Из цикла «Былинки»

14 апреля 2013 

(Автор - Сергей Михайлович Павлов  родился  в 1952 году в Белово в шахтерской семье. В 1974 году окончил филфак Кемеровского  госуниверситета, а в 1982 году – факультет правоведения Свердловского юридического  института, подполковник милиции в отставке. Член Союза журналистов и Союза писателей России.

Автор 14 книг: среди них - художественные, краеведческие, документально-публицистические.

Теме политических репрессий посвящены книги: «Боль, прошедшая сквозь годы» – 2000 г.; «Наказание длиною в жизнь»; «И наступит день…»; «Кузбасская Голгофа» – 2008 г.; «Жизнеописания кузбасских святых» – 2013 г.

По краеведению региона книги: «Прокуратура Кемеровской области» – 2000 г.; «Суховский меридиан» – 2007 г.; «Директорский корпус Кузбаса: А.И. Шундулиди» – 2008 г.

Среди художественных книг автора наиболее известные: «Мафиеза», «Собачий угол», «Комплекс подмастерья», «Кузбасская сага», книга 1 – 2008 г.; «Кузбасская сага», книга 2 – 2011 г.

За литературную работу награждался премиями:

– МВД РФ - в номинациях «Художественная литература и искусство», «Энергия творчества», 

–  Премия журнала «Огни Кузбасса».

Имеет ведомственные, областные награды, награды Русской православной церкви.

Сейчас работает пресс-секретарём управления судебного департамента Кемеровской области. Редактор журнала «Судебный вестник Кузбасса»).  

Женский  вопрос

Помнится, на первом курсе университета, на занятиях по устному народному творчеству, мы  проходили различные языческие  традиции: ворожбу, святочные гадания, толкование снов. Словно эпидемия охватила наших девчат: гадали на парафине, на картах, по руке; любой сон старались привязать к сегодняшнему дню и определить: к добру или нет.

Захожу как-то вечером в девичью комнату, а там  полным ходом идут разборки сонного бреда одной из девушек. Мне смешно, а они – на полном серьезе. Решил я тогда их развеселить. Выждал, когда страсти немного  поутихли и, глядя на одну из них – смазливую Любочку – брякнул:

– А я тоже сон сегодня видел, про тебя, между прочим…

– Про меня?!– удивилась Любочка, –расскажи!...

– Да что там рассказывать-то, – деланно смущаясь, замялся я. – Ничего особенного…да неудобно …Видел-то я тебя ниглиже…

– Как?!– хором воскликнули девчата.

– Ну, голышом, значит…

Уже через мгновение я пожалел о своей дурацкой шутке, зато я узнал, что я: «хам, нахал, наглец, бесстыдник…и «…что я не имею права…» Такое ощущение, что меня  поймали подглядывающим в замочную скважину или в окно женской бани.  Меня даже пот прошиб от лихой девичьей атаки. Когда фонтан гнева Любочки и её подруг иссяк, она, вытирая слезы, негромко и смущенно спросила:

– Ну, а вообще-то как, я тебе? Понравилась, а?..

Такой вопрос могла задать только женщина…

1984 г.

Русская душа                                       

Не секрет, что любят посудачить  на Западе о загадочности русской души. Их там хлебом не корми, но дай лишний раз вывернуть русскую душу наизнанку, позубоскалить, поизгаляться. Целую науку ради этого придумали – советология называется. И вот какой у них портрет  среднестатистического русского Ивана  получается: сидит за столом  здоровенный небритый  мужик, пьет водку  из граненого стакана под соленый огурец и донимает всех сакра­ментальным: « А ты меня уважаешь?!» Но никак, по их мнению, не может  русский Ваня сидеть один в пивной и, как какой-нибудь немец, чех или англичанин,  пить пиво да жевать колбаски. Ведь русская душа  «под это дело»  исхода просит: «поговорить за жизнь…». И ведь где – то они правы, буржуины западные! А все же не так прост  наш Ваня, как им кажется  из-за «бугра»…

Зашел недавно я к соседу, Ивану Егоровичу. Человек он интеллигентный – сторожем в театре работает, и вовсе даже не алкаш, хотя «это дело»  любит.   Зашел я без стука, потому как дверь была приоткрыта. Слышу разговор на кухне. Заглянул, а там Иван Егорович  сидит в изрядном подпитии, один, а перед ним  бутылка немецкой водки « Распутин», и, как положено, соленые огурцы, хлеб, папиросы. Огляделся я – на кухне больше никого.

– Иван Егорович, а с кем это ты сейчас разговаривал, уж не сам ли с собой?

– Да нешто я с ума выжил, – хитро улыбнулся  сосед, и зажатым в руке огурцом указал на бутылку,– вот, братья Распутины зашли ко мне на огонек. Сидим, беседуем. Вон, вверху, что на горлышке и поменьше- младшенький, а тот, что внизу и побольше – старший.  Хорошие ребята! Слушают, не перебивают, только как-то странно  подмигивают… А чем не компания?!

Так за столом у Егорыча сошлись  немецкая водка и русский кураж.

1995 г.

А был ли мальчик?

Жаркое лето девяносто шестого. Прошли выборы президента. Кое-где еще висят плакаты, напоминающие о прошедшей оголтелой предвыборной кампании. Один из них гласит: «Ельцин. Реформы. Мир ».

А жизнь берет свое. Реформы заглохли, так и не начавшись, зато  на Кавказе в очередной раз вспыхнула эта страшная и странная война. «Проголосовали сердцем» – вот оно теперь и болит, словно предчувствуя суровый приговор Истории. Закон чести – платить по счетам!

А что же Ельцин? А где же Ельцин? Да и был ли мальчик-то вообще?...

Лето 1996 г.

Магия русского слова

На автобусной остановке, слегка покачиваясь, стоят двое: один, что потрезвее, – с виду интеллигент, другой – попьянее и попроще. «Интеллигент» держит в зубах незажженную сигарету и тщетно ищет в кармане спички.  Не находит и обращается к незнакомому мужчине, что стоит в двух-трех шагах.

–Товарищ, прикурить не будет?

«Товарищ» слегка дернулся, но ответом не удосужил.

– Гражданин, у вас спичек не найдется?

Опять никакой реакции. Тогда второй, что попроще, не выдержал и рявкнул:

– Эй, козел, дай огня, тебе говорят!?

И тот, третий, то ли испугавшись окрика, то ли услышав, наконец, свое имя, среагировал  немедленно: его рука  нырнула в карман пальто и появилась оттуда с уже зажженным фитилем зажигалки.

Вот она – МАГИЯ РУССКОГО  СЛОВА!

1998 г.

Архив новостей