До последнего патрона. О Михаиле Попрядухине, журналисте из Прокопьевска

09 мая 2022 

Биография Михаила Степановича Попрядухина, журналиста прокопьевской городской газеты «Ударник Кузбасса» (ныне «Шахтёрская правда»), проста и очень типична для его поколения, в истории которого воедино слились подвиг трудовой и подвиг ратный.

Сын шахтёра. Выпускник городского промышленного училища. Недолгое время – студент Сибирского металлургического института. Боевой корреспондент, заведующий промышленным отделом редакции городской газеты. Служил в армии. Дважды воевал. С фронта Великой Отечественной не вернулся.

Я работала вместе с Михаилом Попрядухиным всего два месяца – май и июнь 1941 года. Но и такого короткого срока хватило, чтобы увидеть, как много сочеталось в нём хороших качеств, необходимых журналисту.

Ему, младшему лейтенанту запаса, прошедшему дорогами финской войны, шёл всего 29-й год. И потому, наверно, никому не приходило в голову называть его по имени-отчеству, для всех он был просто Миша. Да и к его натуре, ко всему его облику это подходило как нельзя лучше. Он весь светился радостью и весельем, любил шутку, извечный в редакции розыгрыш, никогда не жаловался на усталость.

– Как это можно устать, – говорил он, – если работа в удовольствие.

Тут Попрядухин не шутил. Он действительно искренне был предан своей профессии, хотя с детства мечтал совсем о другой. Он хотел стать инженером, но вскоре после того, как поступил в институт, умер отец.

Не знавший легкой жизни, не избалованный материальным достатком, шахтёрский сын мог бы пробиться и на стипендию. Но надо было думать о семье, помочь младшему брату окончить школу, встать на ноги. Недавний студент пошёл работать в редакцию, не особенно надеясь на то, что она будет ему по плечу.

Но напрасными были сомнения. Работа понравилась, увлекла, что для такого человека, как Попрядухин, общительного, способного видеть широко вокруг, строго спрашивать с себя, и есть главное в жизни. Попрядухина часто хвалили за оперативность, за живость изложения материалов, а главное – за их действенность.

Это очень нелегко – поспевать за быстротечными событиями, добиваться нужной отдачи от того, что ты написал, но помогали его неистощимая энергия, его умение работать с людьми. Трудно назвать такой рабочий коллектив, в котором бы его не знали. На шахте «Центральной», именовавшейся тогда № 3-3-бис, его считали своим собственным корреспондентом. На шахтах имени Ворошилова, имени Калинина тоже говорили: «Наш Миша».

Часто к Попрядухину приходили шахтёры, строители, специалисты горного дела. Это были, как говорил Михаил Степанович, его ребята, то есть выращенные им рабочие корреспонденты. Попрядухин был семейным человеком, воспитывал двух дочек. Но дома на него не обижались за то, что задерживался в редакции.

– У Миши было много благодарностей за хорошую работу, – вспоминает жена Попрядухина Муза Владимировна. – Но и мы ему всегда и бесконечно благодарны. Он очень заботился о семье. В каждом письме с фронта просил меня: береги дочек, береги себя.

На фронт младший лейтенант запаса Попрядухин ушёл на пятый день после того, как пришла страшная весть о нападении фашистов на нашу страну. А через три месяца после этого от него уже не было ни одного письма.

Вот что известно из воспоминаний журналиста А.П. Ханова, который вместе с Михаилом Степановичем работал в редакции прокопьевской городской газеты и вместе начинал боевой путь.

Политрук пулеметной роты Попрядухин мужественно преодолел всё страшное и ужасное, что было на фронте, был смелым и решительным в бою, как родных братьев, берёг солдат, в критические моменты сам поднимал их в атаку на врага.

Погиб отважный политрук, наш товарищ по перу, коммунист Попрядухин в тот момент, когда у бойцов и командиров, удерживавших рубеж, кончились все патроны.

– Я всегда представляю Мишу Попрядухина только молодым, полным сил и неистощимой энергии, каким впервые увидела его. В ту пору он заведовал промышленным отделом редакции, а я была всего-навсего практиканткой, которой надо было учиться да учиться у старших, – вспоминает прокопьевская журналистка Е.М. Белокопытова. – У Попрядухина научиться можно было многому, и прежде всего, умению работать с людьми, находить нужные контакты, источники самой свежей информации.

Человек очень общительный, он поразительно быстро сходился с рядовыми рабочими и с теми, кто возглавлял их коллективы, кто имел техническое образование. Ему то и дело звонили с шахт, к нему приходили в редакцию, приносили заметки, статьи, обращались за советом, за помощью. Обращались не официально, а просто как к близкому и понимающему человеку, которому можно всё без утайки рассказать и доверить.

Попрядухин не имел привычки засиживаться в кабинете: это претило его характеру, противоречило его понятию о журналистской деятельности. Бывал в трудовых коллективах очень часто, особенно там, где не справлялись с планом, где не решались как следует какие-то важные вопросы производства.

И если уж в газете появлялся его материал, то был он глубоко обоснованным, бил в нужную точку и помогал улучшить дело. Работал Михаил Попрядухин всегда увлечённо, с большим удовольствием, и казалось, что именно для этой работы он и рожден, что никогда ни о какой другой не мечтал и не думал. Но нет, мечтал всё-таки.

Сын шахтёра, он с детских лет не расставался с мыслью получить индустриальную специальность. Только не вышло. Смерть отца внесла поправки в планы сына. Пришлось оставить учебу в Сибирском металлургическом институте и пойти работать.

«Когда пригласили в редакцию, – вспоминал потом, – не думал, что задержусь здесь. А взялся за газетную работу, и сам не заметил, как отдал ей руку и сердце».

Таким вот, влюбленным в свое дело, он и расстался с коллективом, семьей, родным городом. Родина позвала на защиту её рубежей, на бой, святой и правый. Михаил Степанович Попрядухин 26 июня 1941 года был уже в пути на фронт, а в конце того же года пал смертью храбрых.

Е. Николаева

Источник: книга «Овеянные славой дороги в сорок пятый», Кемерово, 2010 г.; http://слово-сочетание.рф/uploads/books/prokopevsk.pdf

 

Наша справка:

Михаил Степанович Попрядухин, год рождения – 1912-й, место рождения село Прокопьевское (ныне город Прокопьевск), вырос в в семье шахтёра.

Был призван на войну Прокопьевским горвоенкоматом 26 июня 1941 года в звании младшего лейтенанта.

Место службы – 894-й стрелковый полк, куда назначен политруком пулеметной роты, 211 стрелковой дивизии 43 армии Резервного фронта РККА, дислоцируемого в Московском военном округе.

В июле 1941-го 211 стрелковая дивизия дислоцируется в городе Загорске (ныне город Сергиев Посад в Московской области) и формируется из мобилизованных призывников Запорожской, Ростовской, Новосибирской, Ивановской, Ярославской областей и Ставропольского края, офицеры-запасники были преимущественно из Москвы. Командует дивизией полковник Фурсин, 894-м полком – майор Устименко.

В военных документах отмечается, что личный состав дивизии не имел боевого опыта. Тем не менее, дивизия прибыла на фронт 4 августа 1941 года – в Смоленскую область, район современного Десногорска, Рославля, Ельни – на восточный берег реки Десна. В одном из стрелковых батальонов дивизии был и  М.С. Попрядухин.

25 августа в штаб Резервного фронта пришла директива Ставки, предписывающая 43 армии перейти в наступление, разгромить Ельнинскую группировку противника, освободить Ельню, развить наступление на Починок и Рославль, и к 8 сентября выйти в район Хиславичи-Петровичи.
30 августа, после артиллерийской подготовки, войска 24 и 43 армий перешли в наступление на Ельню. В первый день наступления прорвали оборону немцев, продвинулись вперед на 12 км. Но дальше развить успех не удалось. Утром 31 августа враг нанёс контрудар. 1 сентября наши войска были вынуждены отойти к Десне. Весь сентябрь шли тяжёлые бои.

Положение 43 армии обеспокоило штаб Резервного фронта. 1 сентября на командный пункт 211 дивизии прибыл Г.К. Жуков и сам руководил боями до 9 сентября. В начале сентября удалось отбросить гитлеровцев к реке Стряне. После чего противник предпринял ряд контратак при поддержке артиллерии и авиации. Продвижение вперед опять затормозилось.

12 сентября противник предпринял ряд контратак под Амшарами и Шмаковым против 211 дивизии. 13 сентября немцам удалось оттеснить советские войска за Стряну и занять западный берег реки. Потери были очень большими. Боевое состояния 211 дивизии на конец сентября таково: по штату положено 14500 человек, фактически – 9673 человека. Немецкие войска превосходили войска 43 армии в людях в 3,2 раза, в орудиях и минометах в 7 раз, в танках в 8,5 раза.

2 октября 1941 года на участок фронта длиной 60 км, который удерживала 43 армия, фашисты превосходящими силами перешли в наступление.

Из Боевого приказа от 3.10.1941 года:  

«211 сд с 145 тбр оборонять рубеж Ивановка, Заболотье, отм. 236,0, Горачёвка, Роганы, Андреевское, отм.210.7, Колодези, Новосёлки, Павловка. Не допустить дальнейшего прорыва противника в направление Заболотье, Малиново, Воробьёвка, собрать и привести в порядок отошедшие разрозненные группы и мелкие подразделения».

Однако сдержать противника не получалось. Части 43 армии отходили в направлении населённых пунктов Спас-Деменск, Юхнов, Медынь, Угра, Малоярославец, Износки, Мятлево, Шаховский.

43 армия (и 211стрелковая дивизия в её составе) в октябре 1941-го не смогла выполнить поставленную перед ней задачу: остановить наступление немецких войск на Десне. Но её бойцы и командиры в жестокой обороне на Деснянском рубеже до конца выполнили свой долг, и ценой многих своих жизней задержали продвижение врага на дальних подступах к Москве. Тем самым дали возможность подходящим из тыловых районов частям Красной Армии организовать оборону под Можайском и Малоярославцем.

Где-то в этих ожесточённых боях, выходя из окружения, в октябре 1941 года, пропал без вести младший лейтенант, наш земляк, прокопьевский журналист Михаил Попрядухин.

Но его гибель, как и гибель тысяч и тысяч солдат Великой Отечественной, не была напрасной.

Именно с этих рубежей 5 декабря 1941 года войска Западного фронта начали разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Отсюда начиналась наша великая Победа.

Собинф

Архив новостей