Илья Ляхов: один талант на множество профессий

29 марта 2013 

Илья Яковлевич Ляхов - известный журналист, родился 29 сентября 1938 года в Одессе. Много лет работает в Кузбассе. Он - театральный и цирковой режиссер, спортивный обозреватель, поэт и прозаик, сценарист, журналист... А еще - заслуженный работник культуры России, лауреат шести всесоюзных творческих фестивалей, обладатель многочисленных наград и регалий...

На сегодняшний день Илья Ляхов – один из старейших режиссёров страны. Премьера первого самостоятельного спектакля в профессиональном театре состоялась 26 декабря 1956 года. Спектакль назывался «Димка-невидимка».

Илья Яковлевич отметил уже 52-ю годовщину своей творческой деятельности в Кемеровской области.

Более десяти лет тому назад он рассказал о себе в интервью корреспонденту газеты Кузбасс. Публикация актуальна и сегодня.

- Неужели и правда - столько лет?!

- Действительно, в трудовой книжке запись: "29 января 1961 года на должность артиста и режиссера принят в Сталинский (ныне - Новокузнецкий) драматический театр".

Первая постановка  - спектакль "Димка-невидимка". Спектакль имел, честно говоря, шумный успех. Благодаря этому спектаклю вокруг меня образовалась группа молодых актеров и актеров старшего поколения, среди которых мастера сцены - заслуженная артистка России А. Федорова, заслуженная артистка Марийской Республики П. Богатырева, артист В. Чистяков...

Прекрасная творческая пора – мы оставались на репетиции после спектаклей, репетировали в выходные... Самые памятные спектакли в Новокузнецке - "Страницы жизни" В. Розова, оригинальный спектакль, поставленный в форме басни "Зайка-зазнайка"... И в Новокузнецке же я впервые в Кузбассе опубликовал свои стихи. В газете "Кузнецкий рабочий".

Произошло это так. 12 апреля 1961 года я сидел в комитете комсомола Кузнецкого металлургического комбината и ждал пропуск. У меня была запланирована творческая встреча с рабочими. И в это время по радио Левитан объявляет, что осуществлен первый в истории запуск космического корабля с человеком на борту. Пилотирует корабль летчик-испытатель Юрий Гагарин. Сами собой тут же написались стихи. С них я, естественно, встречу и начал.

А буквально через час в театр пришла заведующая отделом культуры газеты З. Шарко и сказала: "У вас есть какие-то стихи о Гагарине, мы срочно готовим специальный выпуск газеты "Кузнецкий рабочий", меня редактор прислал к вам..." На следующий день стихи появились в газете, и это была моя первая публикация на земле Кузнецкой. А потом с "Кузнецким рабочим" я неустанно сотрудничал, публиковал корреспонденции, стихи, очерки, был даже "заведующим внештатным отделом культуры и искусства" газеты...

- А как Вы попали в Кемерово?

- В Кемерово меня утащил Виктор Руденский, который показывал мои спектакли по Кемеровскому телевидению. Утащил на студию, на должность режиссера редакции передач для детей и юношества.

На Кемеровской студии телевидения ваш покорный слуга снял первый в её истории  художественный фильм по сценарию, написанному мной вместе с Л. Скорик, - "Граница на замке". Снял несколько документальных фильмов, среди них - "Пионерия Кузбасса" (я был автором сценария и режиссером). Почему я их ставлю рядом? Приехавшая из Москвы комиссия отобрала как раз эти два фильма. И они прошли по Всесоюзному Центральному телевидению.

- Насколько я знаю, одна из самых больших Ваших любовей - спорт...

- Идея Всесоюзного клуба "Золотая шайба" родилась в Кемерове, на студии телевидения, где я по совместительству был и спортивным комментатором. Мы придумали розыгрыш детских хоккейных дворовых команд на приз "Голубой экран" Кемеровской студии телевидения.

Побывал здесь Б. Поляков, завотделом спорта газеты "Пионерская правда", увидел, загорелся...

Три раза финалы чемпионатов СССР проходили здесь, и мне доводилось быть их организатором, автором сценария и режиссером церемонии открытия и закрытия, и московские гости, в числе которых знаменитый хоккеист А. Фирсов и многие другие, говорили, что такого они не видели и на Олимпийских играх.

Из массовых представлений в Кузбассе я режиссировал торжественные открытия зимней Спартакиады народов РСФСР, турниров А. Арбачакова и многих других зональных, всероссийских и даже всесоюзных соревнований, которые проходили в Кузбассе.

Кроме того, мне посчастливилось участвовать в проведении Олимпиады-80 в Москве, за что наравне с тренерами олимпийских чемпионов удостоился медали "За восемьдесят золотых медалей советской олимпийской сборной".

- А какими были "Ваши университеты" газетного журналиста?

- После студии телевидения я перешел в газету "Комсомолец Кузбасса", где проработал девять лет заведующим отделом культуры. Чем горжусь? Тем, что удалось открыть несколько поэтических имен.

Так, к примеру, мне в руки попало письмо студентки пединститута Л. Никоновой. Мы его  опубликовали, началась переписка, вскоре у Любы вышла первая книга... Сейчас она известная поэтесса.

- Вы известны и как цирковой режиссер...

- После "Комсомольца Кузбасса" работал главным режиссером Кемеровского государственного цирка. Цирковых режиссеров в стране мало, и поэтому меня из Кемерова посылали в разные дальние дали.

Мы готовили программу для Монголии, я выезжал для постановок в Душанбе, Баку, Алма-Ату, Вильнюс, даже Москву.

- Сколько всего! Но ведь первая Ваша профессия – режиссер театра...

- А я с ней и не расстаюсь. После цирка работал в Театре оперетты Кузбасса. Кстати, свою первую в жизни зарплату я получил здесь. Было мне одиннадцать лет, мама работала замдиректора театра и взяла с собой на гастроли в Томск. Я был учеником электроосветителя. На зарплату купил первую в своей жизни приличную рубашку. Мы жили трудно - я рос без отца, который пропал в памятном 39-м году, и я до сих пор не знаю, где его могила...

Наиболее значительные мои работы в Театре оперетты - "Василий Теркин", "Два дня весны", "Принцесса из Марьиной рощи", ряд детских спектаклей, среди которых особенной популярностью пользовался "В стране Мульти-Пульти". Кстати, обычно детские спектакли в периферийном театре проходят 30-40 раз. Спектакль "В стране Мульти-Пульти" отмечал свое 350-е представление...

Но из театра пришлось уйти. Я был не согласен с позицией директора, но его поддерживал обком партии. С репертуара сняли "Василия Теркина", хотя спектакль - не побоюсь сказать - шел на аншлагах. Один большой начальник, когда его спросили, почему снят спектакль, сказал: "Вы - Театр оперетты и должны жить под лозунгом "Долой со сцены кирзовые сапоги!". Я возмутился.


Меня вызвали в один высокий кабинет и сказали: "Если вы не подадите заявление об уходе, вас уволят за профнепригодность. Все ваши спектакли сняты с репертуара".

- А как Вы оказались в газете "Кузбасс"?

- Я было собрался уезжать из Кузбасса. Но П. Дорофеев, тогда - секретарь обкома партии по идеологии, а ранее - Новокузнецкого горкома, где мы и познакомились, предложил мне перейти в газету "Кузбасс".

Работаю здесь уже 17-й год (интервью записано в январе 2001 гола – админ) и нисколько об этом не жалею, потому что действительно врос в эту работу. Однако с театром поддерживаю отношения, и режиссерскую, и сценарную работу не забываю. Второго февраля 2001 года в Музыкальном театре Кузбасса имени светлой памяти А.К. Боброва состоится вечер, посвященный 50-летию заслуженного артиста России Валерия Титенко, с которым я очень дружен. Рад, что именно в моем спектакле "Том - большое сердце" он впервые вышел на сцену. После этого окончил ГИТИС и уже много лет успешно работает в театре. Я – автор сценария и режиссер-постановщик этого вечера. Недавно прошел вечер памяти А.К. Боброва и тоже - по моему сценарию, при моем участии.

- Планы на будущее?

- Продолжаю работать в газете, хотя в кармане – пенсионная книжка. Когда я сорок лет назад приехал в Кузбасс, мы с директором Новокузнецкого театра А. В. Анатольевым договорились, что я - на год-два. Нравилась кочевая жизнь...

Год-два превратились в сорок лет. И хотя предложений была масса, никуда из Кузбасса не уехал и уезжать не собираюсь...

Беседовала Наталья НАЗАРЕНКО.
Газета «Кузбасс» от 31.01.2001г.
Источник: http://diamt.ru/121/51

Р.S.: Илья Ляхов - автор одного стихотворения, связанного с московской Олимпиадой -1980. Летом того года он участвовал в Москве – в организации и проведении спортивного праздника. Как известно, страны Запада бойкотировали нашу олимпиаду из-за вторжения Советского Союза в Афганистан. В связи с этим Илья Яковлевич и написал своё произведение, текст которого  был опубликован в газете «Кузбасс» 7 сентября 1980 года.

Открытое письмо президенту США г-ну Дж. Картеру,

написанное 19 июля 1980 года в Лужниках

Пишет вам человек незнакомый
Из своей олимпийской Москвы.
Я хочу, чтобы там – в Белом доме –
Эти строки услышали вы.

Отстранив деловые записки
И к лицу припечатав ладонь,
Чтоб увидели вдруг олимпийский
Самый мирный на свете огонь!

Вы поставили совесть на карту,
Не жалели ни фраз, ни монет,
А спортсмены выходят на старты!..
Как же так, господин президент?!

Значит, правда, которая движет
Олимпийского факела свет,
Убедительней чековых книжек,
Дальнобойней крылатых ракет!

И сейчас, пронеся сквозь преграды
Илимпийского флага крыло,
Улыбается Олимпиада
Предсказателям злобным назло!

Краски неба, лесов и рассвета
На дорожках твоих, стадион!
Слышим мирную поступь планеты
В звонком марше спортивных колонн!

…Ваши парни, кто дома остались,
>В этот памятный людям момент
Четко видят, что вы просчитались,
Как же так, господин президент?

Все поймут они, правду усвоив:
Он служить только миру готов –
Тот огонь, что зажег над Москвою
Русский парень Сережа Белов!

Пусть кому-то на свете неймется,
Только слышите, Картер, и вы:
Бьется ровно, уверенно бьется
Олимпийское сердце Москвы!

Здесь проходит в торжественном марше
Юность мира – в ладони ладонь,
Белый голубь взлетает над чашей,
Где горит олимпийский огонь!

Архив новостей