Каменные сказки Любови Ивановой

14 октября 2021 

«Я родилась в городе на Томи, в Кемерово, – рассказывает о своём кемеровском детстве  Люба Иванова. – Детство прошло в двух шагах от набережной. Улица Николая Островского, дом 55. Бежали с друзьями первыми смотреть ледоход, бежали первыми на остров, когда летом устанавливали временный понтонный мостик для пляжных целей. А на острове камни. Томские, отличные, крупностью с пряник.

Её родители Виктор Георгиевич и Ульяна Петровна работали на Азотно-туковом заводе. Любили проводить со своими двумя дочерьми летние выходные на реке. Мама показывала детям игры с мелкими камешками. Их надо было разложить рядами, а потом по очереди подкидывать и ловить, подхватив новый. У неё ловко получалось это подобие жонглирования. Да и в отчестве присутствовало слово, означающее «камень» - Пётр.

– Своего деда Петра я не видела и не знала. Тем не менее, эти камни выкладывали дорожку к тому, чем я спустя годы и годы вдруг занялась и увлеклась, – говорит она про своё «каменное» увлечение.

Но прежде пришлось, как все, окончить школу и как почти все – вуз. Специальность она приобрела – внимание! – строительную. То есть камень и тут присутствовал  в качестве серьёзного конструктивного материала. Но душу свою он стал открывать ей не сразу.

Чтобы понять язык камня, душу и эмоции, надо было поменять специальность. Произошло это случайно.

– Мои побочные несерьёзные упражнения в любительских фильмах однажды привели в настоящую студию телевидения, – вспоминает Любовь Викторовна. Она называлась «Антенна домашнего телевидения». Я ещё не окончательно отказалась от строительной научной карьеры, а сети уже плелись, чтобы поймать меня и не выпустить. Геннадий Никифорович Егоров, режиссёр, стильный: тёмные очки, кепончик, субтильный строй тела, – читая мой сценарий, подозвал редактора Валентину Муравьёву. Она заглянула в листки и изрекла: «А она – видит!».  Ушко моё всё слышало. Профессионалы дали добро.

Но окончательно она «попалась», когда в монтажной познакомилась с Вячеславом Борисовичем Шиловым.  Он-то и исполнял  фантастические по тем временам идеи, приходящие в её голову, усиливал и порой приговаривал: «Америка по мне плачет как по ценному сотруднику Голливуда».

А уж когда в «Антенну» позвонили с ГТРК «Кузбасс», чтобы позвать в профессиональные тележурналисты, Люба сдалась. Не сразу, но окончательно.

Геннадий Михайлович Митякин – председатель ГТРК через своего заместителя Светлану Войтович передал просьбу встретиться для серьёзного разговора. Директор «Антенны» Маргарита Степановна Ильяшенко вздохнула и решительно отпустила Любу в большое плавание по волнам ТВ. 

– Я забросила кульман и стала строчить на обороте листков старых микрофонных папок. Бумагу на студии экономили, белоснежные кипы ждали нас в следущем веке. Мы писали от руки, потом отдавали в машинопись. Мой почерк наши машинистки любили. Всё-таки бывшая отличница. Так я попала в иной мир, где то, что написано пером, не вырубить топором. Телевидение научило многому и открыло силу эмоции.  

А камни затаились и ждали. Они лежали в песке обского пляжа, и над ними бежали то серые, то белые облака.

И вот настал день, когда они встретились – художник и материал. Был конец августа 2019 года. В Новосибирске, куда она перебралась из Кемерово за новыми телевизионными впечатлениями, заканчивалось очередное лето.

– Юрий Иванович Алейников, сопровождавший меня на дикий заельцовский пляж рядом с одноимённым парком, производил заплыв кролем в тёплых ещё волнах великой сибирской реки Обь. Я, растопырив руки, сидела на берегу и озиралась. Берег был песчаным, не таким, как в Кемерово, на Томи. В песке торчали носы камней, будто вынюхивающих, что делаем тут мы, пришельцы асфальтовые. Россыпь старых домиков улиток мне особенно понравилась. Из них  получилась причёска первого человечка и тут же следом – второго, – художница улыбается, вспоминая свой первый опыт.

– Парочка друзей – девочка и мальчик – прощались с летом, я не заметила, как сложилась из пляжных камешков эта картинка.   

Когда мы опять попали на заельцовские дюны, я уже приготовила карманы под небольшое собрание камней.

А дома, разложив камни на цветных досках для нарезки овощей из магазина IKEA, она принялась составлять композиции. Режиссёру Алейникову понравились её затеи, и он стал их «фиксировать» их с помощью фотоаппарата.

Фейсбук отреагировал на публикации этих рисунков из камня благосклонностью друзей. Появились «лайки» и пожелания: «Давай мультики!» Но для мультиков этот вид собирания камней не вполне подхолит.

– Фазы движения героев мультиков требуют многих подобий элементов, а у меня каждый камешек – отделен и неповторим, – уверена Люба Иванова. – И не прикреплён. Они как фигура в танце – «быстрый промельк маховой». Иначе пропадает живость.

Ей нравится, чтобы фигурки производили впечатления случайного собрания, мгновения, которое закреплено только в фотоснимке.  

– Кто-то называет моё занятие «каменной живописью», а я называю «приручением дикого камня». Фигурки выкладываются после того, как погреешь камни в руке, иначе никак. Они порой капризно не желают вставать в определённые намеченные мной позиции, то есть проявляют характер. Будто не желают быть дрессированными. Только прирученными. 

Когда внимательно вглядываешься в её каменные произведения, удивляешься умению автора вначале найти нужный «фрагмент» рисунка, составленного уже в голове художника, затем, уложить его точно в предназначенное место.

Кажется, что темы её необычных полотен просто бесконечны: природа и любовь, дети и животные, сказки и времена года, портреты известных людей и произведения великих авторов...

Поиски «братьев по разуму», то есть по увлечению – тех, кто выкладывает из камней картинки, показал, что такие есть. Чаще «близкие по духу» создают каменные картины по принципу мозаики. Есть очень красивые орнаменты из морских камней. Есть композиции, похожие на Любины.

Например, одна девушка из Северной Америки собрала из камней азбуку и издала книжку. Она сумела отыскать на океанском берегу камни с изображениями на них букв от «А» до как у нас говорят «Я», а у них – «Z».

Некоторые её друзья стали делать попытки повторить её опыт.

– И это замечательное!  – радуется она успехам коллег. – Когда я получаю фотописьмо от друга с берегов Крыма с камешками в виде танцующей фигурки – я счастлива! Чем держать камни за пазухой и бросаться ими друг в друга, лучше их приручать. Они умеют выражать чувства.

И порой Любе кажется, что камни умеют любить...

Посмотреть более полную коллекцию «каменных рисунков Любови Ивановой можно здесь:

http://xn----8sbenbrquebb4afq7e.xn--p1ai/albom/Lyuba-Ivanova-%E2%80%93-avtor-risunkov-iz-kamnya

 

Собинф

Фото из личного архива художницы

Архив новостей