Известный российский композитор Николай Бирюков родился и вырос в Кузбассе

24 февраля 2022 

Николай Бирюков родился 31 октября 1962 года в городе Гурьевске Кемеровской области. Здесь учился в средней школе № 5, а также – в музыкальной школе города – по классу фортепиано. Уехал из Гурьевска в 1975-м. Учился в Херсонском музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении. Обучался и в Харьковской консерватории.

Затем переехал в Москву. В 1992 году окончил здесь Российскую Академию музыки имени Гнесиных по композиции в классе профессора, композитора Николая Ивановича Пейко и по академическому сольному пению в классе профессора Нины Николаевны Шильниковой.

Писать музыку начал в 16 лет. «Я написал свои первые сибирские музыкальные картины в 16 лет, – вспоминает Николай Георгиевич. – Это были «Рассвет на речке», «Гуляние на масленице» и «Тройка с бубенчиками». Это всё были мои детские впечатления, которые отразились в музыке».

Дипломная работа по композиции выпускника «Гнесинки», тенор-вокалиста Бирюкова была признана одной из лучших и даже, по рекомендации председателя государственной комиссии, профессора Московской государственной консерватории К.С. Хачатуряна, была закуплена Министерством культуры России.

После получения диплома Николай Георгиевич работал в Кемерове – в Государственной филармонии Кузбасса.

В 1994 году его приняли в члены Союза композиторов России.

В 1999-м он с женой переехал в Белгород. Здесь в Белгородской филармонии он плодотворно работает: активно выступает со своими произведениями, широко раскрывает свой творческий потенциал.

В репертуаре певца Николая Бирюкова – самые разные жанры вокальной музыки. Он исполняет арии и ансамбли из опер, оперные партии, романсы и песни русских композиторов. Особая сфера его исполнительской деятельности – лирические эстрадные песни, как собственные, так и композиторов-современников.

Композитором Николаем Бирюковым создано много интересных, талантливых произведений. Им написаны поэтория «Сказание о Святом Белогорье», «Три поля России», «Поле русской славы», вокальные циклы на стихи русских поэтов, детская музыка, эстрадные песни.

А его песня-гимн «Три поля России» исполнялся на встрече президентов России, Украины и Белоруссии на Прохоровском поле, где прошло самое большое танковое сражение Великой Отечественной войны в 2000 году.

Композитор Николай Бирюков – автор десятков сочинений для оркестров, солистов, фортепиано и даже карильона.

В числе его известных произведений – вокальные циклы для высокого голоса и фортепиано:  «Жизнь» на стихи И. Никитина в 4-х частях; «Диалоги осени» в 4-х частях; «Пять песен о весне» и «Лирические зарисовки» на стихи Н. Рыленкова в 5-ти и в 3-х частях;

Им создан триптих на стихи С. Есенина для высокого голоса и фортепиано. Написаны романсы «Темна ноченька не спится» и «Здравствуй, златое затишье» на стихи С. Есенина; «Зорька ясная» – 3 песни на стихи Н. Молчана. Песни на стихи Б. Бурмистрова, Л. Неженцевой, В. Лиманского, И. Чернухина, В. Игина, А. Абрамова и других.

Заметный вклад внёс композитор Николай Бирюков в развитие хоровой и камерно-инструментальной музыки. Им созданы; «Страна Елатьма» на стихи Л. Жук, хоровой диптих для смешанного хора, «Светлая музыка», Рожественская кантата для чтеца, дисканта, синтезатора, фортепиано и детского хора на слова Е. Латыш-Бирюковой. «Русские картинки», цикл фортепианных миниатюр; «Весеннее скерцо» для фортепиано; «Наигрыши» для домры и фортепиано. А также – три пьесы для флейты и фортепиано; трио для кларнета, валторны и фортепиано; концерт-эпитафия в 2-х частях для тромбона и фортепиано.

Часто можно услышать исполнение сценических произведений Бирюкова: «Белгородский полк», героико-историческая оперу; «Поле русской славы», музыкально-драматическую поэму; «Последний рыцарь России», музыкальную драму; «Госпожа Роз», рождественскую оперу-балет; «На чудесном острове Буяне», мюзикл.

Специалисты отмечают, что кузбассовец Николай Бирюков во многом повлиял на процесс развития культуры и искусства Белгородской области. А его опера «Белгородский полк» (либретто В. Овчинникова), которую он написал вместе с женой, композитором Еленой Латыш-Бирюковой, стала своего рода визитной карточкой Белгородчины.

Творческая атмосфера, царящая в Белгородской области, служит хорошей основой развития настоящего творческого таланта, не раз отмечал композитор.

– Практически большинство моих произведений так или иначе связаны с Белгородчиной, –  комментирует Николай Георгиевич свою известную музыкальную программу «Русь далёкая и близкая». – Например, симфония-кантата «Будем как солнце» создана на стихи Константина Бальмонта. Эту книгу стихов поэт написал в 1901-1903 годах, когда гостил в родовом имении князей Волконских в селе Сабынино, недалеко от Белгорода. Симфоническая картина «Солнцезвоны» – это как бы восхождение древнего ведического солнца Руси к лучезарному свету Православия.

О том, как создавалось одно из самых известных произведений – опера «Белгородский полк», композитор рассказывает:

– Опера-оратория была написана в 2008 году к 300-летию Полтавской битвы в соавторстве с моей женой, композитором Еленой Латыш-Бирюковой. Автором либретто стал известный белгородский историк, профессор, академик Виктор Овчинников. Сюжет оперы непосредственно связан с героической историей края. Опера впервые прозвучала в 2009 году на VII Международном фестивале славянской культуры «Хотмыжская осень».

Среди созданных Бирюковым произведений особо любимым самим композитором стала «Скоморошина»:

– Это произведение было представлено в Ельце и Липецке в 2013 году на первом Всероссийском фестивале-конкурсе композиторов, посвященном 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова. «Скоморошина» завоевала там первую премию, после чего её исполнили уже пять оркестров в России, в том числе такой известный коллектив, как академический оркестр русских народных инструментов имени Некрасова.

Ещё одно сочинение, особо любимое им, – сюита «Сказ о Белогорочке», написанная по мотивам произведения белгородского писателя Вячеслава Колесника. Сочинение адресовано юному поколению слушателей. «Мы возвратили детям сказку именно о нашей Белгородчине, – считает композитор. – Это произведение в 2016 году стало лауреатом премии «Прохоровское поле».

– Я очень люблю белгородскую землю, – признаётся Николай Бирюков. – У неё такая богатая история. Я в своём творчестве как бы погружаюсь в различные эпохи и времена, пишу своеобразную музыкальную летопись: тут и древняя Русь, и Засечная черта, и Полтавская битва, Петровская эпоха, и ХХ век, Великое танковое сражение под Прохоровкой. Самое главное сегодня для творческого человека, я считаю, – сказать, что Русь жива, что живы её традиции, её истоки! Великий композитор ХХ века Георгий Свиридов писал, что традиции – это не есть что-то застывшее, они должны развиваться.

Николая Георгиевича волнует, что сегодня среди молодёжи, классическая и народная музыка, мягко говоря, непопулярны:

– То, что молодёжь увлекается, прежде всего, англоязычной музыкой, забывая нашу отечественную традицию, наших прекрасных писателей и поэтов, наших философов, не говоря уже о вере, которая вообще должна держать, скреплять всю жизнь, – разве это не трагедия? Но знаете, когда был фестиваль карильонной музыки (карильон –механический музыкальный инструмент, представляющий собой набор неподвижно закреплённых колоколов, языки которых соединены с клавиатурой при помощи проволочной передачи, как вращающийся вал в органе – прим. ред.), на него пришли слушатели разного возраста, была и молодёжь. И когда для них прозвучали «Солнцезвоны», они устроили овацию, чем я был просто потрясён и покорён! Значит, эта новая музыка была ими услышана и принята, несмотря на звучащую повсеместно массовую культуру с её модными «попсовыми» ритмами.

Композитор считает, что музыка должна оставаться в сердце, она должна не разрушать, а наполнять и развивать душу человеческую – в этом его творческое кредо. При этом музыка должна отражать современность: «Вспомните знаменитое свиридовское «Время, вперёд!» – оно написано в шестидесятые годы ХХ века, а будоражит сознание до сих пор, потому что это символ эпохи, не только той, но и нынешней». 

– К сожалению, моё поколение и те, кто моложе на 10-15 лет, совершенно выпали из музыкальной орбиты традиций из-за музыкального нигилизма и атеизма, – досадует он. – Музыка превратилась для них в эксперимент ради эксперимента. Но надо ведь понимать, что мы живём не в Москве и не в Питере, где есть свой определённый круг слушателей, готовых к восприятию этой сложной современной музыки, – мы живём в сердцевине России и должны писать такую музыку, которая будет доступна для понимания, но не примитивна в изложении мысли и глубины содержания.

Сегодня, по его мнению, надо создавать новую русскую музыку, которая опирается на прекрасные отечественные музыкальные традиции:

– Мелодия – это душа музыки, об этом писали и Глинка. И Свиридов, и он же говорил, что нужно опять вернуться к мелодичности. И сейчас пришло новое поколение молодых композиторов, которые понимают это, – а я понял это ещё 30 лет назад. Моя эстетическая позиция сложилась ещё с момента поступления в консерваторию, и там мы познакомились с Еленой Юрьевной, моим творческим соратником. Нашим учителем был выдающийся музыкант, композитор, профессор Николай Иванович Пейко – и он всегда нас поддерживал в наших творческих устремлениях.

В одном из интервью – еженедельнику «Аргументы и факты» Николай Бирюков приводил пример отношения молодых к классической музыке через свою дочь Злату:

– Она поёт и участвует в вокальных конкурсах, и в конкурсе «Наследие» в 2015 году она заняла первое место. Восторженно относится к моей музыке! Она, видимо, вобрала в себя почитание традиций, она поёт классическую вокальную музыку: Чайковского, Алябьева, Шумана, – и в чём-то подражает папе. Мы этому очень рады, потому что в ней видим своё продолжение. Она меня поразила пару раз своими импровизациями – и вокальными, и инструментальными, причём, очень смелыми, в духе Прокофьева, но при этом с фольклорными мотивами...

По материалам Internet  

 

Из интервью «Певец, композитор – патриот» (25 июля 2016г.)

Приезд в Гурьевск композитора и вокалиста Николая Бирюкова стал для жителей города настоящим событием, а для многих – большим открытием и даже откровением: сегодня Николай Бирюков – признанный мастер вокального искусства, маститый композитор, пишущий в самых разных жанрах и музыкальных направлениях.

Его имя всё чаще звучит на всероссийских и международных музыкальных конкурсах и фестивалях. Он автор песни «Три поля России», которую можно назвать кульминацией его композиторского творчества и которая в этом году звучала на Красной площади во время шествия «Бессмертного полка». Исполнил он её и в Гурьевске на праздновании Дня города.

Имели счастье услышать эту песню в исполнении автора и участники творческой встречи с Николаем Бирюковым, которая состоялась в ДШИ № 22.

Почти два часа общения с мастером прошли на одном дыхании. Музыка Николая Бирюкова вызвала ощущение широты русской души, крепости духа, силы наших традиций и чувство светлой радости и гордости. Гордости за то, что этот человек – наш земляк. Сегодня он живет и работает в Белгородской государственной филармонии, но его малая родина – Гурьевск, наш маленький, скромный город, который он помнит, любит и воспоминаниями о котором очень дорожит.

Наш разговор с Николаем Бирюковым – о городе его детства, его творчестве и той уникальной музыкальной миссии, которую он несёт своим слушателям, в том числе и жителям Гурьевска.

– Николай Георгиевич, как давно Вы не были в Гурьевске?

– Меня родители увезли из Гурьевска в 1975 году. Я приезжал сюда в 1993-м, уже окончив композиторский факультет Гнесинки. Я уехал отсюда, ещё только начиная постигать красоту музыкального искусства, просто мальчиком, который поёт. Меня здесь и запомнили таким. Тогда ещё даже не было намека на то, что во мне зреет композитор.

– Расскажите, какие у Вас остались детские воспоминания о Гурьевске.

– Самые-самые светлые. Мы сначала жили в съёмной квартире в доме возле Клуба горняков, потом переехали на улицу Полюсную. Я помню себя в 6 лет, как я пел на выборах, на городских праздниках. С 1970 по 1975 год я учился в школе № 5. Выпускники 80-го года – это мои одноклассники.

Конечно, огромную роль в моей жизни сыграла музыкальная школа. Я помню, как исполнял песню Журавлёнка в детской опере. Это был 1968 год (как давно это было!), я тогда ещё ходил в детский сад.

– Кого Вы считаете своими первыми музыкальными педагогами?

– В первую очередь, конечно, своих родителей. Папа Георгий Николаевич Бирюков был художником, заведующим мастерской города. Кроме того, он прекрасно играл на баяне. Мама Лидия Львовна стояла у истоков гурьевского Дома пионеров.

Несколько лет возглавляла его. Была хормейстером, сама очень хорошо пела. У мамы 11 сестер, и все они обладали прекрасным слухом и голосом. Все мои тетушки и дядюшки образовывали такой вот семейный хор. Так что во мне есть крепкая музыкальная наследственность, которая проявилась очень рано – именно как вокалиста, не композитора.

Композиторство – это уже результат накопленного опыта, в том числе и воспоминаний детства. Мои родители очень любили природу, часто брали меня с собой на рыбалку, в тайгу, за грибами. Я помню, как вставал рано утром, чтобы идти с отцом на реку, в окно заглядывало солнце, я слышал пение ранних птиц… Все это отпечаталось в моей душе, и до поры до времени спало, пока я не осознал, что музыка станет моей профессией, и тогда все эти эмоции как фонтан прорвались наружу.

В музыкальной школе моими первыми учителями были Галина Александровна Григорова, Валентина Александровна Чайникова, Нина Михайловна Цыбина, которая в то время была директором музыкальной школы.

Я очень счастливый человек в том смысле, что мама и папа мне помогли в выборе профессии. Я много читал о том, как у многих великих и не очень великих композиторов была борьба за призвание. Родители им прочили военную карьеру или карьеру медика, считая музыку чем-то несерьёзным. Всё, что делал я, мои родители принимали с восторгом и восхищением.

Когда в 16-17 лет у меня началась мутация голоса, петь я не мог, надо было что-то делать. И вдруг у меня возникла ностальгия по Гурьевску, по близким, которые остались в Кузбассе. Это было перед поступлением в Херсонское музыкальное училище. Именно тогда я написал – сочинил! – свои первые произведения. И они были связаны именно с сибирской тематикой. Я их назвал «Русские картинки», но по сути своей это сибирские картинки-воспоминания. В пьесе «Рассвет» я вспоминал, как мы с папой ходили на рыбалку, в этой музыке есть и пение птиц, и журчание реки. Пьеса «Тройка» – это воспоминания о маминых праздниках в Доме пионеров, зимние катания на лошадях, кувыркания в сугробах. Третья пьеса называется «Народные гуляния», это воспоминания о праздновании Масленицы.

– Легко ли Вам дались первые произведения или это был мучительный процесс?

– Во мне неосознанно пробуждалось то, к чему я пришёл сейчас. Это стало истоком всего. В этих первых опытах уже есть отголоски моих зрелых произведений. Сегодня я уже нашёл свой композиторский стиль. Многие его ищут годами, десятилетиями, а некоторые вообще не могут найти. Я нашёл его в красоте природы, таинственности мироздания. Я всё это ощутил на себе. И это мироощущение родилось именно здесь – в Гурьевске. И если папа передавал всю эту гамму чувств красками на холсте, то я рисую звуками.

– Складывается впечатление, что композитор – это необычный человек, с особым восприятием, мироощущением. Одним словом, не от мира сего. Это действительно так?

– Я видел многих композиторов. И порой, действительно, складывалось впечатление, что это люди не от мира сего – некоторые витают в облаках, другие, как затворники, все в себе и в своих думах. Я считаю, композитор должен быть обычным земным человеком. Я был знаком с Арамом Хачатуряном. Это был живой, активный, общительный человек, ходил в джинсах, был такой подтянутый, спортивный. И для меня это образец того, каким должен быть настоящий композитор. Композиторы – это нормальные люди, а не кабинетные работники. Только на сцене ты должен показывать, что ты не такой как все, что ты отличаешься своим мастерством и тем, что у тебя творится в душе.

– Восточные мудрецы говорили: композитор – это флейта, на которой играет Вселенная. Что же Вы доносите до нас из Вселенной?

– Я несовременный человек. Во мне живет древность. Я не улетаю в космос, я прочно стою на земле, но во мне сильны традиции, глубокая преемственность поколений, память. Я сделал такое наблюдение: на творчество человека накладывает отпечаток то место, где он родился и вырос. Возьмите наших великих композиторов. Георгий Свиридов родился в Курской губернии, его мелодии развернутые, широкие, в них простор русских полей. Николай Римский-Корсаков из Новгородской губернии, и вот, пожалуйста, в его музыке сказочность, таинственность, гармонически интересные созвучия, в которых заложены эпос, легенды, предания. А вот в творчестве урбанистического Дмитрия Шостаковича – ни одной сказки. В его музыке – мир Петербурга, ему ближе реализм Гоголя, психологизм Достоевского.

Я же родился в глухом таёжном крае. Красоту природы, разнотравье, аромат земляники и медуницы я впитал в себя с детства. Всё, что есть в моей музыке – удаль, скоморошество, глубина, погружение в века – это всё сибирские корни, это всё я впитал с молоком матери.

И все это проявилось в моей музыке потом. Поэтому она красочная, как цветок, который распускается и все больше удивляет своей первозданностью. Мне близок Бородин с его эпосом, преданиями, легендами, богатырской темой. Мусоргский с его диковинностью, необузданностью фантазии, кряжистостью. Свиридов с его уникальным мелодизмом, любовью к Пушкину и Есенину.

Я стараюсь писать музыку простую, демократичную, идущую из глубины души. Искренность – это главный источник моего творчества. Я не стараюсь поразить сверхсложными гармониями, умозрительными музыкальными конструкциями. В этом плане я последователь «кучкизма» – творческого содружества, которое в 19 веке создали такие композиторы, как М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков.

Буквально полгода назад Союз композиторов обратился ко мне с просьбой создать «Могучую кучку» 21 века. Я написал несколько статей на эту тему и задался целью собрать современных композиторов, которые продолжают традиции «кучкистов». Информация об этих самородках собирается буквально по крупицам: они живут и работают в своих городах, им сегодня трудно пробиться, потому что пока всё же побеждает авангардизм. Но чтобы появилась новая «Могучая кучка», нужно заявить о себе своим мастерством, глубиной. И тогда тебя услышат и поверят.

– Песня «Три поля России» сегодня зазвучала по всей стране. Она, по сути, стала гимном воинской славы России. Какова история написания этой песни?

– Эта песня ещё без слов родилась в Кемерове в 1999 году. Мой отец открыл сельскую художественную школу в предместье города, вокруг – берёзовая роща, красота – и однажды это навеяло мне мелодию. Я записал её, как говорится на «ля-ля-ля», в Кемеровской филармонии показал её Евгению Рязанову, и он сделал аранжировку.

Патриотические мотивы мне всегда были очень близки. Я помню, как под папин баян ребёнком я пел песню Давида Тухманова «Я люблю тебя, Россия», Оскара Фельцмана «Огромное небо». И пел так, что люди до сих пор помнят! Помнят, как я исполнял «Бухенвальдский набат».

И у меня всегда была мечта написать свою песню – патриотическую песню, как у Александры Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам» или Максима Дунаевского «Широка страна моя родная». В Белгороде меня познакомили с поэтом Владимиром Молчановым, который является председателем Белгородского отделения Союза писателей России. Он послушал мою музыку и буквально через два дня принес стихи:

Поля, безмолвные поля,                                                                      

Поля заветные державы.                                                                  

Родная русская земля,                                                                     

Святая русская земля,                                                                         

Земля и доблести, и славы…

Он давно разрабатывал тему трёх ратных полей, ставших легендарной страницей нашего героического прошлого. Это Куликово поле, Бородинское поле и Прохоровское поле, на котором в годы Великой Отечественной войны произошло величайшее танковое сражение, в котором русские солдаты победили.

И вот, 2000 год, встреча трёх президентов – России, Украины и Беларуси. Путин, Кучма и Лукашенко приехали на прохоровскую землю. Песня «Три поля России» тогда, на этой встрече, прозвучала впервые. Для её исполнения приехали два автобуса – детский хор, смешанный хор, духовой оркестр и три солиста филармонии. Но «звёздный час» этой песни был ещё впереди.

В 2014 году был объявлен международный конкурс-фестиваль патриотической песни «Красная гвоздика». Этот конкурс существовал и раньше. Он был учрежден в 1967 году, и долгие годы его председателем была Пахмутова. В 1990 году конкурс прекратил своё существование, а в 2014-м Союз композиторов решил его возродить. Я отправил в жюри запись этой песни. Через некоторое время мне позвонил председатель жюри конкурса, член Союза композиторов Олег Иванов, автор таких песен, как «Хлеба горбушку – и ту пополам», «Олеся», и предложил мне самому исполнить эту песню на открытии фестиваля в Севастополе. Песню ждал грандиозный успех. Я ещё не успел сойти со сцены, как вышел ветеран, вся грудь в орденах и медалях, с охапкой красных гвоздик:

«Спасибо вам от всех ветеранов, от всех севастопольцев!» Эта песня как будто ждала своего часа, и «выстрелила» в нужное время и в нужном месте. Олег Иванов тогда признался, что я как вокалист стал для него открытием.

Я тогда подумал: жаль, что мои родители не дожили до этой минуты, не разделили со мной этот успех.

Всего на конкурс было подано более полутора тысяч заявок – из США, Польши, Болгарии, Украины, Хорватии, ведущих городов России. Песня «Три поля России» была удостоена первой премии. Сегодня эту песню подхватила молодежь, она звучит по радио России и телевидению. Под эту песню 9 Мая на Красной площади шагал «Бессмертный полк». Что может быть большим свидетельством признания песни?

Хотел бы сказать тогда Иосифу Кобзону, Александре Пахмутовой: «Есть композиторы, которые приняли эстафету из ваших рук, которые будут нести слушателям эту священную тему памяти, героизма русского народа, величия подвига и безграничной любви к Родине».

Песня должна идти из души, она должна быть как натянутая струна. Как говорил Бетховен, музыка должна высекать огонь из души человека. И тема войны «высекает».

– Возможно, приезд на родную землю, в Гурьевск, вдохновит Вас на создание нового шедевра?

– У меня, действительно, прекрасное настроение. Я просто опьянен радостью, радушным приёмом, и очень верю, что этот приезд на родную землю станет для меня новой отправной точкой в творчестве. Я приехал в Кемерово навестить своего старшего брата, могилы родителей, и я не мог не приехать в Гурьевск и не спеть гурьянам.

В моем репертуаре сегодня много произведений, на которые меня вдохновила Белгородчина, где я сейчас живу. Это поэтория «Сказание о святом Белогорье», музыкально-драматическая поэма «Поле русской славы», музыкальная сказка «Белогорочка», опера «Белгородский полк» и другие.

Но у меня нет ничего о Гурьевске, Кемерове – это большой пробел. Я должен исполнить родительский завет написать о кузбасской земле. Настало время возвратиться к истокам и сделать свой вклад в музыкальную культуру Кузбасса.

Я открыл для себя имя Михаила Небогатова. Я писал музыку на стихи Есенина, Блока, Бунина, белгородских поэтов, теперь пришла пора погрузиться в творчество и историю Кузбасса, написать музыкальную летопись моей родной земли, влюбить в свою музыку слушателей, исполнителей и оставить о себе здесь добрую, светлую память...

Беседовала Елена Беседина

Источник: http://znamenka-gur.ru/articles/media/2016/7/26/pevets-kompozitor-patriot/

 

Из публикации «Два сердца и две души. Как музыка, несущая свет, добро и гармонию, помогла создать крепкую семью»

Их творческий и семейный союз сложился после первого курса. Они приехали в Белгород в теперь уже далёком 1999 году. И вот уже почти двадцать лет судьба двух талантливых музыкантов связана с Белгородской государственной филармонией. Речь о Николае Бирюкове и Елене Латыш-Бирюковой.

Музыкальное благословение

Член Союза композиторов РФ Елена Латыш-Бирюкова родом из Луганска. Она вспоминает: в их семье всегда звучала музыка – русские и украинские народные песни. Её отец, Юрий Латыш, обладал красивым драматическим тенором.

«Сочинять начала ещё с музыкальной школы. Я помню домашние уроки музицирования, домашние концерты. Папа ставил ноты, я ему аккомпанировала, он пел своим прекрасным голосом, – рассказывает Елена Юрьевна. – Он был солистом хоровой капеллы. Папа посвятил свою жизнь нам, детям. Я стала впоследствии профессиональным композитором, с отличием окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. Младший брат обучался в музыкальной школе, потом в музыкальном колледже, играл на баяне, валторне, фортепиано, сочинял музыку».

Елене Латыш было 19 лет, когда отца не стало...

«На выпускном курсе Луганского музыкального училища в память о папе я дала себе клятву, что его фамилия будет звучать на афишах, пока будет биться моё сердце и пока я буду жить и творить. Поэтому моя фамилия двойная  – Латыш-Бирюкова. Я думаю, папа там, на небесах, радуется», – говорит спустя годы композитор.

Двойная фамилия Елены Юрьевны звучит при упоминании композитора музыкальных спектаклей, поставленных на сцене Белгородской государственной филармонии. Она на афишах концертов филармонических коллективов – симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, камерного хора, – где лектор-музыковед филармонии Елена Латыш-Бирюкова выступает в роли ведущей.

Можно ли говорить, что вас с супругом связала именно музыка?

– На вступительных экзаменах было много абитуриентов, а нужно взять двоих. По баллам мы с Николаем прошли и составили один курс. Проучились в Харькове три года, а потом не стало моего профессора, Валентина Тихоновича Борисова. Когда я у него училась, ему было 87 лет. Мне говорили, что я его лебединая песня.

Наши музыкальные «родители» – Галина Александровна Тюменева и Валентин Тихонович. Он тяжело болел и не мог выходить на улицу, когда мы свадебным кортежем при­ехали прямо к ним. Галина Александровна вынесла икону, испекла свой фирменный яблочный пирог. Мы получили такое благословение и только после этого пошли в ЗАГС. Нас благословили наши учителя, и мы им за это благодарны.

Мы уехали учиться в Российскую академию музыки имени Гнесиных, заново сдавали вступительные экзамены. Там совершенно чудесным образом оказались в классе у выдающегося композитора советской и российской композиторской школы Николая Ивановича Пейко.

Струна русской души

...Имя Николая Бирюкова знакомо многим белгородцам. Как солист Белгородской филармонии он участвует во многих концертах и музыкальных вечерах не только в филармонии, но и на других белгородских культурных площадках. Известен Бирюков и как композитор.

Николай Георгиевич, вы из семьи музыкальной?

– Я из семьи интеллигентов, которые занимались музыкой. Мама – хормейстер и педагог, окончила педагогический институт. Много лет в нашем небольшом городе (Гурьевске Кемеровской области, - прим. ред.) – насчитывал 35 тысяч человек – была директором Дома пионеров. Вся культмассовая работа, все самодеятельные кружки – духовой, вокальный, танцевальный – всё на ней. Папа – художник-оформитель, окончил музыкальное училище в Томске как баянист. Встретились они в Кемерове, где мама была аккомпаниатором в вокально-хоровом коллективе.

...Я поступил в музыкальную школу по классу фортепиано. Никогда не думал, что стану композитором, изначально хотел стать певцом. Композиция, видимо, в глубине души. Впечатления от тайги...  откладывались в моей душе.

Когда мы переехали в 1975 году в Херсонскую область, я загрустил, затосковал по Сибири. В мои 16–17 лет эти грусть и тоска вылились в первые музыкальные наброски, которые впоследствии получили название «Сибирские картинки».

Новые пейзажи, малороссийские, нашли отклик в вашем сердце?

– Я поступил на дирижёрско-хоровое отделение в Херсоне и встретил хороших педагогов на Украине – там очень развито певческое искусство. Именно там я начал сочинять музыку. А что касается переезда в Белгород, он просто перевернул меня. Белгород стал моим вторым домом.

Как ваша семья переехала в Белгород?

– Это, видимо, промысел. В Харьковской консерватории дружили с белгородцем Юрием Мишиным. В 1986 году он пригласил нас в гости в Белгород в первый раз. Город нам понравился. Живя в Кемерово, мы понимали, что нужно переезжать ближе к столице: учились в Харькове и Москве, нам хотелось быть в гуще событий. Елене Юрьевне было бы поближе к маме в Луганске.

Волею случая получилось так, что Юра Мишин, связь с которым на долгое время прервалась, пригласил нас на фестиваль современной музыки в Белгороде. Таким стечением обстоятельств мы приехали сюда. Самое приятное, что нашли поддержку с первых дней у тогдашнего начальника управления культуры области Андрея Кулабухова, директора филармонии Ивана Трунова, который принял нас на работу. Елену Юрьевну – музыковедом, меня – как вокалиста, исполнителя классических романсов, арий, песен.

Быстро познакомились с людьми творческими, вспоминает Николай Георгиевич, поэтами Владимиром Молчановым, Игорем Чернухиным.

«Вообще меня эта земля наполнила. Очень естественно мы влились в Святое Белогорье. Я пел в хоре Преображенского храма. Иоасаф Белгородский стал нашим духовным наставником, – говорит Николай Бирюков. – Здесь раскрылась героико-патриотическая и историческая линия в моём творчестве, которая, видимо, всегда жила в моём сердце. Просто ей надо было дать толчок, чтобы появились коллективы, заинтересованные в исполнении моих сочинений на эту тему...»

Как ещё история Белгородской области сказалась на вашем творчестве?

– Здесь чтят традиции. Оказавшись впервые на Звоннице, был потрясён: такое ощущение, что Прохоровское поле живое. Не случайно тема Прохоровского поля стала одной из главных для меня. Я нашёл сподвижника в лице Владимира Молчанова и написал «Поле русской славы» – музыкально-драматическую поэму. Спектакль поставили в 2008 году в филармонии.

Потом была историко-героическая опера «Белгородский полк» – первое произведение такого рода, написанное белгородскими композиторами – Николаем и Еленой.

«Мы познакомились с историком, автором и редактором «Белгородской энциклопедии» Виктором Овчинниковым, с которым продолжаем сотрудничать и дружить. В содружестве с ним появилась первая в истории Белгородского края опера «Белгородский полк». Это опять обращение к истории, – говорит Николай Бирюков. – Здесь появляются образы Петра Первого, графа Шереметева, история того, как соз­давался штандарт города Белгорода – парящий орёл и лежащий лев.

Я человек, живущий в современном мире, но в то же время обращающий свой взор в прошлое. Мы обращаемся к истории для того, чтобы не прерывалась нить традиций, которые закладывали наши учителя.

Моё кредо: музыка, предназначенная для людей, а не только для кучки эстетов. Музыка должна быть демократичной по своей основе: не быть простецкой, отражать мир, в котором мы живём, но и не порывать с прошлым.

Самая приятная похвала, которую я получал когда‑то, была от Николая Ивановича Пейко: «Николай, в твоей музыке звенит струна русской души». Главная мысль моего творчества – именно выразить человеческие чувства. Они выражаются через мелодию, а не через какие‑то гармонические фокусы, ритмокомплексы. 

Слава богу, я нашёл своего слушателя. Последние мои достижения говорят о том, что я на правильном пути... Это говорит о том, что направление, в котором я работаю, нужно людям. Оно почвенно – и с этой землёй, и сибирской загадкой, таинственностью слияния человека и природы».

Витражный период

Мы попросили Елену Юрьевну и Николая Георгиевича подискутировать с высказываниями известных людей о счастливом супружестве и отношениях.

Андре Моруа говорил: «Счастливый брак – это долгий разговор, который кажется слишком коротким». Так ли это, по‑вашему?

Елена Латыш-Бирюкова:

– Вообще жизнь – это миг. Может быть, в этой краткости и заложена вообще философия жизни. Она проносится, как мгновение, и в то же время длинна, сопряжена со взлётами и падениями, радостными днями.

Николай Бирюков:

Вполне согласен с мнением моего творческого друга и супруги. Нужно успевать за такой короткий миг, как жизнь, построить семью, вырастить детей, выпустить учеников и написать что‑то, оставив след в жизни. Этого мы стараемся достичь.

По мнению Оноре де Бальзака, брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.

Елена Латыш-Бирюкова:

– У нас всё происходило очень естественно, было что‑то промыслительное, удивительное в этом. Время, проведённое в студенческом общежитии, мы называем «витражным периодом», когда до утра – вот уже светало – мы не могли наговориться. Рассказывали друг другу, как жили до встречи, какая музыка нас увлекает, какими видим собственные дальнейшие творческие жизни. Хотелось высказаться. Может быть, это связано с тем, что Николай приехал туда за четыре тысячи километров. Он родился в Кузбассе, в маленьком таёжном городке среди сибирской богатейшей первозданной природы. Я родилась в Донбассе  – совсем другой колорит: степи, речки, незабываемый аромат трав. Мы не только выросли в разных природных ландшафтах, но и по‑разному ощущали себя как творческие люди.

У нас свои краски, представления о том, как каждый из нас ощущает себя в этом мире. Мы слушаем музыку друг друга. Очень важно доверять друг другу и только что написанную страницу в несколько тактов нового музыкального произведения. Советуемся, обсуж­даем, анализируем. Это, кстати, не такое уж и частое явление. Мы знаем в истории музыки примеры, когда, допустим, муж категорически против того, чтобы супруга занималась сочинением музыки. У нас такого нет. Нам часто задают вопрос: «Как вы делите инструмент?» Такого не происходит. Мы не пересекаемся, а дополняем друг друга.

Николай Бирюков:

– Вот уже 30 лет мы вместе. Создав творческий союз, создали и семейный, и они неразделимы. Наши совместные творческие проекты говорят о каком‑то единении духа, хотя мы и разные по своим мироощущениям. Нас объединяет самое главное – музыка. Мы обозначили для себя творческое кредо: музыка, несущая свет, добро и гармонию. Когда мы объединяемся в спектак­лях, мюзиклах, получается музыкальное произведение, в которое вложились два сердца и две души.

Альфред Хичкок говорил, что счастливый брак – это брак, в котором супруг понимает каждое слово, которое не сказала ему жена. Согласитесь ли с этим, Николай Георгиевич?

Николай Бирюков:

– Женщина – это загадка. Творческий человек – загадка ещё большая. Мы с супругой уже понимаем друг друга с полуслова. За 30 лет вместе возникло прекрасное взаимопонимание, любовь в высшем её понимании. С другой стороны, человек – это личность. Тем более человек творческий: есть какие‑то глубинные процессы в душе и сердце, которые недоступны, и их действительно надо открывать ежедневно. Каждый день привносит новые краски во взаимоотношения и в то, что мы оба познаём друг друга. Но думаю, что не нужно открывать человека до конца. В этом и таинство творческого человека – быть загадкой для других.

Оксана Придворева

Источник: https://www.belpressa.ru/20741.html

 

Наша справка

Творческие награды Николая Бирюкова:

– Лауреат Всесоюзного конкурса молодых композиторов патриотической музыки, проходившего в рамках XII похода по местам боевой и трудовой славы, Ленинград, 1987;

– Дипломант III тура I Всероссийского открытого конкурса вокальной музыки имени Г.В. Свиридова, 1991;

– Лауреат Всероссийского конкурса молодых композиторов «Рябиновые грезы», посвященного 100-летию со дня рождения С. Есенина, Москва, 1995;

– Лауреат первой премии I Всероссийского конкурса композиторов, посвященного 100-летию Т.Н. Хренникова, Елец – Липецк, 2013;

– Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля патриотической песни «Красная гвоздика», Севастополь – Волгоград – Москва, 2015;

– Обладатель Гран-при I Открытого регионального конкурса композиторов на создание произведений на стихи выдающихся поэтов в рамках проекта «Великие имена земли воронежской в истории России», Воронеж, 2016;

– Лауреат I Открытого регионального конкурса композиторов на соискание премии «Прохоровское поле», Белгород, 2018.

Архив новостей