Евгений Сытый: «Я очень счастлив оттого, что в моей жизни случился театр, состоялось кино…» (Очерк творчества артиста)

16 мая 2022 

1.

«Цепь событий, следствие времени,                                               

Разные части составляют целое.                                                      

Смысл один, в одном важном слове,                                                     

Но не известны подробностей более...»

Эти, написанные однажды то ли строчки песни, то ли – откровения, как нельзя лучше, на мой взгляд, объясняют происхождение имени нашего героя.

Вообще-то он – Женя Костюков. Появился на свет 23 мая 1969 года в шахтёрском городе Белово Кемеровской области. А почему стал Сытым? – часто задавали ему вопрос журналисты. История у псевдонима реальная. Она личная, из жизни, из детства. Всё дело – в родителях, вернее – в отце. Тот на семейных застольях любил вспоминать, как встречал жену с сыном-первенцем из роддома. Молодой папа, держа на руках кулек с новорожденным, посетовал:

– Да что же он всё спит и спит?!

На что мама, якобы, ответила:

– Сытый он. Хорошо ему, вот и спит…

Эта семейная история запала ребёнку в память. А когда он вырос и стал играть в кемеровском студенческом театре «Ложа», где все молодые артисты придумывали себе псевдонимы, вспомнил о ней и назвался Сытым.

Так что сценическим именем Сытый обязан родителям.

2.

Женя родился в семье шахтёра Александра Костюкова. Говорят: рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Поэтому родители мальчика искали в Кузбассе лучшее место для жизни. Из Белова они сначала переехали в Киселёвск. Затем – в молодой город горняков Берёзовский. Здесь семья Костюковых прижилась. Женин отец стал работать бригадиром на новой шахте «Первомайская», которую ввели в эксплуатацию в 1975 году.

В Берёзовском Евгений провёл десять школьных лет, учился в школе № 16. Его творческий талант «проснулся» ещё в старших классах: без его участия не проходил ни один школьный вечер. Ни один школьный спектакль и смотр художественной самодеятельности не обходились без Женьки Костюкова.

Тогда же старшеклассник Евгений записался в театральную студию «Данко» при кемеровском ДК строителей. Получил в пьесе главную роль, ездил на репетиции. Правда, первый свой спектакль с главной ролью Костюков сорвал. «Потому что в день премьеры проходило городское первенство по футболу, – припоминал он, – где у меня тоже была главная роль нападающего в нашей команде. Команда победила! А вот в «Данко» я не вернулся – совестно было…», – признался сам.

Но в его жизни это, пожалуй, был единственный случай безответственного отношения к роли и к партнерам по сцене...

Не случайно же он родился под знаком Близнецов, которые обладают сильным характером, энергичны, независимы и общительны. Это интеллектуально одаренный знак. Рождённые под ним люди часто талантливы в литературе и актёрской профессии, любят быть в центре внимания. Вот и Женя рос с весёлым характером и темпераментным любопытством, мог легко перевоплотиться в любого героя школьной сцены, тянулся к творчеству.

Однако при выборе профессии семейные традиции поначалу одержали верх. Его театральные способности родителям были не по душе. Отец уверен: сын должен пойти по его стопам, стать, как минимум, инженером. Поэтому Костюков-младший отправился в Кемерово, где поступил на горно-электромеханический факультет Кузбасского политехнического института (ныне Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва). И даже учебно-производственную практику проходил на той шахте, где работал отец.   

И может, стал бы он после окончания вуза инженером угледобывающего предприятия, коих в Кузбассе добрая сотня, если не был бы невероятно креативным человеком. Перемены в его жизни начались на втором курсе. Женин талант на факультете приметили сразу, в годы студенчества парень очень пригодился родной alma mater: здесь творческий престиж вуза всегда ревностно высоко котируется – не меньше, чем его профессиональный или научный авторитет. 

Во-первых, в политехе образца 1980-х сформировалась крепкая команда КВН. Лидеры молодёжного политеховского актива встречались в студклубе, придумывали сценарии, шутки, участвовали КВНовских битвах всех уровней – от городского и областного, до федерального.

Будучи студентом КузПИ, Евгений активно участвовал в этой игре, «поднимая» оценки своей команды – команды «Сибирские богатыри», которая, кстати сказать, в 1994 году, первой из Кемеровской области вышла в высшую лигу КВН.

Во-вторых, Евгений увлёкся рок-музыкой, выступал в кемеровской рок-группе «Склады», где стал вокалистом и автором песен. В те годы не увлечься роком было просто невозможно. В Западной Сибири пик рождения подобных рок-сообществ пришёлся на 1983-1986 годы (а наш герой как раз в 86-м поступил в вуз). У них своя атмосфера – суровая, холодная, снежная. Она питала и вскармливала своих героев, чьи имена впоследствии стали известны всей стране.

Сергей Лавлинский, кандидат педагогических наук, преподаватель Института филологии и истории РГГУ рассказывает, что в 1986-м году в Сибири появилось такое явление, как «Рок-периферия»:

– Это – движение, целью которого была пропаганда рок-музыки через концерты и фестивали в сибирских городах. Главный координационный центр располагался в Барнауле. Мы в кемеровском рок-клубе поддержали уже существующую инициативу и решили организовать такой фестиваль у себя. Он проходил на протяжении двух лет – в 1987-м и 1988-м. Выступления проходили в клубе ГРЭС и в ДК Строителей.

Евгений ходил почти на все концерты рок-исполнителей, которые также проходили в КемГУ, ДК Азота, Зелёном театре. Самые запоминающиеся выступления происходили на «репточках» или квартирах, где исполнялись так называемые «сейшены» (концерты).

Рок-группа «Склады» образовалась в самом начале 1990-х. Вместе с другими участниками группы – Константином Галдаевым и Максимом Какосовым – Женя объездил многие города Кузбасса и соседних регионов, исполнял свои песни в Юрге, Новосибирске, Томске, Барнауле. Группа просуществовала года четыре, но поклонники помнят творчество музыкантов до сих пор.

В одном из интервью Евгений Сытый объяснял, что «общим впечатлением от рок-музыки того времени была искренность. Протест, ведь молодым нужны перемены... Многие песни были об этом. Не было коммерческой основы».

Но на тексты «Складов» имелась и иная точка зрения. Вот что вспоминает Дмитрий Петин, солист кемеровской рок-группы «Чайка по имени Джонатан»:

«При театре «Ложа» существовала уникальная группа «Склады» –частые участники проекта «Живаго». Актёры театра создали абсолютно безбашенную команду с идиотскими текстами, вроде «Поцелуй мне руки, е-е! Поцелуй мне руки, е!» И всё в таком духе. Они при этом были ни на кого не похожи…»

Эта непохожесть и создавала популярность будущему российскому актёру.

3.

«Что ты читаешь буквы, слова?                                                          

Капли чернил, кляксы в тетради,                                                           

Что смог ты достичь, что имеешь в кармане?                            

Металлы, камни, бумаги не в счет...»

Его актёрская карьера начиналась в Кемерове. Свои первые большие роли Евгений начал играть в студенческом театре-студии «Ложа», ещё учась в институте. Это после того, как получил диплом инженера и даже немного поработал по специальности и окончательно понял, что шахта не для него, его в 1991-м «зачислили» на актёрскую ставку. А позднее он стал и режиссёром, и художественным руководителем студтеатра.

Родители были не в восторге от выбора сына в пользу творчества, но сам он этот выбор сделал осознанно и сворачивать с этого пути уже не намерен.

Официальным рождением театра считается 1991-й, но очевидцы и участники уточняют, что кемеровский театр «Ложа» образовался раньше: уже в 1990 году первые зрители рукоплескали его выступлениям. И начиналось творчество будущих актёров вовсе не со спектаклей, а с миниатюр. Один из таких номеров назывался «Советские плакаты». Ещё номера: «Не влезай – убьёт», «Гражданская оборона», «Советские космонавты», – это были иронические и такие понятные зрительской аудитории миниатюры из советской жизни.

Создателем театра считается небезызвестный Е.В. Гришковец. «Ложа» образца первых лет существования работала во многих вариантах: и как театр, и как площадка для встреч, и как ночной клуб. Ведь в 1990-е годы у молодых не было большого выбора, где проводить своё свободное время. В «Ложе» даже ночные дискотеки проводили: с 23.00 субботы до 6.00 утра воскресенья.

При этом по городу распространяли слухи. А как же?! Раз «ложа», значит, там «развели» какое-то масонство. Рассказывали, как однажды зритель приехал в «Ложу» на такси. Водитель привёз его к месту и уточнил:

– А вы куда?

– В театр «Ложа…»

 – Не советую...

– Почему?

– Там же секта!

Евгений как-то поделился в прессе, как впервые узнал о «Ложе». В 1990-м, он, 20-летний студент горно-электромеханического факультета «Политеха», играл в команде КВН «Сибирские богатыри». Случайно попав на «ложевский» спектакль «Мы плывём» – первую постановку театра, с которой сам театр, в общем-то, и начался, – Сытый сразу влюбился в «Ложу».

Подошёл к режиссёру-основателю театра и попросился в труппу. Договорились так: Сытый отыграет в театре год, после чего станет ясно, будет из него толк или нет. Его первая роль – Народ в спектакле «Сингуляриа тантум», Евгений попеременно олицетворял собой всех людей: был то железнодорожником, то лесником, то простым рабочим…

Год прошёл. Он в театре остался. А любовь к сцене только усилилась, последовали другие постановки, другие роли.

«Ложу» в то время называли «революцией в театральной жизни Кемерова». В ней не было классической драматургии. Не звенели традиционные звонки перед началом представления. Молодые актёры всегда опасались выглядеть серьёзно, старались делать спектакли ироничными, смешными. На сцене творилось что-то невообразимое: артисты из студенческой среды, включая и нашего Евгения, на четвереньках показывали дрессированных собачек, изображали джигитов на деревянных конях, слепых жонглёров. А перед зрителями ставили коробки с помидорами – на случай, если не понравиться. Всё – в угоду эпатажу…

В 1991 году театр переезжает в седьмой корпус КузПИ (на кемеровскую улицу Демьяна Бедного) и становится театром-студией этого института. Здесь Сытый и трудился, принимая участие почти во всех постановках театра. Доброхоты ехидничали, что «Ложа» работала и работает при КузПИ, а в её составе – девять студентов из КемГУ, двое – из института культуры и лишь один, Евгений Сытый, – из политеха.

Вспоминая молодость, Евгений говорил, что, если здесь и был интеллигентский стёб, всё равно, в 90-е «Ложа» была показателем хорошего вкуса. Зрителей тут всегда было немного. Она считалась пристанищем эстетов. Мало кто знал об этом месте, а на концерте могло быть человек 15 из тех, кто в теме. Особенно, когда там выступали экспериментальные музыканты. А когда в «Ложе» появилось кафе, оно стало одним из самых модных мест в Кемерове. Сюда ходили обеспеченные люди, отцы города, это приносило очень неплохие деньги: «А мы жили в театре коммуной. У нас всё было общее – и материальные ценности, и сами спектакли».

При этом сразу отмечу, что «Ложа» – лауреат многих всероссийских и международных фестивалей театрального творчества – в Бельгии, Австрии, Южной Корее, Великобритании. Её спектакли получали гран-при и «Золотые маски» ведущих театральных конкурсов.

Специалисты отмечали, что секрет или «фокус крючка» «Ложи», на который «ловился» зритель, в том, что её участники: основатель театра, актёры Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Александр Белкин, режиссёр Константин Галдаев, – «придумали театр не только как сообщество играющих людей, но и как метод. Это – театр без фиксированного на бумаге текста, театр обыденной речи, но без бытовых подробностей, простодушный в лучшем понимании этого слова…»

Нынешний руководитель «Ложи» Сергей Наседкин:

– Нам ничего в так называемом официальном театре не нравилось. Все казалось неорганичным. Не цепляло, в общем. Мы были одержимы желанием добиться максимальной достоверности на сцене. Из этого всё и выросло – и эстетика, и способ создания спектаклей… В первом спектакле «Ложи» слов практически не было. Но потом они появились. И надо было как-то начинать с ними работать. А это очень сложно…

Максим Какосов, бывший режиссёр «Ложи»:

– Мы решили, что текст надо придумывать самим, чтобы произносить его органично. Есть стержень, небольшой синопсис (краткое изложение) – и поехало. Придумываешь, придумываешь, и замысел потихоньку обрастает словами. Разве можно плохо играть, когда говоришь то, что сам и придумал. Мы были неотделимы от тех персонажей, которых играли. И это было не похоже ни на один театр, который мы в своей жизни видели.

Фельетонной достоверности они пытались достигнуть и вне сцены. Однажды, когда актёры «Ложи» съездили за границу, они устроили в Кемерове «Полёт в Европу». Перед входом в театр поставили стулья, по бокам из картона сделали иллюминаторы – получился «самолёт». Согласно купленным билетам, в нём «были» и бизнес-класс, и эконом. В бизнес-классе «стюардессы» развозили пиццу и напитки. Полёт длился час.

В это время в гардеробе театра ходил Евгений Сытый в пальто, во внутреннем кармане которого был спрятан журнал «Плейбой», и за отдельную плату через маленькое отверстие он показывал желающим картинки. А в подвале они сделали комнату маньяка: в ванну налили воды, добавили красную краску и накидали туда детских игрушек. В другой комнате устроили «камеру пыток»…

Отсюда и вывод некоторых критиков о том, что, в сущности, «Ложа» – театр самодеятельный, хоть и нельзя так называть команду, которая спектаклями зарабатывает деньги. Он самодеятельный по своей эстетике, по природе своего обаяния и своих неудач.

Следуя логике муз – театральных покровительниц – Талии и Мельпомены, Евгений Сытый упорно «ковал» в Кемерове свою творческую судьбу.

Ох и помотало же его со спектаклями «Ложи» по городам и весям. В 1991 году, со спектаклем «Мы плывём», театр участвовал в фестивалях в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Перми. Сытый играл в пьесе роль Моряка. Как тонко Евгений прочувствовал этот образ! Раньше эту роль исполнял актёр Павел Колесников. К сожалению, он был вынужден уйти из театра. С его уходом из театрального репертуара выпало сразу несколько постановок. Такое чуть было не случилось и со спектаклем «Мы плывём». Когда встал вопрос о дальнейшем существовании постановки, роль Матроса решили отдать Сытому. Выбор оказался верным, хотя и непростым.

– У нас не сразу всё получилось, – вспоминал Евгений. – Пришлось хорошенько попотеть. Но я доволен результатом…

В 1992-м была создана постановка «Сингулярия тантум» («Постоянное единственное число»), с которой театр был на фестивале в Екатеринбурге; Евгений исполнил роль Народа. В 1993 году спектакли «Титаник» и «Полное затмение» театр представил на конкурсах в Перми и Сочи. В 1994-м со спектаклем «Осада» театр участвует в фестивале в городе Глазов. Сытый сыграл в этой постановке роль Ветерана.

В постановке «Зима», которая родилась в 1994 году в жанре «наглядной информации», Сытый играл роль Ермака. С этим спектаклем театр – на международном фестивале «Театральные опыты – 95» в Челябинске. В этом же году «Ложа» гастролирует в городе Гент (Бельгия) со спектаклем «Мы плывём». С ним же театр приезжает на международный фестиваль «Focus – 96» в городе Гмюнд (Австрия). В 1996-м эту же пьесу кемеровчане представили на двух международных фестивалях в городах Чун-Чон и Массан в Южной Корее.

Позднее в Москве «Ложа» со спектаклями «Закон природы» и «Планета неведомых сил добра» становилась лауреатом фестиваля «Новая драма»…  

И это – далеко не весь список мест, где побывал в те времена наш герой.

4.

В 1998 году основатель «Ложи» перебрался в Калининград. И вскоре художественным руководителем театра становится Константин Галдаев. Вместе с Евгением Сытым они приступают к постановке спектакля «Угольный бассейн». Эта работа имела такой большой успех, что о ней надо рассказать отдельно.

Она была выполнена в технике «verbatim». Если коротко, «вербатим» или документальный театр – это, возникший в XX веке, особый вид театрального представления, где построение сюжетной линии основано исключительно на реальных событиях. Спектакли вербатим полностью состоят из реальных монологов или из интервью участников – свидетелей каких-либо событий, записанных создателем спектакля на диктофон. Эти «чужие» монологи актёры и произносят со сцены.

Брать интервью и использовать его как документ в спектакле первым, ещё в 1920-е годы, придумал российский драматург Сергей Третьяков с товарищами по творческому объединению «Левый фронт искусств». Однако потом этот опыт забылся. И теперь считается, что вербатим изобрели британцы.

В 1980-е годы, когда в Великобритании правила премьер-министр Маргарет Тэтчер, тамошние режиссёры начали делать первые спектакли, в которых актёры воспроизводили живую, необработанную художественно, прямую речь. Западные критики считают, что такой способ общения со зрителем возник из-за отторжения молодыми европейцами системы двойных стандартов, умолчаний и лжи, которая сложилась в это время в Европе.

Сила вербатима в том, что через интервью можно сберечь и затем передать реальную личную историю человека. Именно это объясняет доверие людей к талантливым документальным спектаклям.

Отметим, справедливости ради, что многие спектакли «Ложи» сделаны в этом стиле. Техника вербатим наложилась на изначально практикуемый в театре метод коллективной импровизации, когда текст спектакля рождается не столько сценаристом, но самими актёрами – в процессе репетиций, а записывается гораздо позже, после череды представлений.

Евгений отмечал, что актёры «Ложи» действительно заранее выбирали тему, потом выходили на сцену и начинали диалоги. Так рождались спектакли. Сначала их никак не фиксировали. Но со временем всё же стали записывать, чтобы не забыть.

«Манеру нашего сценического существования московские критики определили, как метод коллективной импровизации. Мы даже сами о таком не знали», – вторит ему Сергей Наседкин.

То, что они работают в стиле определения «вербатим», они узнали не сразу. Поэтому постановка «Угольного бассейна» стоит как бы особняком. Чтобы собрать материал для спектакля в стиле вербатим, артисты Галдаев и Сытый, вооружившись диктофонами, отправились в город Березовский – к шахтёрской родне, к знакомым горнякам.

Неделю «втирались в доверие» и вернулись в Кемерово с «подорванным» здоровьем, потому как вызвать горняка на откровенный разговор о забое можно лишь в процессе застолья. Затем, расшифровав свои записи, вместе с литературным критиком Яной Глембоцкой они создали текст пьесы, полный хорошего юмора и жизненной достоверности.

Евгений Сытый подчёркивал, что в 80-е годы «Угольный бассейн» можно было бы назвать спектаклем на производственную тему, где главные действующие лица – шахтёры. В 90-е пьеса больше напоминала стёб. Но именно она стала едва ли не классическим российским примером спектакля, созданного при помощи модной техники «вербатим». Сытый стал и соавтором, и сорежиссёром постановки. И сыграл в ней роль Бригадира.

«Угольный бассейн» – смешной и пронзительный спектакль о шахтёрской, а по существу, – о нашей с вами жизни. Три шахтёра в чёрных костюмах, белых рубашках и касках с шахтёрским фонарями рассказывают о своей работе, о родственниках, друзьях, детстве.

«Минималистская строгость сценографии, – отмечается в одной из рецензий. – Чёрная сцена, чёрный задник и огромный чёрный куб, застывший над головами шахтёров немым напоминанием об опасностях профессии… Шахтёры сидят и рассказывают свои истории, лишь в одном эпизоде вдруг решая «поработать». С трогательным упорством они ставят коротенькие доски шалашиком, те каждый раз падают, шахтёры, не спеша, вновь пытаются поймать равновесие…»

Со сцены звучат рассказы про то, как устроена шахта, почему нельзя убивать крыс, как один шахтёр хотел жениться…

Лично мне больше всего понравилась в спектакле история молодого шахтёра о своем отце, который дважды в месяц, в зарплату, устраивал праздник – покупал груду пирожных «Картошка» и, с порога, начинал расстрел ими всей семьи. И сын вспоминал, как было здорово потом, до следующей отцовской зарплаты, соскребать со стен и есть остатки пирожных.

Заканчивается этот небольшой, кстати, спектакль монологом одного из героев о шахте будущего, весь коллектив которой состоит из директора, бригадира и одного рабочего. Их задача – по команде начальства включать подземных роботов…

«Перспективы прекрасные», – вздыхает персонаж Евгения Сытого, рисуя картину «счастливого будущего», заполненного роботами-автоматами, в котором не оказывается места для тысяч таких же, как он, шахтёров.

Своё победное сценическое и фестивальное шествие этот спектакль начал в год празднования «миллениума».

Большая премьера спектакля состоялась на Московском фестивале молодой драматургии «Любимовка – 2000». На фестивале «Сибальтера» в Новосибирске в этом же году спектакль получил первую премию и три специальных приза: «Новация», «За лучшую мужскую роль» (эту награду присудили всему коллективу!) и «За воплощение идеи независимого театра». В 2000 году «Угольный бассейн» участвовал в фестивале «Документальный театр» в Москве – на сцене Московского художественного театра имени А.П. Чехова

В 2002-м, по приглашению лондонского театра «Роял Корт» и Британского культурного совета, театр «Ложа» со спектаклем «Угольный бассейн» отправляется на гастроли в Лондон. В том же году «Угольный бассейн» был представлен ещё на трёх фестивалях: «Сибирский транзит» (Иркутск), «Сибальтера» (Омск), «Новая драма» (Москва и Нижний Новгород).

– Лондон, Москва, Иркутск, Нижний Новгород, Новосибирск и так далее, – перечислял в беседе с журналистами Сергей Наседкин. – Куда только мы с «Угольным бассейном» не съездили. Спектакль стал частым гостем столичных фестивалей.

А вот Максим Какосов спустя почти двадцать лет после премьеры спектакля признался:

– Мы сделали «Угольный бассейн» в стиле verbatim. Ну, вы знаете, – документальный театр. Я вообще-то этот verbatim терпеть не могу. Всё это профанация какая-то. Поэтому мы только притворялись, что делаем документальный спектакль, а на самом деле никаких интервью не брали. Просто придумали всё – как обычно. Успешный проект получился…

Между тем, в 2004 году спектакль «Угольный бассейн» номинировался на «Золотую маску».

В Евгению нравилась вот такая оценка спектакля: после одного из выступлений «Угольного разреза» к актёрам подошёл представитель крупной металлургической компании и спросил, нельзя ли сделать что-то подобное про его отрасль? Насколько известно, мало какой из театров может похвастать таким серьёзным социальным заказом.

В 2003 году в «Ложе» был создан спектакль «Поккет Моби Дик», режиссёром которого стал Максим Какосов. С ним «Ложа» в этом же году успешно участвует в Московском международном фестивале «Н. Е. Т.» («Новый европейский театр»). После этого Какосова, что называется, заметили. И немного спустя друг и коллега Евгения – Максим Какосов покинул «Ложу» (и столицу Кузбасса тоже), художественным руководителем театра стал Сергей Наседкин. Вот тогда актёр Евгений Сытый активно взялся за сценографию и режиссуру в театре. Причём, весьма успешно. Немало на сцене «Ложи» состоялось постановок по его пьесам.

Так, в 2004 -м зритель с удовольствием смотрит очередную пьесу «Ложи» под названием «Плохой спектакль», созданную Евгением Сытым. В 2005 году он поставил «Новогоднюю сказку», в 2007-м – спектакль «Закон природы».

В январе 2013 года театр «Ложа» начинает работу над спектаклем «Nota Bene» («Заметь хорошо»). Режиссёром спектакля становится Евгений Сытый. Спектакль, в котором молодые актёры в виде лекции рассказывают о падениях, Сибири, о погребе, матах и животных. Постановку показывают на фестивалях, где она получает гран-при за лучший спектакль…

Театральному режиссёру Евгению Сытому есть что показать зрителю.

 – Я благодарен судьбе, что попал в «Ложу», – говорил он. – Сейчас не представляю своей жизни без этого театра. Он меня многому научил. Это моя школа... И не только школа: театр – это моя жизнь.

И ещё Евгений утверждает, что «документальная драма в том виде, в каком её придумали в Англии, исходит из небесспорного соображения, что настоящая жизнь интереснее и важнее придуманной. «Ложа» играет не столько с реальностью, сколько с нашим (и своим) перед ней удивлением, которого вполне достаточно, чтобы превратить жизнь в театр. По-моему, «метод», изобретенный в «Ложе», – это в частном виде метод всего актуального искусства (от которого традиционный театр бесконечно далек), а удивление – самый искренний из художественных жестов, возможных в театре сегодня».

5.

«Я видел то, что никто не заметил:                                                    

Линия в почве, капли на небе,                                                          

Взгляд на людей, что потухший как пепел,                                              

И лист, что, сорвав, унёс быстрый ветер».

А потом его жизнь полностью поглотило кино. Не в одночасье, конечно, это случилось. А вот как начиналось.

Актёрские способности давно заметили и оценили не только его земляки, российские театралы. К нему присматривались и режиссёры кино. Шёл 2003 год. Тогда «Ложа» с постановкой «Угольного бассейна» поехала в Москву на фестиваль «Новая драма». Ребята выступали в МХАТе. Работали на сцене с полной отдачей: всё-таки – Москва, которой они очень хотели понравиться.

После спектакля к Евгению Сытому подошли московские кинорежиссёры, сценаристы и продюсеры Борис Хлебников и Алексей Попогребский, уже имевшие в своём послужном творческом списке пару художественных кинокороткометражек, и предложили ему роль в задуманном ими новом кинофильме с названием «Коктебель».

(После Хлебников признался в одном из интервью: «Как увидел Евгения в «Угольном бассейне», так и офигел!»)

Сытый подумал пару минут и согласился почитать сценарий. Тогда они передали ему сценарий фильма. Он его прочёл и сначала пожалел, что поторопился дать согласие: сценарий не произвёл впечатления. Однако… Вот как он сам вспоминает об этой самой первой своей роли в длинной истории его фильмографии:

– Через месяц мне звонок в Кемерово: «Прочёл?» – «Нет, я сценарий в гостинице забыл…» Выслали по «электронке» новый. Снова звонят: «Понравился сценарий?» – «Нет». «А сниматься будешь?» – «Буду». Это был «Коктебель».

Ему очень хотелось попробовать себя в кино.

Первый фильм с его участием – социальная драма – о путешествии отца и сына в поисках удивительного места под названием Коктебель. На своём пути они сталкиваются с разными людьми: «Им повстречался путевой обходчик, которого я сыграл. Всё прошло очень хорошо: я исполнил свою эпизодическую роль с третьего дубля…»

Зрителю и критикам понравился фильм, где двое осиротевших людей – Мальчик и Отец, потерявшие мать и жену, пробираются к морю. Едут в товарном вагоне, в кабине дальнобойщика. Останавливаются у случайных людей, добрых и недобрых, идут от дома к дому, через леса, поля, по дороге зарабатывая себе на еду латанием крыш. В Москве, в которой они жили, у них ничего не осталось. Отец, с горя по умершей жене, всё пропил. А у моря – надежда начать новую жизнь, попытаться вернуть утраченную веру в себя и доверие сына.

Незамысловатое кино, снятое без оглядки на что бы то ни было, кроме собственного настроения режиссёров, – специалисты оценили высоко. Фильм «собрал» призы – фестиваля «Серебряный Георгий», XXV-го Московского кинофестиваля, XXXVIII-го Кинофестиваля в Карловых Варах (Чехия), Международного кинофестиваля «GoEast» в Висбадене (Германия)…

И Сытый своим кинодебютом, эпизодической ролью, как говорится, не испортил режиссёрской «борозды». Хотя сам процесс создания кино по началу не очень пришёлся ему по душе. Ведь в «Ложе» он привык делать по-другому: там у актёра – много импровизации, которую он придумывает сам. А на киносъёмке от него требуют неукоснительно выполнять приказы режиссёра. Но тут надо отдать должное Хлебникову: ему понравилось работать с Евгением Сытым, возиться с ним, прислушиваться к его предложениям и даже соглашаться с этим упрямцем…  

Кто-то из участников киногруппы потом откровенничал про первые съёмки Сытого:

– Один наших артистов так снимался в фильме «Коктебель»: у него роль была со словами – всего минут на пять, наверное. Но получилось так, что он всё равно произносил текст, который придумал сам. Не смог иначе. И сценаристы, они же режиссёры, подумали-подумали и согласились…

После первого опыта нельзя сказать, что кинорежиссёры начали наперебой приглашать нашего героя на съёмочную площадку. Следующий раз наступил спустя три года. В 2006-м его снова позвал Хлебников и предложил роль второго плана в фильме «Свободное плавание». Кстати, Борис Игоревич пригласил сыграть в этом фильме и другого известного актёра «Ложи» – Сергея Наседкина.

Фильм о том, как в маленьком городке на берегу Волги живёт и работает на заводе двадцатилетний парень. Вскоре завод закрывается, и он идёт сначала в помощники к продавцу обуви на рынке, потом пытается стать штукатуром. Всякий раз новая работа не устраивает его. И он попадает в бригаду дорожных ремонтников… Роль бригадира дорожников Рослова сыграл Евгений Сытый, а Наседкин – мастера Володю.

Вот строчки из киносценария:

«Рослов докурил. Все встали. Рослов распрямил спину и раскинул руки. Все так же сделали, чтобы не получить по башке. Рослов улыбнулся. Все тоже улыбнулись, потому что поняли, что их пронесло, и настроение приподнялось. Рослов пошёл к инструментам. Все зашевелились, как улитки, и взялись за инструменты, словно руки переросли на жопу…»

Сытый блестяще сыграл эту небольшую роль. Его выделили критики на премьере фильма, состоявшейся 10 июня 2006 года в конкурсной программе кинофестиваля «Кинотавр».  

Евгений ещё не раз снимался у Бориса Хлебникова, который просто влюбился в талант Сытого. Это были фильмы «Сумасшедшая помощь» – в 2009 году, где у  Евгения Сытого главная роль – роль  гастарбайтера из Белоруссии; «Короткое замыкание» (новелла «Позор») – в 2009-м, Сытый в роли Мужа; «Пока ночь не разлучит» – в 2012 году, Сытый – Официант; «Долгая счастливая жизнь» – социальная драма 2013 года, здесь Сытый в роли Жени. В комедийном телесериале «Озабоченные, или Любовь зла» 2015 года Евгений предстал в роли депутата.  

В драматическом фильме Хлебникова о врачах «Аритмия», вышедшем в 2017-м, Сытый снова в эпизодической роли – он реаниматолог. Между тем, картина участвовала в основной конкурсной программе кинофестиваля «Кинотавр»-2017 и была награждена Гран-при, а также – призом за лучшую мужскую роль и призом зрительских симпатий…

Список киноролей Евгения Сытого можно продолжать и продолжать. Всего он снялся более чем в 60 фильмах! Согласитесь, не каждому актёру выпадает такое количество киноработ.  

Он снимался в кинодраме режиссёра Василия Сигарева «Жить» в 2012-м. В 2015 году играл в фильме-притче Андрея Прошкина «Орлеан». Среди киноработ Сытого – сериалы «Озабоченные, или Любовь зла», «Пушкин», «Красные браслеты», «Вы все меня бесите», «Эпидемия». С его участием вышли на экран фильмы «Сердце мира», «О чём говорят мужчины. Продолжение», «Большая поэзия», «Красные браслеты», «Проект «Анна Николаевна», «Зона комфорта», «Оторви и выбрось», «Три минуты молчания» и другие.

6.

Но были кинороли, которыми Евгений гордился особо. Он снялся в роли слуги Якима в картине «Гоголь. Начало». В телевизионном эфире премьера фильма состоялась 22 декабря 2017 года – на телеканале «ТВ-3». На большой экран лента вышла в 2018-м.

«Гоголь. Начало» – лента мистическая. Она стала первой частью сериала «Гоголь», снятого режиссёром Егором Барановым по мотивам рассказов из сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него также вошли те таинственные легенды о личности автора, которые родились ещё при его жизни. И Сытый исполнил здесь одну из ключевых ролей: он слуга писателя Гоголя – Яким Нимченко.

Сюжет картины повествует о жизни молодого Николая Гоголя. Писатель (актёр Александр Петров) из Петербурга приезжает на Полтавщину вместе со столичным следователем Яковом Гуро (Олег Меньшиков) – для расследования таинственных убийств девушек. Слуга Яким – один из немногих во всей Диканьке, кому Гоголь может довериться в борьбе с колдовскими силами зла.

Съёмочный процесс проходил осенью и весной в посёлке городского типа Михайловском и городке Изборске – в Псковской области. В лесу, для кино построили деревню. А интерьеры «средневекового замка» снимали в Санкт-Петербурге, в знаменитом особняке Кельха. Работа над фильмом: написание сценария, подбор актёров и сами съёмки, – длилась три года.

Герой Сытого Яким появляется на экране едва ли не в каждой второй сцене. «Он по всем характеристикам, ну, как …папа, – характеризует героя актёр. – Ведь Яким, по сценарию, находится при Николае Васильевиче с самого его рождения, заботится о нём с пелёнок… Старается уберечь его от неверных, в своем понимании, действий».

Рецензент отмечал, что «для крепостного он (Яким-Сытый) слишком много позволяет себе – спорит с барином, ворчит на него. Проявляя заботу, ведёт себя часто не как слуга, а как более старший и мудрый товарищ, дядюшка, или, действительно, папа…»

А Сытый считает, что он так и хотел его сыграть с самого начала, что и совпало с задумкой режиссёра: «Образ, можно даже сказать, будто для меня и был придуман. Я это почувствовал ещё до кастинга, который прошёл на одном дыхании. Мне ничего не пришлось додумывать и доделывать, оставалось только играть».

Исступлённым сторонникам классики фильм, может быть, и не понравился. Чтобы принять такого «вольного» Гоголя, нужна фантазия, чувство юмора, чтобы не придираться, например, к замочкам-молниям на сапогах героев, как это сделали некоторые зрители. Но актёр Евгений Сытый с ними не согласился:

– Да, в костюмах, и во многом было много условностей. Однако главное – действие и характеры, под которые и подбирали грим, одежду. Так, нашего Гоголя оставили без знаменитого носа его прототипа. Или, к примеру, следователь Гуро – выделяется ярко красным пальто. (Вряд ли такие носили в ту пору). У моего Якима всё просто, по-мужицки: тулуп, сапоги.

Кстати, курьёзы всё же были. В первый сезон съёмок (а снимали сериал «Гоголь» две осени подряд) Яким-Сытый щеголял в настоящих сапогах с клёпками. А во втором сезоне тех сапог костюмеры уже не нашли, обули его в то, что было.

– Для меня сценарий был шикарный, – делился своими мыслями Евгений Сытый в интервью одному из кемеровских СМИ накануне премьеры фильма в Кузбассе. – Поэтому я стремился попасть в этот проект. Ведь это мистика, история, Гоголь! Я пришёл на съёмочную площадку и просто был шокирован тем, что специально для этих съёмок была построена деревня Диканька. Грим и костюмы тоже впечатлили. Да и сама атмосфера на площадке была какой-то особенной. Испытывал, конечно, огромное удовольствие, интерес. Всё это для меня было в первый раз, каждую минуту, каждую секунду я получал удовольствие от процесса. Знаете, такое чувство, как будто переместился на машине времени назад, лет эдак на 150.

Что скрывать, он давно мечтал попасть в такую классную историю – с такими известными партнёрами и такой ролью. «Больше всего я, конечно, взаимодействовал с главным героем. Сашка Петров хороший человек и актёр, с ним легко работать», – отмечал он.

Евгений вспоминает, что самой волнующей для него стала сцена с эпизодом, когда они ехали в Диканьку на лошадях, и он очень боялся свалиться с брички. Дороги-то просёлочные, с кочками и ямами. После съёмок этого эпизода на руках и ногах у него были синяки.  

Или вот ещё. В одной из серий была сцена похорон Гоголя. Там артисты: Яким, доктор, кузнец, – плачут над гробом. Но на съёмочной площадке, во время съёмок этой сцены, все почему-то смеялись до коликов, до слёз. Вот эти «слёзы» и снимал оператор…

«Российская газета» писала:

«Гоголь. Начало» собрал деньги, которые его создателям не снились – почти 500 млн. рублей. Стратегия выпуска оставшихся серий «Гоголя» тут же была пересмотрена… Биография Гоголя предстает перед нами в виде бульварного гиньоля, викторианского ужастика, сделанного нарочито варварскими методами. Литературный код гоголевской прозы не имеет почти ничего общего с визуальным кодом сериала, на ней базирующегося. Этот визуальный код родом если не из современности,.. то из той эпохи, которая говорит с посетителем кинотеатров на понятном языке. Удивительно, конечно, что никто не додумался провернуть эту операцию раньше – тем более с Гоголем…»

Особо хочу подчеркнуть, что артист Евгений Александрович Сытый появился также и в последующих частях «Гоголя»: «Гоголь. Вий» (2018), «Гоголь. Страшная месть» (2018) и «Гоголь» (2019).

Российский сериал «Гоголь» не раз номинировался и побеждал на фестивалях. Например, победил на престижном мировом фестивале, принимающим самое разнообразное кино и видеопродукцию, – американском фестивале Accolade Global Film Competition, в номинации Award of Excellence (За выдающиеся достижения) – за выдающийся кинематографический уровень картины. Жюри отметило «захватывающую сюжетную линию, прекрасную операторскую работу и невероятно достоверные спецэффекты».

Ну, и ещё хочется сказать о приключенческой короткометражке режиссёра Руслана Братова «Лалай-Балалай», снятой в 2017 году, где тоже сыграл Евгений.

Сюжет такой: ресторан закрывается, а герою фильма по имени Олег Маратович хочется праздника. Увлекая за собой своих подчинённых, уже не способных сопротивляться его обаянию, он отправляется на поиски приключений. И они, пьяные, попадают на крутящуюся карусель, которая не может остановиться. В тот момент, когда грань между отвагой и слабоумием оказывается окончательно стерта, эта история в буквальном смысле закручивается совершенно неожиданным, достаточно комедийным, образом.

Однажды в интервью газете города Берёзовского «Мой город» Евгений сетовал: «Мне хотелось бы проявить себя в кино в комедийном амплуа. А меня снимают в основном в драмах, в лучшем случае в трагикомедиях. А я – комик».

И вот теперь он очень правдоподобно исполнил одну из комичных «пьяных» ролей. Герои фильма забираются на карусель, становятся, прислонившись спинами к лепесткам барабана, плечом к плечу, как солдаты в бою, и вращаются, вращаются, вращаются... Маленький мальчик, который вместе с мамой видит их, хочет быть «как дяди». «Вырастешь, будешь», – отвечает мама спокойно и где-то даже одобрительно.  

– Предыстория была такая, – вспоминал позднее Сытый. – Во время гастролей театра в Томске как-то после спектакля я, Павел Ворожцов и Руслан Братов вышли на улицу, разговаривали, делились идеями, и родился сюжет: друзья после ресторана пускаются во все тяжкие. Кульминацией становится катание на карусели в парке.

Завести – завели, а остановить не получилось. Только ещё сильней раскрутились. Так и катались они всю ночь. Едва не погибли. Но закончилось всё хорошо. Вот такой лалай-балалай… Сами придумали, сами и сыграли. За плату работал только оператор. Продюсировал проект известный актёр Григорий Добрыгин. Результат у фильма неожиданный и приятный – сразу две больших премии…

– Мне всегда очень важно – что и кого играть, – подчёркивал Евгений. – Просто мне почти всё время везло: режиссёры «попадали» в меня, я «попадал» в роли. Конечно, были и «непопадания» – пару-тройку раз. В одном случае сценарий мне категорически не понравился. В другом – люди, предложившие роль, оказались необязательными. И когда они сначала нарушили все договоренности, а потом всё-таки перезвонили, я был уже далеко и от места съёмок и от роли. А однажды не справился с ролью фашиста – как не давался немецкий в школе, так и до сих пор... А самое точное попадание было, конечно, у Хлебникова – семь ролей сыграны в его фильмах...

Последняя его киноработа – в комедийном сериале «Товарищ майор», режиссёр которого опять старый друг – Борис Хлебников. В первом сезоне сериала Сытый исполнил одну из главных ролей.

В центре истории – некий майор ФСБ из отделе прослушки. Долгие годы он был частью государственной машины, не задавал лишних вопросов и делал своё дело. Дожив до 50 лет, вдруг понял, что люди – добрые, слабые и беззащитные. Они нуждаются не в слежке, а в помощи. И тогда он начинает появляться там, где его не ждут, и «причиняет добро» несмотря на то, что никто его об этом не просит.

Вот такое кино. Съёмки его завершились в 2021 году, но фильм ещё в производстве. Жаль, что сам Евгений его уже не увидит…

7.

Удивительно полнокровной творческой жизнью живёт все эти годы Евгений Сытый. И как говорится, «кино – это кино», но про театр он не забывает. Ведь театр – его судьба! В кемеровском театре-студии «Ложа» он продолжал активно работать до 2014 года. 

Тот год вообще был каким-то особенным в судьбах многих людей. По мнению метеорологов, стал самым жарким за всю историю метеонаблюдений в мире. В России он шёл под знаком Года культуры. Был Годом российской культуры в Великобритании. Годом науки Россия – Европейский Союз. 18 марта – состоялось воссоединение Крыма с Россией. В этом же году заключили договор о создании Евразийского экономического союза.

Ещё одна дата года – столетие начала Первой мировой войны… Именно с этой датой связаны перемены в театральной судьбе Евгения Сытого.

 

Александр Молочников, актёр, ставший самым молодым (в 22 года) режиссёром Московского художественного театра имени А.П. Чехова, в качестве режиссёрского дебюта задумал поставить спектакль под названием «19.14».

«Сегодня, оглядываясь на сто лет назад, страшно представить, насколько быстро развеялись иллюзии, когда вчерашние жители прекрасных европейских столиц попали на четыре года в окопы, где царили грязь, смерть и безумие, – писал о сюжете пьесы сам Александр Молочников. – Кажется, человечество постоянно забывает о том, что нет ничего страшнее войны, и в вечном стремлении её романтизировать раз за разом наступает на одни и те же грабли.

В спектакле мы рассказываем историю нескольких французских и немецких солдат. Их путь – от утопичных фантазий, фанатичного патриотизма, через взаимную ненависть и неизбежность истребления друг друга к полному опустошению, потере каких бы то ни было нравственных ориентиров, саморазрушению.

Но не думайте, что вам представят какое-то преисполненное дидактического пафоса историческое действо, лекцию о человеческой жестокости. История рассказана в жанре кабаре, хозяин тут – конферансье, единственная его цель – развлекать зрителей песнями и весёлыми историями, по крайней мере, до тех пор, пока…»

Так вот, в 2014 году Молочников пригласил Евгения Сытого в свою дебютную работу в МХТ. Они познакомились незадолго до этого на киносъёмках.

– Одним из кинопроектов с моим участием и с участием Александра стал сериал «Красные браслеты», который снимался летом 2014 года. Там-то и состоялось наше знакомство с Александром Молочниковым, – напомнил Евгений. – Мне, конечно, было очень приятно получить его приглашение. И довольно неожиданно. Хотя, не поверите, моя жена пару лет назад видела сон, что она едет на спектакль с моим участием именно в этот театр…

Начинающему режиссёру понравилась игра кемеровчанина, и он позвал его в свой первый спектакль. В итоге наш земляк подписал с театром контракт. Репетиции постановки заняли 41 день. На генеральном прогоне присутствовал сам руководитель МХТ имени А.П. Чехова, народный артист СССР Олег Табаков. Увиденное он одобрил и похвалил, высказал участникам спектакля несколько пожеланий.

Вообще постановка была очень благосклонно принята зрителями и критикой. 3 октября 2014 года, после предпремьерного показа Олег Табаков так выразил свое отношение к «19.14»:

«Мне хочется поддержать саму идею наших молодых (и не только молодых) актёров. Они вспомнили события вековой давности. В кабаретном жанре сочинили пьесу. Теперь-то известно, как из пустяков возникла кровавая мистерия, захватившая народы и континенты. Разве это можно забыть? Можно, к великому сожалению. Но для того и существует театр, чтобы напомнить. И кабаре для этой цели очень, мне кажется, годится».

Евгению Сытому в спектакле достались сразу три роли. Одна небольшая – эрцгерцога Франца Фердинанда, с убийства которого началась Первая мировая, а теперь начинается и спектакль. Вторая роль – тоже эпизодическая – француза, который уходит на войну. А вот третья роль: отца одного из немецких солдат, заставляющего сына-пацифиста идти на войну, – стала для Евгения в постановке основной.

– Отец, которого я играю, – сам бывший военный и воспринимает войну, как праздник и веселье, – прокомментировал актёр. – Сын же у него – полная противоположность: любит читать, а идти воевать вообще не хочет. Отец его убеждает, говоря, если сын не пойдет воевать, то предаст всех предков. А когда сын всё же уходит воевать, за ним вслед отправляется и отец. Его появление для сына становится шоком. Он даже попросил своего друга нечаянно ранить отца, чтобы того отправили в лазарет, а потом домой, но всё получается по-другому…

В спектакле «19.14» Сытый играл ярко, темпераментно, талантливо. С этой постановкой МХТ проехал немало российских городов, артисты представляли его и в соседнем с Кузбассом Томске, и в родном Кемерове. Спектакль получил Премию «Звезда театрала» – 2015, которая считается единственной российской наградой в сфере театрального искусства, обладающей статусом независимой премии, потому что её лауреатов определяет самое массовое жюри – зрительская аудитория. В 2016 году спектакль «19.14» вошёл в лонг-лист премии «Золотая маска», став, по мнению экспертного совета, одним из самых заметных представлений сезона 2014-2015 годов.

В итоге, Сытый так «сросся» с Московским художественным театром, что с 2016 году стал постоянным членом его труппы.

В 2016 году в МХТ состоялась премьера спектакля режиссёра Виктора Рыжакова «Dreamworks* *Мечтасбывается». В нём – в стиле голливудского фильма – идёт разговор о вечных и простых человеческих ценностях: браке, любви, семье.

Евгений Сытый исполнил здесь роль Ламы Джона – буддийского ламы, который по происхождению является американцем. Режиссёр и актёрский ансамбль спектакля пытается «заставить» зрителя взглянуть на себя как бы со стороны, подумать о насущном и вечном. И если не услышать готовых ответов, то хотя бы задаться вопросами?

По силе мотивации спектакль Виктора Рыжакова равнозначен трём визитам к психологу, – высказался один из театральных экспертов.

Следующей заметной работой Евгения в МХТ стало участие в постановке рок-спектакля «Бунтари». Автор и режиссёр этого действа Александр Молочников так охарактеризовал представление:

«Бунтари» – рок-спектакль на исторические темы. Именно рок-спектакль: музыка идёт сквозной линией и скрепляет пёстрое зрелище, сознательно сотканное из самых разнородных элементов. В нём участвуют персонажи России, которые носят известные фамилии: Лопатин, Перовская, Нечаев, Пестель, Пушкин, Каховский. Но все они – порождение фантазии и действуют по законам сновидения. Декабристы, народовольцы, «Музыкальный ринг» эпохи Перестройки, русский рок и панк-культура, – хотелось всё объединить в своеобразный джем-сейшн, в импровизацию на тему бунтарства. Бунтарства – как жизненной позиции. Бунтарства безнадежного и прекрасного. Бунтарства, идущего рядом с предательством. Когда-то народовольцы пошли в народ, разочаровались в нём и погибли, ничего не достигнув, – это одна линия нашего сюжета. Другая – рок-культура недавних 80-х – музыка бунтарей конца ХХ века, точно так же ушедших в небытие».

Понятно, что Женин талант, взращённый на «кавээновской» импровизации, на песнях группы «Склады», на сценарных принципах «Ложи», как нельзя лучше вписался в сюжетное действо такой постановки. В спектакле он, как никто другой, чувствует себя в своей стихии:

«Бунтари» построены на сплошных аллюзиях и реминисценциях: из русской культуры, литературы и истории. Всё переплетается в замысловатый, ироничный и смешной, грустный и страшный калейдоскоп…»

Так и видится, что сам Сытый принимал участие в написании сценария…

Ещё один – с ролью Сытого – спектакль МХТ имени А.П. Чехова – «В. Ж.», выпущенный «в свет» в 2016 году режиссёром-постановщиком Ольгой Ворониной, собрал очень большое число откликов в прессе, что говорит о большом интересе к необычной постановке.

В её основе – первый вариант пьесы Максима Горького «Васса Железнова» («Мать. Сцены»). Также использованы произведения писателя: «Исповедь», «Жизнь Клима Самгина», «Мои университеты», «Фома Гордеев», «Жизнь ненужного человека».

Вопросы, поставленные автором написанного более ста лет назад произведения, актуальны и сегодня. И их, как говорится, не счесть. Что необходимо, чтобы в семье царили любовь, взаимопонимание, порядок? Что правильнее: оберегать близких, решая их судьбу, или дать им возможность идти своим, возможно, неверным путём? Как случается, что родительская любовь пожирается эгоизмом? Почему женщины и мужчины теряют свою природную суть? Что безвозвратно утрачивают люди, отрываясь от земли?

Евгений Сытый, в лице своего сценического героя Михаила, вместе с коллегами по сцене пытается дать на них ответы. На примере истории распада одной семьи они показывают разрушения более глобальные. Эта постановка – разговор-размышление, в котором принимает участие и публика.

В одной из рецензий удалось найти впечатление самого героя нашего очерка от этой работы: «Интересно, когда репетируешь пару недель, а потом показываешь коллегам. В итоге все так увлеклись и вдохновились, что спектакль, вошёл в репертуар, приобрёл поклонников. Многие приходят смотреть нас снова...»

«За полтора года существования «В.Ж.» вокруг Вассы (актрисы Евгении Добровольской) собрался идеальный актерский состав – те, кто уже не мыслит себя без этой уникальной постановки: Игорь Хрипунов, Ксения Теплова, Николай Ефремов, Евгений Сытый», – отмечает один из театральных критиков.  

Ещё одна роль, вернее, сразу несколько ролей Сытого на сцене МХТ – в спектакле-утопии «Светлый путь. 19.17».

«Сейчас репетирую в постановке Молочникова «19.17. Светлый путь», – писал Евгений Сытый друзьям в Кемерово осенью 2017-го. – Это аллегория, посвящённая 100-летию революции. В её основе роман-утопия Платонова «Чевенгур». У меня роль кухарки…» Хотя в ходе развития сценического действия постановки Евгений то становился кухаркой, то физкультурницей, то солдатом, Чевенгуром…

Премьера состоялась в ноябре этого же года и была воспринята поклонниками театра и режиссёра очень неоднозначно...

В полукруглый портал мхатовской сцены постановщики «вписали» перевёрнутый купол – как бы символическую воронку, втягивающую в себя события и судьбы. По бокам вздымаются к колосникам «этажерки», каждая «полка» в нужный момент становится мини-сценой…

«Собственно пьеса представляет собой серию скетчей (коротких зарисовок), – читаем в газете «Известия» – Диалоги бедны и предсказуемы. Персонажи лишены «речевого лица» – если отдать речи Владимира Ильича (Ленина) Надежде Константиновне, никто ничего не заметит. Говорят много, быстро, порой невнятно, однако словесная бедность компенсируется остроумными пластическими характеристиками и драйвовым темпоритмом целого.

…25-летний режиссёр с шутками-прибаутками расстаётся с мифами столетней давности. Да и к худруку МХТ Олегу Табакову претензий быть не может. Он уже пояснил сомневающимся, что «спектакль – поколенческий. Содержательно, и формально представляет в современном искусстве тех, кого иногда называют «непоротым поколением».

А вот мнение журнала «Театрал»:

«…Сюжет выглядит в спектакле схематичным. Режиссёр старался вместить в свою эпопею слишком многое: возвращение солдат с Первой мировой, уплотнение и высылку буржуев… борьбу с троцкизмом, репрессии... Беглость изложения обрекает спектакль на плакатность. И это, с одной стороны, вполне соответствует эстетике революции, говорившей с народом шершавым языком плаката, шествий и физкультурных маршей – эффектные массовые сцены в постановке тоже имеются.  Но, с другой стороны, это лишает спектакль глубины и превращает его в набор остроумных скетчей. У Молочникова масса интересных находок, приёмов, художественных цитат и аллюзий, но всё так или иначе сводится к ироничному стёбу».

Думаю, что привередливость критики не повлияла на таланты героя нашего повествования. Ведь иногда и большие театры в поисках новизны «опускаются» до некой студенческой сцены. И… нередко оказываются правы.

Недаром же художественный руководитель «Ложи» и актёр Сергей Наседкин однажды подчеркнул: «Многие кемеровские профессионалы нас считают ненастоящим театром и всерьёз не воспринимают. Но нам это неважно. Мало кого из актёров кемеровских театров пригласили сниматься в кино или поработать в МХТ имени Чехова. А наш Сытый, горняк по образованию, там работает. Зрителей всегда поражало в нём то, насколько он глубоко вживается в любые роли...»

8.

«Я знаю, что знаю многих меньше,                                                          

Но лишь у незнающего вера сильна.                                                        

И то, что казалось ненужным – нелишнее,                                             

Но необходимое – страшная кара».

Евгения Сытого не стало 16 марта 2022. Ему было всего 52…

Последние два года актёр очень болел, но продолжал работать, даже когда было уже нелегко. «4 ноября 2021 года он вышел на сцену в последний раз, играл спектакль «№ 13D». В тот вечер из театра его увезла скорая, как оказалось – навсегда, хотя нам всем хотелось верить в чудо», – отмечают коллеги.

Печальной новостью поделился Александр Молочников: «…Наш любимый Женя Сытый несколько лет болел, а полчаса назад ушёл... Мы безумно любим тебя, Женька. Когда будут силы, попробую написать побольше, ты дал этому море поводов. Живи вечно, даже если бы мы захотели, мы бы никогда не смогли забыть. Самый яркий и уникальный Сытый в мире…», – написал в соцсети Александр Александрович.

Евгений Гришковец:

«Это был артист абсолютного, могучего, народного дарования. Дарование огромное. …Всё, что Женя ни сделай – обаятельно. Он может в течение съёмочного дня предложить 50 вариантов. Он артист, идеями фонтанирующий, но может сыграть что-то удивительное и не заметить этого, не запомнить. Сытый очень естественен и в жизни, и в кино. Он документален. Он будто не замечает, что рядом стоит камера. То же и на сцене – будто нет никаких зрителей. То же и по отношению к ролям – он очень чует текст. Не думаю, что стоит делать из Сытого только народного персонажа. Ведь и Леонов лучше всего прозвучал в несвойственном материале – «Старший сын», «Слёзы капали», «Мимино». С Сытым то же самое. Если ему Эдгара По дать – тогда да, он может быть очень даже драматичным. …Единственный, с кем его можно было бы сравнить, это народный артист СССР Евгений Леонов».

«Он никогда не учился на артиста, просто был им – талантливым, обаятельным, абсолютно бесстрашным», – говорится на сайте МХТ имени А.П. Чехова.

Ещё хочу добавить информацию о наградах, которых – за талант и трудолюбие – артиста удостоила Кемеровская область. Это – орден «Доблесть Кузбасса», серебряные медали «За веру и добро», «За служение Кузбассу», «70 лет Кемеровской области»…

– Я счастлив! – признавался Евгений Сытый (Костюков). – Я очень счастлив оттого, что в моей жизни случился театр, состоялось кино…

Сергей Черемнов,

г. Кемерово,

апрель 2022 года

 

 

Архив новостей