Известный российский писатель Виктор Владимирович Королёв работал журналистом в газетах Кузбасса

04 февраля 2021 

Писатель Виктор Королёв родился 23 августа 1949 года в Кемерове, в семье военного журналиста-фронтовика. С аттестатом о среднем образовании приехал в Свердловск, где поступил в Уральский государственный университет. За пять лет учёбы побывал на практике в разных городах страны. После окончания университета в 1971 году 10 лет работал в городских газетах Западной Сибири и Дальнего Востока.

Одной из них стала газета «За коммунизм» города Берёзовского, здесь он начинал литсотрудником. С 1967-го работал заместителем редактора городской газеты «Знамя Ильича» в Гурьевске. После окончания Новосибирской высшей партшколы в 1980 году трудился в Новокузнецке – в крупнейшей городской газете Кузбасса «Кузнецкий рабочий».

Учёбе и повышению квалификации Виктор Владимирович отдавал много сил и энергии. В 1987 годе он завершил Академию общественных наук при ЦК КПСС, также получил диплом Московской школы экономики (1994). Прошёл обучение на Высших курсах иностранных языков при МИД РФ. Защитил диссертацию по теме «Городская газета как тип издания», и ему было присвоено звание кандидата исторических наук.

Но никогда не забывал о своей основной специальности – журналист. В члены Союза журналистов СССР его приняли ещё в 1974 году. С тех пор Виктор Королёв прошёл путь от младшего литсотрудника до заместителя редактора крупноформатной газеты.

За полвека трудовой деятельности он сменил множество городов, мест работы и должностей. Так, за его плечами четыре года преподавательского стажа – доцентом кафедры журналистики в вузе.

С 1989 года жил в Москве. Здесь работал в ЦК КПСС, затем в аппарате Президента СССР – консультантом, заведующим сектором информации и анализа писем. В Торгово-промышленной палате РФ был главным экспертом; в Министерстве культуры России руководил пресс-службой.  

Работал на телевидении, в банках и других коммерческих структурах. Более 17 лет был редактором в финансовых столичных журналах.

Виктор Владимирович Королёв увлечённо занимается созданием художественных произведений. Его литературный талант давно замечен российскими и зарубежными читателями. Он – автор 15 книг и свыше 100 художественно-публицистических трудов в сборниках и периодических изданиях, в том числе на иностранных языках. Из-под его пера вышли такие книги, как «Пушкин и Аракчеев», «Генерал Милорадович», «Еликанида и Анна», «Жё тэм, мон шер...», «Марианна Ярославская», «Родовая ниточка», «По следам Пушкина», «Шляпа камер-юнкера», «Монологи перед зеркалом», «К Элизе, бессмертной возлюбленной» и другие. Как соавтор, составитель и редактор участвовал в издании более 20 книг.

В 2011 году его приняли в Союз писателей России.

В своих книгах писатель В. Королев отвечает на многие вопросы, которые можно причислить к разряду исторических тайн. Где-то  стремится восстановить историческую справедливость, где-то – просто передать дух эпохи и рассказать о её людях, где-то воздать по заслугам известным персонажам и пролить немного «дополнительного» света на их судьбы.

И, конечно, одна из основных задач, которую ставит перед собой автор, - вызвать у публики интерес к дальнейшему самостоятельному изучению истории родной страны.

История – самая большая загадка, разгадать которую пытаются ученые и писатели, рассуждает Виктор Королев о своем творчестве, о роли писателя в нашем обществе и отношении к истории на страницах литературных произведений. Одни воспринимают факты, преподносимые в учебниках, как нечто незыблемое и априори верное, другие всё подвергают сомнению, а третьи и вовсе относятся к ним вольно, считая, что любые наши знания не более, чем домыслы из области ненаучной фантастики. Но как же все было на самом деле?

- История мне интересна и близка, - говорит Виктор Владимирович. -Папа, военный журналист, написал немало книг о Великой Отечественной войне. Мама почти профессионально интересовалась темой «Вокруг Пушкина». Сам я – кандидат исторических наук. Всё сошлось! Думаю, что история никого не может оставить равнодушным, такая она многогранная. И важно, что многое в ней постоянно переосмысливается.

В.В. Королёв старается не писать в своих книгах о том, чего никогда не было: «Пишу, либо основываясь на каких-то малоизвестных фактах, либо о том, что могло быть именно так, и никто не может сказать, что было иначе, потому что ни свидетелей, ни документов нет. Информацию черпаю из любых возможных источников. Когда начинаешь что-то искать по какой-то узкой теме, через месяц-другой накапливается немало полезной информации…»

«Писатель – это, прежде всего, слово, - уверен Виктор Владимирович. - Вы можете представить себе мир без книг, библиотек, энциклопедий, сценариев? А это всё – слово, основа жизни и человеческого общения».

Его литературный труд по достоинству оценен и экспертами крупных литературных премий. Он стал победителем и лауреатом многих литературных конкурсов. Так, в 2007 году – лауреатом конкурса «Мой Урал», а в 2017 году – лауреатом Всероссийского литературного конкурса имени генералиссимуса А.В. Суворова. Дипломант премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства.

В настоящее время живёт в Екатеринбурге.

По источникам Internet 

 

Виктор Королёв: «Тепло той печки» (о работе в газетах Кузбасса)

Неужели прошло почти полвека? А кажется – вчера было…

В семьдесят третьем я приехал с Дальнего Востока в молодой город-спутник областного центра. Как писала одна девица, автор нашей газеты, «Берёзовский – какое романтичное название у города! Видимо, душа пела у человека, который дал ему такое имя!»

Не знаю насчёт романтики, мы, конечно, тоже иногда пели, и даже с душой. Но, честно, как-то не до этого было, хотя новый Дом культуры только что сдали, и его директор Миша Фрейман очень газетчиков уважал и помогал, чем только мог.

Газета называлась «За коммунизм». Мы тогда уже ясно видели, что «коммунизм всё так же близок, как в восемнадцатом году», но город строился быстро, уголёк шёл на-гора, люди трудились с радостью. Суровые люди – шахтёры, строители, водители – они верили в лучшее, любили город и местную газету. Тираж её рос. Даже практиканты приезжали к нам. Помню, одна девушка-стажёр звонит из редакции на шахту «Берёзовская»:

– Скажите, кто у вас работает с полной отдачей, со всей душой?

Ей назвали пару фамилий передовиков. Но для информашки на первую полосу девице показалось маловато:

– А кто работает без отдачи, безо всякой души?..

Такие вот бывали «прекрасные порывы»!

В редакционной комнате нас было пятеро. Примерно одного возраста. Молодые, амбициозные ребятки. Все мечтали стать писателями. И, что удивительно, все пятеро стали. Вася Попок – мэтр кузбасской журналистики и поныне. Володя Иванов первым из нас (по-моему, даже раньше Лёни Гержидовича) издал книгу стихов. А позже «Гимн Кузбассу» написал и много других хороших вещей. Володя Соколов работал потом в Кемеровском книжном издательстве, автор четырёх поэтических книг. Эти трое живут в Кемерово.

Юра Шумицкий переехал во Владивосток и прославился тем, что пешком пошёл оттуда в Москву на Олимпиаду-80. Почти год шёл. Сейчас живёт в Белорусии, автор трёх книг. Пятым был я. Ещё, конечно, работали женщины – украшение редакции, многих из них уже нет, но вот эти пятеро молодцов живы, слава Богу!

Редактором был Владимир Денисович Чворо. Абсолютно легендарная личность. Он умел всё: писать, убеждать, рыбачить, ругаться, поощрять. Он давал нам полную свободу. Лишь по вторникам собирал всех на планёрку. Приходи, показывай, что создал нетленного за неделю. Из расчёта двести строк в каждый номер. Так что по понедельникам, мы все допоздна отписывались, повторяя про себя заклинание:

Понедельник день хороший,

Только вторник будет скоро,

На планёрке бить галошей

Нас по мордам станет Чворо…

В среду это был уже другой Чворо – добрый друг и наставник. Он ласково улыбался каждому:

– Городская газета – это печка бездонная, всё съест, знай только подкидывай в топку. Кто эту школу пройдёт, тому никакая другая редакция не страшна будет!

Чворо сделал нам, сотрудникам, комнату отдыха. С ремонтом.

– Парни, печку предлагаю не убирать. Типа камина будет. И полочки посудные над ним повесим – чтобы вы из нормальных рюмок свой чай пили. Согласны?

Да кто ж против такой заботы восстанет?! И каждый раз добром мы шефа вспоминали, когда жгли в топке свои черновики и пили чай зимними вечерами. Заседания городского литобъединения там же проходили, человек по двадцать собиралось. Печка гудела, комната быстро нагревалась. И сейчас помню это тепло…

Владимир Денисович Чворо первым в Кузбассе решил перевести газету на сетевой график. Всё сам продумал, расписал. Мы поначалу сопротивлялись как могли. А потом ничего, втянулись. С улыбкой вспоминаю, как это было. «Мне через две недели очерк сдавать – а где я его возьму? Фельетон? Да я их в жизни не писал!» А пришлось. И герои для очерков находились, и от обиженных фельетонных персонажей редактор в горкоме партии защищал нас. Всё было.

И всё потом мне очень пригодилось. В семьдесят шестом году предложили стать заместителем редактора Гурьевской городской газеты «Знамя Ильича». Редактор, Павел Владимирович Бодунов, через полгода предложил: «Я журфаков не кончал. Ты, похоже, лучше меня разбираешься. Давай-ка бери на себя газетные дела – содержание, оформление, а я – всё остальное».

И мы попробовали жить по-новому: на каждую полосу ставим один постановочный материал, остальное секретариат найдёт чем забить, строчкогонством больше не занимаемся. Вот тогда-то сетевой график и пригодился. «Гвоздь» в центре разворотной полосы, обязательно с лидом, утопленный заголовок 48-м кеглем, всё это в рамку, а вокруг – письма читателей. Мы тогда публиковали очень много писем, а приходить их стало в два раза больше.

Да, ещё четвёртая полоса. Передышка от печки, которая съедает всё, должна же быть? По субботам на четвёртую ставим лёгкое чтиво: юмор, фотоэтюды, стихи, рассказы. Однажды дали на всю полосу подборку стихов Леонида Гержидовича – они потом вошли во вторую его книгу «Таволга»…

Удивлялись все: при населении города в сорок тысяч как может тираж газеты быть больше десяти тысяч? Получается, что абсолютно каждая семья выписывает? Да, получается так. Золотое было время. А люди какие работали в редакции! Дмитрий Гоосен, Лариса Лезина, Галя Бабанакова, Лена Туркина, Лида Корнеева… Золотые люди! Кстати, Лена Туркина позже оказалась в «Магнитогорском рабочем», там тоже помогала сетевой график вводить. И щедро поделилась фактурой, когда я писал кандидатскую диссертацию по теме «Городская газета как тип издания».

После двухлетней учёбы на журналистском отделении Новосибирской ВПШ направили меня в «Кузнецкий рабочий». Это сегодня «Кузнечик» из последних сил пытается выжить, а тогда газета входила в число лучших городских изданий в стране. Пятиразовая, формата «Правды», коллектив большой. Серьёзная газета. В добрых и сильных руках редактора Анатолия Никифоровича Сосимовича, прекрасного журналиста и педагога от бога.

Новокузнецк можно любить, можно не любить – ему, понятно, всё равно. Я, каюсь, не успел его полюбить. Чёрные сугробы, рыжие хвосты из многочисленных труб. Сдуру ляпнул на планёрке:

– Полистал газету, что-то нет у нас ничего ни про строительство очистных, ни про обязательные фильтры и дымоулавливатели…

Получил по полной. Дескать, мал ещё, помалкивай. Замолк, повторяя про себя: «Обещанного сада, увы, не видим мы…»

Нет, есть, конечно, в этом городе что-то ослепительно мощное и уникальное. Например, разлив готового металла на алюминиевом заводе, когда весь цех вспыхивает белым отсветом, словно тысяча ёлочных шаров. Или выпуск стали из мартеновской печи на КМК. Ощущение не передать словами, и на печь она совсем не похожа. А жар от неё до сих пор в памяти…

Очень сильные журналисты в «Кузнечике» подобрались. Блестящая команда. Ветераны газеты – Лариса Савицкая, Татьяна Кислицына, Валентина Пьянкова, Зинаида Черновол, Михаил Беркович… Ничуть не менее талантливые, просто малость помоложе – Юля Некрич, Таня Тюрина, Миша Гревнёв, Серёжа Чугурян и многие другие.

Люба Чухонцева руководила не только отделом писем, но и общественной приёмной. Дежурства с утра до вечера, двери общественной приёмной открыты, любому здесь готовы помочь, хоть словом, хоть делом. С жалобами люди шли потоком, зная, что в редакции газеты их выслушают и помогут обязательно. А их встречали пенсионеры, да не простые – военные, артисты, учителя, журналисты и даже вчерашние чиновники.

Один из дежурных по общественной приёмной откровенно рассказывал, как в августе 1945-го он на «дугласе» полетел со своим экипажем в Японию – смотреть, что за бомбу сбросили американцы на Хиросиму.

– Странно было видеть: огромный город лежит на боку, весь в серой пыли. Ох, и досталось же мне тогда! А после войны встретил штурмана, тот сказал, что двое нас из экипажа осталось, остальных радиация сожгла…

А ещё помню, что однажды я дежурил по номеру. Читаю полосы, большой материал на четвёртой полосе – ну, прямо песня, сплошной восторг! Лишь в конце одно слово выпадает из ритма, не высвистывается, не поётся. Пошёл к автору поздравить.

– Рита, – говорю, – это блестяще! Погрело душу! Я там только одно слово у вас поменял…

А она мне спокойно:

– Или вы сейчас восстановите, как было, или я снимаю свой материал.

Это было мне хорошим уроком. Потом, когда уже преподавал на кафедре журналистики в вузе, никогда не черкал чужих материалов. Даже если они не греют душу, не идут срочно в номер, а отправляются в корзину или в печку…

Фото: коллектив редакции газеты «За коммунизм», на снимке редактор В.Д. Чворо, В.Б. Попок, В.В. Королёв и др., 1976 г.

г. Екатеринбург

 

Виктор Королев. Из книги «По следам Пушкина»

От автора

Эта книжка писалась частями. Писалась специально для одного человека. Каждую часть я торопился послать в Екатеринбург, чтобы приободрить маму, которая много болела. После смерти папы здоровье её стало быстро таять, и мне очень важно было поддерживать у мамы интерес к жизни. Одной главы хватало на месяц-два, и тогда я садился писать следующую…

Маме было 89. Много лет она интересовалась темой «Вокруг Пушкина». Прочитала массу книг, собрала гигантское количество материалов. Она помнила по именам всех друзей поэта, все родственные связи, все даты. Однажды к ней даже обратился за консультацией Читинский музей декабристов.

Жизненный путь Пушкина описан и изучен по минутам. Но с годами биография поэта обрастает все новыми и новыми легендами и мифами. Я старался никого не вводить в заблуждение, не использовать непроверенные факты и домыслы. Но «художественно-историческое исследование» – это не фотография. Объектив отражает то, что было, а литература – то, что могло быть.

Мог Бальзак стать шурином Пушкину? Этого не произошло лишь потому, что одна из их сестёр-избранниц оказалась шпионкой. Мог Гоголь вызвать «наше русское всё» на дуэль из-за женщины? Да, он так и хотел сделать, но, слава Богу, струсил. Мог Аракчеев отправить поэта в сибирскую ссылку или на виселицу? Ещё как мог – но не стал, потому что сам был влюблен без ума…

Я старался брать факты малоизвестные. Например, что муза у Пушкина и Бетховена была одна, и перед ней оба гения преклонялись всю жизнь, спрятав глубоко в душе эту тайну. Или что внебрачный сын Пушкина оказался ненароком причастным к страшным трагедиям, затронувшим всю нашу страну и растянувшимся по времени на десятилетия. Или про то, как Бунин пил чай с внучкой великого поэта, а та рассказывала ему, что от тяжелой жизни ей пришлось торговать собой. Или про то, как ученые признали в сибирском старце умершего императора Александра I, а местный купец, наш дальний предок, на свои деньги поставил на его могиле часовню…

Я хотел написать о том, что связано не только с пушкинскими местами, но и хоть как-то – с теми городами и поселками, где бывал сам или где жили близкие мне люди. Оказалось, что у белорусского города Слуцка и дальневосточного поселка Де-Кастри много общего, и хотя поэт там никогда не был, – есть связующая ниточка с великим Пушкиным. Связаны между собой сибирский Томск, Лазурный берег и лесопарк Уралмаша… Мне очень хотелось увидеть эту едва уловимую общность и попытаться соединить всё единым сюжетом.

Мозаика сложилась по одной причине – потому что Пушкин в каждом из нас. Теперь я понимаю, что так сильно и надолго заинтересовало мою маму в этой теме. Пусть и всех желающих заинтересует эта книжка – впрочем, такая мечта есть, наверное, у каждого автора.

Никакой коммерческой цели, как вы понимаете, у меня не было. Может быть, что-то недоговорено, осталось непонятным для тех, кто слабо знаком с жизнью великого поэта. Но достаточно его любить – а не любить Пушкина, думаю, невозможно.

Премного благодарен всем тем, кто с научной дотошностью годами рылся в архивах, изучая каждый день и каждый шаг Александра Сергеевича, и теперь щедро поделился своими находками. Я благодарен за возможность воспользоваться их исследованиями...

Источник: https://iknigi.net/avtor-viktor-korolev/117902-po-sledam-pushkina-viktor-korolev/read/page-1.html 

 

Виктор Королев. Из книги «Генерал Милорадович»

Глава 1. Затишье перед бунтом

Дни стали совсем короткими. Солнце не успевало пробиться сквозь серую хмарь, окутавшую столицу. Снег лёг давно, но поначалу его сдувало ветром с Финского залива, и приказа чистить центральные улицы не было. Потом в одночасье засыпало всё белым – и сразу стало светлее в городе.

Зима началась. Потянуло отовсюду печным дымом. И звуки стали другие: вместо цокота копыт – скрип полозьев да забытое ямщицкое «Поберегись!». Слышно даже через двойные оконные рамы. А так в городе тихо, спокойно. Траурная епанча по безвременно ушедшему императору Александру I заказана. Законному престолонаследнику Константину Павловичу чиновничество и армия уже присягнули…

Спал плохо. Вчера ужинали поздно. После воскресной службы отправился в театр. Давали «Кавказского пленника, или Тень невесты». За три года, прошедшие с премьеры, он видел этот балет неоднократно. И с душкой Истоминой, и с более недоступными балеринами на первых ролях.

Трактовка Шарля Дидло ему нравилась своим мажорным финалом. Поэму Пушкина не жаловал, как и самого стихотворца. Пять лет назад получил личное распоряжение от императора Александра допросить молодого поэта. Уже и забыл, почему принимал Пушкина не в канцелярии. То ли сам так предписал, то ли этот наглый отрок решил свой нрав показать – какая теперь разница? Но явился отрок в чиновничьем сюртуке, без шляпы.

Такой невысокого роста мальчик, резвый, кудрявый, смуглявый, с живыми серо-голубыми глазами. Жаль было тратить на него своё время, потому сразу задал вопрос построже:

– По вверенному мне городу ходят в списках за вашим именем стихи непотребные? Правда ли то?

– Правда, – отвечал тотчас Пушкин. Страху не показал, но добавил: – Эти стихи я сжёг, ваше сиятельство!

– Уж не идя ли в дом к генерал-губернатору, вы соизволили сжечь их, милостивый государь?

Со всей язвительностью спросил – трусость не переваривал никогда.

– Нет, – отвечал молодой курчавый юноша, спокойно и прямо глядя в глаза. – Сжёг я их полгода назад. Хотя помню их наизусть и могу заново написать, коли есть в том потребность.

Это уже поступок! Честность такая порадовала. И в рапорте указал, что «воспитательная беседа проведена с осознанием вины». Не рыться же боевому генералу в подмётных списках! Да и какой из Пушкина противник – пороха не нюхал, службы не знает! Пусть кропает стишки. Не сравнишь ведь его поэму «Кавказский пленник» с балетом Дидло – это две совершенно разные вещи.

Источник: https://iknigi.net/avtor-viktor-korolev/156057-general-miloradovich-viktor-korolev/read/page-1.html 

Архив новостей