Архив журналиста. Памяти известного кузбасского тележурналиста Бориса Семёновича Антонова

24 апреля 2017 


20 декабря 2016 года исполнилось 80 лет со дня рождения известного кузбасского журналиста Бориса Семеновича Антонова (20.12.1936 - 07.03.2000), личный фонд которого в 2007 – 2010 годы поступил на хранение в Государственный архив Кемеровской области.

Документы в архив передала Эрна Давыдовна Антонова, вдова журналиста. Объем фонда – 380 единиц хранения. Материалы фонда охватывают период со второй половины XIX века по 2009 года: в него вошли материалы, не только датирующиеся временем жизни Бориса Антонова и несколькими годами после его смерти, но и более ранние, собранные им в ходе журналистской работы.

Б.С. Антонов родился 20 декабря 1936 года. Учился в школе № 1 города Тейково Ивановской области. В 8 классе Борис Антонов с риском для собственной жизни спас от гибели шестилетнего ребенка, едва не попавшего под паровоз. Данный поступок был отмечен почетной грамотой, отражен в приказе областного отдела народного образования и местной периодической печати; материалы, свидетельствующие об этом, имеются в составе фонда.

После окончания школы Б. Антонов поступил на историко-филологический факультет Ивановского государственного педагогического института. В студенческие годы Борис начал публиковать стихи. На его стихи были написаны две песни (автор музыки одной из них – московский композитор Г. Фрид, другой – сам   Б. Антонов).

В 1959 году Б.С. Антонов окончил институт и переехал в Кытмановский район Алтайского края, где прожил около 10 лет. Здесь он работал учителем, занимался журналистской и партийной работой, продолжал писать стихи и рассказы.

Здесь же он познакомился со своей будущей женой, работавшей учителем немецкого языка.

В апреле 1969 года Антоновы переехали в поселок Кедровка Кемеровского района, а в 1970 году – в Кемерово. Э.Д. Антонова, жена журналиста, работала в Кемеровском государственном педагогическом институте, затем – в Кемеровском государственном институте культуры. Сам Б.С. Антонов работал на телевидении и публиковался в газетах.

В архивном фонде Б.С. Антонова имеется много материалов, связанных с его журналистской работой. Среди них – различные документы 1930-х – 1940-х годов, материалы для телепередач, рукописи, публикации.

С 1970-х годы Б.С. Антонов занялся изучением судеб кузбассовцев, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. В 1984 – 1985 годы он подготовил цикл телевизионных передач «Сегодня, 40 лет назад».

Б.С. Антонов проделал значительную работу по освещению жизни Героя Российской Федерации Веры Волошиной. Он общался с ее матерью, ездил в Наро-Фоминский район Московской области к местам казни и захоронения В.Д. Волошиной, неоднократно готовил телевизионные передачи с участием ее друзей и знакомых.

На материале писем, телеграмм и открыток от В.Д. Волошиной родственникам Б.С. Антонов создал документальную повесть «Так хочется жить», которая в окончательной редакции была опубликована в 2000 году, после смерти Б.С. Антонова. В фонде имеются письма и стихи В.Д. Волошиной, письма ее школьных знакомых, фотографии школы имени Веры Волошиной в ГДР.

Есть в фонде Б.С. Антонова и другие материалы, имеющие отношение к военной истории. Среди них – письма сибиряков с фронта и из тыловых госпиталей, письмо маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова ученику Панфиловской средней школы, фотография Г.К. Жукова с дарственной надписью ученикам этой школы. На одном из документов имеется автограф маршала Советского Союза В.И. Чуйкова.

На исходе 1980-х гг. Б.С. Антонов занялся изучением истории массовых репрессий конца 1920-х – 1950-х годов. Им была проделана большая работа по освещению истории «Кемеровского дела» 1936 года и дела «параллельного антисоветского троцкистского центра» 1937 года. Кроме того, Борис Антонов изучал жизнь репрессированных представителей творческой интеллигенции, пребывавших в заключении на территории Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.

С некоторыми из них он был знаком лично. Б.С. Антонов опубликовал значительное количество статей о репрессированных деятелях культуры, подготовил документальные телеочерки о них, планировал издать сборник очерков по данной теме.

Среди материалов фонда, имеющих отношение к репрессиям, есть, в частности, материалы о Л.Н. Гумилеве и Л.А. Руслановой, официальные ответы органов внутренних дел Российской Федерации и Казахстана на запросы, копии материалов личного дела одного из заключенных.


В ходе журналистской работы Б.С. Антонов обращался и к другим темам, например, современной политической и экономической жизни СССР и Российской Федерации, истории отечественной культуры. Им был подготовлен цикл телевизионных передач «Кузбасс театральный».

Борис Семёнович был знаком с писателем Валентином Распутиным, матерью А.В. Вампилова, Народным артистом России Е.С. Шокиным.

За годы жизни в Кемерове наиболее полно раскрылись литературные способности Б.С. Антонова. В 1976 году отдельной книгой была издана его повесть для детей «Концерт для контрабаса с собакой». В 1978 году вышел составленный Антоновым коллективный сборник юмористических рассказов «Живут же люди!».

Наряду с прозой он продолжал писать и публиковать стихи. В фонде имеются стихи Б.С. Антонова и нотные записи песен на них, прозаические произведения (в том числе неопубликованные), отзывы читателей.

Борис Семёнович хорошо рисовал. Иллюстрации книги «Концерт для контрабаса с собакой» были сделаны по его наброскам. Некоторые рисунки Антонова публиковались в газетах Кемеровской области.

Особенно много он стал заниматься графикой и живописью после второй операции на сердце, перенесенной в 1987 – 1988 годы. Рисунки, имеющиеся в личном фонде журналиста, помогают лучше понять его внутренний мир.

Фонд Б.С. Антонова содержит большое количество фотоматериалов. Среди них есть фотографии второй половины XIX – начала XX веков, фотографии, отражающие жизнь кемеровского телевидения 1970-х – 1980-х годов, фотографии самого Антонова с различными известными людьми. В фонде имеются и видеозаписи, в том числе два докумен-тальных телеочерка, подготовленных Б.С. Антоновым в 1999 – 2000 годы.
Личный фонд Б.С. Антонова представляет интерес для исследователей, изучающих самые разные аспекты истории страны и Кузбасса XIX – XX веков.

М. А. Орлов,

главный архивист Кемеровской области.

 

Источник: http://arhiv42.ru/K_75letiyu_so_dnya_rozhdeniya_B_S_Antonova__Kalendar_pamyatnih_dat_655.htm

 

 

БОРИС АНТОНОВ: «ОНА ОСТАЛАСЬ В ПАМЯТИ И В СЕРДЦЕ»

Кузбасское телевидение повторно показало телеочерк "Вариации на тему Руслановой". И это очень хорошо, потому что далеко не всем телезрителям удалось увидеть эту по-настоящему волнующую, безусловно интересную передачу. Первый показ вызвал немало самых добрых откликов, люди пересказывали друг другу увиденное, потому наверняка повтор собрал у экранов внушительную телеаудиторию.

Автор и ведущий телеочерка журналист Борис Антонов, много лет кропотливо собирающий материалы о выдающихся деятелях отечественной культуры и искусства, чьи биографии связаны с Кузбассом, и на этот раз проделал огромную работу.

Задача его была отнюдь не простой. Откровенно говоря, истинно народная певица Лидия Русланова к Кузбассу имеет не большее отношение, чем ко многим другим регионам страны. Разве что (по не совсем подтвержденным сведениям) провела здесь короткий отрезок времени в одном из пересыльных лагерей в пору своей незаслуженной "отсидки". Ну и, конечно, выступала в кузбасских городах с концертами. Но ведь тем, что "у нас выступала сама Русланова", могут похвастаться сотни городов России. Эта артистка не сидела сиднем в столице, ожидая приглашения на правительственные концерты, она охотно колесила по стране, щедро даря свое искусство людям.

Тем сложнее была задача автора телеочерка. Нужно было по крупицам собрать воспоминания земляков, видевших Русланову, слушавших ее пение, общавшихся с этой необыкновенной женщиной. А ведь сколько десятилетий прошло с далекой поры гастролей певицы на земле Кузнецкой...

Борис Антонов сумел сделать, кажется, невозможное. Он нашел кемеровчан - свидетелей и участников тех давних событий - и предоставил им слово в своем тактичном, добром рассказе. Воспоминаниями поделились с экрана заслуженные работники культуры России Анатолий Кузнецов и Владимир Алексеев, Анна Николаевна Савина, более полувека назад слушавшая в Кемерове пение Лидии Андреевны.

Воистину счастливой находкой для автора телеочерка стала встреча с Марией Григорьевной Сомовой. Эта кемеровчанка была не просто зрительницей на концертах Руслановой. В то время медсестра, она опекала знаменитую гастролершу, следила за ее здоровьем, общалась с Руслановой в неофициальной обстановке. И все запомнила и теперь многое рассказала нам о характере, я бы сказал, о состоянии души действительно всенародно любимой певицы.

Русланова была наделена особым талантом, особым даром общения с аудиторией. Залы на ее концертах всегда были переполнены, но у каждого, буквально у каждого складывалось ощущение, что певица адресует свою песню ему, только ему. Так было и в шикарных концертных залах, и на лесных полянах в прифронтовой полосе, и в час того памятного концерта у стен поверженного рейхстага.

Потому в воспоминаниях наших земляков, прозвучавших с телеэкрана, читалось пронесенное сквозь годы драгоценное чувство сердечного общения с певицей, актрисой, человеком Лидией Руслановой. Потому так взволнованно говорил о ней Анатолий Кузнецов, сам посвятивший жизнь русской музыке, потому так нежно баян Владимира Алексеева выводил мелодию, некогда услышанную музыкантом из уст Руслановой.

Сам Борис Антонов в качестве ведущего стал не только связующим звеном в цепочке выступлений-воспоминаний. Напротив, очевидцы как бы иллюстрировали его негромкий, предельно искренний рассказ о трудной жизни, о ярком творчестве истинно русской великой певицы.

Нельзя не сказать о том, что режиссер телеочерка Юрий Груздев, как мне кажется, отлично понял замысел, устремление сценариста Бориса Антонова. Он сумел очень точно найти выразительные средства, выстроить зрительный ряд очерка предельно корректно, образно, что, конечно же, способствовало задушевной тональности общего звучания "Вариаций на тему Руслановой".

Надо признать, что кузбасские телережиссеры в последнее время, напропалую стремясь к так называемой "внешней выразительности", используя в своей работе современную технику, буквально "бьют зрителю по глазам" так называемыми "находками". При этом основная мысль телепередачи уходит на задний план, главное - выстроить кадр "пооригинальнее", попросту - позаковыристей.

К счастью, молодой режиссер Анатолий Кузнецов избежал подобных модных изысков. Он проявил завидный художественный вкус. При явной нехватке видеоматериалов сумел найти точный ритм, удачные места съемки, профессиональные переходы от сюжета к сюжету. Видна в этой работе и крепкая рука редактора Натальи Лахреевой, оказавшей автору дружескую подмогу в подборе и компоновке материала.

Нынешний год смело можно назвать годом Руслановой. Ведь исполняется сто лет со дня рождения Лидии Андреевны. Отрадно, что телеочерк Бориса Антонова никак нельзя назвать дежурной теледанью к юбилейной дате. Потому что создатели вложили в него душу, выразив чувство непреходящей любви к творчеству подлинного Мастера русской песни.

Хотелось бы поверить в то, что телеочерк "Вариации на тему Руслановой" станет лишь первой ласточкой в череде передач, публикаций, концертов и конкурсов, посвященных столетию со дня рождения артистки, светлая память о которой жива в людских сердцах.

Илья ЛЯХОВ.

Источник: http://www.pressarchive.ru/kuzbass-kemerovo/2000/02/01/292800.html

Архив новостей