Художник Владимир Ефимович Сотников

29 ноября 2021 

Заслуженный художник России, график, живописец, дизайнер и искусствовед Владимир Ефимович Сотников родился 10 августа 1928 года в деревне Садовая Курской области. Учился в сельской школе. В годы Великой Отечественной войны оказался в фашистской оккупации.

Именно в деревне многочасовые созерцания природы развили у Владимира профессиональную наблюдательность. Однажды ему вдруг захотелось скопировать все страшные картинки из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», чтобы показать ребятам. Свои рисунки развешивал в семейном бомбоубежище. И вскоре, увешанное рисунками, бомбоубежище превратилось в художественную галерею.

После окончания школы пошёл служить в армию. Здесь у него  появились друзья родом из Кемерова, да и дальний родственник жил в кузбасской столице и работал оформителем. В последнем был особый интерес, ведь парень с юности интересовался рисованием, не оставляя своего увлечения и во время армейской службы.

В общем, после демобилизации Владимир Сотников приехал на постоянное жительство в Кемерово. Случилось это в 1950 году.

Родственник, работавший оформителем, устроил Владимира в цех. Работал и в местном отделении Художественного фонда РСФСР. Вскоре одаренного паренька заметили и дали ему направление в Ленинградский институт имени Репина.

В 1955–1961 годы он учился на факультете теории и истории искусства в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств). Это старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение, ведущее свою историю от Императорской Академии художеств, очень много дало выпускнику Владимиру Сотникову.

Успешно завершив его, парень вернулся в Кемерово. У него был выбор – поехать по распределению на Кавказ, в Нальчик. Но Владимир Ефимович твердо говорил, что решил: раз направление в институт получил в Сибири, – то и вернуться надо именно туда. Поступить иначе было бы предательством.

Несколько лет молодой автор занимался дизайном, под руководством Е.А. Розенблюма стажировался в подмосковном Доме творчества «Сенеж» – в Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования при Союзе художников СССР (1967-1971).  

Если в самом начале творческого пути он увлекался акварелью, то в 1970-е годы обратился к графике. В 1972-1975 годы художник работал в Доме творчества «Челюскинский». Здесь же он сделал свои знаменитые пять листов литографии. К окончанию его работы в Доме творчества стала формироваться всесоюзная выставка художников в Москве. На ней В.Е. Сотников представлял Кузбасс.

Сотников получил известность, прежде всего, как автор серий линогравюр и литографий, объединенных темой «Кузбасс индустриальный». Тогда, объяснял он, его, активного и молодого, включили в комсомольскую группу, работавшую на строительстве Запсиба. Там он рисовал своих товарищей и стройку. Всё, что запало в душу: и как растут заводские корпуса, и как люди сплетаются с металлом.

Затем его листы ушли на Всемирную выставку в Нью-Йорк. Вскоре московское издательство «Советский художник» выпустило книгу лучших графиков и скульпторов страны «Художники – IX пятилетке», в которой напечатали работу Владимира Ефимовича «Вторая доменная» из серии «Кузбасс индустриальный».

А потом художник стал уходить от «индустрии». Появились другие жанры, предстал его излюбленный пейзаж. Изменилась и техника. И с 1980-х годов Владимир Сотников выступает уже как живописец. Любимым материалом для работы стали акварель, гуашь, масло и темпера. В 1998-м он становится участником творческой группы кемеровских художников «Сибирский пейзаж», одним из инициаторов создания которой стал он сам. К тому времени он стал зрелым художником со своим особым стилем.

В эти годы Владимир Ефимович всегда в работе, в поиске нового, в постоянном движении – поездки, встречи, подготовка к выставкам. Это энергичный, жизнелюбивый и целеустремленный человек с сильным характером. Он не перестает удивлять зрителей своим творческим многообразием: пейзажи, портреты, образно-тематические композиции, и даже – философские сюжеты.

Всё это время он создаёт десятки замечательных полотен. Основная тема произведений художника – родной край, Кузбасс-труженик, Кузбасс многонациональный, красота Земли Кузнецкой.

Его коллеги отмечают удивительное качество художника: Владимира Сотникова всегда было благоговейное отношение небу. Своим ученикам он советовал: «Найдите в небе отражение земли. Остальное будет само собой». Сам он начинал писать многие картины с изображения неба…

В 1975 году его приняли в Союз художников СССР. А 1981 году коллеги избрали В.Е. Сотникова председателем правления Кемеровского отделения СХ РСФСР. Эту организацию он возглавлял три созыва – в 1981-1987 годах.

С 1963 года – он постоянный участник  областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. На выставках появились не только его графика – также акварели и пастели, ставшие заметным явлением в художественной жизни Кузбасса и страны.

Вот что писали, например, федеральные СМИ в начале 2004 года о художественной выставке в Центральном выставочном зале на Крымском валу: «Сегодня открылась десятая Всероссийская художественная выставка «Россия». Выставку проводят Министерство культуры Российской Федерации, Союз художников России и Российская Академия художеств. В результате строгого отбора выставочного комитета в экспозицию выставки вошли более 400 произведений живописи, графики, скульптуры. От Кемеровской и Новокузнецкой организаций Союза художников прошли на выставку работы 32 авторов, среди них народный художник России Виктор Сергеевич Зевакин, заслуженные художники России Владимир Ефимович Сотников, Иван Иванович Филичев, Алексей Павлович Хмелевской...»

В приветственной телеграмме организаторам и участникам выставки губернатор Кузбасса писал: «Горжусь, что 32 кузбасских художника стали участниками этой престижной выставки. Это – серьезное подтверждение того, что творчество кузбасских авторов является неотъемлемой частью изобразительного искусства России».

Одной из последних выставок Сотникова стала персональная выставка в августе 2008 года в Кемеровском Доме художников (ныне Кузбасский центр искусств). Он посвятил её своему 80-летию мастера и Дню шахтера. На выставке было представлено 150 работ автора, выполненных в разное время и в разных жанрах.

Кроме живописи Владимир Ефимович хорошо владел словом. Он является автором ряда прекрасных статей и очерков о творчестве художников Кузбасса, опубликованных в областных и федеральных газетах и журналах.

Его творчество отмечено высокими наградами. В 1996 году ему присвоено звание заслуженного художника Российской Федерации. Также мастер удостоен Ордена «Доблесть Кузбасса». Отмечен  медалями «60 лет Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.», «К 100-летию М.А. Шолохова», «За особый вклад в развитие Кузбасса» II и III степени.

Художник В.Е. Сотников ушёл от нас 8 июля 2017 года.

Сегодня в собрании Кемеровского областного музея изобразительных искусств находится коллекция произведений мастера. Это картины «Над Кузбассом» (1975), «Строится мост» (1975), «Запсиб. С электрички»  (1975), «Кедровский карьер» (1975), «Монтажники» (1975), «Над Кузбассом» (1975), «Строится мост» (1975).

Сергей Черемнов

По материалам Internet

 

Из произведения «Серебристый отсвет души. (Повесть о художнике В. Сотникове)»

Дар самого Владимира Ефимовича проявился уже с колыбели. Когда его отец женился, дед Трофим выделил ему мельницу, чтобы он перестроил её в дом. От государства бывший участник гражданской войны получил значительный земельный надел, который наполовину превратил в замечательный сад, где росли яблоки, груши и даже сливы.

Дом помогали ему строить братья. Целыми днями они, как дятлы, стучали топорами на участке. Годовалого Володю укладывали на траву в тридцати метрах от стройки. Он лежал на спине, сучил пухлыми ножками и созерцал облака, которые охапками лебяжьего пуха непрерывно двигались вверху по синему полю.

Одно облако, похожее на мамино лицо, так заинтересовало Володю, что он перевернулся на живот и пополз за ним. Забрался в такую густую пахучую травяную чащу, где родители с трудом нашли его вечером. К небу у Владимира Ефимовича навсегда осталось благоговейное чувство. Своим ученикам он советовал: «Найдите в небе отражение земли. Остальное будет само собой». Сам он всегда начинает свои картины с живописи неба…

Когда Володя подрос, своё внимание перенёс на болото, которое простиралось в ста метрах от дома. Заполненное черной густой жижой, высокими кочками, полусгнившими деревьями оно выглядело днём спокойно, безобидно. Но зато ночью превращалось в таинственное сказочное царство леших, кикимор, готовых затащить человека на гибельное дно. Да ещё сыч, не переставая, похоронно ухал рядом в гулкой тишине.

Володю, как магнитом, тянуло к этому болоту. Как только на небе показывались звёзды, он собирался, выскальзывал из дома, по тропинке спускался к болоту, иногда до утра разглядывал луну, её серебристый отсвет на густой чёрной воде, вслушивался в чмокающие звуки от выбивающихся со дна родников и проникался таинственным миром, который переливался сказочными образами в возбужденном сознании подростка.

В зрелом возрасте Владимир Ефимович напишет картину «Окраина села», в которую войдут его трепетные детские впечатления. В глубине – домик с тёмно-сиреневой крышей, бледно-жёлтой стеной, бархатистые кроны прибрежных деревьев и густая, сдобренная плотной зеленью темь болота с клочками пушистых берёзок и рваные серебристые пятна на голубоватых отблесках. Картина вызывает у зрителя щемящее чувство: в сознании вдруг начинают оживать видения своего детства.

Многочасовые созерцания природы развили у Владимира профессиональную наблюдательность. И всё-таки как художник Сотников вырастал из конструктора. В крестьянском хозяйстве не только сеют, пашут и собирают урожай. Там много скорняцкой, плотничьей работы. Обычно шкафы, табуреты, скамейки, дома, сараи, стайки всегда были плодом семейного производства. Каждый крестьянин владел рубанком, топором, пилой, как своими пальцами.

У Сотниковых в сарае ютилась мастерская с богатым набором инструментов, заботливо собранным отцом за много лет. Сперва Володя помогал ему выстрагивать табуреты, скамейки. Юношеские технические журналы вдохновляли его на более дерзкие желания. В то время все парни мечтали о воздухоплавании, готовили себя в пилоты.

Володя тоже поддался модному течению и у себя в мастерской открыл целое производство разных моделей самолетов. Некоторые у него летали. Он забирался на крышу дома, вставал возле печной трубы и, широко размахнувшись, запускал свою «уточку» над землей. Резиновый мотор раскручивал пропеллер, и самолетик кругами опускался за забором на улицу…

Потом Володе захотелось изготовить аэросани. Он выточил четыре бруса, к каждому прикрепил проволоку и получил полозья, на которые поставил широкую доску с отверстием посередине, куда приладил шест с парусом из старой отцовской рубахи. На окраине деревни просторно расстилались заливные луга, которые обильно подпитывались родниками. Летом растения без остатка забирали воду, осенью она растекалась и с первыми морозами превращалась в чистый голубой лед.

На идеально гладкую поверхность Володя поставил свои аэросани, лег на доску и, управляя парусом, покатил по замерзшим лугам. Для деревни это сооружение было чудом, которое местные пацаны пожирали глазами. Накатавшись, Володя уступил аэросани друзьям. Потом снова сам катался. Когда к вечеру лихо подрулил к берегу, то сразу же попал в руки матери. Она сорвала парус с шеста и отвалтузила старшенького:

– Почему без разрешения взял одежку отца?

Оказывается, у матери были свои виды на эту рубашку. Но в тот же день она всё-таки смилостивилась и вернула сыну «парус».

Своим самым значительным конструкторским достижением в детстве Володя считает детекторный радиоприёмник. Опять-таки в «Технике-молодежи» он вычитал, как его построить. Проволока у него была, наушники тоже. Оставалось только соорудить кристалл, который мог бы ловить радиоволны и создавать из них звук.

Такой кристалл Володя решил, по рекомендации журнала, сотворить из свинца и серы. Последний материал был в избытке в деревне. Им окуривали чесоточных лошадей. Животное заводили в газовую камеру, морду просовывали в специальное отверстие, чтобы она могла дышать, а потом поджигали серу. Едкий дым уничтожал микробов чесотки. Животное неимоверно страдало от этого процесса. Душераздирающий рев стоял на всю деревню, пока исцеленную бедолагу не выпускали из камеры. Лошадь выходила на слабых ногах, покачиваясь. Работники с двух сторон поддерживали ее, чтобы она не упала. Но животное после этой жестокой процедуры всё-таки выздоравливало. Поэтому государство снабжало колхозы лекарством для лошадей с избытком.

Володя брал кусочек свинца, рядом укладывал серу, поджигал. Следовала ослепительная вспышка, которая соединяла два вещества и превращала их в кристалл, способный озвучивать радиоволны. Потом к Сотниковым ходила вся деревня слушать через наушники Москву.

Уже став известным художником, Владимир Ефимович часто вспоминает, как строил перед войной первый свой детекторный приёмник.

– Творчество – это тоже кристалл, который выплавляется из соединения знаний и мастерства. Я всю жизнь шёл по этим двум направлениям, – говорит он.

Непрерывное конструирование заставляло Володю много рисовать. Сперва табуреты, скамейки, потом самолеты, потом лампы, которые он творил из гильз патронов, снарядов. Потом ему вдруг захотелось скопировать все страшные картинки из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», чтобы показать ребятам. Свои рисунки развешивал в семейном бомбоубежище.

Ещё в начале войны красноармейцы на окраине деревни вырыли окопы и построили блиндажи. Но укрепления не пригодились. Войска отступали так быстро, что не успевали закрепляться на подготовленных рубежах. Володя со своими друзьями облазил пустые блиндажи. Ему пришла идея построить такой же у себя в саду. Вместе с братьями выкопал глубокий ров, натаскал туда брёвен от блиндажей, соорудил подземелье в три наката, сверху засыпал землей и уложил дерн. Получился просторный погреб. Мать сперва с опаской смотрела на старания сыновей под предводительством старшего, потом убедилась, что в сооружении можно прятаться от бомб и успокоилась. Володя же превратил бомбоубежище в художественную галерею, увешав стены своими рисунками.

Пацаны со свечкой рассматривали их и восхищались: «Как здорово ты корову нарисовал! А Сталин совсем живой!» Подобные оценки льстили художнику, и он щедро раздавал рисунки. Ребятам, как и взрослым, надоела война. Они брали рисунки с цветами, деревьями, мирными домиками. Вскоре карандашные картинки Володи Сотникова красовались в каждой избе. Неожиданно для себя он в четырнадцать лет стал самым популярным художником в деревне.

Рисовать подогревало и первое чувство. К нему в убежище приходила Аня, голубоглазая, очень яркая девочка. За ней наперегонки носились все парни в деревне. Некоторые кулаками отваживали от неё соперников. Она же никому не отдавала предпочтения. Больше любила общаться с Володей. Ретивые ухажеры косились, но никто не решался нападать на него. Знали, что от этого хрупкого, но жилистого паренька хорошо получат по зубам. Интерес же Ани к нему рос. Она, однажды посмотрев на его новый рисунок, вдруг потянулась к нему и робко поцеловала в щеку. Тогда он понял, что женщину завоевывают не кулаками.

К сожалению, для Володи его первая любовь оборвалась, как только Красная Армия освободила деревню от немцев. Родители Ани переехали в Саратов, и вместе с ними девочка ушла от Сотникова навсегда. Несколько раз он пробовал писать туда, но ответа не получил.

С тех пор протекло много событий, прошлое плотно закрылось впечатлениями десятков лет, но иногда, когда Владимир Ефимович пишет этюд или картину, из полотна глянут на него ни с того ни сего большие синие глаза, чувственные выпуклые губы, щеки с ямочкой и на душе у него потеплеет. Ему становится грустно, он вспоминает поцелуй девочки в бомбоубежище. Когда вновь берется за работу, почему-то рисует или пишет березки, пушистые, изящные, легкие. Это дерево переходит у него из одной картины в другую, как первое чувство, пронизывающее жизнь художника и наполняющее его светом.

Рисунки стали кормить Сотникова. К нему обильно наведывались довольно странные заказчики – свободные ребята из подворотен. Они страстно хотели раскрасить рисунками свою кожу. Володя усердно выполнял подобные желания. На груди, на спинах, на руках его клиентов появлялись замки, русалки, могильные кресты, надписи «Нет в мире счастья для меня», «Не забуду мать родную!».

Последнее звучало как клятва. Можно сказать, что профессиональное творчество Сотникова началось с тату. В то время приходилось браться за все, чтобы выжить...

Юрий Тотыш

Источник: http://www.ognikuzbassa.ru/category-faces-of-fellow/146-serebristyj-otsvet-dushi?showall=&start=1

 

О художнике

Иногда, глядя на полотна знаменитых живописцев, невольно задаешь себе вопрос: «Каждый ли может стать художником?». Вот и я задала себе такой вопрос, когда посетила персональную выставку картин Владимира Ефимовича Сотникова. 

Когда мне удалось с ним побеседовать, в первую очередь я спросила его об этом. На что он ответил, что у художника свой взгляд на мир: он видит его более цветным, чем любой другой человек. Даже на однотонном куске ткани можно найти миллионы оттенков.

У художника особое зрение. Его путь должен вести к истине. Такой ответ меня немало удивил. Мне стало интересно, а с чего же все началось? Почему Владимир Ефимович стал художником

Родился Владимир Ефимович в 1928 году в деревне Садовая Курской области. Много рисовал дома, в армии. Все говорили, что он талант. В армии его порекомендовали людям из Ленинградского института им. Репина (считается одним из самых лучших школ живописи мира). И его туда приняли.

Институт стал для него родным домом. Когда в институте стали спрашивать, кто и в какие районы России пойдет помогать в строительстве (т.е. разрабатывать разные фрески и лепнины для декорации зданий и помещений), спросили: «Кто поедет в Сибирь?» Владимир Ефимович поехал и не жалеет о сделанном выборе.

Он полюбил Сибирь за её многообразие, яркость цветов и непредсказуемость. То она мягка и ласкова, то сурова и безжалостна к своим обитателям.

Я спросила Владимира Ефимовича, в чём залог хорошей картины. «Это должна быть тайна. Надо делать яркий акцент, который привлекает внимание тайной, загадкой своего происхождения», – ответил художник

Любимым материалом для работы являются акварель, гуашь, масло и темпера. Начинающим художникам Владимир Ефимович рекомендует работать с акварелью и гуашью, с ними легче всего исправить недочёты и ошибки, допущенные при создании полотна, чем при работе с другими материалами

Но вот что поразило меня больше всего, так это то, что художники никогда не пишут картину точь-в-точь похожей на реальный объект, стараясь сделать изображение несколько отличным от живого мира. Если изображение передает оригинальное сходство с объектом написания, то этот объект буквально начинает чахнуть, будь то природа или человек! Вот такая у художников примета.

Теперь Владимир Ефимович Сотников живет и работает в Кузбассе. Он участник областных, зональных и международных выставок, является членом союза художников Кузбасса, который долгое время сам и возглавлял. А дворец культуры моего поселка Кедровка украшен замечательными барельефами этого талантливого живописца. И когда я прохожу мимо ДК, то не могу не восхититься его работой!

                                                              Валерия Сулешко,

                                                          пресс-клуб «Облачко»

Источник: http://ctsvet.ucoz.com/publ/nashi_vpechatlenija/o_khudozhnike/4-1-0-7

Архив новостей