Гульсара Михайлина – журналист и художник

20 апреля 2020 

Если вы хотите узнать «Рецепт сияния» от Гульсары Михайлиной, то вот он: «Берём хорошее яркое лето, - пишет она в одном из своих  аккаунтов. - Выходим помурчать на солнышке, наслаждаемся нырянием в озере, посыпаем сверху хорошим крепким сном и.. вуаля! Волосы белесые, кожа румяная, глаза сияют...». Позитив в каждом слове!  

Положительный человек, позитивный во всём, - характеризуют Гульсару те, кто знаком с ней по работе или по жизни. Она – известный в Кемерове журналист и общественный деятель.

В начале 2000-х окончила  экономический факультет  Красноярского государственного аграрного университета, стала специалистом по бухгалтерскому учету и аудиту. Однако тяга к творчеству перевешивала.

Она получила хорошую практику, работая  в новосибирском Издательском доме «Сибирь-Пресс» – одном из ведущих сибирских газетных холдингов своего времени, который был хорошо известен в России серией крупных региональных газетных проектов. Среди них были: «Аргументы и факты Сибирь»; сибирская деловая газета «Континент Сибирь»; сибирский выпуск «Ведомостей» – совместное издание ведущих мировых деловых газет «The Wall Street Journal» и «Financial Times» в России. Общие тиражи этих проектов достигали сотен тысяч экземпляров – в Кемеровской, Омской, Томской, Новосибирской, Иркутской областях, Красноярском и Алтайском краях.

В июне 2003-го ей доверили руководство редакцией «Аргументы и факты в Кузбассе». Эксперты отмечали, что с приходом Гульсары Евгеньевны «страницы известного российского еженедельника, выходящие в Кемеровской области, пережили свое второе рождение. За короткое время изменился не только внешний вид самого издания – качественно улучшилась подача материалов, стартовали новые рубрики».

Неугомонная,  она начала обдумывать проект, который объединил бы интересы самых разных журналистов Кузбасса, соединил их усилия на благо Кемеровской области. И придумала! Так в начале 2010-х годов в Кемерове появился Кузбасский медиаклуб. На его заседания с интересом приходили коллеги из самых разных изданий, сетевых СМИ, пресс-служб.

Гульсара Михайлина, директор социально-ориентированной автономной некоммерческой организации «Кузбасский медиаклуб» вкладывала в этот проект все свои силы, опыт и знания, да и чего скрывать, – вкладывала всю свою душу. Она подчёркивала: «Сегодня часто можно услышать, что все лучшие и талантливые люди уехали (уезжают) из Кузбасса, Сибири. Основная цель Кузбасского медиаклуба – показать и доказать, прежде всего, нам самим (а заодно и миру), что это не так. В этом смысле мы помогаем проявиться «звездам» кузбасского медиасообщества, выстроить эффективные коммуникации, делаем нашу жизнь насыщенной и интересной».

За время деятельности организация организовала сотни социально-важных дел. За годы работы медиаклуба здесь много раз проходили острые дискуссии на самые разные темы, недостатка в которых не было, ведь их подсказывала сама жизнь. На круглых столах, на заседаниях участники свободно и открыто обсуждали такие вопросы и проблемы, как позиционирование Сибири и Кузбасса – как их видят журналисты, какой образ они создают у своей внутренней аудитории, а какой образ формируют для внешних потребителей с помощью Интернета.

Остро, но с обоюдной пользой для собеседников обсуждали проблемы взаимодействия пресс-служб органов власти и других организаций и журналистов. Многим заполнился организованный клубом круглый стол, который был посвящен «вечному» вопросу – «Традиционные СМИ vs. Интернет».

Спикер клуба Гульсара Михайлина успешно реализовала в Кузбассе проект «Театр-СМИ-Общество», направленный на формирование коммуникаций между театром, прессой и зрителями. Кстати, проект этот был осуществлен на средства президентского гранта в более чем 750 тысяч рублей, которого Кузбасский медиаклуб удостоился, как дискуссионная площадка для журналистов, пиарщиков, маркетологов и всех заинтересованных в развитии этой темы.

С 1 декабря 2012 года по 31 октября 2013 года на площадке главного партнера Кузбасского медиаклуба – Кемеровского областного театра драмы имени  А.В. Луначарского, а также в специализированных конференц-залах с участием представителей других театров и учреждений культуры области – прошла серия семинаров и тренингов о том, как создавать информационные поводы применительно к культурной жизни региона, как писать востребованные новости культуры, выстраивать эффективное продвижение театральных событий в социальных сетях, создать результативную модель взаимодействия театров со зрителями и СМИ, вспоминала Гульсара. В результате исследования и знакомства с искусством создавать информационные поводы вне премьер и гастролей состоялось 17 мероприятий, проведённых совместно с пятью государственными, муниципальными и вузовскими театрами. Студенты-маркетологи и будущие журналисты посмотрели девять спектаклей и генеральный прогон, стали участниками семи «закулисных встреч». Свои двери для них гостеприимно распахнули: Кемеровский театр для детей и молодежи, Государственный музыкальный театр имени Боброва,  Кемеровский областной театр кукол имени Гайдара, Кемеровский областной театр драмы имени Луначарского,  студенческий театр «Ложа».

- Улучшили ли мы хоть немного взаимоотношения СМИ и бизнеса? – размышляла Михайлина, подводя итоги акции. – Насколько помогли культуре влиться в общество и, наоборот, общество влить в культуру? Хорошо ли построили связку со студентами, обществом? Создали ли благодатную почву для реализации в Кемерово новых социальных проектов? Каждый решит сам. Лично я надеюсь, что польза от нас всё же есть...»

Кстати, эта акция дала вполне практический результат. По словам художественного руководителя, директора Кемеровского театра драмы Алексея Разукова, инициированные медиаклубом мероприятия, такие как закрытые показы с последующим обсуждением и другие, позволили увеличить аудиторию театра как минимум на 15 процентов.

А руководитель медиаклуба с неуёмной энергией не останавливалась на достигнутом, организовывала конкурс социальной рекламы «Театр.jpg», межрегиональный фестиваль «С рекламой по жизни». Вкладывала немало сил и таланта, чтобы объединить молодых специалистов и студентов в области PR, маркетинга, рекламы и журналистики, готовых делиться своими идеями, свежим взглядом, креативными мыслями, жаждущих получать новые знания и опыт.

Потом были в жизни Гульсары Михайлиной и другие интересные проекты. Один из них – кемеровский молодежный PR-клуб «PRonto», организованный в 2014 году и ориентированный на профессионализацию молодежи, старшеклассников в сфере маркетинга, рекламы и PR.

Работа Гульсары Михайлиной имеет высокие оценки, награды и благодарности за общественную и профессиональную деятельность. Она награждена почетными грамотами администрации Кемеровской области, отмечена дипломами областных и окружных журналистских конкурсов.

Только неуёмная натура не останавливается в творческом поиске, стремится к новым вершинам мастерства.

Наверное, художник всегда «жил» у неё внутри. По-видимому, она всегда смотрела на окружающий мир глазами живописца, прикидывала, как, какими красками природа открывается человеку, передает секреты своей красоты.

Гульсара мечтала рисовать, но или боялась, или не знала, как к этому подступиться.

Но однажды...

Вот как сама вспоминает об этом: «Однажды так внезапно краски «прыгнули» мне в руки, а под рукой оказался лишь выдранный лист из блокнота, даже развернуть в нужном ракурсе не успела, так и рисовала под углом, на уголке, чтобы не залезть на записи...»

И вот он – первый, угловатый рисунок с неверными ещё линиями, которые робко легли на бумагу. Но главное, что он пусть и кое-как, но все-таки получился, «вышел» из неё на страницу с неровными краями. Значит, она может выразить окружающий мир карандашом и красками! Надо только учиться...

«Я начала «с нуля» год назад, благодаря подруге, делилась она, кажется, в 2017-м. – Сначала это для меня была разгрузка от одной мега-ситуации + приятные женские посиделки. Но год прошёл, и я поняла, что ОЧЕНЬ хочу научиться рисовать. Хочу уметь рисовать всё, что вижу, особенно то, что вижу в городе, в обычной его, не постановочной, жизни... Хочу освоить секреты мастерства!»

А упорства ей не занимать! Ведь она поставила себе цель – приучить себя к холоду, обливаться холодной водой. Сначала принимала по утрам контрастный душ, потом – начала выливать на себя ведро ледяной воды. Теперь же спокойно купается в ледяной проруби и получает от этого несказанное удовольствие.

В марте 2016 года газета «Кузбасс» пишет:

«Кемеровчанка Гульсара Михайлина «моржует» на озере Красном с декабря прошлого года. «Я начала закаляться в ванной. Захотелось испытать это ощущение не в четырех стенах, а на открытой воде, – рассказывает она. – И буквально спустя две недели впервые окатила себя холодной водой дома, уже погрузилась в прорубь».

«Было страшно: все-таки наша зима – не шутка, – вспоминает в этой публикации Гульсара. – Чтобы замерзнуть или просто обморозиться, даже проруби не надо. Когда в первый раз в минус 27 вышла из воды, волосы мгновенно схватились сосульками, пальцы рук онемели. Чувствую, телу ещё не холодно, умом понимаю, что это хорошо, и теперь моя задача – поскорее одеться».

«Ощущение чувства воды, её волнующей энергетики пришло на Крещение. У меня это было восьмое по счету погружение. Особенное, неторопливое», – вспоминает Гульсара. Уже после тридцати купаний, отмечает она, каждая встреча с водой уникальна, ощущается по-особенному. «Иногда это как лёгкое электрическое покалывание, бодрит, тонизирует, расходится волной по телу. В другой раз мягко обнимает, расслабляет, нежит. Сейчас я научилась чувствовать телом тот момент, когда пора выходить. Если выйти вовремя, возникает тот самый эффект, как после бани: кожа розовеет, парит, изнутри идёт жар, а на душе – праздник».

Кемеровчанка нырнула в ледяную воду не только за физическими ощущениями: «С одной стороны, стала сильно мерзнуть зимой, в любой одежде; при нашей долгой зиме это очень напрягало. С другой, в жизненном плане была на перепутье. Завершила большой проект, и чем заниматься дальше – видения не было. Более того, было ощущение потери себя и прежних жизненных смыслов… Купание в ледяной воде стало переломным моментом, шагом в новую жизнь. Сначала экстримом, который встряхнул, вдохнул новую энергию. Потом – поддержкой. С первого своего погружения я стала гораздо более открытой к людям и к жизни. Важно любить и чувствовать себя, пробуя новое. И как бы это ни было страшно, открываться себе, миру, людям. Тогда в жизни и появляется счастье и смысл».

Чуть позже Гульсара Михайлина скажет:

- Как мне нравится этот прохладный, почти предзимний воздух! Я еще немного мерзну с непривычки, особенно дома, в обнимку с горячим чаем, особенно в дождь и слякоть. Но стоит собраться и выйти, словно падаю в живую воду, жадно вдыхаю этот звонкий бодрящий, с крепким ароматом осенних листьев, воздух. Он, словно крепкий витаминный коктейль, немного кружит голову, напитывая мыслями-фантазиями, и в то же время делает её ясной, легкой и светлой.

...Очень часто, вернее, почти всегда многие из нас равнодушно смотрят на город, улицы, дома, деревья и растения – ну, есть они, и ладно. Гульсара любит внимательно и с любовью рассматривать природу, всматриваться в окружающие пейзажи, мысленно «раскладывая» их на детали, которые вокруг нас.

От карандашных набросков, опытов с гелиевой ручкой и фломастерами она скоро перешла к акварели. Делала мгновенные наброски на обычной бумаге, часто сердилась на себя за неумение «положить» красоту на альбомный лист, комкала его и выбрасывала в урну. И... начинала снова.

Она училась через сеть «всемирной паутины», училась, рассматривая больших художников и беря дистанционные уроки.

Упрямая. Однажды она поставила перед собой непростую цель – довести своё тело до такого совершенства, чтобы запросто садиться на шпагат. Кто захочет, пусть попробует, каково это – сделать! Думаю, у большинства ничего не получится. А Гульсара настойчиво тренировалась и научилась делать это с завидной лёгкостью.

С кистью и красками она часами просиживала в тёплые дни на природе, часто – на берегу любимого Красного озера. Тысячами мазков училась рисовать цветы, облака, листву...

«Если провести на берегу всего одно раннее утро, получишь много ярких впечатлений уходящей осени», - уверена она, впрочем, считает, что и весна в этом смысле тоже очень хороша. - Однажды весной ветви кленов вместе с вечереющим пасмурным небом сплели такой захватывающий ажур, что нельзя было не перенести его на бумагу...»

Сама Гульсара провела много утренних пленэров, которые «перешли» в её акварели. Её кисти и краски знают все времена года, включая и зиму, и, конечно же, яркое лето. Так и чувствуешь, как «тянется» художница «выразить впечатление от ромашек, припорошенных снегом, пока ещё листочки, пока ещё снег их не укрыл», она сначала вывела их гелевой ручкой, потом «укрыла» акварелью. Как выводит она на простом бумажном полотне ветку шиповника, которая «привлекла своим каким-то особым движением, вижу его и чувствую...»

Или вот ещё откровения:

«Закат, зеркальная гладь воды, утки кругами в ожидании вкусного хлеба. Аромат шашлыков и свежеиспеченной картошки вперемежку с дымком: это из кафе и со всего берега, усыпанного праздными горожанами, обалдевшими от октябрьского солнечного подарка Осени. Музыка, смех и неторопливый говор земляков... Суббота. Озеро Красное в Кемерово».

«Рассматриваю издалека одно дерево. На вид казалось просто серо-бурым облаком листвы. Подошла вплотную и ахнула от переливов света и цвета: солнечные лучи высветили синий, фиолетовый, зеленый, желтый, красный, оранжевый цвета и оттенки...»

«Скворцы на проводах – как новогодние гирлянды, собираются в стаи, перед перелетом. Парадные бордовые метёлки вверх, в небо; ярко-синяя гладь озера; убегающая вдаль дорога. Простор. Свобода и Красота. Впечатления от моей вчерашней вылазки на природу. Быстрый, о-очень быстрый набросок...»

Читаешь их и думаешь: что за чудо эти творческие откровения... Будто подглядываешь за тем, как от рисунка к рисунку растёт мастерство, как «просыпается» и совершенствуется талант. 

«Эти травы в тумане акварелью – «по-мокрому», в соавторстве с ветром, норовившим то ли подмахнуть мне кистью, то ли стащить на память зарисовку, создавая которую в непогоду, страшно боялась совершить ошибку. Случайно мазнула по рисунку мокрым зонтиком, расстроилась, разревелась. Скомкала лист в комок, крохотный комочек, плотный и жесткий, чтоб уничтожить свой промах. Выбросила. Минут через двадцать остыла, достала, развернула и ахнула. А рисунок-то целый! Лист не порвался, и даже не сильно размазался, несмотря на то, что был влажный! Так и лежит у меня с тех пор. Теперь знаю, рукописи не горят, картины не исчезают...»

«Второй день рисую топинамбур. Выглядит проще, чем малина и кукуруза. А по факту – в акварели неаккуратно и грубо. В сухой пастели – слишком мелово. Лучшее на сегодня – смесь фломастеров, текстового выделителя и цветных карандашей  Думаю, что топинамбур будет хорош в акварельных карандашах, гуаши, масле или акриле. Но до них я пока не добралась... Какое это довольствие – дать красоте выражение на бумаге!»

«Мечтаю писать сирень быстро, правдиво, вкусно, с лепесточками-бутонами. Благодаря недавнему участию в марафоне «Сиреневый обман» стала к мечте гораздо ближе. Для меня это был, скорее, сиреневый дурман или сиреневая истерика, я рисовала нон-стоп, не могла остановиться. «Урожай» собрала отменный, около сотни набросков, новый взгляд на возможности гуаши, разные техники, и много еще чего полезного и нового...»

«Недавно на утренней прогулке, возвращаясь из микрорайона новых домов в свой, я отчетливо и словно заново увидела свои хрущовки. Увидела их в вызывающей некрасивости. НЕкрасивости, которая изумляет и завораживает так, что невозможно оторваться. Хочется рассматривать бесконечно эти разнофактурные, причудливых форм балконы, окна, карнизы, решетки «à la кто во что горазд». Вглядываться до тех пор, пока сквозь эту некрасивость не хлынет вдруг в этот мир реальная красота, магия самой что ни на есть настоящей жизни... Я, конечно же, нафотала свой и соседние дома, детали, сложила в свою копилку «нарисовать». Не успела взяться, как тема «случайно» волной #online_urbansketch... Так что я, не откладывая, выразила свою внезапно осознанную любовь к хрущовкам...»

И – возникают всё новые акварели Гульсары Михайлиной или рисунки гуашью с любимой гелевой ручкой. Она растёт, упрямо движется вперёд в своём непростом мастерстве. И не собирается останавливаться на полпути.

Как-то она вспомнила:

- Летние пейзажи зимой, ну, или поздней осенью, не греют, - так мне однажды сказал на столичном рынке продавец пейзажей. Брала у него интервью для моей авторской одноименной статьи в газету «Аргументы и факты в Москве». Было ли это всё реально в моей жизни: журналистика, стажировки, удачи в профессии, благодарности редакторов–рекламодателей, победы на профильных конкурсах, - или это просто сон длиною в «надцать» лет? Не знаю... А теперь вот – темы всё-таки даже для меня неожиданные. Например, набросок одуванчика по фото, сделанного в июне...

Недавно Гульсара впервые приняла участие в арт-шествии местных кемеровских звёзд-художников: «Там я выставила свой скетч-эскиз «Запертые Сердца», заодно нарисовала два новых. Непогода, снег и ветер, добавили адреналинки «вкусному» событию, - сообщила она на своей странице в Интернете. - Нарядные сами (Казимир Малевич явно одобрил бы цветовую гамму наших шарфиков, курток и прочих харяшек), с не менее яркими картинами в руках, мы стартовали у памятника Эрнста Неизвестного, потом – пешком по мосту через Томь, через горсад – к областному театра Драмы. Шутили, пели, радовались улыбкам встречных прохожих и проезжих. Мой внутренний Художник ликовал...»

Увидеть акварели Гульсары Михайлиной можно здесь: http://слово-сочетание.рф/albom/Nezhnye-akvareli-Gul'sary-Mihaylinoy

Сергей Черемнов.

По материалам Internet

Архив новостей