Григорий Шалакин: Кумиры эпохи в Кемерове (эксклюзивные фото 1985-1987 гг.)

16 апреля 2015 

…Иногда случается, что журналист, перелопачивая тонны информации, внезапно находит жемчужину. Это и произошло с нашим корреспондентом Надеждой Галаниной. Работая над материалами об истории города Кемерово, она нашла необыкновенные фотографии. Этими снимками поделился с ней автор - известный кузбасский журналист и фотограф Григорий Шалакин.

Григорий Трофимович работал во всесоюзных, общероссийских и областных СМИ, 18 лет являлся собственным корреспондентом мирового информационного агентства ТАСС и ИТАР-ТАСС по Кемеровской области. Одним из плодов его многолетнего труда стала  серия фотографий знаменитостей советской эпохи, в середине восьмидесятых приезжавших в столицу Кузбасса с гастролями. Эти снимки поражают, заставляют всматриваться в них вновь и вновь. А люди на них завораживают глубокой простотой. Впрочем, смотрите сами, мы публикуем эту серию фотографий с комментариями автора.

Григорий Шалакин неоднократно становился призером всесоюзных, межреспубликанских и областных фотовыставок. Он сделал в общей сложности более шестидесяти тысяч черно-белых и цветных фотокадров, его фотоснимки публиковались в журнале «Советское фото» и газете «Советская культура», других изданиях.

 

Элина Быстрицкая (Кемерово, 1985 год)

Актриса Элина Быстрицкая, легендарная исполнительница роли  Аксиньи в шолоховском «Тихом Доне», приезжала на гастроли с Малым театром Союза ССР. После спектакля ее пригласили на интервью в редакцию газеты «Кузбасс», где и сделан снимок. В руках у актрисы сборник кулинарных рецептов, выпущенный Кемеровским книжным издательством, «Молодой хозяйке на заметку» - редкая по тем временам книга. Ведь единственным кулинарным изданием в СССР была книга «О вкусной и здоровой пище».

Григорий Шалакин: Элина Быстрицкая произвела на меня впечатление женщины сильной, волевой и даже резковатой в своих суждениях, - актриса и сама не раз говорила, что справиться с жизненными трудностями ей помогает сильный характер: «С легким характером в жизни ничего не добьешься».

 

 

 

 

 

 

Футбольная встреча на стадионе «Химик» между кемеровской командой журналистов «Гонорар-82» и артистами Государственного академического Малого театра Союза ССР. По заведенной традиции мяч в игру должен был вводить приглашенный артист, в данном случае Элина Быстрицкая. Так что не стоит думать, что матчи с участием звезд («Сила России» на день города, например) – это веяние последних лет!

 

Валерий Носик (Кемерово, 1985 год)

Актер Валерий Носик в раздевалке стадиона «Химик» в перерыве между таймами футбольной игры команд «Гонорар-82» и артистов Малого театра

 

 

 

 

 

 

 

Олег Янковский (Кемерово, 1986 год)

Футбольная игра на стадионе «Химик» между кемеровской командой «Гонорар-82» и теперь уже артистами театра имени Ленинского комсомола - командой «Авось».
Этот поединок со знаменитым «Ленкомом», десантировавшимся в Кемерове гастрольным летом 1986-го, запомнили многие. Звездный состав труппы – Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Евгений Леонов  – блистал не только на сцене, но и на футбольном поле.
Олег Янковский был страстным поклонником футбола, в интервью тех лет он рассказывал, что футбольная команда их театра занимает третье место по Москве.

ГШ: Олег Иванович был старше своих коллег по театру и потому выглядел солиднее. Он был немногословен, серьезен и так же серьезно вел себя во время игры. Будучи заядлым футболистом, он принимал все близко к сердцу и играл неистово, страстно, выкладываясь на полную катушку. Я очень переживал за Янковского: а вдруг ногу подвернет или сломает? Ведь вечером на спектакль выйти не сможет.

 

Алла Пугачева (Кемерово, 1985 год)

ГШ: Аллу мы снимали вдвоем с фотографом Дмитрием Коробейниковым. Мы договорились сделать фотосессию для певицы в перерывах между кемеровскими гастролями. Встречу назначили на 10 часов утра. К назначенному времени подъехали к санаторию-профилакторию МВД, где остановилась артистка. Алла Борисовна немного задержалась, а когда вышла, сразу же предложила нам пересесть к ней в «Волгу». Мы с Димой разместились на задних сидениях, Алла Борисовна с водителем впереди. Кемеровские ландшафты для фотосъемки Примадонна выбирала сама. Этот снимок сделан на улице Предзаводской в районе Азота. Пугачевой «глянулась» советская символика той поры: серп и молот, звезды.

Надо сказать, что проездили мы тогда больше отведенного времени, где-то часов до 16.00. Алла Борисовна планировала заехать в гости к одному кузбасскому художнику, который приготовил ей в подарок картину, но уже не успела, так как на 19.00 был назначен концерт в СКК «Октябрьский».

« Нет, уже не буду заезжать», - сказала Примадонна. «В мастерской начну рассматривать картины, возникнут эмоции, ассоциации, собьюсь со своей волны. Заеду в другой раз».

Так как времени на подготовку к концерту оставалось мало, Пугачева начала распеваться прямо в машине. Надо сказать, тогда мы по-настоящему оценили силу и мощь ее голоса – крыша в машине дрожала!

Григорий Трофимович вспоминал, что концерты Пугачевой в Кемерове проходили с огромным аншлагом. Возле спорткомплекса милицейский патруль перекрывал движение немногочисленного в ту пору транспорта, чтобы 5 тысяч зрителей могли пройти к центральному входу «Октябрьского». Одни шли, чтобы попасть на концерт, другие «безбилетные» шли к спорткомплексу, чтобы дождаться, когда певица выйдет с концерта.

Фотографии из этой кемеровской серии, сделанные Дмитрием Коробейниковым, работавшим от Агентства печати «Новости», были опубликованы в японском журнале. А наиболее удачные снимки Пугачевой фотограф, по просьбе Аллы Борисовны, лично отвез ей домой в Москву. На память о той встрече у обоих фотокорреспондентов остались подаренные звездой значки клуба «Алла Пугачева».

 

Александр Абдулов (Кемерово, 1986 год)

Ленкомовцы на гастролях в Кузбассе. Александр Абдулов разминается на стадионе школы № 62 напротив гостиницы «Кузбасс».

ГШ: «Сложилось впечатление, что Александр Абдулов все время о чем-то думал, мысли его были чем-то заняты. Даже на отдыхе он находился в напряженно-сосредоточенном состоянии. Находясь в компании, он был очень немногословен, отвечал односложными «да» или «нет». Если кто-то из коллег над ним пошучивал, у него были готовы короткие односложные ответы. Он был все время погружен внутрь самого себя, несмотря на то, что рядом были жена Ирина Алферова и дочь Ксения. Кстати, 12-летняя Ксюша Алферова привезла с собой на гастроли в Кемерово любимую собачку, которую выгуливала в окрестностях гостиницы «Кузбасс».

 

Георгий Жженов (Кемерово, 1985 год)

Георгий Жженов в редакции газеты «Кузбасс». Григорий Шалакин присутствовал на этой встрече, а утром следующего дня улетел в Москву. По случайности актер вылетел в столицу тем же рейсом. Кузбасский журналист и актер встретились в московском аэропорту. Георгий Степанович удивился: «Ну надо же, только вчера в Кемерове были, утром уже в Москве вместе!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евгений Леонов (Кемерово, 1986 год)

На стадионе «Химик» артист «болеет» за своих коллег из Ленкома.

ГШ: «Доцент» едва не забил гол, открывая игру после свистка арбитра. Евгений Леонов был очень естественным в жизни. Таким же он получался и на фотографиях - не делал попыток приукрасить себя, что-то изображать, казаться лучше. Для людей он был «своим»: разговаривал со всеми, кто хотел с ним поговорить, всем был близок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Караченцов (Новокузнецк, 1986 год)

После кемеровских гастролей театр «Ленком» отправился в Новокузнецк.

ГШ: Мы приехали в гостиницу, когда Коля только проснулся. «Пойдемте, сходим в буфет, чего-нибудь перекусим», - предложил Караченцов. Этот снимок я сделал за завтраком. Обратите внимание, завтрак у популярного артиста того времени был более чем скромный: омлет, сосиска и кефир в граненом стакане.

После буфета мы поднялись в номер. По пути он остановился на этаже, чтобы покурить. Я заснял его в тот момент, когда он тушил окурок. В руке у Николая Караченцова рукопись Евгения Красносельского, который привез актеру материал на правку.

 

 

- В номере Николая мы просидели четыре часа, - вспоминает Григорий Трофимович. - Говорили обо всем – о жизни, о ролях, о театре, мы даже пели частушки. Коля был мастер этого жанра и сразу предупредил нас, что знает их великое множество, так что петь может целый день без перерыва. Кстати, частушки он пел действительно профессионально. Проговорив с нами, Николай пропустил запланированную игру в теннис и занятия в бассейне.

- Мы уехали, но впечатление о Караченцове осталось как об абсолютно контактном, общительном и открытом человеке. Рубаха-парень, человек-оркестр, душа нараспашку – это про него, - говорит Шалакин. После той встречи Григорий Тимофеевич так и зовет его по- свойски «Коля».

 

Татьяна Пельтцер (Новокузнецк, 1986 год)

«Заслуженная бабушка Советского Союза» Татьяна Пельтцер на стадионе Новокузнецка «болеет» за своих – команду артистов «Ленкома». Татьяна Ивановна была удивлена, что эти дружеские матчи собирают огромное количество болельщиков и все происходит по-настоящему: судейство, накал страстей и искреннее желание каждой из команд победить.

 

 

 

Владимир Пресняков (Кемерово, 1985 год)

Владимир Пресняков-младший с ребятами из танцевальной группы у спорткомплекса «Октябрьский». Пресняков выступал со своим номером в первом отделении в рамках концерта Аллы Пугачевой, что называется «на разогреве». В ту пору он еще не был официальным зятем Примадонны.

ГШ: Володю очень хорошо принимали зрители. Он контактный, общительный, веселый парень. На этом снимке Володя поведал, что парень слева от него – «крутой» танцовщик, найти и привлечь которого в свою команду было не так-то просто.

Интересно, что Владимир Пресняков с ребятами – образец молодежной моды 80-х годов. Отросшие волосы до плеч, на голове – начес, куртки-косухи, вареная джинса, на руках и шее – бижутерия, напоминающая цепи, обилие заклепок, металлических значков, перчатки без пальцев - неотъемлемые атрибуты молодых солистов второй половины 80-х г.г.

 

Валерий Леонтьев (Кемерово, 1986 год)

На концерте в спорткомплексе «Октябрьский».

ГШ:  Я заходил к Валерию Леонтьеву в гримерку перерывах между отделениями концерта, задавал вопросы. Надо отдать должное Валерию Яковлевичу, на сцене он выкладывался до седьмого пота, ему просто необходимо было несколько минут отдыха, чтобы набраться сил и восстановиться для следующего выхода на сцену. Но при этом он не выгонял меня, а весьма откровенно отвечал на вопросы.

 

Марк Захаров (Кемерово, 1986 год)

Марк Анатольевич выходит со служебного входа стадиона «Химик» после футбольного матча ленкомовцев с кемеровчанами. Что рассмешило известного кинорежиссера, сегодня доподлинно не известно, скорей всего, его хорошее расположение духа связано с победой артистов театра «Ленком»… И газетку прославленный мастер положил на чужие «Жигули»… Тогда можно было, ведь на дворе 80-ые – машины не закрывались на ключ, сигнализацией не пользовались.

 

От редакции:
Кумиры советской эпохи. Великие артисты, настоящие звезды, до которых, если судить по масштабу дарования, уж точно никому из простых смертных не дотянуться. Но вот ведь парадокс: воспоминания очевидцев доказывают совсем обратное. На поверку знаменитые актеры оказывались очень открытыми, всегда готовыми к общению людьми. Они легко заводили дружбу с провинциальными журналистами, заразительно смеялись, позволяли фотографировать себя за завтраком, радовались поклонникам, выгуливали на кемеровских улицах любимых собак…

В восьмидесятые никому из заезжих артистов даже не пришло бы в голову оцепить себя тройным кольцом секьюрити, выкатить кемеровским организаторам сумасшедший райдер и феерические требования к гостинице, хамить местным фотографам, отказывать в интервью газетчикам, капризничать или задирать нос. Словом, какие-то «незвездные» повадки были у тогдашних звезд… Может, оттого, что им не нужно было никому ничего доказывать. Их любили за  человечность, за искренность, за неподдельность таланта, за красоту души. Мы и сейчас их любим. А время…какое все-таки удивительное было время…

Надежда Галанина.

Фото Григория Шалакина.

Источник: http://news.vse42.ru

Архив новостей