Дмитрий Шагиахметов

30 апреля 2020 

Дмитрий Маратович Шагиахметов был известен в Кемеровской области прежде всего тем, что 1989-м году вместе с коллегами-журналистами Василием Попком и Владимиром Шишватовым основал оппозиционную газету «Наша газета». Она обрела популярность на волне массовых забастовок шахтеров Кузбасса, выражала позиции рабочих комитетов.

Он родился 22 февраля 1954 года в городе Болотное Новосибирской области. В 1971 году завершил новосибирскую физико-математическую школу. «Тянул лямку» срочной службы в армии. Затем окончил факультет романо-германской филологии Кемеровского государственного университета. Работал директором школы, был председателем сельсовета. Вступил в компартию Советского Союза. Несколько лет трудился в кемеровском Центре стандартизации и метрологии.

В журналистику Дмитрий Шагиахметов пришёл в 1983 году, начав работать корреспондентом отдела партийной жизни областной газеты «Кузбасс».

Впоследствии вышел из КПСС.

Летом 1989 года начал с соратниками редактировать «Нашу газету». Однако после ряда конфликтов с коллегами, поставил это издание полностью под свой контроль.

«Наша газета» была общественно-политическим изданием. Когда в 1989 году, во время шахтёрских забастовок в Кемеровской области на многих угольных предприятиях и в городах возникли рабочие комитеты, для информирования граждан о своей деятельности им потребовалось издавать свою газету. Датой рождения «НГ» считается 11 декабря 1989 года. Первые выпуски газеты имели название «Союз трудящихся Кузбасса». Под крышей нескольких многотиражек: НПО «Карболит», Кемероворомстроя, Кемеровской железной дороги, - вышли первые 9 номеров. 10-й же номер вышел уже отдельным самостоятельным изданием в феврале 1990 года.

К лету 1990-го тираж «НГ» перевалил за 100 тысяч экземпляров. 18 октября 1990 года газета была зарегистрирована как российское издание. Она распространялась по подписке, в розничной продаже, а также на промышленных предприятиях области.

«НГ» имела формат A2, выходила на четырёх полосах. Однако иногда отдельные выпуски издания вмещали до 12 и даже до 20 полос. 

В начале 2000-х газета прекратила своё существование.

После этого Дмитрием Шагиахметовым было зарегистрировано в Кемерове ещё несколько газет рекламного характера.

Он также избирался депутатом Кемеровского областного Совета созыва 1990-1993 годов. Возглавлял региональное отделение партии «Правое дело». С 2000 года был избран председателем Кузбасской региональной организации партии «Союз правых сил».

За свою журналистскую деятельность Дмитрий Шагиахметов стал лауреатом премии Кузбасской областной организации Союза журналистов.

После того, как «НГ» перестала выходить в бумажном варианте, Дмитрий часто публиковал свои тексты в сети Интернет.

В одной из своих заметок писал:

«...По утрам хожу за сигаретами в ближайший киоск, и всякий раз притормаживаю, как витязь на распутье. По пути две тропинки. Одна – там, где начальство запланировало. Ухоженная и заасфальтированная. В пяти метрах другая – стихийная. Прямиком через газон. Утоптанная до степени асфальта - ВСЕ там ходят.

Удивило и понравилось когда-то, что при строительстве новосибирского Академгородка не спешили прогладывать дорожки. Взяли паузу. И только после асфальтировали и благоустраивали именно там, где люди протоптали. Люди же не ошибаются, знают, где удобно.

Намозолил язык повторять свою формулу: «Всякую проблему, всякую задачу надо прошагать НОГАМИ».

Решать не из уютного кабинета. Не пролетая на вип-самолете над подведомственной территорией. Не мчась кортежем по свободной от других машин трассе. НОГАМИ!

Хочешь выяснить, где и какие нужны пандусы, прилавки, двери в магазинах и конторах, и даже туалеты – садись в инвалидную коляску. И покатайся день-два».

Или вот ещё:

«Цивилизованная переработка мусора – это как вечная легенда Кузбасса про тонкую переработку угля. Старые люди рассказывали, что якобы японцы становились на колени в восхищении перед нашими терриконами. Там, в отбросах, если их пустить в дело, вся таблица Менделеева! И денег можно получить – в сто, в тысячу раз больше, чем нынче – просто за уголь без тонкой переработки. И, значит, можно добывать в разы меньше уголька! И платить за добычу шахтеру в разы больше!»

Дмитрий Маратович был женат, имел дочь и сына.  

Он ушёл от нас 11 апреля 2020 года.

Василий Попок, ветеран журналистики, соредактор «Нашей газеты» написал: «Позвонил Володя Шишватов, посожалели о кончине Димы Шагиахметова. Какими бы мы потом ни стали, как ни разошлись пути наши, но были у нас совместные два года «Нашей газеты». Счастливые годы. До них жили в регламентации партийной прессы: шаг влево, шаг вправо – расстрел. А тут, что называется, оттянулись: 1990-91-й...

Шишватов – один из троицы соредакторов «НГ». Самый старший по возрасту, сейчас ему уже 84. Мне – 74, а Дима младшенький... Вот уж не ожидали...»

Ещё:

«Поначалу газета носила крайне неуклюжее название – «Союз трудящихся Кузбасса». Так именовалась новообразованная общественная, вскоре почившая организация, следствие шахтёрских стачек. Порывшись в справочнике зарубежной прессы, нашли нечто более походящее. «Нашей газетой», к примеру, называлось издание австрийских рабочих, выходившее в каком-то тыща девятьсот лохматом году.

Но мы-то гордились «Нашей газетой». Особенно «золотым веком» её, вместившимся, впрочем, в два неполных года. Начавшись 11 декабря 1989-го, газета после оглушительной победы демократии в августе 1991-го, понемногу свертывала свою независимость...

Но всё это было потом. А поначалу газета стала первым в Сибири изданием свободной журналистики. Права издания мы не имели и первое время свои «нулевые» номера выпускали, пользуясь площадями многотиражных газет Кемерова.

Идею подала редакторша газеты «Химик» НПО «Карболит» Алла Голованова. Следующей газетой было издание «Кемеровопромстроя», которое редактировала милейшая Таня Колоколова. Потом пришёл Юра Гагин из железнодорожной газеты…

«НГ» стала жутко популярной. В первую очередь среди забастовщиков. Потом и среди «чистой публики». К лету мы стали выходить тиражом 150 тысяч экз.

Брали читателя разными рисковыми материалами. Ну, к примеру, главкой из «Архипелага ГУЛАГ» про Новочеркасск. Опасными рассуждениями про КПСС. Разоблачениями экологических нарушений. Политическими штудиями московских лидеров общественного мнения. Экономическими размышлениями про «региональный хозрасчёт». Рассказами, как оно там, «за бугром». И почти не редактируемыми, иной раз с ненормативной лексикой читательскими письмами – народ ругался на тормозную «перестройку», торопил власть, хотел жить лучше, сытнее, веселее, бездефицитнее.

Мы много зарабатывали и первыми в Кузбассе обзавелись компьютерами и перешли на электронную вёрстку. В редакции появились хорошие машины. Мы стали ездить по стране и брать интервью у знаменитых людей. Наш новокузнецкий корреспондент Миша Гревнёв всю Прибалтику исколесил, сам Ландсбергис стал его почти что приятелем.

О нас вещала радиостанция «Свобода». Великий диссидент Алик Гинзбург выпустил в Париже приложением  к «Русской мысли» факсимиле наших заметок. К нам заезжали профсоюзники США и профессоры Колумбийского университета. Мы ручкались с коллегами из СМИ всех континентов. Эх, было время!»

Александр Водолазов, бывший руководитель пресс-центра «Нашей газеты» в Москве: «Не ошибусь, если скажу, что на протяжении трех десятилетий Дмитрий Шагиахметов был олицетворением демократа в подлинном смысле этого слова. В отношении других это, может быть, и потребовало каких-то доказательств, подтверждений, фактов. Дмитрию нечего и незачем было доказывать. За него свидетельствовала «Наша газета» - его детище, его гордость и его постоянная боль в жуткие для России годы. Его имя неотделимо от газеты, её истории, борьбы (как правило, неравной). Из письма президента России Бориса Ельцина от 7 декабря 1994 года: «С началом издания «Нашей газеты» связано возрождение легальной вольной российской прессы». И это тоже Дмитрий...» 

По материалам Internet

Архив новостей