Федор Мефодьевич Ягунов: вспоминая начала телевидения Кузбасса

30 мая 2016 

(Автор этих воспоминаний о становлении телевидения Кузбасса Федор Мефодьевич Ягунов – один из первых журналистов Кемеровской области, сценарист, режиссер, член Союза журналистов.

Он родился в 1926 году. В годы Великой Отечественной войны работал на промышленных предприятиях. Мечтал стать артистом. В послевоенные 1945-1947 годы трудился в театрах городов Анжеро-Судженска, Томска, Колпашево Томской области. С 1950 по 1952 годы был инструктором отдела культпросветработы Колпашевского горисполкома, затем – художественным руководителем Дома культуры. С мая 1952-го по февраль 1959 года работал диктором, корреспондентом, редактором общественно-политических программ Кемеровского областного радиокомитета.

Федор Михайлович был среди тех, кто стоял у истоков кузбасского телевидения. С 1960 по 1982 годы он успешно трудился старшим режиссером Кемеровской студии областного государственного телевидения. С декабря 1982 года был назначен главным режиссером Кемеровской студии телевидения.

Им снято и поставлено немало телевизионных спектаклей, документальных фильмов, в соавторстве созданы многие известные телепередачи. Его режиссерские работы – первый кузбасский телеочерк «Песня о Междуреченске», первый областной телевизионный фестиваль «Молодецкие игры» и многие другие – навсегда вошли в историю кузбасской журналистики. 

Федор Ягунов был лауреатом премий областного отделения Союза журналистов СССР, дважды лауреатом премии имени Владимира Мартемьянова. Награжден орденом "Знак почета", медалями "За доблестный труд. В ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", "Ветеран труда".

Его документы творческой деятельности (программы и афиши спектаклей; передачи, репортажи, интервью; сценарии телевизионных конкурсов и передач; очерки и телеочерки; статьи), документы к биографии (почетные грамоты, дипломы; автобиографические заметки) хранятся в Кемеровском областном государственном архиве. 

Федор Мефодьевич ушел от нас 6 июня 2013 года, когда ему было 87 лет…

Здесь публикуются его воспоминания о становлении телевидения Кузбасса).  

 

ФЁЛОР ЯГУНОВ: «КТО ПОСАДИТ ПЕРВЫЙ КЕДР?»

Мое знакомство с загадочным телевидением, о котором все слышали, но мало кто его видел, произошло летом 1956 года, когда мы с женой поехали в отпуск и впервые побывали в Москве.

Остановились у знакомых, и не в самой Москве, а в дачном поселке Томилино. В Москву ездили на электричке, а вечерами смотрели чудо-телевизор. Честно скажу: особого восторга оно, телевидение, у меня тогда не вызвало. Телевизор марки КВН-49, что стоял в переднем углу у наших знакомых, представлял собой большой ящик, в передней стенке которого было окошечко, то бишь экран, размером чуть больше почтовой открытки. Смотрели на экран через огромную линзу, что помещалась перед ним. Стеклянная линза была полая, заполненная дистиллированной водой. Изображение увеличивалось, но заметно искажалось по краям. Если долго смотреть, сильно уставали глаза.

 Ежедневное телевещание в Москве началось после войны, всего лет пять назад. Показывали в основном фильмы и спектакли, снятые на кинопленку. Информационная программа отличалась от радийной лишь тем, что на экране на 5-10 минут повисала надпись «Последние известия», а в это время за кадром, как по радио, дикторы — мужской и женский голос — читали новостные сообщения.

* * *

В конце 1950 годов по всей стране, во всех республиканских и почти во всех областных столицах шло строительство телецентров.

Очевидно, под впечатлением увиденного в Москве Кемеровский телецентр, строившийся далеко за городом, на Суховском увале, у меня первоначально ничего, кроме обычного любопытства, не вызывал. Но вот в середине января 1958 года областной отдел радиоинформации, где я тогда работал, был преобразован в областной Комитет по радиовещанию и телевидению. Заговорили о том, что осваивать новое техническое средство человеческого общения предстоит нам, радистам. Из скромного штата облрадио выделяется крохотная группка: редактор Виктор Болотников, звукооператор Михаил Фирсов, еще один или два человека. Остальных надо было искать.

* * *

Телезритель мог и не подозревать, что любая передача, которую он смотрит на экране своего приемника, является результатом усилий двух ведомств: творческого коллектива, который задумал и осуществил ее, и организации, предоставившей технические средства, необходимые для ее осуществления и доставки к потребителю.

Первое принадлежало Всесоюзному комитету по радиовещанию и телевидению, второе — Министерству связи СССР. Вот такая странность сопутствовала новому виду массовой коммуникации со дня его рождения и многие годы потом. И тому были свои причины.

В техническом отношении телевидение и радио — что близнецы-братья. Остроумцы шутили: телевидение родилось от слепой мамы. В стране было достаточно вузов и техникумов, готовивших специалистов связи. Еще во время наладки оборудования в Кемерово из Иванова были присланы восемь девчонок — выпускниц отделения телевидения индустриального техникума. Они и стали первыми, кто осваивал эту технику, и потом на протяжении сорока лет составляли основу технической службы аппаратно-студийного комплекса телецентра.

Если с инженерными кадрами было попроще, то с творческими — куда сложнее. Специально для телевидения их не готовил никто. Непонятно было даже, каким требованиям должны были соответствовать будущие работники этого не то искусства, не то ремесла. Более или менее понятной представлялась роль диктора.

 Поначалу эта работа считалась сугубо женской. И конкурс был объявлен на замещение должности диктора телевидения — женский голос. Я знал по работе на радио, как трудно найти человека, способного приемлемо читать у микрофона. И было полной неожиданностью, когда в ответ на объявление предложения посыпались лавиной.

Все объяснилось просто. Привычные по нынешним временам конкурсы красоты тогда считались буржуазной дурью и в нашей стране не проводились. И этот предпринятый у нас поиск дикторов ТВ был воспринят почему-то как конкурс красавиц.

Несколько дней шел конкурсный отбор. Я был членом комиссии и могу засвидетельствовать: претендентки в основной своей массе были и милы, и красивы, но мало годились для роли, которую им предстояло выполнять.

Из доброй сотни девушек были выбраны две лучших. Что и было подтверждено потом многолетней практикой Кемеровского ТВ. Эти две — Татьяна Андрюшина (Болотникова) и Галина Шевелева (Скударнова).

* * *

На телецентре за Искитимкой шли предпусковые работы. Первым начальником телецентра был назначен Анатолий Дмитриевич Перестов, главным инженером — Николай Васильевич Корнейчук.

 Продолжала создаваться творческая составляющая — студия телевидения. Первым ее директором стал Павел Данилович Лазько, полковник связи в отставке.

Близился день пуска телецентра. Группа будущих работников студии отправилась в Томск посмотреть на деле, чем же им предстоит заниматься. Томская студия телевидения благодаря научной мощи города, благодаря ученым и энтузиастам политехнического института, построившим в 1953 году первый сибирский передающий телевизионный центр, после Москвы, Ленинграда и Киева ставший четвертым телецентром в СССР, накопила уже немалый опыт подготовки телевизионных передач.

Наши разведчики возвратились из Томска восхищенные, полные решимости учиться и работать. Миша Фирсов, звукорежиссер, говорил мне:

— Ты не представляешь, как это интересно! Они не только используют в своих передачах фото и кадры из документальных и художественных фильмов, они сами снимают кино!

И вот 22 апреля 1958 года. Приурочено было это событие, как было принято, к знаменательной дате, дню рождения В.И. Ленина; в Кемерове и его окрестностях засветились экраны телевизоров.

За режиссерский пульт сел первый режиссер студии Леонид Андреевич Швидко, заслуженный артист Узбекской ССР. За камерами встали наши операторы Юрий Командиров и Вадим Литвинов.

Юрий Иванович вспоминал позднее:

«В тот день все начали волноваться, едва приехали на студию. В новеньких аппаратных суетились старший инженер Иван Иванович Овсейчук с восемью ивановскими девочками. Волновался в телекино наш первый киномеханик Виктор Воронов. Мне кажется, волновались даже телезрители. Ведь никогда еще на только что купленных ими телевизорах не было подвижного изображения, и они с нетерпением ждали его. Казалось, спокойными были только настройщики из Москвы. И вот на камере зажглась красная лампочка: «Передача». В кадре Татьяна Андрюшина:

— Здравствуйте, товарищи! Начинаем пробные передачи Кемеровской студии телевидения. Смотрите художественный фильм «Семья Ульяновых». Леонид Андреевич нажимает кнопку. В аппаратной по другую сторону коридора заработал кинопроектор. Режиссер передвигает на пульте ручку микшера, и — кинофильм в эфире. Волнение исчезло только после закрытия программы Галиной Шевелевой…»

В течение первого полугода передачи шли три раза в неделю. В действие введена была только малая, так называемая макетно-дикторская, студия. В остальные дни с утра и до глубокой ночи шло дальнейшее отлаживание сложнейшего оборудования и обучение персонала как технического, так и творческого.

* * *

Первые же пробные передачи подстегнули в городе интерес к электронной диковинке. В универмаге были раскуплены все телевизоры. Самой популярной моделью в Кемерове стал отечественный приемник «Рекорд». Его черно-белая «картинка» была достаточно четкой. Работал он, как правило, безотказно. Мой «Рекорд» отработал лет пятнадцать и был «списан» в рабочем состоянии как морально устаревший.

Однако телевизоров у населения было еще очень мало. Те, у кого они были, в дни, когда шли передачи, принимали у себя гостей — родственников, знакомых, просто соседей. На телевизор ходили, как на чай.

* * *

В кабинет к директору студии приходили люди, желающие устроиться на работу. От Искитимского моста, где кончался трамвай, они должны были четыре километра идти пешком. К телецентру с его видной отовсюду вышкой вела проселочная дорога, порядочно разбитая грузовиками строителей. Можно было, если знать график, попасть у почтамта на грузовик-полуторку со скамейками в кузове, возивший из города тех, кто уже здесь работал.

Приходили актеры, фотографы, газетчики, художники, киномеханики, школьные учителя. Среди них не было ни одного, кто бы раньше имел хоть какое-то отношение к телевидению. Однако они считали, что опыт их прежней профессии может пригодиться новому виду искусства. И они не ошиблись, многие нашли здесь себя и составили потом ядро молодого коллектива.

* * *

Теперь уже вряд ли кто помнит, с какой поры дни рождения кемеровского телевидения стали отмечать посадкой в телецентровском садике кедра.

Шли годы, и прибавлялось деревьев. Геннадий Митякин, тогда зампред Комитета по телевидению, в статье к 25-летию ТВ справедливо заметил:

«Мы далеки от чувства зависти к тем, кому выпадет счастье посадить пятидесятый кедр: в их судьбе не будет Запсиба и «Распадской», космического подвига Алексея Леонова и первого в стране шахтера-миллионера Геннадия Смирнова…»

* * *

Новое давалось трудно. Не были еще выработаны правила, которым надо следовать, делая передачи, не был очерчен круг возможностей телевидения. Это была учеба, в которой не было учителей и не было учебников. Все постигалось в процессе работы. Здесь уместно обратить внимание читателя на само название — «студия телевидения».

Почему именно студия? Слово это имеет несколько значений. Прежде всего, это, конечно, павильон, помещение, где производятся телепередачи. Но главный смысл в другом, в значении, которое в толковом словаре русского языка излагается так: «школа для подготовки артистов, художников, скульпторов, где учебные занятия сочетаются с творческой практикой».

Применительно к телевидению я бы уточнил: творческая практика — это и была учеба. Теперь, когда телевидение давно уже стало производством, название «студия» можно считать устаревшим, употребляющимся только в среде ветеранов. Сегодня, просматривая старые книги приказов, можно только удивляться дерзости, с какой телевизионщики, постигавшие лишь азы своей новой профессии, брались за такие работы, которые и поныне считаются сложнейшими. У них было мало техники и очень много энтузиазма.

Первая благодарность в приказе была объявлена 26 сентября 1958 года телеоператору Юрию Командирову за то, что он спас от провала показ в эфире спектакля столичного театра. Вот как об этом говорится в приказе:

«24 сентября был показан спектакль Центрального театра транспорта «Молодой человек» — первый такой опыт работы студии. Отказала одна из двух камер. Передачу спектакля продолжили на одной камере…»

Чтобы было понятно, в чем тут заслуга оператора, коротко расскажу о технике, на которой работали первопроходцы. Произошло это спустя всего пять месяцев после первой пробной передачи. Действовала пока только малая студия площадью всего 60 квадратных метров. Чтобы расположить здесь хотя бы элементы декораций, чтобы развести действующих лиц на площадке шесть на пять метров (другую половину площади павильона занимала техника — камеры, микрофоны, прожекторы, кабели), требовалась незаурядная изобретательность всей съемочной группы (об этом в приказе сказано: «Старший режиссер Л. Швидко проявил усердие»).

Это первое. А вот второе. Спектакль показывался в прямом эфире, видеозапись появилась лишь через десять лет. Это означало, что монтаж сценического действия, расписанный на две камеры, совершался сиюминутно поочередным включением камер. И вот представьте: посередине спектакля одна из камер выходит из строя, отключается. Остановиться нельзя: прямой эфир! И оператор действующей камеры не прерывает спектакля, он продолжает показывать его методом так называемого внутрикадрового монтажа.

Теперь я должен сказать о третьей сложности. Старые камеры не имели трансфокаторов, объективов, позволяющих, не прерывая съемки, менять масштаб изображения. Крупность менялась наездом-отъездом самой камеры. Вес камеры и штатива был 160 килограммов, раз в десять тяжелее нынешних. Теперь, я думаю, читатель может представить себе положение, в котором оказался и с которым блестяще справился оператор Командиров. Телезрители ничего не заметили.

* * *

Особенностью становления и развития телевидения в нашей большой стране была первоначальная обособленность местных студий. Вследствие специфики распространения радиоволн, применяемых для телевидения, радиус действия станции определяется прямой видимостью между передающей и принимающей антеннами. Понадобились десятилетия, чтобы московское вещание распространилось на всю страну.

В Кузбасс передачи Центрального телевидения пришли в июле 1967 года, когда в Кемерове на Притомской набережной заработала станция космической связи «Орбита». Как это ни парадоксально звучит, но обособленность, некоторая самостоятельность первого десятилетия и была «золотым веком» местного телевидения. Кто знаком с нашей советской централизацией, поймет меня.

Принцип был прост: все умные люди находятся в Москве, остальными надо неусыпно руководить. Впрочем, если говорить о нынешнем государственном телевидении, все осталось, как прежде. Даже круче.

 В пору создания телесети страны Москва, упрощенно говоря, устанавливала только объемы суточного вещания и давала свободу местному творческому коллективу, работавшему под присмотром идеологического отдела обкома КПСС, самому определять тематику, направления, рубрики.

Конечно же, столичные возможности не шли ни в какое сравнение с возможностями молодого, только еще начинавшего развиваться областного центра. Но брошенный в воду должен либо научиться плавать, либо утонуть. Местным студиям ничего другого не оставалось, кроме как научиться обеспечивать свои регионы более или менее полным набором передач для телезрителей, разных по возрасту и по уровню развития. И, не мной сказано, ничто так не побуждает к изобретательности и выдумке, как нужда. И еще я бы добавил — безоглядность молодости.

А коллектив студии (и телецентра тоже) на 90 процентов состоял из л дей, которым едва за двадцать. Первые год-два что ни приказ, то с параграфом о перемене чьей-то фамилии: «…в связи с замужеством… на основании свидетельства… внести изменение в личное дело и такую-то впредь именовать такой-то». Свои родительские фамилии меняли дикторы, помощники и ассистенты режиссера, микрофонщицы, монтажницы. Обзаводились семьями, разумеется, и парни, но их проследить труднее, так как свои фамилии они не меняли, и приказы в связи с этим не издавались.

Девчонки, приехавшие из города невест Иваново, почти все повыходили замуж. Галя Лаптева, выйдя за студийного осветителя Вену, стала Калашниковой. Тая Захарова приглянулась демобилизованному морячку — электротехнику Анатолию и стала Таисией Антоновой. Надя Якимова — Патриной, Галя Павлова — Лозовской. Список, как говорится, можно продолжить.

Вскоре уютный, обсаженный деревьями двор жилого дома, примыкавший к телецентру, запестрел красными, синими, желтыми капюшонами — модными тогда детскими пальтишками. И это — тоже история кузбасского телевидения. Потому что такой всплеск свадеб в одном отдельно взятом не очень крупном учреждении говорил, между прочим, и о престижности новой для Кузбасса профессии.

* * *

Первый директор студии П.Д. Лазько работал недолго, по состоянию здоровья он вынужден был уйти на пенсию. 28 февраля 1959 года директором был назначен Дмитрий Иванович Култаев, работавший до этого секретарем по идеологии Заводского райкома партии Кемерова.

Постепенно складывались творческие структуры студии телевидения. Пожалуй, первым шагом в этом направлении можно считать приказ (27 января 1959 г.) о разделении интересов среди режиссерского состава:

1. Старшего режиссера Швидко Л.А. с ассистентом и помощником закрепить за редакцией общественно-политических передач. В эту редакцию входят вопросы промышленности, сельского хозяйства, строительства, молодежи, спорта, науки и культуры.

2. Режиссера Блехмана А.А. с ассистентом и помощником закрепить за редакцией художественного вещания — литературные, музыкальные, детские и научно-познавательные передачи.

 Представляете, какой охват тематических направлений! И все это — на две более или менее сложившиеся к этому времени режиссерские бригады. Тем не менее уже в праздничном приказе к 42-й годовщине Октября (ноябрь 1959 г.) отмечаются первые успехи:

«…Отметить работу общественно-политической редакции, подготовив- шей передачи-журнала «Для вас, женщины» (ред. Корчанова Г.Н.), «Копейка рубль бережет» (авт. Цукров В.А.), «Юность комсомольская» (ред. Болотников В.В.). По редакции литературно-драматических передач — «Искусство оперетты» (реж. Блехман А.А.). По детской редакции — «Своими руками» (авт. Зубарева), «Рассказ о куклах» (авт. Северьянова В.)».

После ряда перестановок назначают главными редакторами: общественно-политической редакции — Александра Михайловича Яковлева, литературно-драматической — Вениамина Дмитриевича Власова. Оба ранее работали в газете «Кузбасс».

* * *

Еще достраивается большой студийный павильон. Передачи ведутся еще из малой студии. Но уже в марте 1959 года телевизионщики опробовали полученную передвижную телевизионную станцию (ПТС). Первым ее начальником был инженер Борис Ометов. Читаем приказ директора:

«17 марта 1959 года Кемеровской студией была проведена первая пробная передача по ПТС. Из Дома культуры химкомбината (Предзаводской поселок) был показан спектакль драмтеатра «Дикари» по пьесе С. Михалкова. За успешное проведение первой пробной передачи по ПТС и проявленную при этом любовь (согласитесь, не частое слово в служебных приказах!) и ответственность в подготовке и проведении передачи объявляю благодарность ст. режиссеру             Л. Швидко, ст. оператору Ю. Командирову, оператору В. Литвинову, звукооператору М. Фирсову…»

С получением передвижной станции значительно расширился круг передач. Теперь можно было показывать демонстрации с площади, спектакли обоих кемеровских театров прямо с их сцен, концерты из залов клубов и Домов культуры. Надо сказать, что в дальнейшем ПТС использовалась не только для расширения палитры передач. Случалось, она выручала и организации, впрямую не связанные с телевидением.

Один из таких случаев напомнила старая программка «Радио и телевидение», сохранившаяся в моем архиве. Но прежде скажу несколько слов о самой программке. Сейчас программы передач телевидения охотно печатают газеты, это способствует увеличению их тиражей. На заре телевидения массовая печать программы ТВ не публиковала. Поэтому студии телевидения, и Кемеровская в их числе, заказывали в типографиях специальные еженедельные выпуски. Их рассылали по подписке, продавали в киосках, стоила такая программка 3 копейки.

Смотрю такой выпуск, помеченный декабрем 1961 года. Студия вещает уже шесть раз в неделю, кроме вторника. По будням выход в эфир в 19 часов, обязательно даются выпуски «Последних известий». В субботу и воскресенье вещание начинается раньше. Начинается оно передачами для детей: для малышей «мультик», для старших — что-нибудь из школьной жизни. Вечер завершается художественным фильмом. Кроме программы передач, здесь печатаются фотографии рабочих моментов подготовки передач, анонсы и комментарии, публикуются письма телезрителей. Такая вот сложенная пополам маленькая газетка.

В выпуске, что у меня в руках, под заголовком «ПТС служит науке» рассказывается о том, как телевидение выручило съезд нейрохирургов страны, проходивший в Прокопьевске на базе крупнейшей в Союзе травматологической больницы. Цитирую:

«Но это учреждение, его операционные не рассчитаны на большую аудиторию. Однако выход был найден. В Прокопьевск прибыл автобус передвижной станции Кемеровского телевидения. Вокруг операционного стола были установлены телевизионные камеры. В течение шести дней по многу часов подряд операторы                        Ю. Командиров, В. Фролов и В. Литвинов простаивали возле камер, ловя малейшее движение рук хирурга. А этажом ниже, в демонстрационном зале, у экранов телевизоров сидели врачи-нейрохирурги из Свердловска и Южно-Сахалинска, Владивостока и Новосибирска, Кузбасса и Якутии.

То, что почти невозможно увидеть в операционной, стало возможным благодаря телевидению. Передвижная станция, которую обслуживали В.Шишкин, М. Добродомов и Г. Туркот, работала в этих необычных условиях безотказно…»

* * *

Беру другую программку, за март 1963 года. Передачи стали продолжительнее, более разнообразными по тематике. Они уже занимают все семь вечеров недели. Интересно, что не все телезрители отнеслись к этому однозначно. Были и жалобы. Вот несколько строк из одного такого письма:

«Ну, а то, что вы лишили нас единственного выходного во вторник, это плохо. Когда же мы теперь должны делать свои домашние дела?» Думаю, что эту претензию надо прокомментировать. Студия телевидения работает уже четыре года. Но телезрители, научившись включать, не научились еще выключать свои телевизоры. Они не допускают мысли, что можно что-нибудь пропустить, сидят перед экраном от первого появления Тани или Гали и до пожелания спокойной ночи.

— Здравствуйте, дорогие наши телезрители! — появляясь, приветствует их диктор. «Здравствуй, Таня (или Галя)», — считают необходимым ответить на приветствие вежливые зрители, сидящие у экранов. Нужды нет, что Таня или Галя не может их услышать. «Они (дикторы) приходят к нам в дом, как самые желанные друзья…», — пишут зрители в своих письмах на студию.

Смотрели всё. От передачи «Новая техника на полях Кузбасса» до учебной передачи «Урок английского», не говоря уже о художественных фильмах и спектаклях облдрамтеатра или оперетты. «Рекламных пауз» тогда не было и в помине. Когда же тут женщине-работнице заниматься домашними делами? Вот и откладывали все до вечера во вторник.

«А теперь вы и этого выходного нас лишили!» — писали они на полном серьезе.

* * *

Информационные программы КСТ за всю почти 50-летнюю историю Кемеровского телевидения в разное время выходили под разными названиями. Первоначально это были «Последние известия». Потом, в отличие от радийных, их стали называть «Телевизионные новости». Во время горбачевской перестройки, когда редакцию информации возглавлял интересный журналист А. Колпаков, именовали «Пульсом».

При невиданной даже в советское время нынешней унификации государственного телевидения всей России, местные информационные выпуски повсеместно именуются теперь «Вести» с добавлением названия региона.

Редактором, который создавал первоначальную информационную систему КСТ, был молодой и разносторонний журналист, выпускник Томского университета Владимир Цукров. Иллюстративный материал, по-телевизионному «видеоряд», был беден и состоял из фотосюжетов, рисунков, газетных заголовков. В командировки на съемку сюжетов редакторы брали с собой фотокорреспондента. Но так продолжалось недолго.

* * *

Уже в июле 1959 года на студии стала создаваться киногруппа. Телеоператора В. Литвинова, согласно его горячему желанию, перевели в кинооператоры. К нему, для организации будущей кинолаборатории, присоединили киномеханика из кинопроекционной аппаратной Виктора Воронова. Студия к этому времени получила две узкопленочные (16 мм) кинокамеры «Пентафлекс» немецкого производства. Автора этих заметок, работавшего ответственным редактором на областном радио, по его просьбе перевели на студию и назначили редактором (руководителем) киногруппы.

О том, как снимают фильмы, я имел смутное представление. Раздобыл книжку для начинающего кинолюбителя и сел писать сценарий. Первую свою работу мы решили снимать об отдыхе трудящихся азотно-тукового завода (ныне «Химпром»), имевшего свою турбазу на берегу Томи: река, лодки, рыбалка — местная экзотика!

Я таскал за Литвиновым аккумулятор и строго следил, чтобы он снимал «по сценарию». Работали мы увлеченно, радуясь, что нас принимают всерьез — телевидение приехало! Однако в душе я сильно переживал за результат.

Потому что хотя и прочитал в книжке, как и вследствие чего неподвижные на киноленте кадрики изображения начинают двигаться на экране, полностью поверить в это еще не мог. Но, о чудо! Когда Витя Воронов проявил снятую нами пленку на сделанном его же руками барабане, который в темной комнате надо было крутить руками, чтобы лента равномерно смачивалась фоторастворами, высушил пленку и показал ее с помощью кинопроектора на белой стене нашей «лаборатории», и мы увидели, что люди — бегают, лодки — плывут, а лунная дорожка на гладкой речной воде фосфоресцирует, я лично готов был плясать от радости!

Мы смонтировали динамичный, как нам казалось, киносюжет на 12 минут и торжественно понесли сдавать его для показа в эфире. Сергей Иванович Крупко, механик кинопроекционной, прокрутил ленту на моталке и схватился за голову: «Да у вас здесь сплошные склейки! Не приму». Ну, а как же без склеек? Копировальной машины у нас не было. Из кусков негатива мы склеили ролик. Что негатив, это не беда. Электроника позволяла. Одно нажатие кнопки, и в эфире сюжет смотрелся бы, как и положено, позитивом. Но склейки!

С.И. Крупко, опытный киномеханик, до ТВ работал в кинотеатрах и пользовался, естественно, техническими правилами кинопроката, своих телевидение еще не выработало. А согласно кинопрокатовской инструкции на одну часть киноленты допускалось не более двух склеек. А у нас — полсотни! Так и не показал Сергей Иванович наш фильм. Первый блин вышел комом. Потом все утряслось.

Еще лет десять мы сдавали для показа в эфире склеенные негативы, о чем телезрители даже не догадывались. В каждом выпуске «Телевизионных новостей» показывалось до десятка киносюжетов. Были они неозвученными. Тексты к ним во время показа подчитывали дикторы из-за кадра.

Но аппетит приходит во время еды. Нам хотелось снимать настоящие, озвученные фильмы на «широкой»,    35-мм пленке. Правда, для этого у нас ничего не было, никакой техники, даже съемочной камеры. Поставить ее нам московские снабженцы обещали лет через пять. Столько ждать мы не могли. И мы придумали.

На имя комсомольцев завода, где делалась кинотехника, от имени комсомольцев Кемеровской студии ушло письмо. В нем мы горячо убеждали их встать на трудовую вахту (!) и выпустить сверх плана для нас один «Конвас-автомат» (так называлась камера). И комсомольцы завода «Кинап» на своем собрании приняли такое решение! Не прошло и полгода, как мы держали в руках новенький «Конвас».

К этому времени в киногруппе было уже три оператора: В. Литвинов, В. Фотин и Э. Благодаров. Эдик Благодаров был оператором с образованием. Его я сманил в Свердловске, куда ездил перенимать опыт. Виктором Болотниковым и мной был написан сценарий первого «настоящего», то есть озвученного, на 35-миллиметровой пленке, фильма «Песня о Междуреченске». Как мы его снимали, это особый разговор. Но 15 апреля 1961 года состоялась премьера трехчастевого фильма (оператор Э. Благодаров, звукооператор В. Шамов).

Уже в новогодний вечер 1962 года вышел следующий документальный фильм «Кия-Шалтырь» тех же авторов. О геологах, о строительстве Белогорска, города в тайге. Обработку и озвучивание этих фильмов мы производили в Томске. Тем временем правдами и неправдами собиралась аппаратура, вся технологическая цепочка для производства фильмов на широкой пленке.

В последующие годы фильмы выходили уже десятками. Многие из них тиражировались Москвой, иные — получали призы на телевизионных фестивалях. К сожалению, пожар в фильмотеке уничтожил многие фильмы и исходные материалы к ним. Подробнее о кинолетописи Кемеровской студии можно прочитать в книге кинооператора нашей студии Юрия Светлакова «Кинолетопись Кузбасса».

О Юрии Светлакове надо сказать особо. Выходец из шахтерского Прокопьевска, он появился на студии в 1961 году с мешком, в который у него была завернута самодельная кинокамера. С завидным упорством Светлаков совершенствовал свое операторское мастерство. Он один из тех немногих студийцев, которые сумели, что называется, без отрыва от производства закончить операторский факультет ВГИКа. Разносторонне одаренный, он культивировал в себе качества, позволившие ему со временем стать тележурналистом, то есть профессионалом, объединяющим в себе автора, режиссера, оператора и ведущего.

Его авторская передача «Шаг за горизонт» выходила в эфир более пятисот раз. Ныне Юрий Яковлевич является доцентом кафедры экранных искусств Кемеровского университета культуры и искусств.

* * *

Первоначальный период, когда Кемеровская студия пополнялась кадрами за счет смежных профессий, продолжался года два. Аркадию Александровичу Блехману, работавшему ранее в театрах, студия обязана постановками опер и оперетт. Используя актеров Кемеровского музыкального театра, его костюмерную, Блехман осуществил на телевидении постановку «Травиаты» Верди,            «Чио-Чио-Сан» Пуччини. И кто бросил бы камень в режиссера за то, что звучали голоса не этих, знакомых кемеровчанам, актеров и не оркестр театра оперетты? Да, опера давалась под фонограмму столичного театра. Блехман воспользовался известным киношным приемом. Зато певцы были первоклассные, а лица на экране более соответствовали и по возрасту, и по внешним данным героям из классических произведений. Разве это не заслуга телевидения, познакомившего своих зрителей, пусть и таким способом, с мировыми шедеврами.

 Этот прием и потом неоднократно использовался при постановке музыкальных спектаклей музыкальной редакцией студии (ред.            В. Аренский, реж. К. Кошелева).

Наш режиссер, бывший актер облдрамтеатра Александр Кузнецов, помимо передач об искусстве театра, поставил на телевидении ряд крупных драматических спектаклей, в том числе «Лубянку», где сам же и сыграл роль Ф.Дзержинского.

Было у него много других интересных замыслов, жаль, век, отведенный ему судьбой, не позволил все это осуществить. Бывшая артистка эстрады Вера Владимировна Снегирева на протяжении двух десятков лет радовала детского зрителя своими яркими и умными передачами, неистощимой режиссерской выдумкой и изобретательностью. Она была настоящей подвижницей, дневала и ночевала на работе. Ей ничего не стоило притащить на студию сотню ребятишек, повергнув в замешательство осветителей и операторов. Еще сегодня многие давно уже взрослые люди помнят ее передачу «Тук-тук!», вполне заменявшую детям московскую «Спокойной ночи, малыши!»

Невзыскательная в жизни, неустроенная в быту, она могла на последние деньги устроить детям угощение с шоколадными конфетами и мороженым. Или напечь каких-то особенных пирожков со щавелем и угощать ими, когда мы всем коллективом выезжали за город. Дети ее обожали. Коллеги с уважением звали «бабой Верой».

Когда Вера Владимировна умерла, в стране и на телевидении были трудные времена. Собрали на похороны, а на поминальный обед денег не хватило.

Детская редакция КСТ, когда такие существовали на местном телевидении, была одной из лучших в сибирском регионе. Здесь работали яркие творческие личности: Илья Ляхов, Валентина Минухина, Инна Виноградова, Вера Северьянова.

* * *

Хотя сибирские телестудии изначально работали изолированно друг от друга, творческие связи между ними были более тесными, чем теперь.

Мы не могли видеть в эфире передач друг друга, поэтому обмен опытом был нам необходим, как воздух. Возникли гостевые поездки с обменными программами. Снаряжалась группа: режиссер, редактор, обязательно диктор. С собой везли коробки с собственной кинопродукцией. Гостям обычно предоставляли эфир целого вечера. В выездную программу включались передача для детей, одна-две общественно-политические передачи и художественно-развлекательное отделение.

Это была возможность себя показать и соседей посмотреть, перенять что-то новое, оригинальное. Мы в те годы побывали, и не по одному разу, у томичей, в Новосибирске, Омске, Барнауле, Красноярске, Иркутске, Чите, Улан-Удэ. Принимали их у себя. Принимали и дальних гостей — из Минска, из Риги.

Но, помимо всячески одобряемого обмена опытом, иногда ставилась и секретная сверхзадача. Дмитрий Иванович, директор, подписывая командировки, говорил как бы ненароком: «Оттуда, куда едете, к нам двое просятся. Посмотрите, что за люди…»

Нас знали, с нами хотели работать. Считалось, например, что у нас более демократичное начальство, поощрявшее разумную инициативу. Но было нечто более весомое. Нужным специалистам у нас могли сразу дать квартиру. Не знаю, больше ли у нас строилось в те годы жилья, чем у соседей, но городские и областные власти, желая иметь на своем телевидении крепкий творческий коллектив, не скупились на вожделенные ордера.

Помню, осенью 1961 года телевидению был выделен сразу целый подъезд в новом пятиэтажном доме. Специалистов нового дела не хватало, Кемеровская студия имела в этом преимущество и широко пользовалась такой возможностью.

Из Киева приехал режиссер, ведущий, просто яркая личность Виктор Руденский. Из Белоруссии — чета Збышинских: Витольд — режиссер, Валентина — звукорежиссер. Из Читы — супруги Адольф Бялоус, телеоператор, и Рита Курбатова, режиссер. Из Новосибирска — кинооператор Володя Каменев, Анатолий и Вера Кандинские, он — кинооператор, она – кинолаборантка. Из Томска — киномонтажница Людмила Попова (Снежко), Тамара Гаверова — режиссер, Юрий Аникин — телеоператор. Оттуда же прибыли кинооператоры Борис Снежко и Анатолий Пилипенко. Все они — разные, непохожие друг на друга люди.

Я называю здесь только тех, кто прижился на новом месте, у кого была своя изюминка. Вот, например, Толя Пилипенко. К тому времени это был опытный кинооператор, работы и командировок ему хватало. Но однажды он пришел на худсовет со сценарием телеспектакля, который брался поставить как режиссер. Тогда только что в «Роман-газете» вышла новая книга писателя Михаила Бубеннова «Орлиная степь» о покорителях целины. Толя подошел к окну директорского кабинета, где проходил худсовет, и показал на слегка всхолмленный простор, открывавшийся за окном:

— Вот же она, орлиная степь! Никаких декораций не надо. Пригоним пару тракторов, пусть пашут. Здесь поставим палатки. Сколотим стол, за которым целинники будут обедать. Полевую кухню даст училище связи, я договорился.

— А исполнители кто? — спросил Дмитрий Иванович, директор.

— Актеры облдрамтеатра. Роли превосходно расходятся. Показывать будем камерами ПТС, протянем туда силовой кабель.

Напомню: видеозаписи тогда не было, все надо было показывать «живьем», без дублей и остановок. Думаете, отказали, назвав это авантюрой? Ничего подобного. Утвердили и предоставили Толе Пилипенко все, что он просил.

Беспрецедентная затея сначала ошеломила техническую службу, потом увлекла всех — от заслуженных артистов до студийного плотника. Трактовые репетиции (репетиции с техникой) одна, другая прошли успешно. Две из трех камер ПТС сделали подвижными: одну поставили на машину ГАЗ-69, другую — на электрокар. Третья стояла на возвышении, она давала общий план, великолепные пейзажи правобережья Томи. И состоялся бы спектакль, не вмешайся досадный случай!

Передача в живом эфире уже близилась к концу, когда водитель электрокара неожиданно отклонился от заданной линии и перерезал колесами силовой кабель. «Картинка» из эфира исчезла. Такая дерзкая затея была возможна лишь на заре телевидения, когда все были молодыми. В прямом и переносном смысле.

* * *

После писателя остаются его книги, после журналиста — публикации в газетных подшивках, хранящиеся в архивах и библиотеках. Телевизионные передачи, даже самые яркие и содержательные, живут лишь минуты в эфире и еще какое-то время в сознании и памяти зрителей. Но таково свойство сиюминутности, присущее этому массовому средству коммуникации.

Труд тележурналиста, труд подчас страстный, вдохновенный, умирает прежде самих создателей, это так. Но я бы поостерегся жалеть их, отдавших свои лучшие годы постижению этого великого изобретения, ставшего скоро необходимой принадлежностью жизни людей. Причастность к телевидению позволяла им находиться в гуще событий, отыскивать и нести людям частицы интересного, неповторимого и тем быть счастливыми.

Главным смыслом этой публикации я считаю возможность сохранить на печатном листе имена первопроходцев кемеровского телевидения и тем самым как бы воздать им должное за горение, за тяжелый и, к сожалению, малооплачиваемый труд.

Я не смогу, конечно, назвать всех, да и не ставлю перед собой такой задачи. Одни приходили и, мелькнув на кузбасском экране, исчезали. Другие прикипали душой к студии, к Кузнецкой земле и оставались надолго, нередко до последнего своего вздоха.

* * *

Главная редакция литературно-драматических передач КСТ, долгое время возглавлявшаяся Нелли Николаевной Соколовой, заслуженным работником культуры РСФСР, специалистом высокого класса, была тем центром, вокруг которого сосредотачивались писатели, художники, музыканты и актеры — многие известные в Кузбассе творческие личности.

«Старожилом» литдрамы может считать себя Зоя Николаевна Естамонова. Выпускница филологического факультета Ленинградского университета пришла на КСТ в январе 1960 года и проработала здесь до той поры, когда уходят на пенсию. Здесь окончательно формировалось ее мировоззрение, ее художественные вкусы. По ее сценариям поставлено множество передач.

 Телеспектакли по произведениям начинавшего в Кузбассе писателя Гария Немченко «Здравствуй, Галочкин», «Пашка — моя милиция», сняты телеочерки о поэте Викторе Баянове, художнике Борисе Заложных. За телеочерк «Три стихотворения Игоря Киселева» ей была присуждена журналистская премия.

Телезрители старшего поколения любили ее тележурнал «Страницы природы». Многие помнят его и до сей поры, потому что в журнале, впервые в массовых изданиях, поднимались вопросы социальной экологии, столь болезненные для Кузбасса. Глубоким знанием материала, тонким художественным анализом и вкусом отличались ее передачи о художниках, которые нашли потом отражение в ее книге «Сотворение рябины».

Если продолжить историю главной редакции литературно-драматических передач, то как не вспомнить режиссеров Анатолия Моисеева, Николая Ставцева, Ирину Киселеву, редактора и автора многих замечательных передач Бориса Антонова. Если вспомнить редакцию музыкальных передач, то это опять же будут личности яркие, талантливые: Виталий Юречко, Владимир Аренский, Карина Кошелева.

В редакциях общественно-политического вещания долгое время лидером был Виктор Болотников, коренной москвич, навсегда связавший свою жизнь с Кузбассом. Уже упоминавшийся здесь Владимир Цукров, одаренный журналист, автор множества ярких передач, был еще и палочкой-выручалочкой в неожиданных сложных ситуациях, возникавших иногда при подготовке программ. Мог за одну ночь написать текст к незнакомой ему дотоле большой передаче.

 Заинтересовавшись темой многолетнего соцсоревнования между Кузбассом и Донбассом, написал сценарий, организовал съемки, в том числе и на Украине, фильма «Сегодня и много лет назад». А потом защитил на эту тему диссертацию. Стал первым на КСТ кандидатом наук. В 1974 году В. Цукров перешел на преподавательскую работу, в Кемеровском институте культуры стал основателем кафедры кинофотомастерства, которую заканчивали потом настоящие и будущие режиссеры, операторы и звукорежиссеры Кемеровской студии телевидения.

Александр Василенко, выходец с Украины, бывший целинник, появился на студии в январе 1960 года. Он был журналистом-аграрником по происхождению и по призванию, свободно разбирался в вопросах сельского хозяйства. Общительный, веселый человек, мастер рассказывать анекдоты, он легко находил общий язык и с трактористом, и с руководителем любого уровня. За годы работы Саши на телевидении на карте Кузбасса не осталось, думаю, деревни, куда бы он не добирался с кинооператором или фоторепортером. Работать с Александром Кирилловичем было легко и интересно.

Валентин Иванович Масленников — человек мягкий, интеллигентный, вдумчивый журналист — занимался на КСТ передачами промышленного направления и, в первую очередь, угольной отраслью. Его рубрики «Славься, шахтерское племя», «Шахтерские горизонты» не только рассказывали о работе коллективов шахт, разрезов, но и брали на себя организаторские функции.

Успехом у зрителей пользовались праздники типа «Голубого огонька», устраиваемые телевидением совместно с облсовпрофом по поводу вручения «Хрустального кубка» — переходящего приза бригаде-победительнице в квартальном соревновании горняков. Был Валентин Иванович и среди авторов популярного в 80-е годы телевизионного конкурса «Кто из 16?» Впоследствии Масленников так же плодотворно работал главным редактором Кемеровского книжного издательства.

Мне всегда казалась не женской работа телевизионного репортера в редакциях общественно-политического вещания, где добыча информации связана с нелегкими поездками по городам и весям. Здесь телефоном не обойдешься, «лейкой и блокнотом» — тоже. А вот «как пешком шагали, как плечом толкали» — это про них. Однако в молодежной редакции КСТ, особенно в ее первоначальный период, работали преимущественно женщины — Валя Помян, Неля Ермакова, Тамара Маслова.

Транспорта для поездок по области на студии было мало, «молодежке» он, как правило, не доставался. Не раз приходилось наблюдать, как молоденькая журналистка Неля Ермакова пристраивалась на заднее седло мотороллера или мотоцикла — личного транспорта кинооператоров Володи Языченко или Вити Фотина. Одной рукой Неля держится за скобу, чтобы не упасть, в другой — тяжелый аккумулятор к камере «Пентафлекс».

— И я там была! — сказала вдруг Светлана, взрослая дочь Нелли Прокопьевны, когда года два назад мы отмечали юбилей ее мамы.

— Как это? — не понял я.

— Да я уж тогда беременная Светой была, — смеется Неля.

Тамара Яковлевна Маслова работала потом главным редактором политвещания, теперь преподает в университете культуры и искусств. А Неля — всю жизнь на рядовой репортерской работе. Потом, несмотря на пенсионный возраст, продолжала трудиться в газете «Земляки». Кроме того, она всегда писала и пишет стихи.

К юбилею у нее вышла поэтическая книжка с пронзительным названием «Если нет любви…» Жизнь ее сложилась драматично. Тем не менее, книжка заканчивается стихами жизнеутверждающими:

Но звучит еще в сердце одна недопетая строчка,

И утрами луч солнца золотит потолок…

А на ветке замерзшей рождается новая почка,

Чтоб однажды весной дать зеленый и свежий росток.

 

* * *

На ходу, ни на один день не прерывая вещания, совершенствовали технику. Очередным прорывом было освоение видеозаписи. Новосибирская студия телевидения считалась базовой и снабжалась лучше других сибирских студий. Она первой получила два видеомагнитофона марки КМЗИ-6, но запустить их не смогла, заказала более совершенные аппараты, а эти предложила кемеровчанам.

Специалистов по видеозаписи у нас, естественно, не было. Заниматься этим было поручено телеоператорам-умельцам Юрию Командирову и Герману Рязанову. Привезли видеомагнитофоны, от которых отказались новосибирцы. Колдовали над видиками (вес каждого 430 кг) дни и ночи. И запустили их. Вот как рассказывал об этом Юрий Иванович:

— В инструкции к этим аппаратам КМЗИ-6 была допущена ошибка: запятую забыли поставить. Новосибирцы действовали по инструкции, давали напряжение на стабилизатор через сопротивление 47 килоом, а надо было — четыре и семь десятых.

Первую видеозапись — демонстрацию трудящихся в честь 50-й годовщины Октября — выдали в 1967 году. Эти видеомагнитофоны проработали у нас потом еще пять лет и были заменены на более совершенные. Видеозапись значительно расширила возможности телевидения. Можно было накапливать записи, повторно их использовать — целиком либо частично, в монтаже, сохранять для истории.

* * *

Среди наиболее значительных передач КСТ долго оставался «Горчичник» — сатирическое обозрение, никогда не имевшее штатных авторов, выпускавшееся энтузиастами как бы на стыке редакций. В те годы критика в эфире, мягко говоря, не приветствовалась. Многие сибирские студии пытались завести у себя всякие «Фитили», «Колючки», но жили они, как правило, недолго. И лишь на Кемеровском ТВ «Горчичник» просуществовал более двадцати лет. Не скажу, что в своих сюжетах мы замахивались на первых руководителей, но бюрократам, нечистым на руку хозяйственникам, подчас и весьма крупным, доставалось крепко.

— Ты что, под «ай-яй-яй» (музыкальная заставка «Горчичника») хочешь попасть? — предупреждали иного зарвавшегося руководителя.

Были жалобы в высшие инстанции, раза два «Горчичник» закрывали. Но ненадолго. На каком-либо очередном высоком собрании выступали уважаемые люди, выражали удивление по поводу отсутствия в эфире популярной передачи, и «Горчичник» появлялся снова. При всей своей колючести и неудобстве для отдельных лиц «Горчичник» нес положительный, освежающий заряд энергии, и это умели понимать тогдашние идеологи.

* * *

На Кемеровской студии ТВ никогда не стремились облегчить себе жизнь упрощенными передачами типа «говорящая голова». Стремление к многоплановости и масштабности определялось, видимо, как географическим разнообразием территории области, так и промышленной ее насыщенностью. Отсюда естественная необходимость усилить духовную составляющую ее населения. Обретение в 1943 году региональной самостоятельности стало мощным толчком и в развитии культуры, образования, градостроительства. Создавались новые театры, вузы, возникали города. Телевидение подоспело как раз вовремя. Из всех средств массовой информации только ему было под силу воплотить в зримых образах все разнообразие послевоенной жизни области.

Отсюда и масштабные проекты в творчестве молодого коллектива Кузбасского ТВ. Тележурналисты научились создавать комплексные портреты своих городов. Рассказы о предприятиях, о людях, о культуре и благоустройстве, всегда облеченные в занимательную форму, объединялись названием «Фестиваль городов Кузбасса».

 Молодежная редакция выпускала в разные годы передачи «ТВС» («Турнир веселых и смекалистых»), разновидность московского КВНа, «Микрофон для всех» — аналог московской «Алло, мы ищем таланты», вместе со своим активом молодых певцов участвовала в московских программах «Товарищ песня».

* * *

Ко времени, о котором я рассказываю, телевидение — местное и московское — смотрела практически вся область. Телевизионная сеть Кузбасса была тогда, пожалуй, самой разветвленной в Сибири. Здесь я воспользуюсь блокнотом конца 70-х годов, где у меня записано интервью с тогдашним начальником областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ) Шаи Гершиковичем Гандельманом.

Через три года после пуска программного телецентра в Кемерове телевизоры смотрели уже в Ленинске-Кузнецком и прилегающих к нему окрестностях. В это же время в Новокузнецке вводится временный маломощный телеретранслятор с эфирным приемом из Ленинска-Кузнецкого. В 1962 году завершается строительство участка радиорелейной линии Ленинск-Кузнецкий — Новокузнецк.

В 1963 году после пуска мощной ретрансляционной станции «Игла» большое телевидение пришло в Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск, Осинники, Мыски.

В 1965 году вводится в эксплуатацию радиорелейная линия Кемерово — Анжеро-Судженск, ретрансляционная телевизионная станция в Анжеро-Судженске.

Первой в стране в 1967 году введена в строй станция космической связи «Орбита» в Кемерове, в результате чего в Кузбасс пришла первая программа Центрального телевидения. Последующее строительство радиорелейных линий Новокузнецк — Таштагол, Новокузнецк — Междуреченск обеспечило пуск мощных ретрансляционных станций в Таштаголе и Междуреченске.

В 1974 году пущена мощная ретрансляционная телестанция в поселке Ключевой Тяжинского района. Жители Мариинского, Чебулинского, Тяжинского и Тисульского районов получили качественное телевизионное вещание. К этому времени практически все население области было охвачено первой телепрограммой.

Решалась задача обеспечения второй программой телевидения всего населения Кузбасса и совершенствования передающей телевизионной сети с целью обеспечения малонаселенных мест качественным телевидением.

После пуска Новокузнецкой ретрансляционной станции и получения второй ПТС в Новокузнецке стал работать филиал КСТ с небольшим творческим коллективом. Режиссер Татьяна Новицкая, операторы Николай Щетинкин, Владимир Грязнов по заданию кемеровских редакций готовили репортажи с предприятий города, живые включения во время праздничных демонстраций. Телевидение к концу семидесятых годов стало ведущим вещанием в области.

* * *

Четверть века назад были очень популярными московские передачи «От всей души» с ведущей Валентиной Леонтьевой. Столичная съемочная бригада приезжала в какой-нибудь трудовой коллектив какого-либо города (или села) Союза. В зале сидели работники и ветераны этого коллектива. На сцене — Валентина Леонтьева. Зрители радовались, впервые «живьем» увидев, как теперь бы сказали, телезвезду первой величины.

Эта радость постепенно сменялась нарастающим удивлением: Леонтьева разговаривала с залом так, как будто давно и очень хорошо знала все о каждом сидящем в зале. Вдруг начинала рассказывать какую-либо очередную историю, происшедшую с кем-то в этом городе, на этом заводе. Рассказ строился согласно законам драматургии так, что напряжение все нарастало, зал слушал, затаив дыхание. И вдруг ведущая останавливала взгляд на одной из зрительниц, сидящих в зале: «Я ведь это говорю о вас…» и называла ее по имени-отчеству.

Далее оказывалось, что где-то рядом, в этом же зале сидели другие участники этой истории, давно уже живущие в других местах, с которыми главная героиня много лет не только не встречалась, но и ничего о них не слышала. Происходили трогательные, очень искренние сцены встреч. Участники и зрители, присутствовавшие при этом, видели в происходящем некое волшебство. Они и не знали, какая за этой легкостью и непринужденностью стояла предварительная работа съемочной группы.

Участников, а их в двухчасовой программе набиралось несколько десятков, ни о чем заранее не предупреждали. Их просили только прийти и сесть на определенное место в зале. Но репетиции были, и очень тщательные. Только в пустом зале и без участников. Режиссер скрупулезно добивался от каждого своего помощника, от каждого оператора, микрофонщика, от ведущей, где в какой момент каждый из них должен находиться, когда взять в кадр человека, который будет сидеть на этом месте. Передача выходила уже немало лет.

И вот однажды съемочная группа Центрального телевидения добралась до Сибири, оказалась в Новокузнецке. Было задумано познакомить страну с коллективом прославленного КМК. Надо сказать, во всех случаях всю предварительную работу проделывала московская творческая группа, а телевизионную технику (не везти же ее из Москвы!) предоставляли местные студии.

В назначенное время в Новокузнецк была командирована и наша ПТС с передвижной видеозаписью. Я был представителем студии для связи с московской группой, поэтому все происходило на моих глазах. Были проведены одна техническая репетиция, другая. На следующий день, как и положено, без единого дубля состоялась запись самой передачи. Она удалась. Москвичи не то что были довольны, они были поражены, с какой точностью, буквально на лету подхватывались и выполнялись команды режиссера всей технической службой ПТС и видеозаписи.

Коган, московский режиссер, говорил мне потом, что они были во многих городах страны, работали с десятками местных студий, но нигде не встречали столь подготовленную и мобильную техническую службу. Они не знали, что подобная московской «От всей души» передача — мы ее называли «От сердца к сердцу» — выходила у нас еще тогда, когда не было «Орбиты» и мы не могли смотреть Москву.

Я всегда с огромным уважением относился к народной артистке РСФСР, лауреату Государственной премии В.М. Леонтьевой, но и ведущая нашей передачи Галина Скударнова мало в чем ей уступала. А кое в чем, в частности, в способности к импровизации, и превосходила ее.

Мы с нашей передвижной станцией побывали в коллективах завода «Кузбассэлектромотор», Новокузнецкого алюминиевого завода, на том же КМК, на шахте «Нагорная», на Предзаводской автобазе. Познакомили наших кузбасских зрителей со многими неповторимыми судьбами, в том числе и всесоюзно известных людей, чьи мысли, дела и поступки служили примером душевной красоты и высокой нравственности.

* * *

Мы немало гордились, когда Центральное телевидение на всю страну рассказывало о событиях и людях нашей Кузнецкой земли. Мерилом успешной работы любой местной студии было количество и качество материалов, подготовленных ею и показанных по ЦТ. Наша студия не была исключением. Помимо документальных фильмов, принятых Москвой к тиражированию, помимо событийных сюжетов в выпусках «Новостей», Кемеровская студия по заказу ЦТ готовила целые программы.

Вот несколько названий: «Стране рапортует Кемеровская область» — часовая публицистическая программа с участием члена ЦК КПСС, первого секретаря Кемеровского обкома партии А.Ф. Ештокина, «Песня-81» на земле Кузнецкой», «Концерт народного артиста РСФСР Б. Мазуна», «Молодецкие игры».

* * *

В конце передачи обычно даются титры с фамилиями тех, кто над ней работал. Когда смотришь программы центральных каналов, поражает количество специалистов, занятых в любой, даже самой незатейливой передаче. Помимо авторов, режиссеров, операторов, здесь и гримеры, и монтажеры, водители, бухгалтеры, целые бригады администраторов.

Никогда в такой роскоши не жило местное телевидение. Здесь редактор или режиссер — одновременно и администратор, и квартирмейстер. Он должен договориться с местным электриком, чтобы подключить аппаратуру, выяснить, где накормить и куда спать уложить съемочную группу.

В позднейшие времена, когда студия телевидения выступала организатором крупных передач с сотнями участников, таких как     «Кто из 16?» и «Молодецкие игры», выезды съемочной бригады напоминали сюжет известной картины русского живописца В. Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче».

На лесной дороге где-нибудь в направлении на Мариинск или Яшкино вытягивалась колонна из двух автобусов ПТС, автобуса видеозаписи, электростанции на базе машины «Урал», грузовика с осветительными приборами, пассажирского ПАЗика. И при всем том в штате не было ни одного администратора.

Все еще мучило нас и разделение служб: телецентр — отдельно, студия — отдельно, хотя заняты были одним и тем же: делали телепередачи. Помню, мне, режиссеру, как ответственному за все, приходилось выяснять через ГАИ состояние дорог на пути следования, крутизну спусков и подъемов, грузоподъемность мостов.

 Телецентр требовал документального подтверждения, что основной автобус ПТС, весивший 12 тонн, сможет безопасно проследовать по мосту с обозначенной грузоподъемностью в 10 тонн. Хорошо, если мост новый, ГАИ в таких случаях могло выдать справку, что мосты спроектированы с двойным запасом прочности. Не собрав всего этого, не получишь разрешения на выезд.

Мы же должны были договариваться о теплых гаражах в зимнее время, выяснять высоту въездных ворот и так далее. Редактору или режиссеру, не обладавшему организаторскими способностями, нечего было делать на телевидении. Из тех редакторов, с кем мне посчастливилось работать, выдающимися организаторами были Владимир Аренский и Ольга Литвинцева.

Выезжая в группе с О. Литвинцевой, можно было быть уверенным, что в городе или районе, куда мы направляемся, нас ждут уже и гостиница, и гараж, а в горкоме или райкоме уже выделен расторопный инструктор, чтобы способствовать успешной работе телевидения. Талантливые люди никогда не были редкостью на Кемеровском ТВ. Студия и сама могла поделиться толковыми специалистами.

Однажды в Донецке высадился целый десант из Кемерова. По приглашению донецкой студии туда на постоянную работу переехали Анатолий Моисеев — на должность главного режиссера, Виталий Юречко — руководителем музыкальной редакции, Люся Кармакова — режиссер, Анатолий Жиров — редактор, его жена Надя — инженер аппаратной. В Москве работают Александр Колпаков, Александр Глобин, Татьяна Худобина.

* * *

Комплексные программы, такие как «Фестиваль городов», «Славься, шахтеров племя», «Резонанс», пользовались успехом у телезрителей и общественности. Оценивая их как достижения телевидения, зам. председателя облисполкома Г.В. Корницкий высказал пожелание разработать телевизионную форму, где бы так же всесторонне показывалась жизнь кузбасского села. Так появился телевизионный конкурс «Кто из 16?», а позднее — «Молодецкие игры».

Автор этих записок имел непосредственное отношение к разработке и воплощению этих программ, поэтому он предпочитает обратиться к рецензиям на них, которые в свое время публиковались в областной и центральной печати.

Вот выдержка из статьи доцента Кемеровского института культуры        В. Туева «Кто из 16? Все!»:

«…Победили в этом конкурсе все! Во-первых, все 16 районов. Они выиграли многое. Передовой опыт лучших, прогрессивные методы организации сельскохозяйственного производства, новое в технике и в быту, в репертуаре клубных коллективов и в оформлении улиц, в гражданских об- рядах и в народном творчестве — все это стало сегодня общественным до- стоянием.

Председатель комитета по телевидению и радиовещанию               Ю.А. Вишневский справедливо заметил, что по материалам передачи хоть сейчас можно издавать две книжки: одну о передовом производственном опыте в сельском хозяйстве области, другую — о новых гражданских обрядах, внедренных в практику жизни села».

Из постановления бюро обкома КПСС «Об итогах областного телевизионного конкурса сельских районов «Кто из шестнадцати?»: «…В телевизионных передачах участвовали более трех тысяч человек: животноводы, механизаторы, строители, работники сферы обслуживания, люди разных возрастов. Конкурс вызвал всеобщий интерес в области, завоевал популярность. Городским, районным комитетам КПСС облсовпрофу, комитету по телевидению и радиовещанию, управлению культуры облисполкома предложено шире использовать в своей работе накопленный в ходе конкурса опыт показа жизни, труда, культуры сельских тружеников…»

На опыте конкурса телевидением и облсовпрофом был создан новый телевизионный конкурс «Молодецкие игры», в котором участвовали также все 16 сельских районов Кемеровской области.

Из многих рецензий приведу несколько строк из статьи тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Н.С. Ермакова, опубликованной в газете «Советская культура» в августе 1986 года.

«Никогда прежде наше Кемеровское телевидение, а вместе с ним и управление культуры не получали столько писем со всех концов страны, как после передачи «Молодецкие игры», показанной по Центральному телевидению… Назову лишь одну цифру: свыше 40 тысяч тружеников колхозов и совхозов Кузбасса в течение полутора лет приняли активное участие в «Молодецких играх». В отражении этой цифры задуманное и осуществленное нашей студией представляется мне самым настоящим социальным изобретением, смысл которого — новая форма организации свободного времени трудящихся села. Следует отметить и то, что успех, выпавший на долю «Молодецких игр» (передача прошла по Интервидению, участвовала в международном конкурсе в Ирландии), — явление для местных студий весьма редкое…»

* * *

Телевидение — сложное производство. Однажды кто-то подсчитал, что для того лишь, чтобы передать в эфир заставку (неподвижную картинку), не менее сорока специалистов должны, находясь на своих рабочих местах, произвести необходимые действия. Кому-то может показаться, что в этой статье называется слишком много имен. Но как обойтись без этого, если они, люди, — это и есть история Кемеровского телевидения!

Как не назвать телеоператоров, если все замыслы, все придумки режиссера так и останутся пустыми мечтаниями, если оператор не сумеет превратить их в яркие зрительные образы.

Кемеровское телевидение всегда гордилось своей операторской группой. Юрий Аникин, Александр Синицын, Адольф Бялоус, Валерий Дунаев, Виктор Пятикопеечный, Владимир Чапайкин, Александр Зиновьев, Николай Щетинкин — далеко не полный их список.

Вот и еще одна незаменимая на телевидении профессия — художник. И сейчас, когда на телевидении широко используется компьютерная графика, и раньше, когда создавали игровое пространство с помощью кисти и красок. Многие передачи КСТ своим успехом не в последнюю очередь были обязаны талантливым художникам-постановщикам Рудольфу Желиховскому, Михаилу Бакшаеву, Александру Островскому.

Мастерами звукового оформления были звукорежиссеры Михаил Фирсов, Виктор Шамов, Михаил Федосов, Раиса Бакшаева, Валентина Збышинская, Валерий Смирнов, Николай Тимофеев.

Сотни километров пленки пропустили через свои руки киномонтажницы Людмила Снежко, Надежда Майорова, Мария Якименко, три Галины — Шамова, Южакова и Мищанинова.

Бывший начальник киноцеха Е.Т. Шибалов когда-то приводил такую цифру: отснятой пленки — 2360,664 километра.

И самая главная на телевидении профессия. Как дирижер объединяет звучание разных инструментов и создает из них симфонию, так и человек, сидящий за режиссерским пультом, из многих компонентов — кинопленки, декораций, выступления ведущего, игры актера — формирует виртуальную плоть телепередачи. Общее между ними: тот и другой творят сиюминутно. Нервное напряжение телережиссера в момент работы в живом эфире медики сравнивали с напряжением авиадиспетчера.

Не вижу здесь никакого преувеличения. На местном телевидении роль такого авиадиспетчера выполняют преимущественно ассистенты режиссера. Много лет проработали за пультом в живом эфире Людмила Вощина, Татьяна Щербина, Марина Вяткина, Нина Тарасова.

Принцип студийности, то есть овладение творческой профессией в процессе работы, в наибольшей степени проявился в профессиональном росте режиссерской группы. Многие здесь, начинавшие помощниками, ассистентами режиссера, впоследствии становились телевизионными режиссерами. На КСТ это было скорее правилом, чем исключением: Сергей Кочуков, Игорь Кошелев, Зоя Ягунова, Тамара Митякина, Зинаида Шерина, Тамара Смирнова, Нелли Захарова, Ирина Кузнецова, Марина Ильяшенко, Лилия Антонова.

* * *

Телевидение Кузбасса в своем развитии избежало многих ошибок, присущих обычно новому делу, в том числе и текучести кадров. Сложившееся в первые годы ядро молодого коллектива, почти не изменялось на протяжении трех десятилетий. Случайные и корыстные люди здесь долго не задерживались. К рождению и развитию телевидения в Кузбассе причастны многие люди.

Но особая заслуга в этом, несомненно, принадлежит Дмитрию Ивановичу Култаеву. Возглавив в 1959 году студию телевидения, а потом и Кемеровский комитет по телевидению и радиовещанию, Дмитрий Иванович более 20 лет стоял у руля кузбасского ТВ. Именно ему принадлежит заслуга создания крепкого высокопрофессионального коллектива телевизионных работников.

К тому времени, когда в 1967 году в Кемерове вступила в строй станция космической связи «Орбита» и на экраны кузбассовцев пришла Москва, наше местное ТВ научилось создавать полноценные и разножанровые программы.

Участник Великой Отечественной войны, отмеченный боевыми наградами, бывший партийный работник Д.И. Култаев был мудрым человеком и талантливым воспитателем. За свою созидательную работу на телевидении Дмитрий Иванович был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР.

Его традиции продолжил Юлиан Аронович Вишневский, юрист, прошедший на телевидении всю должностную лесенку, начиная с корреспондента до председателя комитета. Он был самым демократичным руководителем в истории КСТ. Обаятельный и корректный, Вишневский был внимателен к людям, глубоко чувствовал все новое, поддерживал все начинания своих коллег, направленные на улучшение телевизионного вещания.

Его заслуги на телевидении отмечены орденом Трудового Красного Знамени, званием заслуженного работника культуры РСФСР. К сожалению, личные амбиции, ставившиеся зачастую выше интересов дела, помешали встать в ряд с этими выдающимися организаторами Кузбасского ТВ, сменившему их на посту председателя комитета,    Г.М. Митякину, человеку неординарного ума и способному журналисту. Время собирать камни заканчивалось.

* * *

С тех пор, как в Кемерове построили телецентр и в эфир вышла первая передача, много воды утекло. Вокруг вышки, когда-то одиноко возвышавшейся среди овсяных полей на Суховском увале, вырос как бы еще один город. Телевидение стало многоцветным и многоканальным.

Стало легендой, что создавали его не дипломированные специалисты. Методом проб и ошибок бывшие работники радио, газетчики, актеры и учителя нащупывали суть, открывали возможности нового медиасредства.

Возле дороги к телецентру был заложен Комсомольский парк. Стучали пневматические молоты, забивавшие сваи под жилые дома. Складывался новый городской район.

И жильцы притулившегося к подножью телевышки трехэтажного жилого дома — радиоинженеры, телережиссеры и тележурналисты — были первыми жителями этого нового района.

* * *

Сегодня полностью обновленный и опять молодежный, как и полвека назад, коллектив государственного Кемеровского телевидения живет, держит кузбассовцев в курсе всех основных событий региона, хранит и развивает традиции, накопленные в предыдущие годы.

После череды частых смен в октябре двухтысячного года к руководству ГТРК «Кузбасс» снова пришел человек, выдвинутый из недр собственного творческого коллектива — Тамара Владимировна Алиева.

Совсем скоро в кедровой аллее телецентра будет посажен очередной, пятидесятый кедр. Когда придет этот день, после обязательных и вполне уместных высоких слов, сказанных в большой нашей студии при полном свете и скоплении празднично настроенных работников ГТРК, все выйдут во двор, в ту самую кедровую аллею. Надеюсь, что это будет погожий, вполне весенний апрельский день.

Там будут первые лица ГТРК, там будут операторы «Вестей». Хотелось бы, чтобы по традиции там был со своим фотоаппаратом Витя Сергеев. Уже приготовлена ямка, ведро с водой для полива, лопата, освобожден от мешковины пушистый, младенческого возраста кедр. В этот торжественный момент пусть тот, у кого в руках будет лопата, и все, кто будут вокруг, представят на минуту, что их здесь гораздо больше, чем окажется потом на парадном снимке. Здесь, на празднике, незримо будут присутствовать те из шестидесятых — восьмидесятых годов, садившие когда-то кедры. Вечнозеленое сибирское дерево, символ нескончаемости жизни, посаженное руками молодых наших коллег, продолжит аллею, заложенную на заре Кузбасского телевидения.

 

Федор Ягунов.

Источник: Книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008 год

Архив новостей