Коллега-многотиражница Нина Евгеньевна Оборина

09 сентября 2021 

Радиожурнал для кемеровчан «У нас в городе», что выходил на областном радио,  обычно визировал главный редактор. Заметила, что он с пристрастием читает сюжеты, подготовленные сотрудниками заводских и вузовских многотиражных газет. 

Всякий раз папку со сценарием радиожурнала я принимала, дожидаясь от него пояснений. Наконец, главный как-то произнес: «Таня, зачем вы берете материалы от многотиражников?» И пояснил: «Они же варятся в собственном соку…»

Я с ним не согласилась.

В многотиражном цехе (так принято было именовать этот формат  газет) трудились незаурядные,  творчески одаренные люди. Они совсем бы не потерялись ни в одном редакционном коллективе газет большого формата. Среди них С.Д. Долинов, Ф.Д. Вотинцев, В.Ф. Турханов, Ю.П. Гончаров, И.В. Якунин, Н.Е. Оборина, Н.В. Милютина, Н.В. Евграфова, Т.А. Новоселова, А.М. Тюменцева, Т.В. Колоколова. Их успехи отмечали и властные структуры, и организации Союза журналистов области и страны. 

С одним журналистом из этого списка, Ниной Евгеньевной Обориной, редактором многотиражной газеты «Электромотор» производственного объединения «Кузбассэлектромотор», мне довелось поработать целых четыре года. В журналистских кругах она была известной личностью. Регулярно печатались её материалы и на страницах областных газет, и во всесоюзном ведомственном издании, выходящем в Москве. Её работы отмечали на областных журналистских конкурсах.

С ней мы встречались в дни вёрстки газет в типографии. Как-то в один из весьма холодных дней зимы 1980 –го года она подошла ко мне и говорит: «Хочу тебе предложить свое место редактора в газете. Из-за того, что я нахожусь на заслуженном отдыхе, имею право занимать только должность корреспондента. Соглашайся!»

И я приняла приглашение Нины Евгеньевны. ПО «Кузбассэлектромотор», входящее в Министерство электротехнической промышленности СССР,  было солидным предприятием в Кемеровской области. Его продукция – электромоторы – была востребована как в нашей стране, так и за рубежом. Завод, эвакуированный из Харькова в первые месяцы  Великой Отечественной войны, основательно  прижился на сибирской земле.

Здесь были крепкие трудовые коллективы и династии. Работники «Кузбассэлектромотора»  любили свою газету. И немудрено. У её редактора был хороший стиль в материалах,  интересной была и вёрстка газеты. 

Редакция располагалась в комнате рядом с центральной проходной. И из окна было хорошо видно, как стекаются людские ручейки во время пересменок. Благодаря удобному расположению, многие читатели по дороге домой или на работу заходили к нам в редакцию с рабочими новостями, а кто-то уже приносил и написанную заметку. У Нины Евгеньевны  был свой актив рабкоров (рабочих корреспондентов).  С моим приходом их круг расширился за счёт тех, кого заметила и привлекла в рабкоры я.

Когда мы отработали с Ниной Евгеньевной месяца четыре, раздался звонок из Центрального райкома партии. Мне звонил первый секретарь  А.А. Лопатин. Поинтересовался, как у нас идут дела. А потом сообщил, что через несколько дней меня будут заслушивать в райкоме о начале моей работы редактором. Только положила трубку, Нина Евгеньевна  поинтересовалась, кто звонил. Отвечаю, что первый секретарь райкома. И она при её-то авторитете взволнованно говорит: «Сам он мне никогда не звонил! Наверное, мы что-то не так делаем…».

Утром в день слушания в райкоме партии мы приняли запредельное количество валерьянки и пошли на встречу. После нашего обзора газеты, Анатолий Андреевич напутствовал: «Как работали, так и работайте!».    

Замечу, что первый секретарь часто бывал в трудовых и студенческих коллективах района . КЭМЗ не был исключением. Он был хорошо знаком и с содержанием многотиражных газет. Мог по телефону позвонить в редакцию, дать дельный совет.

Газета играла важную роль в сети политпросвещения. На её страницах размещались очерки и зарисовки  о пропагандистах. Нина Евгеньевна здесь была  непревзойденным автором. Её публикации были самыми читаемыми.

Кроме того, редакции поручили готовить плакаты для сети. Иной раз, когда получали задание оперативно выпустить плакат, за ночь писали его содержание. На этом направлении мы работали вместе с заведующей парткабинетом Т.С. Кузнецовой. Ну и, разумеется, под руководством парткома во главе с секретарем В.В. Луниным. Всё это было очень ответственно.

По образованию Нина Евгеньевна была полиграфистом. К тому же имела большой опыт работы в газетах. Трудилась в газете «Красная Шория», что в Таштаголе, где в горкоме партии работал её муж Николай Павлович. До того, как её пригласили в ПО «Кузбассэлектромотор», она была в многотиражной газете Кузбасского политехнического института.

Я уже упоминала, что её газета «Электромотор» отличалась яркой версткой. Вот и я решила внести свою лепту в этот процесс. В то время центральные газеты тоже старались блеснуть новизной. Мне «запал» стиль «Московских  новостей», их тонкие линеечки. Но однажды произошёл казус.

Статью заместителя директора по кадрам Н.С. Шкабары  с его фотографией  я поместила в эту самую тоненькую рамочку. Принесла газету из типографии, раздала по цехам, отделам и занесла в заводоуправление. К вечеру звонит Н.С.Шкабара: «Тань, зайди ко мне». Прихожу в его кабинет. На столе перед ним свежий номер. Он, кивая на газету: «Ты знаешь, захожу на завод, а встречные люди перешёптываются и смотрят на меня как-то странно». Я объяснила Николаю Семеновичу, что решила перенять  стиль макетирования «Московских новостей». На следующий день принесла ему пару номеров этой газеты. Он посмотрел и говорит: «Ну ты все-таки с моими материалами так больше не экспериментируй, пожалуйста».

К одному из юбилеев «Кузбассэлектромотора» подготовили с Ниной Евгеньевной на основе фотографий и текста к ним небольшое издание. Выпустить его предложило руководство предприятия, чтобы приурочить к торжествам. Время, к сожалению, было ограничено. Нина Евгеньевна созвонилась с директором  Кемеровского книжного издательства В.В. Банниковым. Пришли к нему на приём. Посмотрев фронт работ, Виталий Васильевич произнес: «К сожалению, ваш поезд ушёл. Надо было сдавать брошюру в работу раньше».

Вышли из издательства. Нина Евгеньевна: «Но это ведь не единственный поезд. Поедем в издательство на Октябрьском проспекте». Здесь мы выпускали и печатали нашу газету. И руководство издательства нам не отказало. Единственное, попросили, чтобы мы сразу же у печатного станка между напечатанными страницами прокладывали чистые листы. Что мы и делали с Ниной Евгеньевной, подключив к этому ещё одного активиста газеты. Заказ был выполнен в срок.

Мы подружились с Ниной Евгеньевной. Разница в возрасте совершенно не чувствовалась . Она  именовала себя Кошкой, а меня Кощенкой. Видимо, это должно было указывать на старшинство. Нина Евгеньевна была отменной хозяйкой. У неё всегда было что вынуть из холодильника, причём, приготовленное ею, чтобы поставить на стол. У них с Николаем Павловичем был уютный дом. Большая библиотека.

Николай Павлович  был фронтовиком.  В послевоенное время связал свою трудовую деятельность с партийной работой, потом преподавал в пединституте, защитил кандидатскую диссертацию. Был избран деканом факультета дошкольного воспитания в университете. Они вырастили двух дочерей-красавиц.

Запомнился один случай. Как-то я шла по Советскому проспекту в районе улицы Весенней, что на углу рыбного магазина «Дельфин».  Обратила внимание, что люди, идущие на противоположной стороне у драмтеатра, останавливались и провожали глазами красивую пару.  Смотрели на мужчину и молодую женщину в ярком платье. Приглядевшись, узнала в них Николая Павловича и их старшую с Ниной Евгеньевной дочь Аллу, приехавшую к родителям в гости из Находки.  

Весной 1980-года меня порекомендовала на областное радио коллега-многотиражница  Н.Г. Сухинина, которую незадолго до этого позвали возглавить редакцию писем областного радио. Я передала дела Светлане Небогатовой. Кстати сказать, когда она ушла на другое место работы, редактором «Электромотора» стала  дочь Нины Евгеньевны Наталья. (Я  благодарна ей за то, что она откликнулась на мою просьбу и прислала фотографии из семейного альбома).

Но с Ниной Евгеньевной мы не расстались. Я приходила к ней домой в обеденный перерыв. Частенько нашу компанию дополняла редактор заводского радио З.И. Суворова. За чашкой чая на уютной кухне Нины Евгеньевны делились новостями, воспоминаниями о годах совместной работы. Хозяйка вспоминала свое московское и питерское детство, юность и молодость. Рассказывала, как  при обороне Москвы рыли окопы.

В Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) жили её родственники. И когда мне летом 2000-го года довелось быть в составе делегации СЖ  Кузбасса на Всероссийском фестивале прессы в Санкт-Петербурге, по просьбе Нины Евгеньевны я проехала мимо магазина «Смерть мужьям». «Посмотри, есть ли он сейчас», – просила Нина Евгеньевна. А название такое магазин получил из-за слишком высоких цен на здешние товары. Рядом с ним когда-то жили её родственники, и этот района северной столицы был ей особенно дорог.   

До самого ухода Нины Евгеньевны из жизни я раз в неделю навещала её. Открывая мне дверь и принимая свои любимые йогурты, она спрашивала: «Кощенка, ну за что ты ко мне так»?  Я ей неизменно   отвечала, что это она получает дивиденды  за то, что вложила в меня.

  Татьяна Микельсон,

руководитель пресс-центра Кемеровского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов

Фото из семейного альбома Обориных

Архив новостей