Инна Макарова: большая актриса России из маленького кузбасского города

04 августа 2022 

Среди документов Совета народных депутатов Кемеровской области начала «двухтысячных» случайно привлекло внимание Постановление областного парламента от 8 августа 2001 года № 1174 «О награждении медалью Кемеровской области «За особый вклад в развитие Кузбасса».

В нём говорится: «Учитывая многолетнюю плодотворную работу, высокий профессионализм, значительный вклад в социально-экономическое развитие области… наградить медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени Макарову Инну Владимировну – актрису Московского государственного театра киноактера, город Москва».

Что это: дань вежливости перед знаменитой артисткой, приехавшей на гастроли в Кузбасс? Или депутатами двигали какие-то иные соображения? – с этим вопросом я обратился к «экс-министру культуры Кузбасса», бывшему директору департамента культуры администрации Кемеровской области Владимиру Ивановичу Бедину.

– Инну Макарову по праву считают легендарной личностью в отечественном кино, – сразу отметил Владимир Иванович. – Она прошла через лихолетье войны, послевоенные тяготы и сумела стать любимой актрисой нескольких поколений советских зрителей. Прошла путь от провинциалки до звезды, при этом, в отличие от многих, особенно, современных актёров, не заболела звездной болезнью. Она осталась такой же милой, доброй и улыбчивой.

– Но самое важное, – подчеркнул В.И. Бедин, – она же наша, кузбасская. Родилась в городе железнодорожников – в Тайге. Потом долго жила в Новосибирске. Она всегда подчёркивала это, рассказывая о своей жизни, причём говорила с особой любовью к малой Родине, к Сибири… В тот её памятный приезд в родной Кузбасс летом 2001-го Инна Владимировна отметила 75-летие. По её просьбе мы свозили её в Тайгу, в Новосибирск… И предложили представить народную артистку к областной награде. Губернатор нас поддержал, депутаты областного Совета – тоже. У Макаровой немало наград, но эту награду она носила с особой гордостью…

***

Актриса, которую знала и любила вся страна, родилась 28 июля 1926 года в Кемеровской области – в небольшом городке с суровым названием Тайга. В те времена он входил в Томский округ Сибирского края.

Она была ещё младенцем, когда родители переехали в Новосибирск, и всё детство Инны прошло именно в этом там. Её отца звали Владимиром Степановичем, работал диктором на радио, писал стихи и прозу. В 1934-м стал членом Союза писателей. Умер совсем молодым, в 34 года. Маму звали Анна Герман.

По образованию мама была филологом, и это помогло ей сначала быть литературным редактором-корреспондентом. После она работала в Новосибирском радиокомитете, была заведующей литературной частью местного ТЮЗа, затем – в новосибирском театре «Красный факел» трудилась на должности руководителя литчасти.

Кстати, родители её отца – вятские переселенцы, дедушка всю жизнь мастерил гармони, имел отличный музыкальный слух, владел гармонью, гитарой и мандолиной. А Инны дед по матери – родом из Прибалтики – Ван Людвиг Арман, ссыльный католик. Чтобы жениться на бабушке, принял православие с именем Иван Михайлович Герман.

Инна с детства чувствовала себя настоящей артисткой. Первый раз девчушка выступила перед публикой в пять лет. Сценой стало крыльцо дома, где жил её дедушка. В школьные годы желание стать актрисой окрепло. Она начала заниматься в школьном драмкружке, когда училась в 4-м классе. Первой ролью в её творческой биографии стала Поповна в постановке по сказке «О попе и работнике его Балде». Роль была без слов, но девочке понравилось ощущение сцены...

А вот своей второй ролью она вообще сразила всех наповал. «Я же была очень весёлая, озорная – энергия так и била ключом, – рассказывала сама актриса. – Помню, перед премьерой (я играла Паньку в пьесе «Кухаркины дети») я почему-то решила, что все мы должны волноваться. А раз так – надо выпить валерьянки.

Я понятия не имела, как её нужно пить, но хотела, чтобы всё было по-настоящему. И саданула чуть не четверть стакана. Реакция на валерьянку оказалась сродни кошачьей: на сцене я буйствовала. Посуду начала бить. Артистка же! И родители, и все кругом знали, кем я буду…»

В 1941-м Инне было всего 15 лет, когда началась война. Девятиклассница вместе с другими членами драмкружка начала выступать в новосибирских госпиталях перед раненными. Припоминала: «Помню, обожжённые танкисты, забинтованные лица – что под повязками, подумать страшно, а глаза юные, страстные. Один мне все время подмигивал – мол, не тушуйся! Кричали: «Не уходи!»

В 1943 году она окончила школу и твёрдо решила стать настоящей артисткой.

«Новосибирск, где тогда жила наша семья, – традиционно очень театральный город, а во время войны и подавно, – вспоминала Инна Владимировна. – Туда из Ленинграда были эвакуированы Александринский театр, ТЮЗ, Филармония.

Я не вылезала из театров, училась в музыкальной школе, играла в драмкружке. Мы ездили со спектаклями по госпиталям и имели огромный успех. На наши репетиции приходили выдающиеся мастера сцены: Корчагина-Александровская, Юрьев, Николай Симонов.

Кстати, это Симонов первый сказал мне: «Надо поступать в театральный!» И он не просто, а с нажимом это сказал... Для меня играть – это было всё! Вне сцены я себя не представляла».

Поступать надо было в театральный или кинематографический. Пораздумав, она взяла курс на Алма-Ату. Именно в этом городе в эвакуации находился знаменитый Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК). Набирать новый вгиковский курс приехали актёры МХАТа Владимир Бибиков, Ольга Пыжова, Валентина Серова. Война не мешала высокому конкурсу среди абитуриентов.

– Случайно я узнала, – рассказывает Макарова. – что эвакуированный в Алма-Ату ВГИК объявляет первый набор. Лето 1943 года, Курская дуга позади, началась реэвакуация... Я собрала чемоданчик со скромными пожитками, и – в путь. Приезжаю, а там девочки – «первые ласточки» – уже больше месяца живут, а до экзаменов ещё месяц. Педагоги решили сразу всех отсеять, чтоб не мариновать. Прослушали, собрали и объявили каждой популярно, почему ей нужно ехать домой, забыв об актёрской профессии. Очередь дошла до меня, и я услышала: «А вам, девочка, мы советуем остаться!» Я словно громом была поражена…

На прослушивании она читала Тургенева и монолог Сони из «Дяди Вани». Спросили: «Вы поете?» – «Нет!» Ей немедленно задают этюд: «Вы парижская певица, первый концерт в СССР и..?» Выхожу и откуда-то взявшимся басом затягиваю:

«Глухой неведомой тайгою,

Сибирской дальней стороной

Бежал бродяга с Сахалина

Звериной узкою тропой…»

Макарова смогла пройти через все испытания и пополнить ряды студентов вуза. Вскоре ВГИК вернулся в Москву, и руководителем курса был назначен Сергей Герасимов, который всегда подчёркивал, что Инна была самой талантливой и любимой его студенткой

«Идёт Сталинградская битва – а нас, девчонок, в мягком вагоне везут в Москву учиться на актрис! Где ещё такую страну найдете?!»  – восклицала Инна Владимировна.

Она училась вместе с Кларой Лучко, Людмилой Шагаловой, Евгением Моргуновым, Сергеем Бондарчуком.  Ещё до окончания вуза начала выступать на сцене театра. Ей дали роль Кармен, благодаря которой биография Макаровой сложилась очень удачно.

Постановку «Кармен» с Макаровой в главной роли, однажды посмотрел писатель Александр Фадеев – автор книги «Молодая гвардия». Ему понравилась игра начинающей актрисы.

Экзаменационным спектаклем во ВГИКе для Макаровой стал спектакль «Молодая гвардия», по роману А. Фадеева. Роль Любки Шевцовой в пьесе Герасимов отдал своей любимой ученице – Инне.

В одном из интервью она рассказывала, что на экзамене Фадеев тоже присутствовал, так как «Молодую гвардию» планировали ставить и на профессиональной сцене, и надо было отобрать актёров на главные роли: «Когда в финале спектакля я запела украинскую песню «Дивлюсь я на небо...», Александр Александрович заплакал. А потом раздались аплодисменты! Такого на экзамене ещё не было. Пока мы ждали результатов экзаменационной комиссии, ко мне подошёл шофёр Герасимова и шепнул: «Любку будешь играть ты. Фадеев сказал».

Потом этот спектакль пошёл на профессиональной сцене. И зрители плакали, в их числе были и великие артисты: «Я видела, как они смотрели на нас снизу – Фадеев, Бабочкин, Раневская, – припоминала Инна Владимировна. – У них глаза были влажными, но сияли. Они так нам аплодировали! Кого я там только не видела за эти полтора месяца, пока шёл спектакль, – Мордвинов и Крючков целовали мне руку. Актриса Марецкая за кулисами просила меня ещё раз спеть заключительную песню из постановки. А однажды подвели меня к Эйзенштейну. Он долго-долго молча смотрел на меня, а потом, как мой дедушка, погладил меня по голове».

Однажды после театра к ней в троллейбусе подошёл мужчина и преподнёс пирожное, завёрнутое в белую бумагу, – преподнёс как цветы. Это был поэт Михаил Светлов: «Мне казалось, что это и есть слава…»

Но настоящая популярность пришла к ней после экранизации романа!

Этот двухсерийный художественный фильм режиссёра Сергея Герасимова по одноимённому роману Александра Фадеева – о героической деятельности подпольной антифашистской комсомольской организации украинского города Краснодона – вышел на экраны в конце 1948 года.

Актёр Владимир Иванов, сыгравший роль Олега Кошевого, вспоминал о репетициях:

«…Одержимо работали над ролью все без исключения создатели и участники фильма. Когда я приходил в Театр киноактера и искал свободную репетиционную комнату, то непременно заставал где-нибудь Инну Макарову или Сергея Гурзо, которые в одиночестве плясали и жестикулировали. В конце концов мне стало казаться, что в нашем коллективе не менее десяти Гурзо и столько же Макаровых».

– Большую часть фильма снимали в Краснодоне. Там я познакомилась с мамой Любы Шевцовой – Ефросиньей Мироновной. – говорила Инна Владимировна. – Она, когда увидела меня, сразу обняла и поцеловала. Я не сдержала слез. Первое, о чём рассказала Ефросинья Мироновна, был довоенный «подвиг» Любы, не описанный в романе. Она решила прыгнуть с обрыва в старую затопленную шахту – проверить характер. Ну и я полезла. Внизу озерцо диаметром метров десять. Стою, качаюсь. Герасимов кричит: «Не смей!» А я шагнула. Хорошо вошла. А вода всё холоднее, сердце замерло: выберусь или затянет, задрыгала ногами – выплыла. Вижу: Нонна Мордюкова к обрыву мчится. И с ходу – за мной!

Первым зрителем картины стал Иосиф Сталин. Вскоре после выхода фильма на экраны кинотеатров съёмочной группе присвоили государственную Сталинскую премию 1-й степени общей суммой 100 тысяч рублей. Лауреатом премии стала и Инна Макарова:

«Сто тысяч поделили на пятерых актёров, ещё часть досталась режиссёру и оператору. На эти деньги мы с Лялей Шагаловой, которая играла Валю Борц, решили купить по цигейковой мутоновой шубе, которые только что завезли в ЦУМ. Но за ними были дикие очереди! И мы решили, по чьей-то подсказке, пойти в Моссовет. Какой-то большой начальник нас сочувственно выслушал и позвонил директору магазина. Вскоре нам передали свёртки. Шикарная была шуба – я её носила лет десять. Вот и вся премия...»

***

После «Молодой гвардии» она сыграла более пятидесяти ролей. И считает это настоящей удачей. «Это просто чудо, что меня после такой заметной роли, как Любка Шевцова, режиссёры стали приглашать на другие картины, ведь такие роли всегда опасны... Кроме того был период малокартинья – снималось всего по шесть-семь фильмов в год. И следующую большую роль в фильме «Высота» я ждала почти десять лет».

Хотя до «Высоты» тоже были кинороли. Режиссёры уже рассмотрели недюжинный талант актрисы, и работы у неё стало намного больше. Фильмы выходили один за одним, актриса становится всё более популярной и востребованной. В фильме «Сельский врач» (1951) она сыграла роль Барановой. В «Возвращении Василия Бортникова» (1952) – Фроську Блинову, в «Деле Румянцева» (1955) – Нонну Снегирёву, в «Димитровградцах» (1956) – Людмилу Кузнецову.

Но особенно критики и зрители оценили её роль Кати в «Высоте» – фильме о работе монтажников-высотников на строительстве доменной печи. Он вышел на экраны в 1957-м, и редко кто, посмотрев картину, не напевал после слова из «Марша монтажников»: «Не кочегары мы, не плотники…»

Газеты писали: роль Кати, сумевшей на экране преодолеть свою вульгарность и обрести природную женственность, «сыграна И. Макаровой с присущим ей блеском, лёгкостью, непринуждённостью». Главным её партнёром по фильму стал легендарный Николай Рыбников. Не зря же фильм получил в 1957 году главную премию на международном кинофестивале в Карловых Варах, Золотую медаль на международном кинофестивале в Москве. Был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран».

А после «Высоты» Макарову сразу пригласили в картину «Дорогой мой человек», принесшую ей ещё одну волну всенародной любви. Говорили, что писатель Юрий Герман писал сценарий фильма специально под Инну:

«Да, под меня и под Алёшу Баталова. Мы уже до этого работали вместе – на съёмках «Дела Румянцева». Эта картина – из самых моих любимых».

Эта картина до сих пор по праву считается лучшей драмой за всю историю советского кино.

Инна Макарова – актриса разноплановая, но лучше всего ей удаются драматические роли. Подтверждением тому служит целый ряд работ в фильмах «Женщины», «Преступление и наказание», «Русское поле».

Потом были съёмки в комедиях «Девчата», «Женитьба Бальзаминова», «Вас вызывает Таймыр», но её героини не вызывают смех, у каждой из них своя внутренняя трагедия.

В 1986 году она в картине «Лермонтов» стала бабушкой поэта Михаила Лермонтова – Елизаветой Арсеньевой. После этого актриса снималась ещё, но, как правило, во второстепенных ролях, вплоть до середины 1990-х. Затем в её киношной карьере наступил перерыв – она занялась концертной и сценической деятельностью.

Возвращение в кинематограф состоялось в 2006-м, причём Макаровой тогда предложили сразу шесть проектов. Самым значимым стал фильм «Капитанские дети», где ей довелось перевоплотиться в главную героиню Эмилию Гриневу.

В 2007-м Макаровой предложили работу в трёх кинокартинах: «Пушкин. Последняя дуэль», «Оплачено смертью» и «Посмертный дебют». В сериале «Оплачено смертью» актрисе снова досталась главная роль.

Было ещё участие в телесериале «Срочно в номер». А следом – наступил ещё один длительный перерыв в кино. Поговаривали, что Инна Макарова совсем ушла из кинематографа. Однако в 2015-м она вернулась на экраны. Сыграла Фею в детском фильме «Тайна Снежной королевы». В этом фильме ей посчастливилось сниматься вместе со своими внуками.

***

Личная жизнь Инны Макаровой была непростой.

– Провинциальная девочка из города Тайга вдруг оказывается в самом сердце страны. Вам тогда уже было знакомо такое понятие, как первая любовь? – спросили у неё как-то журналисты.

– Да Бог с вами! Для меня это было ещё слишком рано. Кто-нибудь из мальчишек чмокнет в щёчку, а я возмущаюсь: «Какой ужас!!!» Это мне казалось настолько лишним, ненужным... Ухаживать – пожалуйста, но, чтобы что-нибудь другое, да избавь Бог! На втором курсе Герасимов с нами, актёрами, объединил «режиссёров», потому что у нас играть мужские роли в этюдах было некому… Только на третьем курсе с фронта стали мужчины приходить на актёрский факультет.

И Сергей Бондарчук пришёл на третий курс ВГИКа прямо с фронта. «Он мне казался очень старым, хотя ему было всего 26 лет», – вспоминала Инна Владимировна.

А по-настоящему они познакомились на репетиции «Идиота», где она играла Настасью Филипповну:  

«Уже при первой встрече стало понятно, что мы с ним невероятно разные люди. Он – фронтовик, взрослый, сформировавшийся человек, я – школьница с некрашеными губами, косичками и ветром в голове. И всё же он влюбился. Я сама не понимаю, почему Сергей Фёдорович обратил внимание именно на меня – там ведь были такие красавицы, взрослые девушки, в него влюблённые! К тому же на момент нашего знакомства он был женат…»

Они встречались несколько лет, прежде чем оформили свои отношения. И сначала, несмотря даже на бешеную популярность Макаровой после выхода «Молодой гвардии», им негде было жить.

«Сошлись мы в 47-м, – вспоминала Инна Макарова. – Расписались в 50-м. Свадьбы толком у нас не было, даже из-за безденежья подвенечного платья не купили. Я ему много раз повторяла перед загсом: «Серёж, давай поживём годика три просто так. Вдруг разойдемся, и что тогда?» Конечно, это не значит, что я была против, наоборот, но я ведь ещё совсем девчонкой была. Он был непреклонен. У меня тогда даже паспорта не было, а только временное удостоверение, развалившееся на четыре части. Он сидел и всю ночь его склеивал. Моей маме письмо отправил, где просил моей руки и благословения. Это «послание в Сибирь» он писал два дня – извёл несчётное количество бумаги на черновики, обдумывал две недели. Очень волновался».

Когда они вернулись из Краснодона в Москву, им действительно негде было остановиться. На частных квартирах не прописывали даже временно, но, поскольку многим в то время нужны были деньги, им сдала квартиру женщина с двумя детьми: «Однажды мы вернулись со съёмок около двенадцати ночи, и нам никто не открыл. На холодной лестнице просидели больше часа. Когда наконец дверь открылась, Бондарчук сказал хозяйке: «Эх, вы! А ещё член партии!»

После нашумевшего фильма они ночевали и в Театре киноактера, на диване, откуда их сгонял сторож-пожарный... Наконец на Садовой-Триумфальной нашлась комната, хозяйка которой находилась в длительной командировке в Германии: «Полуподвальное помещение обогревалось железной печуркой, к тому же там водились крысы размером с кошку. И всё-таки это был почти свой дом…»

В этом подвале они с Сергеем и встретили, и пережили всесоюзную славу. А потом вышло продолжение «шубной» истории:

«Сергей был в Киеве на съёмках «Тараса Шевченко», а я пошла к дядечке в Моссовет поблагодарить за шубу. Рассказала, что мне негде даже прописаться. «Ну что ж, напишите заявление. Вы же не с улицы, а лауреат Сталинской премии». Я нацарапала что-то на бумаге и тут же забыла об этом. И вдруг спустя пару месяцев примчалась соседка с невероятной вестью: «Тебе квартиру дали!» Я приехала к Сергею в Киев и помахала перед его лицом ордером. О, это было счастье. На радостях я даже забеременела. Так что наша дочь Наташа родилась уже в новой квартире…»

И всё же они расстались. Вот как об этом рассказывала сама Инна Владимировна:

– Это чудо, что мы прожили вместе десять лет. Ведь мы практически не виделись из-за длительных гастролей. Мы расстались по моей инициативе, без скандалов и ссор. Не хочу мазать всё одной краской – чёрной или белой. Сергей мне очень многое дал. Мы высоко друг друга ценили. Но всё-таки у нас с Бондарчуком была не та любовь, с которой живут долго. Я поняла: мы разные люди. Сначала летали друг к другу в разные концы на съёмки, как птицы, а потом это стало утомительно. Когда мне в 57-м предложили съёмки в «Дорогой мой человек», я, улетая в Ленинград, решила: пора расставаться…

Сергей Фёдорович вообще не собирался уходить из дома, умолял всё начать заново. Но я так устала от пошлости, звонков, анонимок, постоянных разъездов, проявлений тяжелого характера и прочего, что забрала у него ключи и самостоятельно стала воспитывать нашу дочь Наташку. Меня даже вызывали в ЦК партии, чтобы нас помирить. Никакого романа у меня не было в тот момент. Бондарчук ушёл к актрисе Ирине Скобцевой, а мне и уходить было не к кому. А когда я осталась одна и прошло время, у меня оказалось много поклонников. Чересчур много. Но я долго, 12 лет, не выходила замуж… Пока вот не встретила Мишу.

Это был Михаил Перельман, хирург, доктор медицинских наук, профессор, академик АМН СССР – РАМН. Эта история – удивительная, считает Инна Владимировна:

– Я встречала Мишу в Новосибирске ещё во время войны. Он заканчивал медицинский, а я выступала в госпитале, где он практиковался. Мы даже уехали из Новосибирска одновременно – в 43-м – я в Москву, он в Ярославль. И потеряли друг друга. А потом спустя годы я искала хорошего врача для мамы, и мне порекомендовали чудо-доктора. Оказалось, что это он… Потом он лечил меня от бронхиальной астмы и камня в почках. Едва поправившись, я уехала тогда в экспедицию на съёмки «Русского поля». Было трудно. Нонна Мордюкова едва не опрокинулась на тракторе в реку, все переволновались. Режиссёр отпаивал нас самогоном. Внезапно приехал Миша, и я всё про нас поняла.

– Я не могу сказать, что он меня покорил как-то особо. Просто он человек другой профессии, неведомой мне, с удивительным мышлением, взглядами на жизнь – мне с ним очень интересно. Он известный хирург, профессор-пульмонолог. Много оперирует, каждый день спасает людей от смерти, приходит домой выжатый, а я создаю уют. Мне с ним очень легко – у нас абсолютная гармония. Это те отношения, которых мне так не хватало в первом браке.

Вместе супружеская пара прожила около 40 лет, до самой смерти Михаила Израилевича в 2013 году.

Дочь артистки Наталья также стала актрисой. Она принимала участие в таких известных картинах как «Звезда пленительного счастья» и «Солярис».

У дочери Инны Макаровой двое наследников. Примечательно, что творческие профессии выбрали себе и внуки Макаровой. Старший внук Ваня стал известным композитором, а внучка Маша пошла по стопам матери и бабушки. В кинокартинах она начала сниматься с 14 лет.

Наша землячка Инна Владимировна Макарова прожила долгую, наполненную творческими удачами, счастливую жизнь.

Среди её наград и званий, кроме кузбасской медали, звания: заслуженная артистка РСФСР (1962), народная артистка РСФСР (1971), народная артистка СССР (1985): награды: Орден Трудового Красного Знамени Орден Дружбы (2002), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).

Она ушла от нас 25 марта 2020 года, на 94-м году. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.

В одном из интервью она заметила: «Ой, как не любили меня цыганки! Когда ехала во ВГИК, сунула одной ладошку, а она мельком глянула, фыркнула: «Ты будешь при хлебном деле!» Жизнь я прожила интересную, что и говорить…»

Подготовил Сергей Черемнов

По материалам Internet

Фото из Internet

Архив новостей