Художник милостью Божьей

13 марта 2013 

Василий Петрович Кравчук, доцент кафедры дизайна Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Родился в 1948 году на Украине, в небольшом селе под городом Белая Церковь.

В 1969 году закончил Киевский художественно-промышленный техникум, в 1977году окончил Ташкентский театрально- художественный институт им.    А. Островского, отделение «Книжная графика».

Несколько лет преподавал в Кемеровском художественном училище.

А с 1981 по 2004 годы работал главным художником в Кемеровском книжном издательстве.

С 2004 по 2010 годы Василий Петрович - главный художник Кемеровского издательского дома «Книга».

С 2010 года по настоящее время – преподаватель на кафедре дизайна КемГУКИ, доцент Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

За эти годы им оформлено множество книг, других изданий по различным отраслям экономики, социальной сферы, жизни Кузбасса. 

Но больше всего художника в работе увлекала художественная литература, поэзия и проза. Он оформил и проиллюстрировал сотни книг известных зарубежных, российских и кузбасских авторов. В их числе - произведения великого английского драматурга Вильяма Шекспира и великого русского поэта Александра Пушкина, испанского поэта Федерико Гарсиа Лорка, поэтессы Марины Цветаевой. Он делал иллюстрации и макеты таких книг, как летопись «Слово о полку Игореве», первые буквари шорского и телеутского языков и многие другие.

Он выпустил коллекцию уникальных книжных миниатюр, которые заслужили признание среди знатоков России и зарубежья. Многие из его работ отмечены дипломами профессионального Всероссийского конкурса искусства книги. Свои многочисленные работы переданы им в дар в музеи и библиотеки области.

В.П. Кравчук является участником Всесоюзных, Всероссийских, международных, зарубежных, региональных, областных, городских, групповых и персональных выставок.

Он член Союза художников СССР, член Союза журналистов России, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств.

За большой вклад в развитие культуры России и Кузбасса В.П. Кравчук удостоен государственной наградой Российской Федерации – ему присвоено звание Заслуженный художник России.

Он награжден Золотой памятной медалью Академии художеств Узбекистана, Серебреной медалью Союза художников России, дипломами Академии художеств России и Союза художеств России.

В. П. Кравчук является лауреатом премии Кузбасса, награжден медалями Кемеровской области «За особый вклад в развития Кузбасса» II и III степени, «За служение Кузбассу», «70 лет Кемеровской области», «100 лет Профсоюзам России»,  почетными грамотами Министерства культуры РФ, Администрации области и города.

Книги – первая в жизни любовь

Заслуженный художник России Василий Кравчук, член российских союзов художников и журналистов, член-корреспондент Петровской академии науки и искусств, доцент кафедры дизайна Кемеровского госуниверситета культуры и искусств, точкой отсчёта своей творческой деятельности определил далёкий уже 1967 год, когда он, девятнадцатилетний студент Киевского художественно-промышленного техникума, принял участие в первой в своей жизни выставке молодых художников города Киева.

И совершенно оправданно решил, что для очередной своей персональной выставки есть повод весьма весомый – 45 лет в искусстве.

Было бы странно удивляться книгам, выставленным в библиотечных залах, книгам любых авторов, жанров, издательств и годам изданий. Но эти книги, а точнее миниатюрные книжки-малютки вызывают оправданный интерес. Ведь самый большой размер крошек – 10 сантиметров на десять, а самый маленький равняется двум сантиметрам «во все стороны». С изыском переплетённые, оформленные, проиллюстрированные, в берестяных и сафьяновых футлярчиках, в обложках с просечками, вырубками, наклейками, с помещёнными там же где фотографией, а где рисунком – миньончики эти простой зрительский интерес переплавляют в восторг, восхищение и даже умиление. Известный кемеровский художник-график Василий Кравчук – книжный график, «книжкин художник – проиллюстрировал и оформил за годы творческой, профессиональной деятельности более 500 томов прозы и стихов, классиков и современников отечественных и зарубежных, прозаиков и лириков Кузбасса, учебников и энциклопедий…Особенная же любовь господина-оформителя – миниатюрная книжка, к которой у него чувства нежные и трепетные. В его личной коллекции более 1000 малюток, и более ста из них – в его, мастера, исполнении.

…«Небольшого размера пергамент я помещаю в руке», – вдохновенно писал Лукреций, римский поэт и философ, живший до нашей эры. Вот так же, зайдя в книжный магазин на Крещатике, в годы учёбы в Киеве, начинающий художник-график Вася Кравчук увидел впервые книжку-малютку. Положил на ладонь, влюбился с первого взгляда и захотел сделать такое же чудо сам. Когда уже в Кемерове, в 81 м году, стал главным художником и художественным редактором Кемеровского книжного издательства, где проработал четверть века, – вот тогда то и начал осуществлять юношеские творческие мечты. Первой его малюткой стало «Слово о полку Игореве» с рисунками яркого и самобытного кемеровского художника Германа Захарова, и книжка сразу была отмечена дипломом «Всероссийского конкурса искусства книги». Потом, через пару лет, «Рабочая мелодия Кузбасса» со стихами кузбасских поэтов стала лауреатом Международной Московской книжной ярмарки, где участвовали представители 100 стран. Кстати, для коллекционеров книг-малышек – существуют многочисленные клубы, объединения любителей этих книжек – есть эталон размера: российский формат миньона равен 10 сантиметрам каждой стороны, международный – не более 7,2 см. Так вот, «Рабочая мелодия…» оказалась на два миллиметра больше, и коллекционеры «излишек» подрезали, чтобы поместить в свои собрания. «Сонеты Шекспира», «Гарсиа Лорка», «Мой Пушкин» М. Цветаевой, хулиганистый, с эротической ноткой «Царь Никита и 40 его дочерей» Пушкина… Альбомчики-миньоны, полные рисунков-впечатлений из поездок по странам Европы, Индии, Латинской Америки – особая радость и гордость страстного путешественника Кравчука, не расстающегося за границей с бумагой, фломастером, пастельными мелками.

Мексика случилась летом, а уже в этом году «Мексика» глазами художника, альбомчик 3 на 3 см, выйдя в свет, успел стать библиографической редкостью. Как в Индии и Китае, в Берлине, Париже и Страсбурге, Барселоне и Варшаве, Вене и Амстердаме – виды этих столиц вошли в альбомчик «Путешествую по Европе» – в Мексике Кравчук делал наброски на гостиничных листах с логотипом, что придавало рисункам особую достоверность.

Рисовал пастелью пейзажи загадочной страны, древние пирамиды майя и ацтеков, берега Мексиканского залива и лазурь Карибского моря. Пастель – и жанр графики и техника – одна из любимых у художника. Цветные карандашики из краски и мела удобны, легки, мобильны. В любых условиях под рукой, а передадут в быстрой импровизации и эскизы будущих образов ландшафтов, городского пейзажа, натурного сходства. То мягкое пятно, то плотный штрих, то стремительный росчерк… А как «запылала» Мексика огненно-алым, когда Кравчук придумал «резать» пастель абразивом, то есть наждачной шкуркой, и расширил, как будто случайно, неизвестные грани своего мастерства. Книжки «Кемерово», «Я рисую город» и «Планета Кемерово», наверное, особые страницы и в творчестве, и в жизни Василия Петровича Кравчука, который вот уже 35 лет, как стал кемеровчанином и не перестаёт с неподдельной любовью и теплотой воспевать город, ставший родным.

Тушь, перо, карандаш – и на страничках этих, без преувеличения, «бестселлеров» встаёт завьюженный бор, колонны драматического театра, ажурный узор оград, наш Пушкин – единственный памятник поэту от Урала до Дальнего Востока. И разве язык повернётся, держа миньоны с видами города, привычными штампами хаять Кузбасс – мол, грязь, копоть, безнадёга. И кто бы куда из руководителей области и города, бизнесменов, деятелей культуры ни ехал, то брали и берут в подарок кравчуковские малышки с видами Кемерове. И как замечательно сказала заместитель главы города Ирина Фёдоровна Фёдорова на открытии выставки Кравчука, которая сейчас проходит в областной библиотеке: «Раньше, глядя на работы Василия Петровича, мы говорили, что каким красивым у него выглядит наш город. А сейчас это стало очевидно».

Василий Кравчук, симпатичный, с мягким украинским говорком, обаятельной улыбкой, всегда стеснялся от речей в его честь и длинной очереди поздравлявших с открытием выставок. Удивлялся самому себе – сколько всего сотворил! А это более 500 томов книг, оформленных им и проиллюстрированных своей графикой, сотни рисунков, акварелей, пастелей!

Он родился на Украине, в селе под городом с поэтичным названием Белая Церковь, некогда воспетом Пушкиным: «Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет…». В семье было шестеро детей. Отец, деревенский механик, пройдя войну, плен, лагерь, оберегал «послевоенного хлопчика» от тягот и забот, видя его страсть к рисованию, а старший брат показывал рисунки младшего, гордясь им, своей тракторной бригаде.

После учёбы в Киевском промышленно-художественном техникуме снова учился – в Ташкентском институте на факультете книжной графики. Вообще Кравчук являет собой наглядный образец – без шуток! – дружбы народов. Когда в столице Узбекистана защищал он дипломную работу с графикой по повести Ивана Франко «Борислав смеётся» – товарищ-сокурсник советовал взять, чтоб «без промаха», «Кашмирские песни» Рашидова – член комиссии, знаменитый художник Ахмаров, сказал в напряжённой тишине: «Снимаю шапку перед этим юношей. И был бы рад увидеть в Киеве узбекскую тему, воплощённую с такой любовью».

Много лет спустя к изданию первого шорского букваря он делал макет и эскизы, и учебник получил на выставке «Буквари малых народов» в Париже золотую медаль. Оформлял телеутский букварь. Но это так, отступление к ставшему актуальным национальному вопросу.

Книги – первая в жизни любовь. Как же надо читать эту прозу и стихи, чтобы все литераторы Кузбасса хотели «быть оформленными» именно Кравчуком! И шли и идут к нему, от маститых и знаменитых до начинающих из студии «Свой голос» или ижморской «Искорки», неся свои рукописи бережно, как мать дитя, и доверчиво.

– Читаю, – говорит Василий Петрович, – не наспех, не по диагонали. Ведь у любого поэта есть строка, в которой изюминка, главное. И важно, чтобы её не пропустить. Как в саду, где букет запахов груш, вишни, яблок. У Махалова одно, у Юрова – другое, у всех сокровенное. Пойму, найду – и рисунок не просто иллюстрацией будет.

Его рисунки – это всегда образы-символы: изящны, легки, порой аллегоричны, но всегда наполнены светлой чистотой линий.

«На родине моей повыпали снега…» Строка Василия Фёдорова дала название уникальному тому «Сибирской поэзии», под обложкой которого 81 автор – поэтический век земли Кузнецкой. Кравчук уловил, воплотил, воссоединил всё разноцветье жизни с запахом скошенных трав, туманами над рекой, с болью утрат и нежностью встреч.

В мастерской художника увидела я портрет матери, отца, что удивлял сельчан талантом механика. Милые наброски ещё маленьких тогда дочери и сына. Поэтичная зарисовка облика жены.

Выставку «От рисунка до миниатюрной книги» открывали 14 февраля, в День всех влюблённых. Случайно так совпало – но не символично ли, что жена Кравчука – Валентина, и их браку вот уже 40 лет. Знакомы же они со школы, выросли в одном селе. И нет у художника более преданного друга, музы, единомышленника, хотя профессия Валентины Сергеевны, инженера-связиста, очень далека от изысканий мужа-творца.

Настоящий мастер, раз и навсегда преданный профессии, никогда не остановится на однажды найденном и достигнутом. Год за годом – в поиске, творческом самовыражении. Да, хороша кравчуковская графика, тушь и перо в чётком рисунке чёрно-белых композиций, особой ритмике линий. Но сумел удивить даже знатоков Василий Петрович, когда на одной из выставок группы «Сибирский пейзаж» представил яркие, праздничные, «буйные» пейзажные гуаши.

Группа кемеровских художников «Сибирский пейзаж» была создана почти 12 лет назад. В неё вошли известные живописцы Владимир Сотников, ныне покойный Василий Селиванов, Виктор Ардашкин и примкнувший к ним график Василий Кравчук. Хотя роль его, «примкнувшего», едва ли не стала определяющей в рождении группы. Именно он, полный впечатлений от поездки в Горную Шорию, прибежал к друзьям-художникам, собравшимся в мастерской Селиванова. Василий Андреевич, выслушав восторги младшего собрата по музам, предложил съездить на пленэр всем вместе. Потом были поездки на Байкал, на север области, снова в Горную Шорию… А после следовали выставки: общие, персональные, отчётные… Творческий голос Кравчука, его сольная партия в группе одарённых живописцев звучала отчётливо и индивидуально. Пейзажные гуаши, где Маручак и Телецкое озеро во всём великолепии закатов, рассветов, перед дождём и под радугой. «Гроза на полях Чебулы», «Чумай», «Кия», «Утёсы Макарака»…

Кравчук «загорелся» этой краской, когда ему как то подарили набор голландской гуаши 156 разновидностей. Близкая акварели, но отличающаяся примесью белил, гуашь даёт плотный непрозрачный слой. На нём штрих делается энергичным, цвет играет. Хочется не просто всмотреться, – вслушаться в эти пейзажи, их красоту. Часто неброскую, зыбкую, как вода, с отражёнными в ней берегами. Не случайно в книге отзывов на работы группы появлялись трогательные записи: «Я, сибиряк, словно впервые увидел свой край. И знаете, он мне очень понравился».

А уж как он, сибирский пейзаж, уже без кавычек, понравился в Харбине, где в Музее русского искусства была, в присутствии авторов, открыта их выставка из 80 работ. И на огромном банере, украшенном лепестками роз,  пылала кравчуковская «Радуга в Маручаке».

…На одной из выставок Василия Петровича ведущая предложила гостям сказать о герое одно слово, определяющее, на их взгляд, главную черту личности Кравчука. Слова повторялись – но портрет сложился. Добрый, трудолюбивый, заботливый, золотые руки, нежное сердце… 

И, добавлю, живёт, как рекомендовали мудрецы, даже с перевыполнением: дом построил, дерево (целый сад) посадил, сына (и дочь) вырастил. А насчёт книгу написать… Столько их оформил, что никаким мудрецам и не снилось.

 

Людмила Ольховская,

г. Кемерово.


Архив новостей