Эвелина Владимировна Суворова: не хлебом единым

13 ноября 2015 

Эвелина Владимировна Суворова пришла в «Кузбасс» в январе 1960 года, а спустя месяц ее назначили заведующей отделом культуры. Она возглавляла этот отдел 30 лет, до 1985 года. Темы культурной жизни не считались в газете главными, престижные первую и вторую полосы заполняли трудовые подвиги и рекорды. Культуре отводилась последняя, четвертая полоса. Зато, это всегда была самая «читабельная» полоса…

Ведь не хлебом единым жив человек, в области работали три театра драмы – кемеровский, новокузнецкий, прокопьевский, развивался театр музыкальной комедии, который позднее, при главном режиссере Тамаре Гогава, стал Театром оперетты Кузбасса, одним из лучших в Сибири.

В каждом Дворце и Доме культуры – и городских, и сельских – действовали самодеятельные театры, танцевальные и вокальные коллективы.

То было интересное время, названное потом «хрущевской оттепелью». И хотя чиновничий диктат по-прежнему властвовал над творческой интеллигенцией, прорыв был очевиден. В театрах появились новые постановки, разнообразные, порой весьма далекие от принципов социалистического реализма.

- Признаться, даже мне, воспитанной на добротной классике, трудно было принять новые веяния, — вспоминала Эвелина Владимировна. — Сама себе задавала вопрос: надо ли «осовременивать» Шекспира? Если Джульетта ходит на шпильках, а вместо декораций – несколько развевающихся полос ткани, это и есть современность? Но ни разу я не опустилась до разгромных рецензий. Правда, газета их все равно публиковала, по заказу управления культуры статьи писали преподаватели пединститута, тут уж я ничего не могла сделать. Я же старалась понять, поддерживала творческие поиски.

Листая подшивки тех лет, удивляешься обилию информации о культурной жизни области. Ни одно мало-мальски заметное событие не проходило мимо газетных страниц. Творческие портреты актеров, режиссеров, рецензии на спектакли, театральные обозрения, причем о постановках всех театров области, рассказы о самодеятельных коллективах, зарисовки с выставок профессиональных и самодеятельных художников. Как мог один человек объять необъятное?

- Сейчас газетная практика иная, создается впечатление, что журналисты пишут только о том, что им лично интересно. Мы себе этого позволить не могли, — говорила Эвелина Владимировна. — Наш долг состоял в том, чтобы донести до читателя максимум информации. Помогал в этом авторский актив. Людей, конечно, искала сама, давала задания, помогала подготовить тексты. И хоть зарплата была нищенская, за гонорарами мы не гнались. Впрочем, тогда действовала сетка «40 на 60», то есть 40 процентов материалов могли быть моими, а остальные – авторскими.

Авторы авторами, но за все 26 лет работы в газете у Эвелины Владимировны не было ни одного свободного воскресенья или субботы – смотры художественной самодеятельности, фестивали и другие мероприятия проводились в выходные дни.

Да и рабочий день не завершался в 18 часов, вечером ведь спектакли начинались в 19.30. А еще миллион общественных дел: как член художественного совета кемеровского драмтеатра и театра оперетты участвовала в заседаниях, ездила с художниками на зональные выставки. Вела клуб книголюбов Кузбасса.

- Это была очень заметная акция. Клуб объединял книгочеев, писателей, собиралось очень много народа, — рассказывает Эвелина Владимировна. — Обсуждали новинки, опубликованные в толстых журналах, собирали книги для сельских библиотек. Тогда люди к книгам относились очень трепетно, ночи простаивали в очередях у магазина, чтобы получить подписку. Мы действительно были читающей страной, больно, что интерес к книге сейчас упал.

Кстати, Эвелина Владимировна сама была автором книг – «Писатели Кузбасса», «Хлеб творчества».

Читая статьи Суворовой тех лет, видишь заинтересованного, неравнодушного человека. Она не ограничивалась освещением событий. Едва ли не в каждой публикации – проблема, которую требуется решить. С подачи газеты началось в Кемерове строительство здания театра оперетты, пусть несовершенного, но своего, ведь труппа долго ютилась в клубе коксохимзавода.

После выступлений Суворовой в Прокопьевске появились «театральные маршруты» - шахтовые автобусы доставляли жителей отдаленных поселков на спектакли. Да разве перечислить все, что сделано Эвелиной Владимировной Суворовой?!

 

Источник: Книга «Журналистика Кузбасса: строки истории»,

Кемерово, 2008 год.

Архив новостей