Фотокор Николай Симонов: Мгновения спрессованы в года...

02 июня 2022 

Они садились в круг у глянцевателя,

Не морщась, пили разведенный спирт.

Пахали фотокоры как старатели,

На них держался весь газетный мир.

                                                             Из «Баллады о фотокорах» 

Мир удивителен и динамичен. Настолько, что мы просто не успеваем удивляться его мгновениям и воспринимаем их поток как нечто целое. Человек, о котором я хочу рассказать, посвятил свою жизнь тому, чтобы останавливать эти мгновения и давать нам возможность осмыслить и прочувствовать их уникальность. Его профессия – фотокорреспондент, а имя – Николай Симонов.

Почти сорок лет отдал он городской газете и интереснейшему творчеству мастера газетных фотоиллюстраций, обретя среди земляков – мысковчан множество знакомых, друзей и почитателей.

С весны далекого 1974 года, когда рабочий парень впервые переступил порог редакции, немало воды утекло, оставив на берегах памяти следы самых различных событий и приключений. Столько их не пережил, пожалуй, ни один творческий сотрудник нашей газеты, потому что фотокор был в единственном числе, а события происходили ежедневно.

Радостные и печальные, тревожные и смешные, все они стараниями Николая получали наглядное отражение на страницах газеты. Возьмись я их перечислять – не назвал бы даже сотой доли, но, чтобы высветить самые яркие профессиональные качества моего коллеги, достаточно будет и того, о чём здесь вспомню…

Фотокор, как пионер, везде первый. Случись, не дай Бог, какое-то ЧП – иногда еще и спасателей нет, а бывалый и отчаянный "человек с фотоаппаратом" уже фиксирует "звенящие, как пули у виска" мгновения.

Наверное, у многих мысковчан старшего возраста в памяти наводнение 1977 года, когда затяжные дожди обернулись волной с верховьев Томи, в ночь с 9 на 10 мая смывшей дома вдоль реки и заставшей людей врасплох. Вода прибывала буквально на глазах и за ночь поднялась на три метра. "Под ноль" заливало Томусинскую ГРЭС, под водой оказались Безруково, Боровково, в животноводческих комплексах которого погибло более сотни голов скота... Не обошлось и без человеческих жертв. Во время этого разгула стихии на всей территории паводка рядом с многочисленными бригадами спасателей, конечно, работали и фотокорреспонденты различных кузбасских СМИ.

Николай Симонов появился на месте в числе первых и оперативно "отработал" самый протяжённый, критический и опасный участок. В результате его фотоснимки были отобраны областной комиссией из множества других для Совета Министров СССР, по рекомендации которого Николая наградили премией.

Можно вспомнить и авиакатастрофу в марте 1994 года, когда в непроходимую заснеженную тайгу под Междуреченском рухнул аэробус А310 и погибли десятки человек. Путями неисповедимыми наш Николай вместе с редактором газеты Сергеем Голишевым прибыли на место этой трагедии даже раньше основной части спасателей и охраны, которые, вскоре прилетев на "вертушке", закрыли зону от любопытных журналистов. В общем, в нашей газете эксклюзивный репортаж вышел…

Ещё одно необходимое для фотокора качество – смелость и готовность к риску, вернее способность преодолевать страх ради дела. Николаю, по его признанию, с детства боявшемуся высоты, постоянно приходилось проявлять эту способность.

Помню его фотоснимок: монтажник на самой высокой отметке строящихся аккумулирующих банок ЦОФ "Сибирь", а под снимком подпись: "Выше – только небо". Но монтажник-то сфотографирован сверху!..

– Как ты умудрился, взлетел, что ли? – спрашивали мы его. – Ведь там, на верхотуре, даже лестницы нет, одна арматура.

– А вот так и умудрился: боялся и лез, лез и боялся… А потом взлетел, – отшучивался Николай.

Любитель гор и тайги, он во время работы очень охотно отправлялся в различные таёжные экспедиции – на лодках и вездеходах, самолётах и вертолётах – так сказать, в поисках экзотической фактуры. Но нередко такая экзотика оборачивалась реально опасными ситуациями.

Однажды им вдвоем с напарником пришлось обезвреживать трёх вооруженных до зубов браконьеров – так что, когда прибыли охотоведы госпромхоза, тем осталось только принять и препроводить "живой груз" к "месту назначения".

Был случай, когда во время подрыва ледовой переправы вертолёт с фотокором на борту застрял колесом в торосе. Взрывчатка заложена, фитиль подожжен, вот-вот рванет, а вертолет – как стрекоза, пойманная за лапку. Подпрыгнули вверх за мгновение до взрыва – чудом колесо отцепилось. Машину шарахнуло взрывной волной… Другой бы после этого "вжисть" к "вертушке" не подошёл, а Коля лишь мечтал о новых полётах.

Что касается таких важных фотокоровских свойств, как вездесущность и всезнайство, пронырливость и умение "запасть в душу", то и в этом Николаю в редакции не было равных. Ради газеты он умудрялся проникать в места, где не всякому специалисту быть позволялось, и втираться в доверие к личностям, которые не доверяли даже родной маме. А всё потому, что его везде принимали за своего.

Запомнился эпизод на Томусинской ГРЭС, куда мы в очередной раз приехали брать репортаж. Тогдашний главный инженер станции В.М. Иоффе, поговорив с нами, предложил отправиться в цех-200.

– Кого им в провожатые назначить? – спросил у Виктора Михайловича кто-то из подчиненных.

– А зачем им провожатый, когда с ними Симонов? – усмехнулся главный. – Он тут все ходы-выходы не хуже провожатых знает!

Как ни одно более-менее значимое событие в городе с начала 1970-х не обошлось без участия Н. Симонова, так и ни одна мировая и отечественная знаменитость, посетившая Мыски за годы его работы, не обошла вниманием фотокора, который был всегда и у всех на виду.

Писатели, артисты, спортсмены… Уже во времена, не столь отдаленные, ему жали руку Алексей Ягудин и Николай Валуев. И даже великий Робертино Лоретти, тыча ему в грудь пальцем и старательно коверкая слова, делился с толпой поклонников:

– Иетто мий дрюг!

А уж о различных смешных и прикольных ситуациях, связанных с нашим Николаем, можно вообще целую книгу написать. Тут ему равных не было, поскольку, повторюсь, в отличие от других газетчиков, в силу мобильности профессии он успевал бывать на всех важных мероприятиях и в самых разных местах, часто чуть ли не одновременно. И вероятность несуразиц соответственно возрастала.

Много лет, например, в редакции со смехом вспоминали историю про "девушку с ведром", случившуюся во время уборочной страды…

Дело было так. Редактор Н.А. Крупин дал молодому фотокору Коле Симонову задание срочно подготовить фоторепортаж с уборки картофеля.

– Одна нога здесь – другая там! – скомандовал он.

Парень помчался на поле, в спешке поймал какую-то группу работников, ожидавшую автомашины для погрузки урожая, сфотографировал, записал данные и вернулся в редакцию. Через полтора часа готовые снимки легли на стол шефа. На одном из них миловидная хрупкая и очень фотогеничная девушка мизинчиком левой руки изящно несла огромное пустое ведро.

– А чего это у тебя баба порожняком? – спросил Николай Алексеевич.

– Так ведь машина ещё не подъехала за картошкой, а ждать было некогда.

– Так не пойдет. Переделывай!

Обиженный и задумчивый фотокор удалился в свою келью, громко именуемую лабораторией, а через пару-тройку минут вышел оттуда довольный, сияя улыбкой. Положил на стол ответсекретарю отретушированные снимки.

– У редактора был?

– Был.

На следующий день вышел свежий номер. На первой полосе под рубрикой "Город – селу" красовалась большая фотография. На ней симпатичная хрупкая девушка мизинчиком левой руки изящно несла огромное ведро, доверху набитое картошкой…

Это, так сказать, для вашей улыбки, уважаемые читатели. Если же говорить серьёзно, то Николая Ильича Симонова по праву можно назвать одним из лучших городских фотокорреспондентов в области. Его снимки и фотоколлажи становились украшением каждого номера нашей газеты, привлекая внимание живым построением сюжета, художественным вкусом и качеством, они красовались на многочисленных городских баннерах и фотостендах. По ним и сейчас можно составить фотолетопись Мысков, так как в них отражены все важнейшие "мгновения" жизни нашего города с начала 70-х прошлого века вплоть до 2012 года, то есть до закрытия газеты "Вариант".

Член Союза журналистов СССР и России с более чем тридцатилетним стажем, он публиковался в областных и центральных изданиях. С Н. Симоновым охотно сотрудничали "Российская газета", "Известия", "Труд", отраслевые журналы…

И творческие заслуги его по достоинству оценены: победитель и дипломант профессиональных конкурсов разного уровня, имеет немало наград и профессиональных поощрений…

Впрочем, не буду скатываться до служебной характеристики, ведь рассказываю о живом человеке. А человек этот никогда не показушничал, не рвался за наградами, титулами и премиями, просто честно, бескорыстно и с любовью делал свое дело.

Местами проведения его главных выставок были не коридоры и залы галерей, а площади, улицы, дома и дороги города, которые в годовщины знаменательных событий и праздники украшались, как уже говорил, его произведениями – фотографиями и фотоколлажами в виде баннеров, панно.

Причём за это Николай не получал от властей ни копейки! И, причём, в отличие от местных чиновников, мы-то знали, какой аппаратурой приходилось работать нашему фотокору. В последние годы он умудрялся делать классные сюжетные снимки, портреты, этюды, имея в своем арсенале лишь старенькую, едва ли не списанную, фотокамеру. Конечно, было обидно, ведь Николай видел, чем снимают его коллеги в соседних городах. В редакции же, чтобы поднять настроение своему товарищу, шутили: "Дайте Симонову вместо фотоаппарата консервную банку, он и ей вам классных снимков наделает".

Шутники, думаю, не слишком отдалялись от истины…

Как бы там ни было, а Николай Ильич прошёл славный творческий путь, коротко обобщить который можно прекрасной строкой из известной песни: "Мгновения спрессованы в года…".

За плечами ветерана журналистики бесчисленное множество не промелькнувших бесследно, а запечатлённых для человеческой памяти, спрессованных в года мгновений. Разве это не славно!

Есть ещё одна важная деталь, о которой я пока не сказал, но хочу сказать. Многие годы, с детства, нас с Николаем связывает настоящая, большая и крепкая дружба, о которой, может быть, я когда-нибудь напишу настоящую большую повесть... Этой дружбой я горжусь, а своему другу адресую четверостишье из той "Баллады о фотокорах", отрывок которой вынесен в эпиграф:

В шеренгах не осталось их по восемь –
Бывалых и отчаянных парней.
Но ты гони, гони из сердца осень,
Ведь впереди – столетний юбилей!

Владимир Басов,

бывший главный редактор газеты "Вариант",

г. Мыски

 

Архив новостей