Дмитрий Барковский

19 января 2015 

(Из книги Сергея Черемнова «ФотоФакты или Пьер Ришар, Владимир Путин, Лео Бокерия и другие»).

Капитан 1 ранга Дмитрий Барковский стал девятым по счёту командиром российской атомной подводной лодки К-419 «Кузбасс».

Многоцелевая крейсерская субмарина (заводской номер 516) была построена по проекту 971У «Щука-Б» и спущена на воду 18 мая 1992 года. Она относится к третьему поколению атомных подводных лодок. Имеет на вооружении 12 торпед 650 мм,  28 торпед 533 мм, ракето-торпеды и крылатые ракеты «Гранат», зенитно-ракетные комплексы «Стрела-ЗМ». Может находиться в автономном плавании до 100 суток. Экипаж - 73 человека. Постоянное место базирования – Тихоокеанский флот, военно-морская база порта Вилючинск, расположенного в бухте Крашенинникова Авачинской губы на Камчатке.


Первое название лодки – «Морж», а первым капитаном был Григорий Викентьевич Голомидов. Как на лучшей в соединении, на субмарине в ходе дружеского визита побывал командующий Седьмым флотом ВМС США.

Традиционно на неё брали служить парней из Кемеровской области. Поэтому в 1997 году власти Кузбасса предложили взять над боевым кораблём шефство и дать ей имя нашего угольного региона. И приказом главкома ВМС от 27 февраля 1998 года кораблю было присвоено имя «Кузбасс».

С тех пор наш регион шефствует над атомным кораблём. Сюда кузбассовцы отправляют посылки, власти региона выделяют деньги для решения социально-бытовых проблем моряков и их семей, на подлодке регулярно бывают делегации шефов из нашего региона. На Тихоокеанском флоте говорят, что ни один регион не уделяет столько внимания подшефному кораблю, как Кузбасс.

Дмитрий Николаевич Барковский – потомственный моряк, продолжатель прославленной династии.

Его портрет я сделал 18 октября 2006 года, когда он с коротким визитом прибыл в Кемеровскую область. На встрече в областной администрации гость признался, что мечтает спуститься в шахту, что об угле знает только, что тот черный и блестящий. Спуск в щитовую лаву участка № 6 шахты «Зенковская» («Угольная компания «Прокопьевскуголь») сделал его мечту реальностью.   

Помимо экскурсии под землю, капитан встретился с родными и близкими моряков-подводников своей лодки. Дмитрий Николаевич приехал в Прокопьевск еще и потому, что это – родной город замкомандира дивизии атомных подлодок Тихоокеанского флота Виктора Николаевича Чувашова. В свое время молодой старпом Барковский служил под началом прокопчанина Чувашова на крейсерской подводной лодке «Самара».

Заодно коперанг выяснил, что в историю сухопутного Прокопьевска вписаны имена сразу двух морских контр-адмиралов. Это – почетный гражданин Прокопьевска Александр Степанович Бабушкин и начальник Санкт-Петербургского военно-морского института радиоэлектроники Николай Григорьевич Ковалевский.

 

СПАРТАК МИШУЛИН

Народный артист РСФСР, лауреат государственной премии Спартак Васильевич Мишулин приехал в Кузбасс 19 августа 2002 года с гастролями Московского академического театра сатиры.  Для меня с детства он был легендой. И когда в эти дни я волею случая оказался с ним за одним столом, радости от встречи с большим мастером, казалось, не будет предела.

Во время обеда он весело и остроумно пикировался и перебрасывался шуточками с коллегами и друзьями – Александром Ширвиндтом, Ольгой Аросевой, Михаилом Державиным. Помню, как по-детски искренне он подивился кузбасской традиции – награждать всякого, кто попадает в поле зрения областного руководства, и сказал, что медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени и звание заслуженного шахтера Кузбасса – самые большие награды, которые у него теперь есть.

Тогда же я впервые узнал, что легендарный Саид и лучший Карлсон всех времен и народов в какой-то степени наш земляк. Хотя родился и вырос в Москве, но судьба его сложилась так, что он несколько лет провел в Кузбассе. Позже узнал подробности его биографии.

Он родился 22 октября 1926 года. Отца не знал. Его мама Анна Васильевна работала заместителем наркома золотопромышленности, входила в круг партийно-хозяйственной номенклатуры и делала всё, чтобы семья была обеспеченной. Мальчика воспитывал его дядя - ректор Академии общественных наук при ЦК ВКП(б). Кстати, имя Спартак придумал именно он, предложил назвать племянника в честь знаменитого римского гладиатора.

Когда началась война, решил  убежать на фронт. Но его вернули. А потом в 1942 году попал на учёбу в артиллерийскую школу в шахтёрском городе в Анжеро-Судженске.Но уже в 10 лет в жизни Спартака произошли серьезные перемены: маму арестовали как «врага народа» и сослали в Ташкент. И он рос у отчима.

Дело в том, что с раннего детства Мишулин мечтал о театре. Он описывает эту историю так. Случайно встретил в городе курсанта, чью артшколу должны были эвакуировать из столицы в этот самый Анжеро-Судженск. Тот не хотел ехать в Сибирь. «Давай свою шинель, - бросил он курсантику. - Как твоя фамилия? Где сбор?» И поехал вместо него. А на сборном пункте особо разбираться не стали, и его зачислили. Школа, правда, оказалась не артистической, как он подумал, а артиллерийской (его ввела в заблуждение приставка «арт»)…

В артиллерийской школе Мишулин самозабвенно руководил художественной самодеятельностью. С детских лет с самозабвением писал роман «Золотой гроб» - о событиях революционной России. Чтобы быть более достоверным, в шахтёрской библиотеке он попросил «Историю революции» или «Историю гражданской войны». Книг не дали. Тогда он ночью выставил в библиотеке окно и… попался.

В ходе расследования дознаватель нашёл у Спартака портреты Сталина, на обороте которых мальчик, за отсутствием бумаги, писал свой роман. Это «пахло» изменой. К счастью, учли его возраст и осудили лишь за хулиганство, дав полтора года. Так он попал в печально знаменитую Мариинскую тюрьму.

В тюрьме было всяко, но он не сломался, мечтая о театре. И театр вскоре навсегда вошёл в его жизнь.

Яркий комедийный талант молодого актёра обнаружился с первых же шагов. На сцене Театра сатиры Мишулин играл в «Обыкновенном чуде», «Ревизоре», «Мамаше Кураж и её дети», «Беге», «Трёхгрошовой опере», «Счастливцев – Несчастливцев» и многих других спектаклях.

А моей любимой ролью, в которой актёр достиг удивительного сплава комедии, эксцентрики с лирикой и драмой, стал Карлсон в «Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше» по Астрид Линдгрен. Он рассказывал, что дети часто писали ему: «Карлсон, прилетай, я оставил форточку открытой».

Потом вся страна называла его пан Директор из-за телепередачи «Кабачок «13 стульев». А первая большая работа в кинематографе - роль Саида в картине «Белое солнце пустыни». Здесь в его одном невозмутимом слове  «Стреляли...» -  скрыт целый мир Востока.

Всего в активе актёра - более 100 фильмов. Но для многих в кино он навсегда остался именно Саидом.

Когда он позировал для фото, я заметил, что если внимательно посмотреть в его глаза, хорошо видно, что Спартак Васильевич  внутренне очень деликатный и совестливый человек, который умеет искренне радоваться жизни.

Через три года после этой встречи  - 17 июля 2005 года - его не стало…

 

АНАТОЛИЙ БЕРЕСТОВ

С Анатолием Берестовым меня связывало давнее знакомство. Мы встречались почти в каждую мою командировку в Новокузнецк. Одну из моих фотографий, кстати, я недавно обнаружил на сайте клуба, который теперь носит его имя.

Анатолий Михайлович ни о чём, кроме своей работы, говорить не мог. Джаз-клуб «Геликон» - это была его судьба. Свою жизнь он посвятил развитию джазовой культуры в Кузбассе.

Талантливый пианист, энергичный организатор, руководитель и продюсер, светлый, открытый человек. Он очень любил свое дело, отдавая ему всего себя. Его и сегодня по праву называют душой джазового движения страны.

Он родился в семье новокузнецких музыкантов 24 мая 1953 года. По настоянию родителей закончил Иркутский музыкально-педагогический институт, работал в педучилище – заведующим музыкальным отделением.

Идея организовать джаз-клуб «Геликон» и ежегодный международный фестиваль «Джаз у старой крепости» пришла к нему в 1984 году. Первый фестиваль прошёл в 1987 году и назывался «Панорама сибирского джаза». На протяжении почти двух десятилетий он был их бессменным руководителем. Из этой его идеи родилось легенда о новокузнецком джазе 80-х. А «Геликон» стал одним из крупнейших джазовых центров России.

При джаз-клубе начали работать несколько профессиональных творческих коллективов – оркестр «Новый Кузнецкий биг-бэнд», инструментальный ансамбль «Кузнецкий Диксиленд», дуэт «Сибирская джазовость», вокалисты.

Помимо фестивалей, Анатолий Михайлович проводил конкурсы исполнителей «Сибирские ассамблеи», которые с успехом проходили на территории Кузнецкой крепости, где он пропагандировал не только джазовую, также – классическую и фольклорную музыку.

Благодаря ему, Новокузнецк стал известен джазистам всего мира. Благодаря ему в этот город металлургов и шахтёров приезжали мастера музыки и импровизаций. Гостями джаз-клуба, а, значит, и города были многие выдающиеся российские и зарубежные музыканты: Бенни Голсон, Куртис Фуллер, Бобби Ватсон, Эдди Гомес, Билли Кобэм, Майк Стерн, Игорь Бутман, Давид Голощекин, Даниил Крамер, Михаил Окунь, биг-бэнд Гараняна и многие другие. Компакт диски и пластинки с записями фестивалей выпускаются российскими и зарубежными фирмами грамзаписи и являются достоянием мировой джазовой культуры.

Сам Берестов – прекрасный музыкант – выступал со всеми известными звездами мирового джаза, которые приезжали в Новокузнецк. Его с нетерпением ждали все, кто когда-либо слышал непревзойденное, виртуозное исполнение Анатолия Михайловича.

«Геликон» стал профессиональным концертно-педагогическим центром, занимающимся эстетическим воспитанием детей и взрослых. Клубу присвоили статус «Губернаторский». Здесь поклонники джаза имели и имеют сегодня возможность услышать непревзойденное исполнение музыкантов мировой величины, а молодые артисты - начать свой путь в профессии.

В 1995 году вышел в свет его сольный альбом «Незатейливые фантазии на тему И.С. Баха». Он успел написать и издать книгу «Романтики Джаза», экземпляр которой с автографом автора хранится у меня на полке. В книге - автобиография, история джаза в Новокузнецке, хроника фестивалей с дискографией, много снимков, том числе – ретро фотографии.

Ему присвоили звания Заслуженного артиста России, заслуженного работника культуры, лауреата премии Кузбасса. Но более всего он гордился тем, что по опросам жителей города в 1998 году он был назван «Человеком года» в сфере «Культуры и искусства».

Многочисленные артефакты творческой работы «Геликона» привели к созданию музея истории джаз-клуба. Здесь - разнообразные свидетельства творческой жизни коллектива сложились в многочисленные архивы: фотодокументы, афиши, плакаты, атрибуты джазовой жизни, книги, буклеты, видеофильмы, пластинки, компакт-диски, музыкальные инструменты, на которых играли выдающиеся музыканты мира. 

Решение создать международный музей джаза было принято в 2005 году, его официальное открытие состоялось 25 марта 2005 года.

В музее собраны самые различные экспонаты. Например, саксофон Игоря Бутмана. Это – самый первый саксофон, на котором прославленный музыкант учился играть джаз. Этот инструмент Игорь Бутман привез в Новокузнецк специально, зная о затее Берестова создать музей. Есть сурдина американского трубача Рекса Ричардсона. Гордостью коллекции клуба считается Rhodes Piano – электропианино начала 80-х. Здесь же – ноты из архива Давида Голощекина, испещренные пометками его руки, автограф Эдди Гомеса, оставленного им на старом контрабасе. Есть и шутливые экспонаты. В особой витрине хранится, например, кепка саксофониста Владимира Чекасина, забытая им на очередном фестивале, или галстук басиста Виктора Двоскина.

Здесь же – маленькое пианино «Красный Октябрь». Его Анатолий Михайлович лично привез в Новокузнецк с гастролей по области. Такие изготавливали в 1943 году по особому проекту и личному распоряжению Сталина: уменьшенные инструменты сопровождали фронтовые бригады.

Берестов сам нередко присаживался перед ним едва ли не на колени и играл. Так было и 17 июля 2005 года, когда сделан этот снимок. Помню, как после пианино он перешёл за установку ударных: он и на ней мог… Это -  легендарные «геликоновские» барабаны, которыми он особенно гордился.

27 апреля 2006 года Анатолия Михайловича Берестова внезапно не стало…

Фото автора

Архив новостей