Галина Щербакова: «Телерепортаж длиною в четверть века»

05 декабря 2019 

Зимний день. Не по-прокопьевски чистый снег, искрящийся всеми цветами радуги. На площади притормаживает старенькая легковушка. Из нее выходит девушка с микрофоном, а следом за ней – крепкий высокий парень с видеокамерой.

Оператор укрепил камеру на плече и принялся ловить в объектив горожан. Люди постарше норовили увильнуть от оператора, молодежь, наоборот, подбиралась поближе.

Репортерша, подхватив микрофон, длинный шнур от которого тянулся к автомобилю, подошла к группе подростков.

– Вы знаете, что в Прокопьевске есть телевидение?

– Да-а-а… – неуверенно выдохнул один из них.

– Кино по нему гоняли. Но папка запретил смотреть всякие жутики.

 – А новости вы смотрите?

– Не-е-е… А че в новостях?

– Все, что происходит в городе, – улыбнулась журналистка.

 – Как на первом канале? – недоверчиво протянул паренек.

– И нас покажут?

– И вас тоже, если не будете наступать на кабель, – ответил оператор.

– А когда смотреть?

– Каждый вечер в девятнадцать.

Так начиналось наше местное телевидение четверть века назад.

 

Глава города – крестный телевидения

В 1994 году владельцы частной телевизионной студии «Контакт» то ли разочаровались в бизнесе, то ли решили, что дорогостоящее предприятие в одиночку не вытянуть, предложили мэрии купить на корню все оборудование.

Главу администрации Виктора Мирошникова предложение заинтересовало. Тем более, он всегда ценил роль средств массовой информации в жизни города. И вот студия появилась.

Возглавил новое детище горный инженер, в прошлом депутат горсовета Владимир Михайлович Капустин. Он был горняком, но не проходил мимо электронных новинок.

Правда, студия тогда представляла крохотную двушку в жилом доме. И работали в ней четыре человека вместе с директором. Транслировала студия традиционные американские боевики и эротику. Но Владимир Михайлович прекрасно понимал, что это ещё не телевидение. Нужны городские новости, а значит, журналисты.

Новости начались с приходом одного журналиста Дины Калитиной.

– Я работала тогда сотрудником газеты «Шахтерская правда» и собкором областной газеты «Кузбасс», – восстанавливает она в своей памяти. – Идея о создании городского телевидения показалась интересной. Но когда пришла на студию, она повергла меня в шок. И здесь я поняла: мне предстоит быть многоруким Шивой, то есть и журналистом, и режиссером, и монтажером. Работали по существу вдвоем с оператором и монтажером Игорем Буровым.

Старое оборудование, закупленное в «Контакте», постоянно преподносило сюрпризы. Игорь шёл на разные ухищрения, чтобы камера работала. Он даже пользовался автомобильным прикуривателем в качестве аккумулятора, пристраивая батареи на поясе. Хотя каждый раз опасался, что его ударит током.

Но надо отдать должное руководству города. Спустя некоторое время появилось новое оборудование с запасными аккумуляторами для камер. В помощь «Новостям» дали старенький автомобиль, а затем – новый УАЗ. И мы уже имели возможность транслировать новости не два, а четыре раза в неделю.

Троица – Владимир Капустин, Дина Калитина и Игорь Буров – и была первопроходцем городского телевидения. А Дина Алексеевна задала тон политической направленности и общественной значимости программы «Новости».

И сегодня стоит напомнить, что первый её выпуск вышел в первый вторник марта 1994 года.

Но официально лицензию предприятие получило позже: тогда Госкомсвязи позволил временно работать без этого документа. Вскоре в штате ТВ появились и другие специалисты.

Заранее прошу извинения за большой список. Но сегодня, возможно, для истории ТВ, просто не могу не озвучить имена тех, кто стоял у истоков создания телекомпании «27 плюс».

Это бухгалтер Зинаида Чермашенцева, делопроизводитель Татьяна Ерина, журналисты Ирина Смирнова, Татьяна Тренина, Юлия Огневская, Татьяна Эмих, Елена Романцова, главный инженер Сергей Барсуков и его заместитель Игорь Харитонов, операторы видеосъемки и монтажа Игорь Буров, Вячеслав Переверзев, Александр Мухарев, Анатолий Кравченко, инженеры трансляции Владимир Тишкивский, Андрей Будицкий, Александр Турий, Сергей Шилько, диктор Надежда Переверзева, приемщица объявлений Наталья Боцман. Да всех и не перечислишь.

Вот и у меня за плечами почти полвека работы в журналистике. И десяток из них приходится на начало создания нашего городского телевидения.

 

Каждой семье – «27 канал»!

Но ведь мы только начинали, и перед коллективом стояли ответственные задачи: завоевать авторитет у зрителей и добиться того, чтобы в каждой семье на экранах телевизоров появился «27 канал».

Огромную работу в этом плане проделала инженерно-техническая служба. Доходило до того, что руководители ТВ закупали антенны в других городах и вместе с нашими ребятами устанавливали их в те годы по желанию зрителей на крышах домов. А мы, журналисты, старались делать все программы не только яркими, но и полезными в решении жизненно важных проблем жителей города.

Начали создавать свои фильмы. Мой – «Сороковая пахота» – был первым на этом телевидении. Главный герой его – фронтовик Леонид Васильевич Васильев. При нем отстающее предприятие стало миллионером и было построено село Первомайское.

Второй мой фильм назывался «Шахтёры». В течение сорока пяти минут в нём рассказывалось о горняках шахты № 5-6. Оператор Анатолий Кравченко сделал прекрасные съемки, побывав с одной из бригад в забое, а также на утренних планерках, рабочих совещаниях, в семьях горняков.

Благодаря этому платному фильму мы смогли получить зар­плату. Ведь на первых порах работали, по сути, бесплатно. Правда, иногда рекламодатели рассчитывались своей продукцией.

– Меня до сих пор мутит от запаха китайской лапши, – возвращается к прошлому один из ветеранов ТВ. – На телевидение привезли кучу коробок этой продукции. Ею пропах весь этаж Дома быта, где ещё тогда располагалось ТВ. Но для большинства сотрудников лапша оказалась временным выходом из безденежья.

Таня Эмих была вынуждена взять отпуск без содержания, чтобы заняться коммерцией и как-то кормить семью. А Игорь Буров лишился части домашней библиотеки, отдавая на продажу книги за копейки. Но качественное видеопроизводство требовало новой техники.

Калитина договорилась с директором одной из шахт сделать фильм о шахтерах взаимозачетом – за видеокамеру. Спустя несколько лет она вспоминала:

– Ведь руководство предприятия не выполнило условие договора. К сожалению, даже не сработала поговорка: «Обещанного три года ждут». Долгожданную технику «27 канал» так и не увидел.

И все же каждый на телевидении работал с полной отдачей, несмотря на многие технические проблемы. Потому и последующие фильмы Ирины Смирновой, Татьяны Трениной и других зрители воспринимали как что-то новое в информационном пространстве города. К тому же уже почти каждая семья благодаря нашей технической службе имела возможность подключиться к «27 каналу».

 

Журналистские приколы и новые программы

А журналистским придумкам, казалось, не было предела. Даже будничные новости стремились разнообразить забавными, шутливыми сюжетами.

Помню, как с приходом Весны-красавицы, на встречу с которой собирается и стар и млад, Юля Огневская, украсив себя шикарными цветными шалями, разыгрывала коробейницу-торговку. Она инсценировала якобы ярмарку Российской империи. Ей подыгрывали Татьяна Эмих и Людмила Куксина, также наряженные под старину.

Комичным оказался и эпизод, когда на ТВ пришёл парень по поводу кражи в его магазинчике с просьбой нарисовать фоторобот. Дело непривычное для наших ребят. Веселились над каждой смешной физиономией. Наконец, Диме Мелинчуку удалось добиться желаемого результата, и воришку быстро вычислили.

Но не забывали в «Новостях» о разнообразии тематики. Появилась программа «Муниципальный час». Каждую пятницу журналисты за «круглым столом» брали интервью у руководителей города, предприятий, учреждений о том, как улучшить положение дел в Прокопьевске. Сегодня этот час называется «Город и мы». Его ведет директор ТРК «27 плюс» Глеб Чемеренко.

Частица тех, прошлых, лет – трансляция праздничных мероприятий в прямом эфире, поздравительные программы, коммерческие фильмы...

 

На учебу – в Нижний Новгород

В те годы большое внимание уделялось росту профессионального мастерства журналистов. Уже при Рахиле Пушкаревой почти все сотрудники «Новостей» побывали на учебе в Нижнем Новгороде в Российском центре подготовки работников региональных телевизионных компаний «Практика». Возвращались оттуда с немалым багажом знаний.

А Паша Худяков, заботясь о благоприятном фэн-шуй в коллективе, привез с учебы славянский оберег – птицу счастья, чьё заветное перо дает мудрость, знания, красоту. И «поселил» оберег в «красном углу» – под потолком, над столами журналистов в их кабинете.

Возможно, эта птица приносила удачу тем, с кем она «общалась». Ведь уже тогда начинающие журналисты Анна Калашникова, Елена Чащина, операторы Сергей Рябов, Сергей Калашник и другие стали получать заслуженные дипломы за профессионализм.

Кстати, именно в те годы администрация города наградила меня Благодарственным письмом за большой вклад в обеспечение реконструкции здания «ТВ Прокопьевск» и почетной грамотой – за инициативу и творчество в развитии телевидения «27 плюс». Среди самых первых в городе я стала лауреатом звания «Человек года 1998».

Однако на ТВ, уже получив статус пенсионера, работать «слегка» мне не приходилось. Руководители Владимир Капустин, а потом Рахиля Пушкарева заботились об этом каждый по-своему. И подкидывали сюрпризы – «бросали», образно говоря, на непаханые поля.

 

Газета и реклама

Журналистам «Новостей» уже было тесно в информационных рамках. И именно это обстоятельство заставило их расширить программу аналитическими материалами. Так появилась газета «Диалог». Меня назначили ее редактором. И здесь на общественных началах работали все те же журналисты и операторы видеосъемки.

А передо мной стояла острая проблема: как сохранить телеспутник и сделать его самым читабельным в городе. Для этого, в первую очередь, надо было создать сеть распространителей. И вот здесь технический редактор Людмила Куксина стала моим незаменимым помощником – корректором, менеджером по работе с распространителями, почтальоном.

И это всё за одну маленькую зарплату, которую не получали месяцами. Ей приходилось искать не только тех, кто согласится продавать «Диалог», но и убеждать руководителей организовать подписку в своих коллективах. Этим попутно занимались и журналисты. А Людмила Петровна каждый четверг с водителями Александром Ериным, Сергеем Негодяевым развозили газету по всему городу в те места, где была до­говорённость о её распространении. Но цели мы своей достигли.

Спустя некоторое время «Диалог» «27 канала» стал действительно у жителей города любимым печатным изданием по содержанию и оформлению. И когда уже редактор Пушкарева решила мною «залатать» основную «дыру» на предприятии, тираж «Диалога» имел для новой газеты того времени отличный показатель – почти десять тысяч экземпляров.

Но телевидение требовало огромных собственных затрат. Доходы можно было получить только от рекламы. К сожалению, никто из потенциальных рекламодателей не спешил вкладывать средства ни в ролики, ни в сюжеты.

Руковод­ство предприятия понимало, что финансовый достаток может прийти только при активном сотрудничестве с предпринимателями. И на телевидении появилась новая должность – заместитель директора по рекламе. Уговорили снова меня. Но если газетное дело тогда оказалось не в новинку, ведь я отработала в городской газете «Шахтерская правда» почти 25 лет, то рекламный процесс – это неторные тропы, если по-настоящему им никогда не занимался. Ведь одно дело – изредка придумать какой-нибудь ролик, другое – организовать всю работу в отделе, от результатов которой зависят доходы телевидения, его жизнеспособность.

Пришлось заняться самообразованием. Прекрасно понимала, что рекламное отделение – это творческая часть ТВ. Поэтому постоянно закупала специальную литературу по рекламе, много читала, смотрела каналы центрального телевидения. И убедилась: главный в содержании рекламной видеопродукции, как и в информации, – человек. Он должен присутствовать на экране и всем своим видом популяризировать бренды, товары, услуги, торговые предприятия…

А для этого требовалось тесное сотрудничество с талантливыми людьми, которые бы согласились абсолютно бескорыстно сотрудничать с отделом. Ведь денег на оплату гонораров на ТВ в ближайшем будущем даже не предвиделось.

И, конечно, надо было искать бизнесменов и убеждать их, что реклама на ТВ весьма результативная. И здесь опять пришли на помощь журналисты: писали чудесные тексты к видеороликам. И не только они. Все, к кому обращались за помощью в создании рекламы, охотно шли нам навстречу.

Активно помогала, несмотря на свою загруженность на работе, Светлана Коротицкая, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, художественный руководитель образцового коллектива фольклорного ансамбля «Калинушка». Постоянным участником всех рекламных творческих замыслов была Анастасия Качаева, впоследствии завоевавшая титулы «Мисс Прокопьевск» и «Кузбасская красавица». А с актёром Геннадием Юровым они изображали однажды молодоженов, которые обошли все рекламируемые нами салоны Дома быта, якобы выбирая товары, мебель, посуду и многое другое для «своего жилья».

В рекламе компьютеров салона «Меридиан» по сценарию Алексея Кудри на еврейский сюжет женой Юрова уже стала Дина Калитина с бигуди и в домашнем халате, а он восседал за компьютером со смешными пейсами за ушами. К тому же Алексей и его коллега Константин Щербаков были еще теми выдумщиками! Они понимали, что в рекламе ключевую роль играет слоган. Потому с огромным увлечением сочиняли остроумные, шокирующие, просто гениальные тексты из нескольких слов. А одержимый идеями Кудря мог сутками не выходить из кабинета, пока не добьется желаемого.

Надолго запомнились зрителям и маленькие девочки-дошкольницы – Катюша Ерина и Ксюша Косенко. Больше всего они рекламировали фрукты, разные сладости, соки. А Катя в домашней сценке даже кормила грудничка-соседа детским питанием.

Энтузиастом и выдумщиком рекламного дела оказался журналист Виталий Тихонов. Он предложил запустить на телевидении проект с культурно-значимым содержанием. И назвал его «Стань звездой – снимись в рекламе!» Виталий обратился к школьникам, студентам и просто ко всем желающим и предложил им попробовать себя в роли поэтов, прозаиков, сценаристов, актеров для конкретно реализуемого какого-либо товара.

Начиная осуществлять задуманное, мы даже не предполагали, что в Прокопьевске столько талантов. Каждый из выпусков программы становился творчески-массовым мероприятием в людных местах города. Воображение у потенциальных рекламистов было необычайно богатым.

С благодарностью сегодня вспоминаю тех, кто внес неоценимый вклад в развитие нашего телевидения в самом начале его становления. Это руководители салонов и магазинов «Атлас», «Громада», «У Кондратьича», «Самара-Лада», «Тайдон», «Электрика–Электроцентр», «Лилия», «Электроника-Форум», «Эверест» и многих других. Благодаря им на «27 канале» почти не было рекламных пауз, предназначенных нам сетевым партнером. Рекламную продукцию нашего собственного производства в то время уже отмечали как что-то оригинальное, высокопрофессиональное, креативное.

В Кемерове на фестивале рекламы «С рекламой – по жизни» ролики «27 канала» жюри признало самыми лучшими. О нас писали в областной газете.

 

Штаб-квартира «27 канал»

Вот так всё начиналось. И сейчас, оглядываясь в прошлое, могу с уверенностью сказать: тем, кто пришел после нас, мы оставили самое современное телевидение – с «Новостями», трансляцией праздничных мероприятий в прямом эфире, интересными программами, наработанной рекламой, благоустроенным зданием, оснащенной техникой монтажной, залом для встречи гостей, гаражом…

И если на первых порах посетители с трудом находили студию, то теперь двухэтажное здание, расположившееся в глубине одного из дворов улицы Институтской, хорошо известно не только жителям нашего города. Потому что это настоящая штаб-квартира городской телерадиокомпании.

И вот здесь уже заслуга человека с неуспокоенной душой, мудрого, высокопрофессионального – Светланы Алексеевны Щепиной. Это при ней телевидение получило статус телерадиокомпании.

Наш «27 канал» стал лучшим не только в области. Его знают и в других регионах страны. Потому что сотрудники ТРК Прокопьевска постоянно становятся победителями областных и всероссийских конкурсов. Они пополняют ряды известных телевизионных каналов области.

На телевидении, пожалуй, не найдешь ни одного человека со стажем, который бы не был награжден какой-либо областной или правительственной медалью. Об этом позаботилась Светлана Алексеевна. Она отдала этому предприятию почти двадцать лет своей жизни. И сумела добиться главного – сохранила стабильный творческий коллектив.

Сегодня телерадиокомпанию возглавил Глеб Чемеренко. В стремительно развивающемся мире нужен новый подход к работе, организации и подаче информации. Возможно, Глеб Сергеевич окажется руководителем совершенно новой формации. Молодой директор пытается быть в нескольких лицах – журналистом «Новостей», ведущим и создателем интересных программ, диктором. Это настоящий трудоголик, на которого могут равняться все сотрудники.

г. Прокопьевск.

Источник: газета «Шахтёрская правда», 14-20 ноября, 2019 г.

На фото: первый директор Владимир Капустин; Галина Щербакова с инженером трансляции Сергеем Шилько и оператором видеосъемки, режиссером Игорем Буровым; первый редактор программы «Новости» Дина Калитина; коллектив Прокопьевского ТВ прошлых лет; Жанна Евдокимова и Людмила Куксина – сотрудники ТРК – воспитанники  «Шахтерской правды»; молодые «лица» «27 плюс» сегодня; выступает телевизионный поэт  Елена Назаренко; специалист компьютерного отдела, создатель рекламной продукции Дмитрий Мелинчук и журналист Павел Худяков; с телеколлегами Еленой Романцовой и Юлией Варбановой. 

Архив новостей