Геннадий Юров. Баллада о заместителе (фрагмент повествования)

25 июля 2022 

(Геннадий Евлампиевич Юров (14 марта 1937 – 7 марта 2016) родился и вырос в Кемерове.

Начинал журналистом в газетах Томска, Кемерова и Магадана. Был редактором Кемеровского книжного издательства, руководил литературной студией «Притомье». С 1983-го по 1987 год возглавлял Кемеровскую писательскую организацию.

Работал собственным корреспондентом журнала «Российская федерация» по Западной Сибири. Был главным редактором краеведческого альманаха «Красная Горка» (Кемерово).

Публиковался в журналах «Наш современник», «Москва», «Роман-газета»,  «Сибирские огни» (Новосибирск), альманахах «Палоцфельд» (Венгрия), «Огни Кузбасса».

Поэт и публицист, автор 15 книг поэзии и прозы. Среди них: «Синий факел» (1964), «Убегающая даль» (1968), «Труженица Томь» (1974), «Песня о городе» (1978), «Лирические поэмы» (1997), «Планета Кемерово» (2002), «На красной горке» (2005), «Заповедное пространство. Стихотворения, поэмы, разыскания» (2012) и другие.   

Член Союза писателей. Избирался членом Ревизионной комиссии Правления Союза писателей России.

Заслуженный работник культуры России. Почётный гражданин Кемеровской области и города Кемерово. Награждён областными медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» II и III степени, «60 лет Кемеровской области», «За веру и добро».

Лауреат премии Союза журналистов СССР (1973). Лауреат премии Кузбасса (1977, 2005). Награждён Почётной грамотой Правления Союза писателей России (1987). Лауреат премии Министерства РФ по делам СНГ «За большой вклад в дело духовного сближения народов» (1997). В 2003-м Президиумом Российской академии естественных наук вручена серебряная медаль В.И. Вернадского.

Песня на слова Г.Е. Юрова «Рабочая мелодия Кузбасса» (музыка Евгения Лугова) с декабря 2002 года стала гимном Кемеровской области).

Длинный, пронзительный звонок в коридоре. Хлопают двери, торопливо заканчиваются деловые разговоры, ставятся последние точки в материалах, течёт людской поток в сторону кабинета редактора (областной газеты «Кузбасс» – прим. ред.).  Планерка! Коротенькое пятнадцатиминутное заседание перед тем, как разойтись на обеденный перерыв.

На планерке я – заместитель ответственного секретаря областной партийной газеты «Кузбасс» – рассказываю своим товарищам, как будет выглядеть послезавтрашний номер. Все четыре полосы обсуждаются, дополняются, освобождаются от лишнего, пока не получают добро всего коллектива.

Каждая газета имеет свои традиции, складывающиеся десятилетиями, и потому незыблемые и почитаемые. Я знаю редакции, где на планерки ходят лишь заведующие отделами и члены редколлегии. Я знаю редакции, где планерки вообще не проводятся – «зачем лишний раз отрывать людей, редколлегия сама спланирует все номера на неделю». Что ж, так здесь принято, так удобно...

И всё-таки, большое это дело, когда один раз в день все собираются вместе. Даже просто посмотреть друг на друга приятно, а обсудить уже вышедший номер, решить, хорошо или плохо сработали сообща – это уже просто необходимо. Руководители газеты имеют возможность сразу представить себе, кто на месте, а кто в командировке, кто чем занят.

Рядовым работникам редакции эти планерки дают почувствовать, что они не просто исполнители отдельных заданий, а часть большого организма, что они отвечают и за свои строчки, и за строчки своего товарища. По правде говоря, планерка – это чаще всего спор, спор горячий, заинтересованный, когда мнения бывают полярно противоположными, когда спорящие не идут на уступки друг другу. И тогда вмешивается редактор, устанавливая критерий, обязательный для всех.

Я люблю планерки. Я люблю своих товарищей. Я люблю минуту, когда они шумно заполняют кабинет, когда с шутливой настойчивостью стремятся каждый занять свое привычное место, словно в боярской думе. Я люблю слушать, как они ниспровергают прописные истины, всегда отстаивая высокие идеалы труда, добра и справедливости.

Принято считать, что незаменимых у нас нет. Оно, конечно, так. Есть даже шутка, что если в редакции останется один лишь секретарь – газета непременно выйдет. Но вот в чём суть: каждый работник привносит в свою отрасль личное отношение к ней, личную систему аргументов, личный интерес, основанный на глубоком знании дела. Этот личный интерес заметишь не сразу и не всегда.

Газета высказалась за крупноблочное строительство объектов промышленности. Совершенно ясная позиция. Но одной определенности мало. Позиция должна быть воинствующей, и она становится таковой благодаря одному человеку – Александру Никитину, сотруднику промышленного отдела.

Экономист по складу ума, энтузиаст по складу характера, он привлёк в газету ведущих специалистов, он развернул на её страницах наступательную кампанию, добившись крутых кардинальных решений во всех ведомствах вплоть до министерства.

Традиционная молодёжная страница. Сотрудница отдела пропаганды Таисия Алексеевна Шатская вкладывает в эту страницу лучшие стороны своей натуры – душевную щедрость, открытость людям, миру, доверчивость и откровенность.

Читатель отзывчив. «Кто мы? Молодёжь о себе» – это был один из самых ярких и содержательных разговоров в период подготовки к 50-летию Ленинского комсомола. Он завершился большой публицистической статьей. Страница составила серьёзную конкуренцию областной молодежной газете.

А вот Александр Зайцев, знаменитый управляющий «Пятым углом» – сатирическим отделом газеты. Он именует себя именно так, дорожа своим «инкогнито». К вопросу о том, что незаменимых у нас нет. Пробовали этого человека заменить, хотя бы на отпускное время, не получается.

Помимо редкостной добросовестности, настойчивости, скрупулезности в проверке фактов, он обладает незаурядным сатирическим талантом. Маленькая заметочка «Пятого угла» порой равносильна развернутому фельетону. Управляющий всё время ворчит, просит снять с него тяжёлое бремя его обязанностей. Но если вдруг пойти ему навстречу, внять мольбе, он будет уязвлен, потрясен, обижен.

Личный интерес. Он выражается не в том, чтобы как можно больше взять от газеты, а в том, чтобы как можно больше ей дать. Он присущ всем работникам редакции. Если сложить воедино повседневные заботы каждого из них, то перед вами все проблемы, которыми живёт область, её прошлое, настоящее и будущее.

Всё, над чем трудятся мои товарищи, ложится в конечном счете мне на стол. Я – последняя инстанция на их пути к читателю. Я – важная инстанция, потому что от меня зависит передать в отдельном номере всю сложность и всю стройность интересов, которыми живет Кузбасс в административно-географическом понятии, и газета «Кузбасс» – его зеркало, его летопись, его трибуна, его совесть.

* * *

Я пришёл в газету вместе с большой группой молодёжи, выпускников факультетов журналистики и гуманитарных вузов. Мы низвели средний возраст редакции к трём десяткам лет. Благоразумие и мудрость седовласых ветеранов редакции уравновешивали отчаянную дерзость и благородный авантюризм нас, двадцатипятилетних.

Свою работу в газете мы рассматривали как школу, как ступеньку к какой-то большой, пока неведомой нам деятельности. Мы как бы ещё не взлетели, а только обретали силу для полёта, и Николай Яковлевич Троицкий, шеф и главный редактор, не мешал нашим далеко идущим планам и стремлениям. Он даже поощрял их, справедливо полагая, что человек высоких целей будет работать в газете с наибольшей отдачей.

Наверное, каждый человек, избравший творческую профессию, испытывает тоску по учителю-наставнику, который бы направил твои первые шаги. Николай Яковлевич взвалил на себя бремя быть таковым для десятков молодых журналистов, ершистых, угловатых, неудобных, горластых, всем всегда недовольных.

Он смотрит на тебя внимательно, изучающе, прикидывает, чем ты можешь быть полезен для газеты, и если решает, что полезен, принимает в свое сердце. И тогда уже возится с тобой терпеливо и любовно, не прощает проступков, но и в беде не покидает. Любит он людей талантливых, с «божьей искрой».

Этот сероглазый человек, сочетающий раннюю седину в волосах с юношеской стройностью фигуры – высший и беспристрастный судья наших творческих откровений. Оценка твоего материала или твоего макета на планерке в его устах звучит или как величайшая похвала, или как безжалостный приговор. Возвращая тебе второпях и халтурно написанную статью, он совершенно убивает одной фразой:

– Ну, это ты решил просто посмеяться надо мной. Забери.

Ему отпущен редкий талант направлять и корректировать мысли и строки своих товарищей. С любым материалом он обращается бережно, не жалеет времени, чтобы его поправить, дотянуть, довести до совершенства.

Он всегда живо интересуется, над чем работает, чем живет каждый член редакции, заботится, чтобы не было простоев в журналистском поиске, а зачастую и сам предлагает темы, соответствующие твоим интересам, опыту, мастерству. Он знает каждого из нас, как облупленного, и в своих отношениях с человеком апеллирует к сильным, добрым сторонам его натуры.

Однажды мой товарищ Валентин Махалов не смог выполнить задания. Ему надо было взять срочное интервью у руководителя крупного предприятия. Но тот был очень занят и не принял его. Валентин доложил редактору:

– Не принял!

Редактор знает, что Валентин – человек очень самолюбивый, боящийся уступить кому-то первенство – пусть в работе, пусть в спортивном поединке. Знает он также, что Валентин – человек достаточно тактичный, чтобы это его самолюбие не пошло во вред интересам редакции. Его ответ был краток и эффектен:

– Журналист партийной газеты любую дверь в области открывает ногой. Иди. Валентин снова поехал на предприятие, проявил необходимую настойчивость, интервью взял.

Я заходил к редактору по многу раз на дню. Хотя бы для того, чтобы утвердить макеты. Он никогда не заставляет ждать, усилием отрывается от материала, который вычитывает, проект завтрашнего номера рассматривает с удовольствием. Он соглашается, что секретарская работа – творчество, предоставляет нам полную самостоятельность, в макеты вмешивается редко.

– Слушай, ты вот загнал статью в середину, а её надо бы на открытие полосы.

При этом он снимает очки, которые надевает во время чтения, смотрит пристально, размышляюще. Я, немало потрудившийся именно над этим вариантом, начинаю его отстаивать.

– Нет, ты не понимаешь, – урезонивает Николай Яковлевич, снова пускаясь в терпеливые объяснения, – даю тебе тридцать минут. Подумай.

Он никогда не хватается за линейку сам: «Газета должна выйти во что бы то ни стало!» – диктаторский жест, который вдруг делает ведущего секретаря лишним, жалким, неуверенным в себе. Он оберегает самолюбие своих подчиненных. И переделанный вариант одобряет так бурно, что обида твоя улетучивается мгновенно. Что и говорить, работать с ним просто и приятно.

Источник: книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008; http://xn----8sbenbrquebb4afq7e.xn--p1ai/uploads/books/cheremnov-journalists-of-kuzbass.pdf

Фото с сайта http://gennady-yurov.ru

Архив новостей