Елена Чащина. Будни Прокопьевского телевидения – ТРК «27 плюс» (Заметки тележурналиста о том, как это было)

13 сентября 2021 

И в пору учебы на факультете журналистики, и на выпускном вечере три года назад на вопрос «Куда пойдешь работать?» я, не задумываясь, отвечала: «Куда угодно, только не на телевидение. Не представляю себе более суматошной и нервной работы». Убежденная в собственной правоте, вернулась в родной Прокопьевск и устроилась в одну из городских газет. Спустя семь месяцев так сложились обстоятельства, что мне пришлось уйти.

В поисках новой работы здание городского телевидения обходила стороной. Пока однажды разгневанный отец (родители переживали за меня больше, чем я сама) не сказал: «Зачем ты выбрала профессию журналиста, если боишься суматошной работы?» Эти слова задели меня, что называется, за живое. На следующий день, с дипломом и газетными статьями в руках, я переступила-таки порог всё ещё наводившего на меня ужас телевидения.

Меня проводили к директору Светлане Алексеевне Щепиной. Увидев эту приятную и доброжелательную женщину, я успокоилась. А уже через две минуты общения поверила, что у меня всё получится. Потом, конечно, я узнала, что, как любой руководитель, Светлана Алексеевна умеет и критиковать, и ругать, и применять жесткие меры. Но никогда не будет делать это безосновательно. На мой взгляд, Светлана Алексеевна – прирожденный руководитель. Под её управлением предприятие стремительно набирает обороты.

Тогда же в завершение нашей беседы Светлана Алексеевна спросила, когда я смогу приступить к работе. Сейчас я с улыбкой вспоминаю тот первый рабочий день на ТВ . Не помогала ни валерьянка, ни аутотренинг: «Я умная и смелая, я смогу». Голова кружилась, руки тряслись, а ноги уверенно шли вперед.

Корреспонденты и операторы бесконечно мельтешили перед глазами, перекидывались разными словечками типа «синхрон» и «войс», а между делом пили кофе. И никому до меня не было никакого дела. Кроме, пожалуй, единственного человека, моей соседки по столу Лидии Кошкиной.

Сейчас, с высоты стажа работы, заверяю: Лидия Ивановна – это наше все. Когда намечается очень важная съёмка, возникает вопрос, требуется совет или помощь, мы в первую очередь шли к ней. И не только потому, что это самый опытный корреспондент (за многолетний добросовестный труд Л.И. Кошкина награждена медалью «За служение Кузбассу», специальной премией областного конкурса «ТВ -Престиж» – «За верность журналистскому долгу», дипломом лауреата звания «Человек года – 2002»). Это просто отзывчивый и редкой доброты человек.

За время своей работы на телевидении я заметила одну закономерность. Работа тележурналиста привлекает многих. Казалось бы, что здесь трудного: приехал, увидел, написал. Поэтому в отдел новостей нередко приходят новички. Однако не зря кто-то из мудрых сказал, что нет ничего более сложного, чем то, что кажется простым. Кому-то, чтобы понять это, требуется несколько часов, кому-то – месяцы. Но люди, которым «не дано», рано или поздно уходят.

Так вот, не знаю, случайность это или нет, но те, кто в первый день работы становится соседом по столу с Лидией Ивановной, остаются. Надолго. Последним таким новичком была Юлия Самойлова. Обаятельная, непосредственная, уверенная в себе, пока она делает первые шаги, и очень успешно.

Придя к нам первый раз и подсев к Лидии Ивановне, Юля на самом деле заняла не вакантное место. Просто в тот день хозяин немного опоздал. Запомните его имя – Максим Кутрунов. Мне почему-то кажется, что вы его ещё не раз услышите. (Сегодня он – журналист ГТРК  «Кузбасс», специальный корреспондент программы «ВЕСТИ – КУЗБАСС» – слово-сочетание.рф). Хотя, увидев Максима в первый раз, я про себя подумала, что молодой человек не туда попал. Ну, никак его внешность и манера говорить не подходили под определение «журналист» в моем понимании. Но за два-три месяца я убедилась в том, что внешность бывает обманчивой.

Сегодня Макс, на мой взгляд, самый стильный корреспондент. Каждый раз не перестаю удивляться его таланту, даже о заурядном событии рассказать так, словно произошло что-то невероятное. Кстати, Макс – любимец всех наших девчонок. С его появлением мы заметно похорошели.

Но я возвращаюсь к первому дню моего пребывания на телевидении, когда Максима ещё не было, а на том счастливом месте сидела я. Поняв, что высиживать нечего, и набравшись смелости, я напомнила о своем существовании и попросилась на съёмку.

«Ну, наконец-то. А я думала, ты пристыла к стулу», – сурово, но без злости ответила на мою просьбу шеф-редактор Анна Калашникова. Я уже говорила, что неравнодушные к телевизионной работе остаются навсегда. Поправлюсь, иногда они уходят (по разным причинам), но обязательно возвращаются. Анна Калашникова – из их числа. Она уйдет через 7 месяцев после моего прихода (кстати, на её место назначат меня), а спустя год вернется. И все сойдутся во мнении, что будто никуда не уходила.

Итак, шеф отправила меня на учебную съёмку. Корреспондент Регина Мазуренко и оператор Дмитрий Комарских поехали делать сюжет о работниках шахты «Зенковская»  – участниках благотворительной акции по сбору вещей для воспитанников одного из детских домов.

Сотрудница, которую директор предложил на роль героини, оказалась скромной и неразговорчивой женщиной. Я тогда подумала, что на месте корреспондента потребовала бы у директора другую кандидатуру. Но Регина пошла другим путем. Она поговорила с женщиной, что называется, за жизнь, и в итоге раскрутила её на такой эмоциональный синхрон, который я помню до сих пор.

В умении разговорить собеседника, помочь ему забыть о камере Регине не откажешь. Когда мы сели в машину, оператор Дима Комарских улыбнулся: «Регина, ну ты даешь! Я бы так не смог. Потому и пошел в операторы». Димка был первым человеком, с которым я подружилась. Он из разряда людей, при общении с которыми почти сразу же возникает чувство, что знакомы уже много лет. За прожитые четверть века я не встречала более добродушного и бескорыстного человека. Дима – мой любимый оператор.

Мы вернулись со съёмки. Регина быстро раскадровала кассету, написала текст и уже через 2,5 часа пошла на монтаж. Меня же за это время хватило на два предложения. Собираясь домой, мысленно со всеми прощалась и еле удерживала комок в горле, чтобы не разреветься.

Едва вышла за ворота, слезы всё-таки потекли. Через несколько минут меня окликнули. Это была Галина Александровна Щербакова, руководитель рекламного отдела. 10 лет назад она была в числе первых корреспондентов городских теленовостей. «У меня то же самое в первый день было. Да и у всех так. А потом ничего, привыкнешь. Так что не переживай. Все получится».

Придя домой, я набросала на бумаге текст сюжета, на съёмку которого ездила. А потом, посмотрев новости, решила: «А ведь у меня не так и плохо». Перед сном почитала сохранившиеся лекции по тележурналистике, а утром снова пошла на работу. И уже в этот день – боевое крещение.

Последний звонок в поселковой школе. Вспоминать свое поведение сегодня мне немного стыдно. Путаясь в шнуре микрофона, я как сумасшедшая бегала по всей школе, пытаясь найти красноречивого выпускника. Видимо, стыдно тогда за меня стало и оператору – Андрею Куденюку. Он отвёл меня в сторону и спокойно сказал: «Да ты не суетись. Подойди к директору, она все организует». Совет оказался полезным.

Андрей – классный оператор. Когда нужно передать эмоции, настроение, ему равных нет. Он не просто снимает, он снимает художественно. К тому же хорошо пишет. В 2005 году его операторское и журналистское мастерство по достоинству оценили на областном конкурсе «ТВ -Престиж».

Первая съёмка закончилась. То, чему меня учили день назад, напрочь забылось. Я безуспешно пыталась найти кнопку «обнуления» на микрофоне. «Проблемы?»  – раздалось за спиной. Это была ведущая, «покорительница» Юля Варбанова. Она не просто лицо нашего канала, она его душа. Трудно найти человека, с которым Юля не смогла бы найти общий язык.

Никогда не забуду, как однажды за несколько минут до эфира её начало знобить, резко поднялась температура. Мы не знали, что делать, замены не было. И Юлька все-таки отвела новости, да так, что никто бы и не подумал, что после она еле дошла до кабинета, где её уже ждала «скорая помощь». В мой первый день Юля здорово мне помогла. Благодаря ей у меня к каждому предложению была подходящая картинка.

Перед выпуском новостей в эфир в тот день больше меня, пожалуй, волновался только один человек. В отдел новостей он пришёл раньше меня на неделю. И уже через девять дней – первый прямой эфир. Это сейчас по уровню ведения он не уступает дикторам областного и Центрального ТВ, а тогда это выглядело в традициях советского ТВ . За два года работы на телевидении у Александра Смирнова произошли две большие перемены: он заметно вырос в профессиональном плане (сейчас он шеф-редактор) и… помолодел. Сбрил бороду, сменил очки на контактные линзы, деловой стиль одежды – на спортивный, похудел. И теперь, когда его спрашивают о секрете омоложения, он отвечает: работа на телевидении.

За несколько дней я познакомилась со всеми сотрудниками. Причём с одним заочно. Он был в отпуске, но не проходило ни одного дня, чтобы его имя в отделе не вспоминали. «Вот придет Рябов…», «Если бы Сергей Рябов был здесь…» Из всех разговоров я составила представление о нем, как о весёлом человеке. И при первой же встрече поняла, что не ошиблась. Его остроумие на съёмках очень часто помогает создать непринужденную обстановку. Но когда это неуместно, Сергей серьёзен и деловит. Словом, умеет оценивать ситуацию и, конечно, качественно снимать.

Позже я познакомилась ещё с одной коллегой – Еленой Романцовой. Специфика небольших телекомпаний в том, что один работник нередко не ограничивается выполнением только прямых обязанностей. Мобильная и креативная Лена успевает совмещать работу сразу в двух отделах – новостном и рекламном. В первые дни моего пребывания на телевидении она вместе с другими сотрудниками отдела рекламы принимала участие в международном фестивале «С рекламой по жизни».

Завершая рассказ о сотрудниках новостного отдела, не могу не упомянуть фамилии ещё двух людей, которые пришли немного позже меня. Ольга Яковлева – самый молодой сотрудник. Выпускница педагогического института в рекордно короткие сроки уловила суть и освоила законы тележурналистики. Внимательная и собранная, за время съёмки она успевает настолько максимально собрать информацию и погрузиться в тему, что ни один вопрос не может поставить её в тупик. Однажды Ольга призналась, что благодарна судьбе, которая после дипломирования занесла её на телевидение.

Но не всем удаётся обрести любимую работу в начале трудового пути. Ирина Санникова, например, прежде чем прийти к нам, сменила не одну работу. Неординарный, умудренный жизненным опытом человек, в нашем коллективе она – непревзойденный мастер портретных очерков. Её зарисовки о людях не оставляют равнодушными никого, а потому запоминаются надолго.

Вот такие разные, мы делаем одно общее дело – новости. Очень часто наши посетители недоумевают: как мы не мешаем друг другу и как можно что-то писать, когда вокруг такая суета? Можно. Более того, за два года я настолько привыкла к этим условиям, что работать в тишине уже просто не могу.

У нас очень тёплый, даже какой-то домашний микроклимат. Может быть, оттого и новости получаются в основном добрыми и позитивными. А если серьезно, отказ от нарочитого негатива, ложной сенсационности – это принципиальная позиция нашего канала. Не замалчивая недостатки, мы даем понять зрителям, что город развивается, здесь живут интересные и талантливые люди.

Недавно наши сотрудники в телефонном опросе выясняли телевизионные предпочтения горожан. Результаты порадовали. Нас любят и смотрят зрители, достойно оценивают коллеги. Три года подряд «Новости 27-го канала» входят в тройку лучших информационных программ области.

Но не только новостями едиными жив «27-й канал». Некоторые члены нашего коллектива пребывают в постоянном поиске идей новых проектов. И здесь несколько слов о нашем генераторе идей – заместителе директора Елене Назаренко.

Ловлю себя на мысли, что слишком часто, характеризуя коллег, употребляю определение «неординарный». Да, у нас таких много. Но этот человек, пожалуй, самый неординарный. Это вечный двигатель. Белой завистью завидую непосредственности, энергии и жизнерадостности Елены Александровны. 80 процентов всего нового и интересного, что появляется в нашем эфире (социальные ролики, проекты, фильмы), придумано ею.

Большой общественный резонанс в городе вызвали социальные ролики «Найди меня, мама», которые выходили в рамках новостей в течение ноября прошлого года. Рассказывая о воспитанниках приютов и детских домов, мы надеялись помочь несчастным детям обрести семью. И, как оказалось, достигли своей цели. Для нас это было важно. Ведь свою задачу мы видим в том, чтобы не только информировать, но и оказывать конкретную помощь. Поэтому часто работаем по жалобам зрителей. Причём стараемся по возможности отслеживать развитие событий до благополучного разрешения.

Сейчас, когда бывшие одногруппники узнают, что я работаю на телевидении, спрашивают: «Изменила своим убеждениям?» Изменила, и нисколько об этом не жалею. Нет, я по-прежнему считаю, что эта работа самая суматошная. Никогда не знаешь, куда она забросит тебя сегодня и с какими людьми встретишься, успеешь ли в течение дня что-нибудь перекусить и во сколько вернёшься домой. Но сегодня другого образа жизни для себя я уже не представляю.

Елена Чащина,

ответственный выпускающий ТРК «27 канал»

Источник: книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008

Архив новостей