный оттенок.

Всё это, естественно, бесполезно – наш новокузнецкий менталитет шутя давит любой намёк на интеллигентность, но Анатолий Михалыч упорно гнёт своё дело: вслед за «Энциклопедией новокузнецкого джаза» появился музей.

Любой музей, естественно, ценится экспонатами – Берестов смог собрать прекрасную и неожиданную коллекцию – лично я полный профан в музыке, «купился» на маленькое пианино, которое было сделано по заказу Сталина для фронтовых концертных бригад,– высотой в метр, но с аккуратными клавишами, ещё замечательна подшивка новокузнецких музыкальных афиш 40-х и 50-х годов.

Берестов на ней особенно не фокусирует внимание, но на церемонии открытия музея большой и очень тяжёлый альбом-энциклопедию листали два человека – ваш покорный слуга и депутат Государственной думы Сергей Неверов.

Вообще открытие музея прошло при минимуме официоза: с одной стороны – сенатор, депутат и парламентарий Неверов, с другой – музыкант Игорь Бутман.

Бутман без особого пафоса отдал в фонд новорожденного музея свой первый саксон. Если учесть, что Бутман – личность в российском джазе такая же, как Туполев в авиастроении, то нужно понять, что такие подарки случайно не делаются.

– В Америке музеев вроде вашего два или три, – говорил на открытии вокалист и джазмен Кевин Махагани, приехавший в Новокузнецк на церемонию открытия.

– Кевин, их в мире два или три, – поправил его Бутман.

А я позволю себе поправить Бутмана – было «два или три», теперь на один больше – значит, три или четыре. И этот вый музей – не в Лос-Анджелесе и не в Питере. Он в Новокузнецке...

Ростислав Бардокин

Источник: https://новокузнецк400.рф/userfiles/files/Музей%20имени%20Берестова.%20Самый%20сок.%202005.%205.%20С.%2082-83.pdf

Фото: в данной подборке материалов использованы только авторские фотографии Сергея Черемнова, сделанные в июле 2005 года

Архив новостей