Что потеряли вместе с комсомолом

17 декабря 2013 

(Автор – Татьяна Борисовна Копытова, уже несколько лет работает редактором газеты  Гурьевского района Кемеровской области).

Для супругов Клочковых комсомол – судьба во всех отношениях: благодаря комсомолу они нашли друг друга, создали семью, ведь оба в 80-х годах работали в горкоме комсомола – Надежда Евгеньевна вторым секретарем, Александр Витальевич – первым. Я в годы их секретарства работала корреспондентом «Знамени Ильича», была членом бюро горкома комсомола, и они для меня тогда были – власть. Иногда я портила им жизнь неугодными материалами, так и сдружились, оказалось – на всю жизнь. Потому и разговор к юбилею комсомола получился у нас откровенный и вовсе не парадный.


Татьяна. Мы, наверное, всегда будем вспоминать комсомол с ностальгией, хотя сегодня уже отталкивает излишняя политизированность этой организации, да и формализма было многовато…
Александр. Какое «многовато»? 100 процентов! Но это была общность, и пусть она сверху контролировалась, но молодежь-то занималась тем, что ей близко по сути, что ей нравилось, инициатива от молодняка шла. И партийной зашоренности у нас просто в силу возраста не было.
Татьяна. Но где формализм, там непременно обман! Скажи честно, врать часто приходилось?
Александр. В отношениях с людьми я старался никогда не врать. В отчетах, конечно, подвирали…
Надежда. Таня, о каком вранье ты говоришь? Я свято верила, что всё, что делается – правильно, справедливо. Это в голову было вбито! Помню случай, когда в 10-й школе секретарь комсомольской организации разочаровался в советской власти. Вызвали его к директору, меня пригласили, давай вникать в суть дела. Оказывается, у него бабушка живет на горе, и там нет воды. «А тебе тяжело ей воды принести?», – спрашиваю. «Нет, но не могу же я для всей улицы воду таскать», – отвечает. Я ему про тимуровцев, а он: почему советская власть не проведет воду? Мы с директором школы не смогли его переубедить, и я решила, что виной тому моя политическая безграмотность, убедить, считалось, можно во всем. И очень переживала за этого мальчика, думала, как бы из города, из страны не выселили, это ж такая крамола… А он же прав был абсолютно!
Татьяна. Не тебе одной «было вбито в голову». Но лично я рада, что прошла через это, что в своё время тоже свято верила в идеалы. Лучше в них потом, в зрелом возрасте, разочароваться, чем не иметь в молодости.
Александр. Правильно! Комсомол давал стержень. Причем – не только лидерам, а очень большой массе молодых людей.
Татьяна. Воспитывался он, надо признать, часто страхом: совершил плохой поступок – «пропесочат» на собрании, двоек нахватал – запретят в секцию ходить… Для поступления в вуз обязательно нужна была комсомольская характеристика – под этим страхом многие жили, ради этого в комсомол вступали.
Александр. Дисциплина так и воспитывается, везде и всегда. Что такое государство? Это тоже форма насилия!..
Надежда. Были же и другие моменты. Стержень, про который вы тут спорите, – это нравственность, которая воспитывалась не только запретами. Не раз слышала, как директор школы №11, выступая на комсомольских собраниях, рассказывала детям о речи Ленина на III съезде РКСМ, той самой, где он писал «Учиться, учиться и учиться». Она не пересказывала речь, а на примерах раскрывала суть этого призыва так, чтобы он дошел до каждого школьника. Это было очень серьезно, и детей определенно трогал тот факт, что слова эти звучали из уст уважаемого человека. Комсомольские организации носили имена героев, и комсомольцы все про них знали. А сегодня Зою Космодемьянскую с грязью смешали: мол, терпела пытки только потому, что болевой порог у нее был низкий, и вообще в психушке лечилась…
Татьяна. Сейчас времена другие….
Надежда. Какие другие времена? Мы что, космополитами стали? Вспомни «Матео Фальконе» П. Меримэ – взял и расстрелял сына за предательство. А у нас почему-то отождествили патриотизм с коммунистической партией, и, отказавшись от нее, отказались и от патриотизма. А в то время, о котором мы вспоминаем, даже отъявленным хулиганам не приходило в голову жарить шашлык на Вечном огне и разорять кладбище.
Татьяна. Перед 9 мая журналисты кемеровского телеканала «Мой город» устроили опрос молодежи. Задавали провокационные вопросы, например, прав ли был Сталин, когда расстрелял великого полководца Суворова. И молодые люди истово возмущались: нет, не прав. И никто не возмутился тем, что это люди, жившие в разные века. Какой сегодня может быть патриотизм, если большинство молодых людей – вплоть до 35-летних – имеют очень смутные представления об истории своей Родины? Как можно любить то, о чем ты ничего не знаешь?
Александр. Из чего складывались раньше эти знания? Уроки истории, литературы, дети и взрослые больше читали. И комсомол воспитанием патриотизма занимался постоянно. Принимали в комсомол – спрашивали о городах-героях, каких комсомольцев-героев знают, кто какой подвиг совершил и т.д. Ветераны А.С. Бажин и И.И. Паньков к нам в горком как на работу ходили, потому что мы вместе занимались созданием Книги памяти погибших и пропавших без вести гурьян. А информацию для Книги памяти добывали комсомольцы-старшеклассники, которые дом за домом обходили свои микрорайоны. И молодежь знала историю страны. А сейчас школьную историю переписывают все, кому не лень, если не надо для ЕГЭ – учить не буду, книг стали читать мало, по телевизору чаще смотрят развлекаловку, какой-либо организации, которая целенаправленно и массово занималась бы воспитанием патриотизма, нет. И вот это – самая большая наша потеря от того, что не стало комсомола. Уже выросло потерянное поколение, и сейчас государственную политику воспитания патриотизма нельзя назвать сильной и работоспособной.
Татьяна. И что делать? Создавать «сверху» организацию по образу и подобию комсомола?
Надежда. Но она не должна быть политической. Решение «сверху» может быть, но если не будет лидеров, фанатиков на местах, ничего не получится. Я уже говорила, что мы искренне верили в правильность того, что делали, поэтому и была отдача от комсомола.
Александр. Такая всеобщая организация сегодня невозможна и в силу многопартийности. Сегодня молодежь в политике используют, партии о ней вспоминают только перед выборами. А надо жить интересами молодых всегда.
Думаю, сегодня больше жизнеспособны объединения молодежи по интересам. Но чтобы такое объединение заработало, нужен лидер-ровесник и мудрый наставник. И, конечно, поддержка государства. Она должна быть выборочной и дифференцированной: поддерживать здоровые инициативы и, в первую очередь, те объединения, целью которых является патриотическое воспитание. 

Татьяна КОПЫТОВА

Источник: http://znamenka-gur.ru/smi/archive/issue/article?cun=970063&issue=969907

Архив новостей