В недалёком прошлом известный кемеровский журналист Андрей Масленников завоевал большую популярность в Новосибирске. Он достойно ведет телевизионные эфиры и по праву считается лучшим шоуменом – ведущим торжеств в городе и регионе.
Более публичной персоны не придумаешь. Андрея Ростиславовича Масленникова помнят, прежде всего, как телеведущего популярнейшей программы «Запросто» ГТРК «Новосибирск», которая выходила в прямой эфир ежедневно в прайм-тайм на рубеже нулевых и неизменно вызывала резонанс. И тогда казалось, что шансон «что из сто восьмой квартиры парень самый симпатичный во дворе» сочинен именно о нем — девушек укачивало от его красоты и обаяния, бабушек пленяли его интеллигентные манеры, а мужчины нервно курили в сторонке.
Сегодня он обучает мастерству работы с аудиторией в Школе ведущих, а сам ведет сатирико-юмористическую передачу HOBOSTI на канале «2х2», пародию на «Новости», не рекомендованную к просмотру детям до 16 лет. Андрей Масленников часто «светится» и в авторской программе «Кстати, о погоде», выбирает сложные темы, глаголом жжет сердца зрителей и делает это убедительно, красноречиво, веско по аргументации. Но с карьерой, которую он сделал на телевидении, теперь соперничает его повышенная востребованность в качестве шоумена.
Не проходит и месяца, чтобы он не летал за границу: например, в такие привилегированные живописные местечки, как Лазурный берег Франции, где правит балом на 500 гостей, большей частью русскоязычных. И не проходит недели, чтобы Масленников не ответил отказом на предложение поехать вести какое-нибудь торжество по той причине, что его расписание составлено на год вперед.
Чтобы побеседовать по душам, я, как и его заказчики, тоже дожидалась очереди, пока Масленников вдоволь наработается и отдохнет в своем любимом Лиссабоне. Зато после удалось увидеть и его частное пространство — квартиру в белых тонах, где очень чисто, стильно и ничего лишнего, никакой роскоши.
- Андрей, я удивилась, узнав, что ты родился, рос и учился в Кемерово. А как получилось, что в определенный период ты стал лицом новосибирского телевидения?
- На самом деле, я учился не только в Кемерово, но и в Новосибирской консерватории, в классе Мэри Симховны Лебензон.
- Ничего себе! Мэри Симховна — мой кумир.
- Мой тоже. Но я не окончил консерваторию. В определенный момент прислушался к себе и понял, что быть пианистом — вовсе не то, о чем я мечтаю.
- Потому что быть концертирующим пианистом — это каторжный труд?
- Нет, потому что и при каторжном труде из меня не вышел бы Эмиль Гилельс, Николай Петров, великий исполнитель, а учиться у замечательной, уникальной Лебензон, отнимать ее время имеет смысл только если ты нацелен на высокий профессиональный результат. Я пошел по более легкому пути.
- Я думаю, окончить музшколу и музучилище, предшествующие консерватории, — уже свидетельство трудолюбия и внутренней дисциплины, это далеко не легко и не просто.
- Согласен, музучилище и два курса консерватории позволили мне развиться в прикладно-ремесленном ракурсе: в частности, работать концертмейстером, когда я учился в Кемеровском университете культуры и искусства на эстрадном отделении, а навыки системного труда пригодились, когда работал директором радиостанции «Европа плюс Кемерово».
- Тогда и состоялись твои первые эфиры?
- Да. Но по-настоящему я ощутил, что такое быть ведущим, какая это ответственность и какой особый драйв, конечно, когда вел программу «Запросто». Каждый вечер — новый гость в студии, и беседу с ним надо было построить так, чтобы и гостю, и зрителям было интересно.
- Вот прошло время, скажи, вопросы готовились заранее? Или все же доля импровизации присутствовала?
- И то, и другое. Конечно, я, перед тем как зайти в студию, настраивался, знакомился с биографией будущего собеседника, с его достижениями. Но, как ни готовься, невозможно предугадать, в каком настроении придет человек, потому ведущему часто приходится действовать по обстоятельствам. Важно раскрыть собеседника, «разговорить», расположить, и все это за доли секунд. В прямом эфире времени на размышления, на раскачку нет. Надо обеспечивать бойкий живой диалог и «картинку», яркость, разнообразие реакций собеседника.
- К счастью, тогда еще программы не перебивались рекламой, отвлекающей, рассеивающей внимание.
- Даже если бы перебивались, задачи бы выполнялись. Ежедневная практика дает бесценный опыт, плюс прямой эфир вводит тебя совсем в другое состояние, нежели запись, когда можно делать дубли, уповать на монтаж.
- Андрей, в программе «Запросто» у тебя в студии побывало, наверное, не меньше 500-600 персон. Всегда создавалось впечатление, что они тебе дороги как родные. А на самом деле? Всех ли ты помнишь?
- Нет, не всех, Ира. Вероятно, срабатывала защитная реакция организма — стирать из памяти, чтобы не допустить перенапряжения. Я чувствую подвох в твоем вопросе: ты выступала у меня в прямом эфире, а потом, встретившись на тусовке, я тебя не узнал. Неужели до сих пор обижаешься?
- О, да! Шучу. Конечно, не обижаюсь, но мне любопытно, каков механизм.
- Мне надолго запоминались в основном либо неконтактные, неразговорчивые собеседники, либо те люди, которые проявляли себя неожиданно — начинали петь, плясать, декламировать стихи и т. д. Многие приходили с заранее заготовленным монологом, их тоже трудно было перевести в режим диалога. В любом случае, я на момент эфира ни на секунду не забывал имя, фамилию, должность, приобрел навык слушать и слышать людей, достигать понимания мгновенно, как себя вести, чтобы управлять ситуацией. Кроме того, получил бесценный опыт работы в команде с высококлассными операторами, звукорежиссерами, ассистентами. Правда, тот период, когда я вел «Запросто», считаю очень счастливым, прямо подарок судьбы.
- В таком случае, особенно неожиданным и нелогичным воспринимался твой внезапный отъезд на Украину, после которого передача зачахла и заглохла. С чем он был связан?
- Мне совсем не хочется рассказывать, почему я внезапно уехал. Скажу лишь, что я уезжал с твердым намерением никогда не возвращаться, я был уверен, что уезжаю навсегда. Не потому, что не любил Новосибирск, наоборот, очень полюбил еще в период учебы в консе, но возникли личные обстоятельства... Буквально спустя полгода я вернулся. А передачи уже не было, и надо было искать новое место под солнцем. Сначала я устроился работать менеджером по рекламе в казино, тогда их еще не запрещали.
- Ты человек азартный?
- Я абсолютно не азартен в смысле игры, никогда даже желания не возникало попробовать рискнуть и выиграть. Наоборот, я ощутил, что дистанцироваться от предмета порой полезнее, чем погружаться в кухню, вариться внутри кастрюльки, для успеха предприятия. Трезвый расчет важнее азарта.
- А я однажды играла в рулетку и убедилась, что новичкам везет. Правда, я играла на чужие деньги, выигрыш сразу отдала. Все равно, по-моему, азарт, момент включения интуиции — захватывающие переживания.
- Они совершенно не нужны в профессии. Редко какая профессия предполагает быстрое получение результата. Жизнь — не передача «Квартирный вопрос» или как там она называется? «Школа ремонта»? Где полная переделка помещения происходит моментально, как по мановению волшебной палочки, а все усилия остаются «за кадром» благодаря монтажу. Я и не утверждаю, что к профессии нужно относиться с «холодным носом», потому своим студентам в Школе ведущих говорю, что это — не тренд. Всегда надо работать с увлечением, с упорством, но с абсолютно трезвыми мозгами.
- Извини, но когда ты ведешь праздники, которые всегда завершаются банкетами-фуршетами... Неужели?..
- Кстати, у меня и студенты иногда спрашивают — сколько нужно выпить, чтобы набраться храбрости, чтобы держаться раскрепощенным перед аудиторией? Всегда утверждаю: нисколько, ни грамма. Алкоголь — не помощник, резко снижает концентрацию внимания, вызывает ложные, ненужные, преувеличенные эмоции. Я сам никогда не взбадривал себя стимуляторами и никому не советую. Впрочем, алкоголь — вообще не моя история, я к нему равнодушен по умолчанию. Естественно, пробовал хорошие вина, отборный коньяк, виски и прочее, мне они не доставляют никакого удовольствия, вкус спиртных напитков априори не нравится. Максимум, что я себе позволяю на фуршете, банкете, — пригубить из вежливости, если возникает необходимость чокаться. И нередко гостей на банкетах отвлекаю от рюмок-фужеров: родной, отдохни.
- Андрей, значит, ты просто по натуре человек не робкий, тебе неведомо, что такое зажимы, неуверенность в себе.
- Нет, на самом деле я был и сейчас остаюсь робким, как любой нормальный человек. Но я тренировал себя, перепробовал несколько методик, бывало, на всю сумму гонораров летал на семинары в Москву. Мне определенный профессиональный «пинок» дал тренинг Радислава Гандапаса, кроме того, огромное количество специальной литературы.
- А кроме non fiction ты какие-нибудь как бы бесполезные книги, настоящую литературу читаешь?
- Редко. Я очень много, вдумчиво, запоем читал в детстве, в юности, сейчас журналы и газеты я читаю бегло, так же бегло просматриваю сайты, ленты в интернете. По моему ощущению, сейчас не время больших романов, мы успеваем воспринять короткие изречения и реплики в формате сообщений, иногда колоссальное впечатление оказывает поэзия, но тоже не поэмы, а лаконичные формы. Зато я так натренировал память, что мне зачастую достаточно один раз увидеть текст, чтобы его запомнить навсегда.
- Не скрою, мне нравится формат Hobosti, ничего общего не имеющий с реальными «Новостями», но все же спроецированный на текущий момент. Это актуальная сатира и откровенный юмор. В связи с тем тебе надо ли идти в студию на запись обязательно в приподнятом настроении? Как ты его у себя вызываешь?
- Если ты заметила, я сообщаю hobosti, что называется, на «голубом глазу», практически серьезно. А хорошее настроение, вернее, состояние легкости, которая нужна для подачи этих сообщений, возникает, создается непосредственно перед тем, как предстаю перед камерой, в процессе, пока знакомлюсь со сценарием, прикидываю, с какой интонацией его подать. Вспоминаю барона Мюнхгаузена...
- То есть велика заслуга сценаристов?
- Во многом успех не только передачи, любых мероприятий зависит именно от сценаристов, их креативности. Я могу объективно оценить качество их труда, поскольку первое время сам писал сценарии праздников. А теперь могу утверждать, что практически ни один праздник не проходит точно так, как предусмотрено сценарием. Всегда приходится импровизировать на ходу, вносить корректировки в соответствии с аудиторией. И тут уже вопрос смелости отходит на второй план, первый вопрос, который я себе задаю: для чего я это делаю? Надо очень уважать людей, для которых работаешь, чтобы праздник удался. Вот потому я обожаю вести официальные торжества, церемонии награждений, корпоративы, юбилеи и не очень люблю вести свадьбы.
- Почему? Свадьбы дают такой простор для romantic!
- Понимаешь, любая свадьба — это всегда некий аванс, молодожены еще ничего не сделали, чтобы утвердить свою любовь, доказать прочность чувств, у них все в перспективе. Я видел много невест и женихов, у которых вступления в брак, устройство свадеб вошли в привычку, они не отношения строят, а любуются собой в антураже. А, например, серебряная свадьба, 25-летний юбилей супружества, дает основания уважать союз, подводить некоторые итоги. Вообще, я люблю те праздники, в которых нет фальши, есть искренность, потому что в центре внимания — достойные люди, вокруг них — достойные гости.
Я бы сравнил праздники, коллективные торжества с большим шведским столом, где каждый находит свое «блюдо», развлечение на свой вкус. Поэтому в этой профессии, по-хорошему, не должно быть универсализации, должна быть узкая профилированность.
- Мне думается, тебе музыкальный слух помогает. А у тебя сохранилась техника игры на клавишах, надобность пользоваться инструментом?
- Как видишь, у меня в доме нет пианино, есть электронный синтезатор, который я храню в гардеробной и извлекаю только по мере надобности, когда надо аккомпанировать. Но у меня с детства слух гармонический, я играю музыку «в голове», мне зачастую и наушники не нужны, чтобы услышать то или другое произведение. К примеру, всегда моим любимым композитором был Сергей Рахманинов, у меня дома полное собрание его сочинений, я в любой момент могу их прослушать, но делаю это нечасто. Я люблю и академическую, и хоровую музыку, но к слушанию отношусь без фанатизма, как и к чтению.
У меня точно такое же отношение к друзьям — я их люблю, но не нуждаюсь в их постоянном присутствии. На отдых предпочитаю ездить один, мне с самим собой никогда не скучно, а когда я с кем-то, необходимость непрерывно общаться, взаимодействовать грузит. Чувствую себя, как на работе.
- Прекрасно тебя понимаю, такова изнанка профессии, профдеформация. Твоя профессия человека-праздника предполагает так же безупречный внешний вид. Ты — завсегдатай тренажерных залов, адепт диет? Пользуешься услугами стилистов?
- Я? Нет, спорт и я — две вещи несовместные. Максимум, что я делаю, — это в хорошую погоду могу проехаться по Заельцовскому парку на велосипеде, могу поплавать в красивом море, совершить недолгую прогулку в горах. Но это же не спорт, а чистое удовольствие. Никогда не изнуряю свое тело ни жесткими диетами, ни физическими нагрузками, но давно взял на вооружение девиз нашей великой балерины Майи Плисецкой «Не жрать!» Помогает. Я считаю, умеренность должна быть во всем.
И на стилистов я не полагаюсь, поскольку они видят меня первый день, а я сам себя много лет знаю. Знаю, к примеру, что кому-то идет модная трехдневная щетина, а мне даже легкая небритость противопоказана, особенно в кадре — лицо выглядит больным, серым, как бы нечистым. Мне не идут длинные волосы, я не могу себе позволить сутулиться, и много таких «табу». А что касается костюмов, сорочек и галстуков, то тут рецепт известный: лучше иметь два дорогих костюма, чем десять дешевых. Мне не идут немецкие лекала, прямой крой, предпочитаю итальянские, испанские марки костюмов. Избегаю гладких тканей, которые отсвечивают в кадре, и расцветки в мелкую полоску, от которой стробит на экране, рябит в глазах. Но при всем том я не шопоголик, по магазинам в поездках хожу только по необходимости. В Новосибирске почти ничего для гардероба не покупаю.
- Мне кажется, у тебя в крови такие понятия, как be nice, be tidy (будь приятным, будь аккуратным — англ.), которые свойственны англичанам, американцам. А откуда твоя аккуратность? Тебя родители так воспитали, или ты сам, своим умом дошел до такой совершенной, безупречной организации личного пространства?
- У меня очень хорошие родители, которые, кстати, не имеют никакого отношения к искусству, но отвели меня в музыкальную школу в семь лет. У меня замечательная сестра, племянники. В нашей семье у всех достаточно чувства такта, чтобы не вторгаться в личное пространство друг друга, а уважать друг друга, уважать право других людей на индивидуальность, непохожесть. Наверное, от семьи у меня неостывающий интерес и уважение к людям. А вот страсть к упорядоченности, аккуратности не знаю откуда, наверное, из потребности в комфорте.
- Андрей, а тебя не раздражают пробки на дорогах, бытовое хамство, угрюмые лица и прочие изъяны мегаполиса?
- Я научился от этого абстрагироваться. В пробках готовлюсь к встречам, с хамами не общаюсь, а поскольку давно уже вожу машину, не вижу угрюмых лиц в общественном транспорте.
- Мне понравилось признание Агаты Кристи, сказавшей, что в детстве ее восхитил старинный китайский рисунок. На нем изображен сидящий под деревом старик, играющий в бильбоке. А еще больше восхитило название рисунка: «Старик, наслаждающийся праздностью». Тебе ведомы такие наслаждения?
- Я бы сказал, что я создан для наслаждения праздностью, чувствуя, какого ответа ты от меня ждешь. Но я скажу, что я создан, чтобы создавать праздники для других, а уже после ценить моменты своей праздности.
- Пять баллов, отличный ответ! Спасибо.
Источник: http://novosibirsk.bezformata.ru