Художник Виталий Александрович Берзин

16 июня 2022 

Новокузнецкий художник Виталий Берзин работал в технике текстиль (батик, гобелен) и станковая графика (акварель). Его картины и сегодня украшают музеи, выставки и частные коллекции. 

Виталий родился в селе Петровское Ивановской области, на реке Нерль. Его родители были самыми обыкновенными людьми: мама работала продавщица сельского магазина, отец был садоводом.

Их сын успешно  окончил десятилетку. В 1964-1968 годах учился в Ивановском техникуме художественно-промышленного дизайна. Дипломная работа – портьерная ткань, посвященная комсомолу.

Наверное, и нельзя ему было не стать художником с таким чутким, тонким, можно сказать «врожденным» настроем души на красоту. Ведь и родился Виталий в живописном месте близ Покрова – известного на весь мир старинного города, который входит в «Золотое кольцо» России. И специальность выбрал – художник-колорист по тканям. Половина страны тогда ходила в его ситцах и сатинах. А он занимал первые места на отечественных и международных текстильных выставках.

Работы студента Берзина до сих пор открывают выставку лучших студенческих работ всех лет в коридоре ивановского техникума.

В 1968-1970 годах Виталий проходил срочную службу в рядах Советской Армии – на Дальнем Востоке, где был связистом и художником.

В 1970-1980-х работал художником по тканям, затем заведующим лабораторией на хлопчатобумажном комбинате в городе Камышин Волгоградской области.

Коллектив комбината трудился творчески и постоянно участвовал в выставках тканей как в России, так и за рубежом. Был отмечен на Международной выставке тканей в Сокольниках в Москве.

1981 году Виталий Берзин уезжает в Сибирь «за туманом и за запахом тайги». Вскоре в Кемерове он организует, с участием московских художников, местное отделение «Росмонументискусства», участок по росписи «одежды для сцены».

При этом в столице Кузбасса он заочно учится на режиссёрском факультете Кемеровского института культуры (1985-1988).

В 1988 году, по приглашению художников, переезжает в Новокузнецк. Здесь Виталий работает в Художественном фонде, его избирают председателем профкома фонда. Организует отделение «Росмонументискусства» в Новокузнецке.

В 1993 году Виталия Берзина приняли в Союз художников России. А в 1996-2001 годы избирается председателем Новокузнецкого отделения этого Союза.

В должности председателя отделения Союза художников ему удалось сделать многое: активизировать выставочную практику, возобновить издание афиш и каталогов, оживить творческую атмосферу в городе, наладить контакты с другими отделениями и творческими Союзами.

Благодаря тесному сотрудничеству с городской администрацией, он организовывал комфортные поездки и творческие командировки для многих местных художников в другие города и регионы.

Администрацией города были выделены две квартиры художникам в этот период. При его участии в 2000 году был издан первый альбом-каталог «Художники Новокузнецка», последним его альбомом-каталогом стали «Художники Новокузнецка 1989-2009».

Виталий Александрович одновременно преподавал в Новокузнецком отделении Московского института индустрии моды, в объединении художественных ремесел и народных промыслов «Творчество». Проводил занятия и пленэры для начинающих художников и педагогов общеобразовательных школ, тем самым содействуя повышению уровня школьного художественного образования.

Членам Союза В.А. Берзину и И.Б. Бессонову принадлежит идея создания в Новокузнецке художественного училища – сначала в помещении ДХШ № 2 филиала Кемеровского художественного училища (1999), а затем – отделения станковой живописи в составе Новокузнецкого училища искусств.

18 выпускников студий Берзина стали студентами художественных вузов и училищ Новосибирска, Санкт-Петербурга, Кемерова, Омска, Москвы.

Несмотря на бурную творческую и общественную жизнь, «в душе он оставался «тихим графиком», негромко и очень честно повествующим о материальной красоте мира, без аффектации чувств и нарочитых приемов. Виталий Александрович был ищущим художником. Он пробовал себя в разных техниках: масло, гобелен, батик, но полностью выразил себя в акварели. Его душе ближе была именно техника ALaprima – первое впечатление – она могла мгновенно отразить её состояние.

«Писал он быстро, «по-сырому». Да и по сюжету почти в каждой его работе – природа, вода, озёра, дожди. Сам Виталий в одном из интервью сказал: «Для меня самое важное то, что движет жизнью. А движет ею любовь и красота… Всё идёт от природы. Мне хочется вернуть к ней людей…»

Природа являлась неиссякаемым источником вдохновения художника. Он создавал произведения, характеризующие влюбленность автора в жизнь природы в её сиюминутных, изменчивых, но вечных своих явлениях человеку. Его работы полны дыханием воздуха и светоносностью, тонко нюансированной живописностью», – подмечала эксперт Л.А. Андичекова.

Сам Виталий Берзин говорил: «Если у тебя есть душа, ты видишь природу, и она к тебе возвращается, то, наверное, это самая важная жизненная идеология. Это самое великое счастье. Это удовольствие, это удивление, это восторг, это радость. А что может быть ещё сильнее в жизни?»

Его не стало 2 мая 2009 года.

Сегодня много произведений В. Берзина находится в собрании Новокузнецкого художественного музея (НХМ).

Выставки, участие:

1973-1977 гг.: Волгоград, Камышин, Москва. Участие в зональных, городских и всесоюзных выставках. Диплом зональной волгоградской выставки за акварель «Рига».

1981-1988 гг.: Областные и городские выставки в Кемерово. Декоративно-прикладное искусство, акварели. Областной музей изобразительного искусства.

1988-2009 гг.: Выставки в Новокузнецке, Москве, Кемерово, Красноярске (региональные – 1991,1993,1999; всероссийские –  «Россия-9» Всероссийская художественная выставка «Россия-9», Москва, 1999г. и «1000-летие христианства на Руси»; Омск – 2001,2002, 2003, 2007, государственный областной художественный музей «Либеров-центр»; Иркутск – областной художественный музей; Барнаул – 2002, 2004, выставочный зал Союза художников Алтая «Кузбасс-Алтай. Транзит»; Томск – 1989, 2004, 2003, девятая региональная выставка «Сибирь. Томск-Иркутск», региональная выставка акварелей; Новокузнецк – 2009, пятая региональная выставка «Саянские пленэры».

Персональные выставки:

– «Акварель, батик» (НХМ, 1993);

– галерея «Колорит» (Новокузнецк, 1993);

– в/з Союза художников и архитекторов (Москва, 1995);

– «Неуловимое дыхание» (ЦГБ им. Н.В. Гоголя, 1996);

– юбилейная (в/з ДТС, 1998);

– ЦГБ им. Н.В. Гоголя (Новокузнецк,1999, 2017);

– эстетическая гимназия № 32 (Новокузнецк, 2002); ГОХМ «Либеров-центр» (2002);

– Новокузнецкий филиал Владимирского юридического института (2004);

– в/з ДТС (2005).

– посмертная (НХМ, 2010).

Работы автора декоративно-прикладного искусства:

1993 – занавес и задник, Новокузнецк, СПТУ 32 (материалы: лен, хлопок, люрекс, шерсть, техника свободной росписи по тканям).

1995 – занавес, Новокузнецк, музыкальное училище.

1996 – одежда сцены (занавес, задник, кулисы, арлекино), Новокузнецкий завод ферросплавов.

1995 – одежда зала, библиотека им. Н.В. Гоголя, иностранный отдел.

1996 – одежда сцены, культурно-образовательный центр им. Крупской.

1996 – панно вестибюля, театр кукол «Сказ», городская телефонная станция, детский реабилитационный центр детей-инвалидов, Кузнецкий металлургический техникум, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Красулинский Дом культуры (Кемерово) и др.

Награды художника:

1996 г. – 1 премия на приз губернатора Кемеровской области областной художественной выставки-конкурса «Кузбасская палитра»; 1997 г. – лауреат премии областной художественной выставки, посвященной 40-летию Кемеровского отделения Союза художников. 2008 г. – награждён областной медалью «За веру и добро».

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/322-berzin.html 

 

Из статьи «Искусство быть человеком и художником»

Многие, кто интересуется художественной жизнью города Новокузнецка, знают имя Виталия Берзина. 20 марта 2022 года ему исполнилось бы 74 года.

Мое знакомство с Виталием Александровичем Берзиным состоялось на одной из выставок в Новокузнецком художественном музее в начале 2000-х годов – через известного в определённых кругах коллекционера Виктора Гуменика (Гума).

Был у них свой круг, в который входили такие художники как Виталий Карманов, Светлана Берзина-Плеханова, Александр Суслов, Зиновий Олейник-Штайнер, Электрон (Олег Ермолаев) и другие.

В общем, как говорят сегодня, своя тусовка.

Эти, без сомнения, талантливые и харизматичные люди периодически пересекались.

Иногда на разных художественных выставках, которые, как водится, заканчивались шумными, с философским налётом фуршетами.

Спорили, вели беседы на тему культурной и политической жизни страны, ссорились… И почти каждую субботу в обеденное время встречались в ресторане «Терсь», куда всех приглашал Гума – жизнерадостный, щедрый, щёголь, пижон, но неизменно обожаемый всеми.

Его визитной карточкой были длинный плащ или пальто, в зависимости от времени года, кашне и дорогая чёрная велюровая шляпа. Кстати, однажды в связи с этой шляпой произошел казус, виновником которой стал Виталий Берзин. В отличие от Гуменика, Берзин не страдал фетишизмом, и вещи для него были лишь вещами, удобными и необходимыми.

И вот как-то после одной из посиделок Виталий Берзин в суматохе случайно надел шляпу Виктора Гуменика, а взамен «оставил» свою – дешёвую, простую, фетровую, основательно потрепанную временем… Потом, конечно, был небольшой скандальчик, но поскольку в преднамеренном посягательстве на любимый предмет гардероба Гумы Виталия Берзина никто не мог заподозрить, случай запомнился всем как забавный анекдот, который и сегодня вспоминают с улыбкой…

Когда Виталий Берзин был председателем городской организации Союза художников России, то эта компания периодически собирались у него в кабинете в Доме творческих союзов.

И это было незабываемое время! Виталий Берзин был художником, который обладал активной жизненной позицией и неутомимой творческой энергией.

Он был хорошим организатором и, кроме того, – прекрасным педагогом в студии для молодых художников и учителей школьного образования; многие мастера по батику тоже учились у Берзина.

Он был преподавателем Московского института индустрии моды. Многие начинающие художники получили у него нужные и интересные знания, которые помогли им выработать свой стиль и свою дорогу в искусстве.

Про Виталия Берзина было много написано и, наверное, сложно что-то добавить к уже сказанному.

Но, думаю, каждый, кто близок к художественному сообществу и культуре города Новокузнецка, согласится со мной, что на протяжении уже почти двенадцати лет его не хватает и на выставках, и на различных мероприятиях, и на выставкомах, где он всегда имел свою аргументированную позицию, был требовательным и не шёл на компромисс. И ценил профессионализм в других.

В общем, следовал принципу: «Ты мне друг, но истина дороже!»

Потому, что сам был высокопрофессиональным художником, разноплановым и многогранным, со своим почерком. Порой совсем не обязательно видеть подпись под картиной: по стилю, по манере узнаешь, это он – Берзин. Он легко переходил от живописи к графике, от графики к батику. От живых, пленэрных, натурных работ без всякого усилия обращался к подчеркнуто декоративным. На самом же деле он просто умел работать, жить, радоваться.

Кстати, первая выставка памяти Виталия Берзина открылась в Новокузнецком художественном музее накануне годовщины его смерти – 1 апреля.

Тогда многие обратили внимание на не случайность этой даты: это же Берзин! И такое может быть только с Берзиным, потому что он был весёлым, жизнерадостным человеком, он умел шутить, он даже ругался шутя.

И душа у него была открытая, и открытый взгляд, хотя он пытался оградить себя рамками, вогнать себя в общепринятые стандарты. Но у него не получалось. Потому что это Берзин! Кстати, сам о себе он так и говорил: «Я хочу быть таким – беззаботным и радостным…»

Светлана Берзина-Плеханова, жена художника, не раз подмечала удивительную способность, или, вернее, особенность Виталия Александровича: «Берзин писал всё на пленэрах. Это, наверное, единственный в городе художник, который так виртуозно, свободно владел пленэром. Не каждому дается сделать работу от начала до конца во время пленэра. Как правило, художники, дорабатывали свои картины в мастерских.

Когда работаешь на пленэре, то и комары, и мошки мешают… Когда работал Берзин, он вокруг себя никого не видел, ничего не слышал… Этот процесс мог продолжаться 45 минут, час... За это время он мог написать один акварельный лист формата А1. Он не делал никаких карандашных набросков, а рисовал сразу кистями. Ставил на мольберт папку, закреплял лист. Рядом вода и краски… И всё…

Вставал в свою неизменную позу, расставляя широко ноги, и делал такие же широкие размашистые мазки – сверху вниз, сверху вниз… Никаких тебе карандашных набросков. Всё делал на глаз. На глаз художника-мастера, профессионала. И работы получались высокого профессионального уровня!»

Евгений Крюков

Источник: https://kuzpress.ru/culture/03-04-2021/81022.html

Архив новостей