Кемеровский драматический театр имени А.В. Луначарского: история в датах и фактах

24 мая 2021 

30 января 1934 года в помещении кемеровского Дворца труда был открыт драматический театр. Его первое название – драма № 5. В начале 30-х годов из Барнаула, где он работал, театр сначала был направлен в Прокопьевск. В шахтёрском городе артисты сразу активно включились в культурную жизнь, театр сменил название и стал называться «Культармеец Кузбасса».

Дворец труда, ставший первым домом для переехавшего в Кемерово театра, был построен в 1927 году. (В этом здании сейчас находится Кемеровский областной колледж культуры и искусств). Вместе с театром в том же здании тогда размещался, например, краеведческий музей.

Получив постоянную сценическую площадку в Кемерове, театр драмы открыл первый театральный сезон 1 ноября 1934 года спектаклем «Гибель эскадры» по пьесе Корнейчука. Поставил спектакль первый руководитель театра, заслуженный артист республики Алексей Ларионов. (Алексей Евфимьевич Ларионов – первый руководитель театра, родился в 1894 году, «за заслуги по революционизированию театрального искусства» в 1922 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР).

Первые десять лет существования театра на его афишах были имена и названия спектаклей современных на тот период времени авторов: Н. Островский «Как закалялась сталь», Д. Фурманов «Чапаев», К. Тренев «Любовь Яровая» и другие. В те годы на сцене театра работали актёры Ф. Белинская, И. Китов-Крамов, А. Струсь и другие.

(Анна Людвиговна Струсь, служившая в кемеровском театре несколько десятилетий, получила профессиональное образование в Москве и сдавала экзамены по актёрскому мастерству одному из основателей русской театральной школы В.И. Немировичу-Данченко).

В этот же период в связи со 100-летием Александра Пушкина театру присвоили имя великого русского поэта.

Годы Великой Отечественной войны вписали новые яркие страницы в историю театра. В 1941 году на базе Кемеровского театра произошло слияние двух трупп – Кемеровской и Томской. Предпосылкой для этого стал тот факт, что на сцене томской драмы работал коллектив Белорусского драматического театра, эвакуированного с оккупированной немцами территории.

В результате на сцене Кемеровской драмы сошлись две театральные труппы – театр стал «Кемеровским» по месту расположения, а имя первого наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского привезли с собой томичи. И Кемеровскую драму решено переименовать.

Театральный сезон 1941 года открылся спектаклем К. Симонова «Парень из нашего города».

Во время войны коллектив театра работал в здании кинотеатра «Москва»: днём зрители смотрели кино, вечером – драматические спектакли. А своё здание во Дворце труда на время войны театр отдал заводу «Карболит», который переоборудовал помещения под производственные цеха. Интересный факт: до 1948 года спектакли начинались в 20 часов 30 минут.

С образованием Кемеровской области в 1943 году, театр получил статус областного. Несмотря на трудности военного времени, творческая жизнь театра находилась на подъёме. Были поставлены «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва.

За годы войны в частях и гарнизонах было дано 56 выездных спектаклей, 794 концерта. 22 шефских спектакля помогли собрать 100 тысяч рублей на строительство самолета-бомбардировщика, на борту которого была сделана надпись «Кемеровский артист».

Труд коллектива в годы войны был по достоинству оценён: 52 артистам, режиссерам, работникам производственных цехов были вручены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

30 октября 1948 года театр вернулся в полностью восстановленное здание Дворца труда.

В 1949 году на сцене Кемеровского драмтеатра появился спектакль по роману А. Волошина «Земля Кузнецкая». Одну из главных ролей в спектакле сыграл молодой в то время актёр Владимир Самойлов – будущий народный артист СССР. Он уехал из Кемерова в 1959 году, уже будучи заслуженным артистом РСФСР.

Важным в истории кемеровской сцены является тот факт, что в разные годы на сцене театра начинали свой творческий путь и другие известные российские актеры: Георгий Бурков, Михаил Светин, Людмила Аринина.

Например, в 1962 году театр открыл новый сезон спектаклем «Клоп», где роль Маяковского блестяще, по утверждению современников, сыграл тогда начинающий артист Георгий Бурков.

1952 год стал началом работы в качестве главного режиссёра театра заслуженного артиста РСФСР Або Волгина. Талантливый постановщик и педагог объединил и сплотил коллектив единомышленников, что позволило театру стать явлением в культурной жизни области.

Знаменитости того времени – Ф. Белинская, П. Князев, И. Ефанов, А. Бурковский, В. Савин, совсем молодые Г. Ишкова и П. Бетев (из артистов самодеятельности они выросли в мастеров сцены, заслуженных артистов РСФСР) – блистали в «Иркутской истории» А. Арбузова, «Последних» М. Горького, «Вишнёвом саде» А. Чехова, «Вей, ветерок!» Я. Райниса и других постановках.

Огромный вклад в развитие сценической художественной культуры внёс заслуженный художник РСФСР Марк Ривин, который был главным художником театра почти 35 лет, начиная с 1948 года. За время работы он оформил более 200 спектаклей. Лучшими примерами его сценографии считаются спектакли «Тень», «Трёхгрошовая опера», «Ромео и Джульетта», «Характеры», «Анна Каренина», «Птицы нашей молодости».

Новое здание театра на улице Весенней на 807 мест было сдано в эксплуатацию в конце 1960 года. Ленточку перерезали в апреле 1961-го, а в ноябре 1961 года это событие было отмечено премьерой «Божественной комедии» по пьесе И. Штока. Кстати, этот спектакль восторженно приняли не только в Кемерове, но и в Алма-Ате на гастролях (1962).

В целом 1960-е годы отмечены новаторским почерком главного режиссёра театра Вадима Климовского. Его спектакли «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, равно как и работы приглашённых режиссёров «Божественная комедия» И. Штока (режиссёр П. Подервянский), «Тень» Е. Шварца (режиссёр Т. Глаголева), «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта (режиссёр И. Рутберг), «Миллионерша» Б. Шоу (режиссёр В. Миллер) – острые, полемичные, в непривычной манере исполнения.

Артисты А. Самохвалов, С. Балакин, Г. Кузнецова, Т. Кораблёва, А. Лосев, Г. Евсеев, М. Меримсон завораживали своей игрой и в полной мере имели свои минуты не только славы, но и критики – за непривычное для многих сценическое существование.

В 1969 году директором театра был назначен Владимир Литвинов, заслуженный работник культуры России. Началась так называемая «эпоха Литвинова», продолжавшаяся около 15 лет. Именно в это время Кемеровский театр драмы стал флагманом театрального искусства Кузбасса.

К своему сорокалетнему юбилею в 1974 году театр пришёл как сложившийся профессиональный коллектив. На сцене в то время творили заслуженные артисты РСФСР Галина Кузнецова, Валентина Литвинова, Борис Суров, Борис Мостовой.

В 1978 году кемеровская облдрама приняла участие в третьем Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР. Спектакль «Дарю небо и землю» И. Друце стал лауреатом этого смотра и получил диплом первой степени.

В 1979 году на фестиваль венгерской драматургии в СССР коллектив Кемеровского театра представил трагедию венгерского писателя Й. Катоны «Банк Бан». Спектакль был поставлен венгерской постановочной группой.

Важной вехой в истории театра стали его гастроли в 1981 году в Москве. На сцене прославленного Малого театра СССР кемеровчане показали шесть спектаклей: «Дарю небо и землю», «Дикий ангел», «Банк Бан», «Город на заре», «Анна Каренина», «Тихий Дон».

Режиссёр-постановщик «Тихого Дона» и «Анны Карениной» – Борис Соловьёв, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, более двух десятилетий возглавлял Кемеровский областной театр драмы. С 1973 года Борис Нифантьевич был главным режиссёром, а в 1991 году был назначен на должность художественного руководителя театра.

Б.Н. Соловьёв – мастер классического спектакля. Наиболее яркими, запомнившимися зрителям и театральной общественности стали его работы: «Дядя Ваня» и «Чайка» Чехова, «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского, «Маленькие трагедии» и «Борис Годунов» Пушкина, «Анна Снегина» Есенина, «Гамлет», «Трёхгрошовая опера» и «Отелло» Шекспира, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» Гоголя, «Пигмалион» Шоу, «Горе от ума» Грибоедова, «Двое на качелях» Гибсона, «Город на заре» Арбузова, «Любовь под вязами» О' Нила, «Трамвай «Желание» Уильямса и другие.

В 1984 году, когда театр отмечал пятидесятилетие, коллективу была вручена правительственная награда – орден «Знак Почета».

В эти годы на сцене работала плеяда талантливых актеров – народные артисты России Валентина Литвинова, Борис Суров, заслуженные артисты России Татьяна Кораблева, Аркадий Дахненко.

Начало нового века и нового тысячелетия стало для театра этапом интенсивного творческого роста. В 2001-2008 годы театр возглавлял директор Юрий Штальбаум, работал режиссёр Евгений Ланцов (его спектакли – «Вечер», «Очень простая история», «Шут Балакирев», «Скользящая Люче» и ряд других).

Среди достижений тех лет – участие в нескольких профессиональных фестивалях: первый «Сибирский транзит» в Новосибирске – диплом за «Изобретательную влюблённую»; в Иркутске «Встречи у Вампилова» – диплом лауреата за «Очень простую историю»; фестиваль «Новая драма» в Санкт-Петербурге – диплом лауреата за «Скользящую Люче»; в Челябинске фестиваль «Камерата-Транзит» – и ещё один диплом лауреата за «Скользящую Люче».

В 2002 году Кемеровский областной театр драмы принимал на своей сцене гостей и участников Первого Православного театрального фестиваля «Кузбасский ковчег». Фестивалей подобного формата до того времени не было в истории театрального искусства региона.

В 2006 году театр принял участие в шестом Всероссийском театральном фестивале «Сибирский транзит» в г. Улан-Удэ.

В 2008 году директором театра и его художественным руководителем был назначен заслуженный работник культуры РФ Алексей Разуков.

Осенью 2008 года Кемеровская драма стала участником двух престижных театральных фестивалей. В сентябре спектакль «Три сестры» был показан в рамках Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит». Постановка Кемеровского театра драмы была отмечена дипломами «За режиссуру», «За роль второго плана», гран-при «За лучшую сценографию». В октябре кемеровский «Банкрот» по пьесе А. Островского открывал программу Международного театрального фестиваля «Островский в доме Островского» в Москве на сцене Малого Академического театра России.

В марте 2009 года после девятилетнего перерыва был возрождён областной фестиваль «Кузбасс театральный». Участниками фестиваля стали все профессиональные театры Кемеровской области.

В театре спектакли идут на двух сценах – большой и малой. Так, в 2009 году был открыт «Звёздный зал» на 150 мест. Площадка стала местом творческого поиска и работы в направлении современного театра (здесь проходили спектакли «Калигула» А. Камю, «Девичий источник» О. Богаева, «Беккет» С. Беккета).


В фойе театра работает театральный музей, в котором открыты экспозиции, посвященные работникам театра – актёрам, режиссёрам, помощникам режиссёра, художникам. Основным раритетом театрального музея являются костюмы народной артистки России Валентины Литвиновой к спектаклю «Анна Каренина», где она играла главную роль. Автор костюмов – известный российский кутюрье Вячеслав Зайцев.

С 2015 года главный режиссёр театр – Антон Безъязыков, выпускник мастерской Григория Козлова СПбГАТИ (ныне Российский государственный институт сценических искусств).

В репертуаре театра более 30 спектаклей для зрителей самого разного возраста. На сценических площадках Кемеровской драмы с успехом идут и классические пьесы, и современная драматургия.

На базе театра проходят режиссёрские лаборатории, работает проект «Малая сцена», знакомящий зрителей с новыми театральными именами и современными форматами, успешно реализуются международные проекты («Кузбасс-Финляндия», «Кузбасс-Италия»). Одним из важных векторов работы является гастрольная деятельность – участие в обменных гастрольных проектах, сотрудничество с Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности в рамках программы «Большие гастроли».

Из недавних наград стоит отметить Гран-при «Золотой сертификат» фестиваля «High fest» (Ереван, Армения, 2010), Гран-при Фестиваля Чёрного и Белого (Иматра, Финляндия, 2012) «За лучшую женскую роль» – Наталья Юдина в спектакле «Целлофан».

В 2016 году Кемеровский театр драмы впервые вошёл в шорт-лист престижного российского фестиваля «Золотая маска»: спектакль-вербатим «Мирение» был выдвинут на премию сразу в трёх номинациях.

Актерская труппа Кемеровского областного театра драмы – самая титулованная в Кузбассе. Из 27 артистов – двое носят звания «Народный артист России», пятеро – «Заслуженный артист России», одна актриса удостоена звания «Заслуженная артистка Белоруссии».

Сегодня Кемеровский областной театр драмы – один из главных театров региона, сохраняющий русские театральные традиции и в то же время активно осваивающий новые театральные направления.

В последнее время в театр пришло много творческой молодежи. Труппа находится в той поре творческой зрелости, когда может ставить перед собой самые сложные задачи и успешно решать их.

По материалам Людмилы Казаченко и другим публикациям

Источник: http://www.kemdrama.ru, а также Internet

 

ТЕАТР В СУДЬБАХ И ВОСПОМИНАНИЯХ 

Кемеровский областной театр драмы известен всем, кто хоть раз побывал в нашем городе. Наверное, это та самая точка, куда должна ставиться ножка циркуля архитектора, отмеряющего расстояние «от самого центра». И хотя адрес «Весенняя, 11», вероятнее всего, знают только таксисты, монументальное здание в стиле советского неоклассицизма вполне может претендовать на первое место в ряду символов Кемерова.

История драматического театра не настолько длинна, чтобы писать о ней книги – их, кстати, и нет. Но некоторые сведения имеются.

В 1934 году в городе Кемерово появился театр под названием «Культармеец Кузбасса». Свою первую прописку он получил в главном здании всех учреждений культуры тех лет – Дворце труда.

К столетию со дня смерти Александра Пушкина, которое в 1937 году широко отмечалось по всей стране, театру было присвоено имя великого поэта. Правда, потом, когда в годы Великой Отечественной войны учреждение объединили с Томским государственным театром имени А.В. Луначарского, переехавшим в Кемерово, оно стало носить имя советского наркома.

 

Точка отсчета

Период конца пятидесятых – начала шестидесятых годов прошлого века стал ключевым для драмтеатра. Развивающийся в послевоенные годы областной центр использовал все возможности для того, чтобы соответствовать статусу главного города, важного для страны региона.

В Кемерове активно велось строительство как нового жилья, так и современных административных зданий и учреждений культуры. Во второй половине пятидесятых (тогда областью управлял первый секретарь обкома КПСС Степан Маркович Пилипец) было принято решение на самом высшем уровне, в Москве о строительстве в городе здания драматического театра.

В соответствии с проектом детальной планировки центра города архитектора В.А. Сурикова, театр должен был занять «островное» положение на Театральной площади, образованной пересечением Весенней улицы с Советским проспектом и улицей Ноградской.

В советских традициях вместимость главного театра области или края рассчитывалась с учётом того, чтобы там могли проходить такие мероприятия, как областные партийные или профсоюзные конференции. Поэтому архитектор А.П. Максимов планировал его на 800 мест. Впоследствии выяснилось, что вмещать он может и больше, хотя на балконе существовали абсолютно «слепые» места, с которых сцену просто не видно. Сегодня этот недостаток устранен, а количество мест в большом зале сокращено до 597, что создаёт удобство для каждого зрителя.

Здание обладает ар­хи­тек­тур­но-планировочными и художественными качествами, характерными для застроек послевоенного периода. Причём это одно из последних зданий, созданных в таком стиле.

Верхняя часть фронтона украшена барель­ефной композицией с гербом в центре, двумя сидящими музами и классической театральной атрибутикой. Колонны при входе придают монументальность и величие.

В 2005 году был проведён внутренний капитальный ремонт и частичная реконструкция интерьера здания по проекту архитектора Н.Н. Петрищина.

Несколько раньше, в 1997 году, был реконструирован фонтан у входа. Во-первых, он стал светомузыкальным, во всяком случае, так считается. А во-вторых, увеличилось число сопл: по периметру большой чаши их стало 120, а по кругу верхней чаши – 60. Специальные устройства внутри фонтана образуют вертикальные пенные струи. Подсветку создают 112 лампочек четырех цветов. Реконструкция вызвала поток критики, однако горожанам обновленный объект понравился.

Сведения о сроках строительства театрального здания разнятся. Но свидетели вспоминают, что ещё в 1956 году на этом месте, между двух пятиэтажных новостроек с арками (дома, где расположены два отдела краеведческого музея), стояла деревянная контора по приёму коммунальных платежей.

Вскоре началось строительство, которое – опять же, по свидетельству современников – неоднократно «замораживалось». На снимках, датированных 1957 годом, зафиксировано начало строительства в фазе нулевого цикла.

Фотография 1958 года показывает уже коробку здания, возведённую почти под крышу. В 1959 году здание возведено и одето в леса – для внешней отделки. Завершение строительства приходится на 1960 год, хотя открытие театра датировано 1961-м, когда область возглавлял первый секретарь обкома КПСС Леонид Игнатьевич Лубенников.

Документов об этом найти пока не удалось, поэтому приходится пользоваться «свидетельскими показаниями», а они говорят о том, что театр распахнул двери 30 апреля 1961 года.

 

Свидетели истории

Валентина Гавриловна Приходова – ровесница театра, она родилась в 1934 году. В Кемерово приехала из деревни Каменка Тяжинского района – к сестре. Поступила в торговое училище, но эта сфера вскоре вызвала у Вали стойкое отторжение. И она пошла устраиваться на работу в только что построенный театр, который сразу поразил девушку своим великолепием.

– Я сначала стала гардеробщицей. Потом работала билетёром, контролёром, то есть всегда на людях была. А этому приходилось учиться, да и учили нас тогда хорошо. Со зрителями полагалось разговаривать, как с пришедшими гостями. Да и актёры после спектакля забегали в гардероб с вопросами: что о спектакле говорят-то?

Когда я начинала трудиться, театр ежевечерне был полон. До сих пор помню последний номер вешалки – 899. Спектакли начинались в половине восьмого, опаздывать было совершенно не принято, мужчины приходили в костюмах с галстуками, женщины в вечерних платьях и обязательно переобувались в туфли на каблуке. Какие это были люди! Завсегдатаем много лет был Афанасий Федорович Ештокин – первый секретарь обкома партии, все его очень уважали!

Моим первым директором и соответственно первым учителем – а директора тогда доходили в своей работе до каждой билетёрши – был Юрий Изюмский. С теплотой вспоминаю удивительные человеческие качества Владимира Ильича Богатского, но больше всех запомнился мне самый деловой руководитель – Владимир Давыдович Литвинов.

Валентина Гавриловна помнит не только поимённо, но и «похарактерно» всех директоров театра, работавших в новом здании, а их за её биографию случилось шестнадцать. Сегодняшний директор, заслуженный работник культуры Алексей Разуков, принял решение назначить Валентину Приходову экскурсоводом театрального музея. Кому как не ей, живой носительнице истории, рассказывать зрителям о том, как жил и развивался творческий коллектив!

Шестидесятые годы, с точки зрения местных театроведов, были отмечены новаторским почерком главного режиссёра Вадима Климовского. Его спектакли «Трёхгрошовая опера» Брехта, «Ромео и Джульетта» Шекспира и другие наполняли зал зрителями, которые шли посмотреть на кумиров: Балакина, Кораблеву, Лосева, Кузнецову, Евсеева, Сурова – они завораживали своей игрой и в полной мере имели минуты аплодисментов и славы.

Как и любой репертуарный театр того времени, кемеровская драма практически ежегодно получала пополнение молодых артистов. Так, в 1971 году на сцену театра вышла актёрская супружеская пара – Людмила Галкина и Валерий Лихман. Сегодня Людмила Васильевна – заведующая труппой Кемеровского драмтеатра, с двумя небольшими перерывами (служила в театрах Макеевки и Якутска) она проработала здесь более сорока лет.

– Когда мне исполнилось семь лет, мама отдала меня учиться в 41-ю школу (позже в этом здании на улице Красной располагались факультеты Кемеровского государственного университета). А жили мы в частном доме на улице Щетинкина, возле Коксохима. И вот я каждый день в семь утра шла с портфелем в этот дальний путь по дощатым тротуарам улицы Советской. Тогда на будущем Советском проспекте не было еще ни одного каменного дома. Могла ли я подумать, что здесь вырастет великолепное здание театра и что я стану здесь актрисой, сыграю за десятки лет сотни ролей, а к старости буду называться «зав­труппой»? Уму непостижимо! Но это так, с этим домом связана вся моя жизнь, здесь я работала вместе с мужем, которого давно уже нет со мной, и на эту сцену выходили даже мои внуки…

 

У себя дома

В один год с Людмилой Ва­силь­евной сюда устроился молодой актёр Виктор Мирошниченко. Он прошёл все уровни и этапы работы в театре, а на протяжении двух сезонов возглавлял коллектив в качестве директора. Сегодня Виктор Васильевич – заслуженный артист России, заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства Кемеровского государственного института культуры, член ряда российских творческих академий.

– На сегодняшний день я самый старый – не по возрасту, конечно, а по сроку службы – в этом театре актёр. Помню времена, когда в труппе было до сорока пяти участников. Это позволяло ставить спектакли в несколько составов и страховаться от непредвиденных ситуаций. Появлялась и возможность одновременных постановок разными режиссёрами. Помню и другие времена – противоположные. Много чего помню, ведь отдал театру 47 лет и никогда ему не изменял, а потому с полным правом считаю его своим домом.

И горжусь тем, что свою позицию всегда умел отстаивать. Я человек с болевой точкой, переживаю за то, что происходит вокруг. Как-то, когда был ещё молод и гораздо более горяч, не постеснялся высказать своё мнение одному из «начальников»: зачем ты гробишь театр? Это мой дом, наш дом, но не твой! Сейчас многое в театральной жизни, в театральной политике меняется. С чем-то можно согласиться, но о чём-то можно и нужно всерьёз поспорить. И я это делаю, когда вижу, что нужно. Главное, чтобы театр жил и развивался!

Сложный театральный механизм требует отдачи и преданности не только от актёров и режиссёров. Восемнадцатилетним пареньком Володя Муштаев пришёл по объявлению на должность монтировщика декораций. Машинист сцены Георгий Саныч Суменков оценил возможности кандидата скептически: сам-то, дескать, сколько весишь? А посмотри на декорации!

Декорации на самом деле впечатляли монументальностью, их на протяжении четверти века создавал главный художник театра Марк Теодорович Ривин – первый из кузбасских мастеров, получивший звание заслуженного художника РСФСР. Он стоял у истоков особой школы театральной сценографии. В 1974 году Марк Ривин создал в Кемеровском художественном училище театрально-декорационную мастерскую, которая в 1982 году на всесоюзной выставке в Ленинграде была признана лучшей среди художественных учебных заведений страны.

Володя трудностей не испугался, пошёл в монтировщики, познакомился с электротехникой, работал осветителем в ложе, потом встал за пульт, освоил световую партитуру спектаклей и вскоре вёл уже весь репертуар.

– Сейчас мне кажется, что театр совсем другим был – и внешне, и внутренне. Хотя просто я тогда другими, молодыми глазами смотрел, – говорит Владимир Ильич Муштаев. – Нам, пенсионерам, теперь и воздух-то другим кажется. Но тем, особым воздухом от особых людей я сумел пропитаться. Марк Теодорович всегда в паре с бутафором Сергеем Алексеевичем Сидоровичем работал – тот одними руками всё сделать мог. При этом ругались они друг с другом страшно и практически беспрерывно. Ривин статный, как памятник, а Сидорович худой, морщинистый весь – двадцать лет на Колыме оттянул.

А Таисия Павловна Суворова! Ведь всю войну прошла сержантом в зенитно-пулемётном полку. А после победы в театре больше тридцати лет помрежем проработала. Как её слушались, как уважали! И, конечно, Владимира Давыдовича Литвинова я не забуду. Это настоящий директор, который умел и собрать театр, и руководить им. Мог и постановки выигрышные организовать, и театр на гастроли в Москву вывезти. Были люди в наше время, как говорится…

В будущем году театр отметит свой 85-летний юбилей. Это дата по метрике. Зданию же, в котором театр живёт и работает, меньше – 57 лет. И каждый новый год привносит в его историю новые страсти и переживания, новые успехи и победы, новые человеческие судьбы. А мы, даже если и не вдумываемся во всё это, можем просто любоваться его видом, проходя по Советскому проспекту или по площади, которая вполне могла бы называться Театральной.

Лора Никитина

Источник: https://gazetakemerovo.ru/posts/teatr-v-sudbah-i-vospominaniyah

Фото: известного кемеровского фотолетописца Павла Фёдоровича Мельникова, газеты «Кемерово», Internet

Архив новостей