Анатолий Паршинцев

12 марта 2013 

Горькая нежданная весть: скоропостижно ушел из жизни Анатолий Николаевич Паршинцев – талантливый журналист, верный товарищ, честный, добрый человек.

Коренной кузбассовец - родился в победном 1945-м в поселке Комсомольский Тисульского района – он связал свою судьбу с Кузнецким краем. Трудовой путь начал в 16 лет рабочим в геофизической экспедиции. Разъездной характер работы не позволял продолжить образование, потому устроился кочегаром в школьную котельную. Настойчиво учился и… писал стихи, мечтая стать поэтом.

Успехи в овладении словом привели в районную газету, затем в областной «Кузбасс» - сначала в выездную редакцию на стройках области и,наконец, в отдел сельского хозяйства, где в общей сложности он проработал четверть века.

Люди и проблемы села стали главной темой его творчества, главной, но не единственной, о чем свидетельствуют книжки юмористических рассказов, публикации в толстых журналах.

Однако селяне ценили Анатолия Николаевича не за литературные опыты, а за профессионализм, понимание сути нелегкого крестьянского труда. Он никогда не был сторонним наблюдателем, все его публикации – от рядовых репортажей до проблемных очерков – пронизаны чувством сопричастности, уважения к людям. С болью в сердце воспринял он постперестроечную ломку совхозов и колхозов, не вдруг-то поверил, что пришедшее на смену фермерство будет кормить страну. Потом, осознав свою неправоту, публично извинился перед фермерами.

В этом поступке Анатолия Паршинцева отразилось его всегдашнее стремление жить честно, по совести.

Он не кичился своими премиями, государственными и областными наградами, а их накопилось немало. Даже подшучивал, мол, это все прикладное.

Называл себя счастливым человеком, которому повезло с любимой и любящей женой Людмилой Васильевной и сыновьями Костей и Антоном, подарившими внуков…

У Анатолия Николаевича было много друзей, а коллеги – будь то «кузбассовцы», журналисты «Социалистической индустрии» («Рабочей трибуны»), где он несколько лет был собкором по Кемеровской области и Алтайскому краю, коллектив газеты «Кемерово», где работал заместителем редактора, а затем редактором – всегда относились к нему с уважением, ценя за добродушие и мягкий юмор.

Кузбасская журналистика понесла тяжелую утрату, никогда больше не появятся публикации за подписью «Анатолий Паршинцев».

Имя его будут хранить газетные подшивки и наша память.

Коллектив редакции газеты «Кузбасс».

Источник: http://www.kuzbass85.ru/wp-content/uploads/2013/03/kuzbass_12_03_2013.pdf

 

 

Певец крестьянского труда и рупор новых технологий

 

Когда-то в юности Анатолий Паршинцев так проникся поэзией Есенина, что и сам начал писать стихи. Но работать он начал уже в 16-летнем возрасте отнюдь не по творческой части: сначала рабочим геофизической экспедиции - прошел насквозь всю тайгу от Тисуля до Кемерово, затем кочегаром в школьной котельной - заодно и вечернее образование получил. Учеба в институте, районная газета - ни одного дня из тех лет Анатолий Николаевич не считает потерянным. Ведь это был его путь к намеченной цели – в большую журналистику. Из 47 лет общего трудового стажа четверть века пришлось на газету «Кузбасс».

Родился он в победном 45-м в поселке Комсомольский Тисульского района. В Тисуле сейчас живет его мама Анастасия Федоровна, которой через месяц исполнится 101 год – дай Бог ей здоровья. Отец был инвалидом, семья жила подсобным хозяйством, так что особо рассчитывать на чью-то помощь Анатолию не приходилось. Скромный, мягкий и внешне застенчивый, он обладал на редкость твердым характером и точно знал, чего хочет добиться в жизни – получить образование и стать поэтом, ну, или писателем как минимум.

Его знакомство с газетой «Кузбасс» пришлось на тот период, когда он уже работал в отделе пропаганды треста «Оргтехстрой». При газете «Кузбассе» в те годы действовала выездная редакция, которая на важных пусковых объектах Кемеровской области совместно с партийными организациями обеспечивала ежедневный выпуск малотиражной газеты, мобилизующей строителей на ударные темпы работы. Так ему, к примеру, пришлось полгода прожить на строительстве 2-го конвертерного цеха Запсиба в Новокузнецке, фарфорового завода в Прокопьевске, 6-й батареи Кемеровского коксохимического завода. Анатолий хорошо зарекомендовал себя, и в 1974 году его приняли на должность штатного корреспондента в отдел сельского хозяйства газеты «Кузбасс». Отдел возглавлял Петр Аносов, за что всех сотрудников этого отдела называли «поданосовиками». Петр Тимофеевич был личностью колоритной - фронтовик, человек в коллективе весьма уважаемый, при этом в общении прост  и балагур отчаянный. Его жена, к слову, в банке работала, и по этому поводу прошла такая «аносовская» байка, что деньги в банк, представьте, не купюрами, а рулонами поступают. Вот, дескать, Галина настрижет обрезков втихаря, а он их потом ночами склеивает! И у Аносовых этих денег, ну, просто завались, даже в туалете, извините, в изобилии. Смех смехом, а в банке, говорят, проверка была.

Анатолий «мотался» с командировками по всей области, пожалуй, и хозяйства нет такого, где бы он не побывал ни разу. Постперестроечный развал отрасли воспринял, конечно, с большою болью. Все, о чем писал, оказалось в прошлом. Скотина ушла под нож, а на месте цветущих колхозов и совхозов остались лишь поросшие бурьяном земли и заброшенные фермы. Потом появились и ушлые ребята, пытавшиеся на этом поживиться, скупая у бывших колхозников за бесценок земельные паи. Паршинцев много об этом писал и даже судился с «обиженными»  спекулянтами. Галина Пыхтина – в те годы начальник департамента сельского хозяйства Кемеровской области – его успокаивала: «Ладно, Толик, не расстраивайся. Все постепенно встанет на свои места». Так и получилось.

В 1988-м Анатолия Паршинцева пригласили в газету «Социалистическая индустрия» на должность собственного корреспондента по Кемеровской области и Алтайскому краю. В плане профессионального роста это было, конечно, заманчивое предложение – все-таки столичная газета плюс служебный автомобиль и возможность писать «не взирая на лица». Газета позже реформировалась в «Рабочую трибуну», а затем и вовсе была закрыта. У собкора отняли авто и за долги отключили телефон… И пошел Паршинцев в газету «Кемерово», на должность заместителя главного редактора. Компания в ту пору в городской газете подобралась очень сильная, но Анатолий Николаевич в ней не потерялся. А когда не стало прекрасного человека и журналиста Евгения Красносельского, на должность редактора назначили Анатолия Паршинцева, который занимал ее четыре года. А затем охотно поддался на уговоры главного редактора газеты «Кузбасс» Виктора Кладчихина вернуться к своей прежней должности – заведующего отделом сельского хозяйства. Окунувшись в сельскую тематику, вновь почувствовал себя «в своей тарелке». Ситуация в сельскохозяйственной отрасли медленно, но все-таки уже менялась к лучшему. Работал в тесном контакте с департаментом, много и убедительно писал о необходимости перехода на новые методы хозяйствования и передовые технологии – беспахатное земледелие и беспривязное содержание скота. Принял участие в ряде специализированных изданий по сельскохозяйственной тематике, получил немало журналистских премий, серебряную медаль участника ВДНХ, правительственную медаль «За трудовое отличие», а также областные награды – звание «Почетный работник агропромышленного комплекса Кемеровской области», медали «За особый вклад в развитие Кузбасса»III степени, «За веру и добро» и «За честь и мужество».

Последняя - за поездку в Чечню с гуманитарным грузом от администрации Кемеровской области. Остановились в Гудермесе, 10 дней жили в вагоне на станции.  Город был полностью разгромлен. За гуманитарным грузом из Грозного приехали солдаты, часть помощи была передана в школы Гудермеса. Тем временем журналистку Ольгу Рожкову, представляющую пресс-службу администрации Кемеровской области, и журналиста газеты «Кузбасс» Анатолия Паршинцева вообще чуть не украли! В общем, как дело было… Вышел Анатолий из вагона перекурить, глядь, а Ольгу какой-то чеченец к себе в машину подсаживает. «Ты куда?» - спрашивает он. «Да вот, товарищ пообещал окрестности показать», - отвечает  Оля. Ну, Анатолий с ними и напросился. Они  уже немало блокпостов проехали, когда почуяли неладное, и решительно отказались от дальнейшей экскурсии в горы. Их уже искали и здорово отругали за эту беспечную прогулку. На войне как на войне…

Вообще Паршинцев своей профессиональной судьбой вполне доволен. Может, и хорошо, говорит, что я не поэт, и не писатель, а именно журналист. Хотя между делом успевал и в литературные журналы писать, и издал две книжки юмористических рассказов. Сейчас на пенсии. На вопрос, чем занимается на заслуженном отдыхе, отвечает: «В саду копаюсь, ну, и, конечно, не отказываюсь, когда мне по старой памяти предлагают поучаствовать в издании какой-либо книги. Рыбалку зимнюю люблю. И… жену мою Людмилу Васильевну. Она всю жизнь преподавателем работала. Я ей благодарен за все, и за сыновей особенно, хотя они и не пошли по моим стопам. Старший - майор милиции, живет в Белове, младший - подполковник. Ждем рождения третьего внука. А вот рассказов, извиняюсь, больше не пишу, наверное, юмор кончился».

«Поругаться с Толей – это особый талант нужен», - говорит Тамара Малышкина, его давняя коллега по работе в «Кузбассе» и соседка по дому. А он ни с кем и никогда на нашей памяти и не ругался!

Светлана ЕРШОВА

Источник: газета «Кузбасс», 27 декабря 2011 года.

Архив новостей