Известная певица Елена Камбурова родилась в Новокузнецке

21 октября 2021 

Российская певица и актриса Елена Камбурова хорошо известна поклонникам её таланта как приверженец стиля шансонье.  Она работает в жанре театральной и поэтической песни, в которой полагает одинаково важными все три составляющие – музыку, текст и драматургическое начало. Близким по направлению считает творчество французских шансонье середины ХХ века – Жака Бреля, Барбары, Жюльетт Греко, Лео Ферре.

Родилась Елена Антоновна в городе Сталинске (ныне Новокузнецк) Новосибирской (ныне Кемеровской области) 11 июня 1940 года, в семье инженера Антона Семёновича Камбурова (1908-1967) и врача-педиатра Лидии Марковны Захаровой (1911-2000).

Её юность прошла на Украине, куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья. Жили в городе Проскурове (ныне Хмельницкий) на западе Украины. Бабка по линии матери очень любила петь. У матери, врача-педиатра, был красивый голос приятного тембра, вибрирующий. Отец, инженер, в молодости играл на гитаре и очень хорошо пел.

Елена мечтала стать драматической актрисой, увлекалась поэзией. В первый раз решилась выступить сольно в десятом классе. Однако после школы, не будучи совершенно уверенной в основаниях для поступления в театральный институт, поступила в Киевский институт легкой промышленности, но через два года всё же ушла и приехала в Москву поступать в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Но не прошла и пошла работать на стройку. А через год поступила в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) на эстрадное отделение (класс Т. Булкиной и С. Каштеляна), окончила его в 1967 году. В 1979 году окончила факультет эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А. Луначарского (класс И. Шароева).

Ещё учась в училище, увлеклась музыкой, начала петь. Однажды преподаватель училища Сергей Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: «По-моему, это ваше». Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой. «Какой большой ветер» Новеллы Матвеевой стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену.  

Выступала перед студенческими аудиториями Москвы с песнями Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой. Вскоре появились первые записи на радио. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории.

Шестидесятые годы – время необычайного подъёма интереса к поэзии. И именно поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Её увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии.

Вместе с пианисткой и композитором Ларисой Критской певица создавала свой собственный репертуар: цикл песен Л. Критской на стихи Ю. Левитанского, цикл М. Таривердиева на стихи Э. Хемингуэя («Прощай, оружие», перевод А. Вознесенского), Г. Поженяна («Я такое дерево?», «Вот так улетают птицы», «Дельфины»), чешского поэта Людвика Ашкенази.

Так постепенно на отечественной эстраде сложился особый, оригинальный песенный жанр Елены Камбуровой. Это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют ещё два момента: авторская сопричастность и импровизация. «Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», – так определил дар Елены Камбуровой Булат Окуджава.

А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Фаиной Раневской:

- Я верю в чудеса, и моя встреча с Раневской – одно из таких чудес. На радиостанции «Юность» я прочитала горьковскую «Нунчу», Фаина Георгиевна услышала программу – и тут же написала письмо, которое начиналось словами «Я никогда не писала на радио». Мне долгие годы не приходило в голову ни позвонить, ни написать ей. И опять же случай привёл меня в её дом. И уже все последние годы я много бывала у неё. Когда Фаины Георгиевны не стало, я пришла в её опустевшую квартиру и увидела, что в Таганрог, где решили сделать музей, увезли только парадную мебель. А основные предметы, которыми она постоянно пользовалась, остались. И я забрала три вещи.

Вот мы сидим на тахте, на которой она спала все последние годы жизни. Она была ей очень неудобна: вся сплошь с выбоинами, маленькая, не по росту Раневской. Сейчас я привела её в порядок, а Фаина Георгиевна подкладывала подушки, чтобы её выровнять. Тахта принадлежала когда-то Павле Леонтьевне Вульф, театральной звезде начала века, которая, можно сказать, поставила Раневскую на путь истинный. И в память о ней Раневская спала только на этой тахте. В другой комнате у меня стоит журнальный столик Фаины Георгиевны, на котором у неё обязательно лежал Пушкин. Кстати, когда я давала ей книги почитать, она всегда подписывала их: «Читала. Раневская. Спасибо».

А вот как Елена Камбурова рассказывает о дружбе с Булатом Окуджавой:

- Через всю мою жизнь проходит Булат Окуджава. Со всем миром его песен, его романтизмом, его Надеждой, Верой и Любовью. Судьба одарила меня многими встречами с Булатом. Самая первая была в Ленинграде. Меня повёз к нему знакомиться композитор Кирилл Акимов, первым решившийся аранжировать песню «Лёнька Королёв». Меня так порадовало, что ни аранжировка, ни мое юношеское исполнение песни ничуть не смутили автора, а, скорее, наоборот. Из того вечера больше всего запомнилась детская кроватка, где уютно спал недавно родившийся сын Булата и Оли – Буля. Хорошо помню, как ходила к ним в гости на квартиру около метро «Речной вокзал». Подросший малыш Буля бегал по коридорчику и был очень похож на маленького Пушкина. Однажды после просмотра на «Мосфильме» картины Владимира Мотыля «Женя, Женечка и катюша» мы с моей подругой Аней Кудрявцевой, проговорив всю ночь об этом фильме, о Булате, наутро побежали к Окуджавам, напевая «Капли Датского короля». В это время ему не работалось, и Булат целыми днями наклеивал газеты на деревянную основу, добиваясь её выпуклости. Потом на газетно-деревянную основу наклеивал репродукцию и сверху покрывал лаком. Получались отличные поделки, которые он развешивал на стены. Я тоже потом этим заразилась…

Вспоминаю, как пришла в дом на Безбожном. Булат только что написал песню «Музыкант» («Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел…»), с большим удовольствием пел её и никак не мог остановиться. Куплет следовал за куплетом. За инструментом сидел Буля. Мелодия ещё выверялась. А мы с Олей слушали. Никогда я не видела Булата в таком восхитительно прекрасном расположении духа… Последействие его поэтического мира в полной мере я ощутила только сейчас. Когда мне трудно, я ищу утешение в песнях Окуджавы, в каждом его слове, сказанном и спетом. Я меряю всё по Булату.

С середины 1970-х годов значительное место в программах певицы занимают песенные циклы композитора Владимира Дашкевича. В их числе – на стихи В. Маяковского («Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям»), М. Цветаевой, А. Блока, две сюиты для голоса и оркестра: одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», и другая – «Сохрани мою речь» – на стихи Осипа Мандельштама. Обе сюиты посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима; в начале 1990-х годов они неоднократно исполнялись в Москве, в Концертном зале П. И. Чайковского. А в семидесятые годы публичное исполнение подобных стихов с эстрады требовало незаурядного мужества и самоотверженности.

Вместе с Владимиром Сергеевичем Елена Камбурова создаёт яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины XX века. А в семидесятые годы публичное исполнение стихов некоторых поэтов серебряного века с эстрады в условиях подозрительного к ним отношения требовало мужества и самоотверженности. Например, авторство текстов Николая Гумилёва приходилось прикрывать выдуманным псевдонимом Анатолий Грант.

Поэтому имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а её концерты – глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой, не тайком передавая друг другу запрещённые книги, а наяву. Её выступления подтверждали, что традиция не прервана, что стихи продолжают жить.

В 1980-е годы совместно с пианистом Олегом Синкиным и гитаристом Александром Виницким Елена Камбурова создает ряд концертных программ, среди которых «Путешествие во времени» (французские и английские баллады), «Ты видишь, я помню?» (песни выдающихся французских шансонье ХХ столетия – Ж. Бреля, Барбары, Л. Ферре и других. Их понимание песенного жанра, как жанра музыкально-поэтического спектакля, очень близки по духу певице), «Да осенит тишина» (русские народные песни и авторские баллады, написанные на темы русской истории – в этой работе принял участие знаменитый ансамбль народной музыки под руководством Дмитрия Покровского).

Стремление расширить границы своего жанра характерно для всего творчества Елены Камбуровой, она не боится экспериментировать, разрушать стереотипы. Так, по-своему, выявляя театральность, драматургию, заложенную в материале, Камбурова поёт и классику – песни Ф. Шуберта, П.И. Чайковского и вокальные циклы М. Мусоргского («В детской» и «Песни и пляски смерти»).

В 1986 году на фирме «Мелодия» была записана пластинка Камбуровой «Да осенит тишина» (в это же время в её концертном репертуаре появляется программа с тем же названием), в которой певица взглянула на русскую историю через песню: это хронологически и тематически выстроенный цикл, включающий и русские народные песни, и авторские баллады на исторические темы.

Русскоязычный репертуар Елены Камбуровой сочетается с песнями на иностранных языках – французском, английском, польском, испанском, греческом, иврите.

Елена Камбурова много работает в кино. Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство – те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в «пении за кадром». Её голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах

Она поёт за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди работ в кино – «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш», «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и другие.

Впрочем, иногда певица появляется и в кадре: среди её актерских работ роли в фильмах «Монолог» (режиссёр А. Симонов, 1970), «Театр неизвестного актера» (Н. Рашеев, 1970), «Клоун» (1980), «Мой театр» (Г. Карюк, 1989), «Поворот сюжета» (1990), «Отражения» (1990), «Мой нежно любимый детектив».

В 1992 году Елена Камбурова создает московский Театр музыки и поэзии, стремясь объединить близких ей по мировоззрению певцов и артистов. «Наш театр сегодня – это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрылённые музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала», - говорит певица.

Первым опытом театрального песенного спектакля стала работа «Игра снов» (режиссёр В. Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году в Санкт-Петербурге. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро.

Среди работ театра: «P.S. Грезы» – концерт-фантазия по песням Ф. Шуберта и Р. Шумана (режиссёр И. Поповски, 2003), «Капли датского короля» – посвящение Булату Окуджаве (И. Поповски, 2003), «Абсент» (И. Поповски, 2005), «Антигона» (О. Кудряшов, 2005), поэма-рапсодия «Bakhtale dromensa / Счастливые дороги» (З. Бузалковска, 2006), театральная сказка для взрослых «Туве Янсcон. Точка слева» (А. Марченко, 2005), «Никто» (В. Михельсон, 2005), «1900» (А. Марченко, 2008).

Камбуровой интересны контрасты: так же органично, как переход в пении от тонкого детского голоска к почти оперному басу. На сегодняшний день в репертуаре Театра Музыки и Поэзии более 30 спектаклей, в том числе для детей.

«Наш театр сегодня – это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актёрское проживание и душевное напряжение зрительного зала.

Традиция – это конкретные люди. И те, кто вместе со мною сейчас, мои союзники, соратники, и те, с кем мы пока ещё не знакомы, кого подарит нам завтрашний день. И мы будем уже вместе путешествовать в ту страну, которая даёт возможность жить не только в соответствии с днём сегодняшним, но и в согласии с ритмами, вибрациями Времени Вечного…», - говорит Елена Камбурова.

Певица много гастролирует по всей стране и за рубежом. Выступает в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле.

- Я пожизненно разъезжающий человек. У меня не было ни одного сезона, когда бы я никуда не ездила. Поэтому в свои города я езжу раз в полтора-два года. Мне достаточно, больше мне не нужно. А у молодых пока нет такой перспективы, и это очень грустно.

Певица постоянно проживает в Москве, где в свободное время уделяет много внимания защите бездомных животных. Мечтает о появлении в Москве приюта для них. Собаки и кошки, живущие у неё дома с детских лет, родом с улицы. С начала 2000-х годов певица принимает активное участие в защите животных. Была председателем общественного совета по созданию первого памятника бродячей собаке «Сочувствие».

В 2006 году обратилась к Президенту России с просьбой принять закон о защите животных от жестокого обращения, добавив: «Это будет лучшей защитой чести и достоинства человека». В июне 2008 года участвовала в митинге на Пушкинской площади в Москве в защиту бездомных животных. В январе 2010 года стала инициатором письма к мэру Москвы с предложением о введении должности уполномоченного по правам животных в столице.

Урождённой новокузнечанке присуждена Премия Московского комсомола (1968), присвоено звание заслуженной артистки РСФСР (1983), звание народной артистки Российской Федерации (1995). Она – лауреат Государственной премии РФ (2000).

Награждена Орденом Дружбы (2006) – за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность; Орденом Почёта (2010) – за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность; Почётной грамотой Президента Российской Федерации (2018) – за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. И многими другими государственными и общественными наградами.

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/208-kamburova.html

Фото из Internet

Архив новостей