Георгий Копытин: фотография – это 95 процентов банальной физики и простейшей математики

12 сентября 2019 

Думаешь, что, купив фотоаппарат, ты автоматически становишься крутым фотографом? На самом деле нет. Фотограф – это целая профессия, она непростая и неоднозначная, и люди в нее приходят очень разными путями. Георгий Копытин пришел в неё случайно, будучи нашим коллегой – журналистом. Он успел попробовать себя в разных жанрах, переехать из Кемерова в Новокузнецк, открыть собственную "Фотошколу № 1", стать специалистом по стоковой фотографии и просто крутым мастером своего дела.

Родился 27 июня 1985 года. Фотографом стал случайно, когда в редакции газеты получил фотоаппарат и первое задание. Учился в "Кульке" (Кемеровский институт культуры). Теперь преподаватель "Фотошколы № 1" в Новокузнецке: учит молодое (и не очень) поколение фотографии и рассказывает, как можно зарабатывать 1000 долларов в месяц.

Вместо предисловия

Слава всеобъемлющему Интернету за то, что он так ловко сократил расстояние между Кемерово и Новокузнецком. Стоит отметить, что наш герой не сразу согласился на интервью, решив, что мы интересуемся лишь творческой составляющей профессии фотографа, на которой Георгий уже давно не акцентирует внимание. А все потому…

– Вот ты говоришь, что либо искусство, либо деньги. В какой момент ты перестал заниматься творческой фотографией?

– Это произошло три года назад. Почему? Да потому, что, кроме морального удовлетворения и расходов, творческая фотография ничего не приносит. Раньше можно было выиграть какой-нибудь конкурс, получить в конверте вознаграждение – это хоть как-то окупало потраченные силы. Но после кризиса в 2008-ом таких конкурсов стало мало, а пахать за грамоты у меня нет никакого желания. Я себе уже всё доказал. Очередная рамка победителя интереса не представляет. Так же как и обычные пути фотографов в виде съёмки свадеб и фотосессий.

– Что же тогда тебе интересно?

– Сейчас я снимаю то, что хочу снимать. Например, рекламу для организаций. Занимаюсь съёмкой "картинок", коммерческой фотографией. Делаю снимки и продаю их по миру. Меня мало заботит, куда эти картинки пойдут. Главное – мне за это платят.

Фотосток

– Но как это происходит? Ты постоянно ищешь покупателей? Или есть определенный список заказов?

– Я придумываю тему. Например, приём у психолога. Делаю серию фотографий. Выставляю в сети на продажу. Люди, которым нужна эта иллюстрация, покупают её.

– Какие темы сейчас наиболее актуальны в стоковой фотографии?

– Всегда популярны бизнес, мода и цветы. Вопрос только в том, стоит ли браться за такую популярную тему.

– Но всё же иногда у тебя бывают конкретные заказчики. Страдает ли качество работы фотографа после всех замечаний и пожеланий?

– К счастью, я своих заказчиков не вижу. Мне не нужно доказывать им свою правоту. Если фотку купили – значит, я прав. Таким образом, я могу делать настолько качественную работу, насколько способен. Что касается местных заказчиков… Во-первых, их мало. Во-вторых, если позвали работать именно меня, будьте любезны и слушать тоже меня.

– То есть с фотографом принцип "клиент всегда прав" не работает?

– Фотограф – это профессия. Если клиент дал внятное техзадание, я должен его выполнить. Но, опять же, в пределах этого задания я могу делать всё, что угодно. Вы же когда к стоматологу приходите, говорите ему, какой зуб болит, а не как его лечить.

Естественный отбор

– Многие фотографы сейчас жалуются на отсутствие какой-либо работы вообще – это значит, что фотографом быть невыгодно или просто конкретный человек не хочет зарабатывать?

– Невыгодно быть ленивым и закостенелым. Конечно, кризис. Конечно, стало меньше денег. Конечно, фотография – это продукт не первой необходимости. Но! Если у человека нет работы, значит, он не смог её себе придумать. Значит, что он не смог приспособиться к меняющейся среде. Так происходит банальный естественный отбор. Лет пять назад начинающих фотографов было такое количество, которое попросту не требовалось. Сейчас халява кончилась. Естественно, многие меняют сферу деятельности. А вот те, кто остаётся, будут профи.

Задолго до предисловия

– Давай всё же сделаем небольшой крюк в твое прошлое. Как ты стал фотографом?

– Случайно. Хотел стать режиссёром, поэтому пошёл учиться в КемГУКИ. Оказалось, учусь на преподавателя детской фотостудии. А так как я ещё и в газете тогда работал, журналистом, мне просто дали в руки фотоаппарат и сказали: "Иди снимай!" Тогда я очень любил репортажные и жанровые картинки. Сейчас продолжаю самообразовываться. Иногда спрашиваю совета у более опытных друзей-фотографов. Ну, и Интернет. Полезной информации там полно. А вообще, чаще всего я просто смотрю картинки, которые сам бы хотел снять, и думаю, как это сделано.

– Недавно я наткнулась на твои старые работы. Проект "Беспризорники". Расскажи о нём немного? Были ли ещё подобные социальные работы?

– Беспризорники – это тема моего дипломного проекта. Так вышло, что я в 15 лет убежал из дома, добрался до Москвы и жил там. Вернее, беспризорничал. Эта тема мне близка, я захотел как-то её показать. Я шатался по улицам, находил места, где тусят дети. Потом подкармливал ребят "Подорожниками", пытался втереться в доверие. Часто бывал в милиции. Я потратил на этот проект очень много времени. Жаль, что снимать тогда не умел. Он мог получиться значительнее, лучше. Потом было ещё несколько проектов. Последний – четвертое поколения рока. Он был посвящен жизни новокузнецких рок-музыкантов. Задумывалось всё, как неплохая фотоистория о жизни конкретного человека, но я решил, что будет скучно. В то же время, одному фотографу охватить все рок-группы даже на территории одного города сложно. Поэтому я собрал команду. Каждый отвечал за свою группу. В итоге получилась приличная выставка из восьмидесяти работ. Собственно, после этого я и зарекся заниматься такими вещами. Творчество отняло кучу сил, денег и времени.

– А ведь ты мог бы выбрать любую другую специальность, но остался фотографом…

– Мог. Я вообще работаю с 13 лет. Продавал газеты, был уличным музыкантом, разнорабочим на стройке, звукорежиссером на радио "Шансон", корреспондентом в газетах "Кузбасс" и "Комсомольская правда". Кстати, именно в "КП" мне дали в руки фотоаппарат. И уже через три года я снимал для всего кемеровского глянца. Потом решил переехать в Новокузнецк, хотел начать новую главу в жизни, да и семейные обстоятельства подтолкнули. Там я стал директором Nightout"а. Позже открыл фотошколу имени себя, а через пару лет ребренднул название на "Фотошкола № 1".

Четыре проблемы человечества

– Ты ещё и преподаватель. Расскажи про учеников.

– Да, я работаю в фотошколе. Правда, веду сейчас только индивидуальные занятия. Понял, что одному человеку проще донести информацию, чем группе. Радует, что среди моих учеников редко встречаются ленивые люди. В основном, приходят те, кто действительно понимает, зачем им это надо. Большинство хочет сделать фотографию своей профессией. Хотя, конечно, иногда приходится сталкиваться с определенными проблемами…

– Например?

– Во-первых, лень. Я говорю о ней уже в третий раз. Да, это самая основная проблема всегда и везде. Во-вторых, многие считают, что фотография – это искусство, что нужно обладать какими-то творческими способностями. Доля истины в этом есть, но важно понимать, что 95% профессионализма – это знания. Банальная физика и простейшая математика. Плюс законы восприятия информации. Люди идут заниматься творчеством, узнают, что нужно умножать два на два и разочаровываются. И в-третьих, низкая мотивация и страх перемен. Например, я говорю, что нужно делать вот так, и ты будешь зарабатывать 1000 долларов в месяц. А у человека основная работа за 25 тысяч рублей и ему приятнее ныть, что времени нет, начальник тиран и клиенты глупые.

– Неужели даже в условиях кризиса и нестабильного курса валют фотограф может столько зарабатывать?

– Может. И здесь вы назвали еще одну проблему – люди не верят в себя. Они считают что-то невозможным. Зарабатывать можно в любой сфере. Нужно лишь любить свою работу и постоянно развиваться.

Фото: Георгий Копытин

Источник: https://avoka.do/posts/georgiy-kopytin-fotografiya-eto-95-banalnoy-fiziki-i-prosteyshey-matematiki

Архив новостей