Кто такой журналист. (Размышления о профессии)

14 апреля 2022 

Четвёртая власть и вторая древнейшая профессия, золотое перо и жёлтая пресса, свидетели истории и щелкопёры – это всё про пишущую братию, журналистов. Нет такого уголка человеческого бытия, куда бы ни ступала нога журналиста и куда бы он, простите, не сунул свой нос. Так  кто же он – журналист? Каковы его задачи, навыки, принципы?

«Четырёх враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков». (Наполеон)

Четвёртой властью журналистику титуловали не зря. Думается, что если бы к тому времени не были разобраны первые три – законодательная, исполнительная и судебная, то она могла бы побороться за призовое место.

На самом деле инструментом влияния на общество журналистика стала практически с момента своего появления. А момент этот произошёл в нашей стране в 1703 году – тогда по указу Петра I появилась первая официальная газета «Ведомости».

История газеты

Печатная. До неё была рукописная – «Куранты», выпускалась в виде свитка и распространялась в узком кругу – царя Алексея Михайловича и его приближённых.

Петр I, умелый политик и талантливый стратег, стал издавать собственную газету в самое нужное время. Он лично участвовал в создании газеты. «Ведомости», по оценкам историков, создавались как раз для того, чтобы убедить общество в возможности победы в Северной войне.

В будущем газеты не раз выпускались с целью манипуляции общественным сознанием. Например, именно газеты сыграли ключевую роль в распространении революционных идей в период падения царского режима в России.

Во времена Советского Союза газеты «Правда», «Известия»  были наиболее влиятельными. При этом, конечно, выходили и более любимые читателями «Литературка», «Крокодил», «Советский экран», «Работница». «Вечёрка» с трепетом ожидалась и раскупалась в первые часы после появления в киосках. Для среднестатистической советской семьи было нормой выписывать регулярно несколько газет и журналов.

И хоть сегодня бумажная газета сдаёт свои позиции, современная жизнь немыслима без СМИ. По данным Роскомнадзора к началу 2020 года в российском реестре содержатся данные о более чем 145 тысяч СМИ: государственных и частных, независимых и оппозиционных, откровенно «жёлтых» и скандальных, кровожадных и оккультных, развлекательных и религиозных. Они информируют, возмущают, радуют, удивляют, шокируют. И пишут статьи для этой вереницы разномастных изданий именно журналисты!

Страшно представить, что будет, исчезни враз с лица земли все газеты, журналы, теле- и радиовещание, интернет. Мир охватит паника. Пока не появится он:  «Журналист – человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» (Дейм Ребекка Уэст).

Чем занимается журналист

Профессия журналиста – одна из самых интересных и захватывающих. Она многогранна. Человек, владеющий ею, должен знать всё обо всём. Быть в курсе всего происходящего в мире. На земле, в космосе, в океане.

Журналист  встречается с огромным количеством замечательных людей. Узнает массу поразительных фактов и историй. На него обрушиваются горы новостей. Он погружается в гущу событий. Ныряет в круговорот интриг. Путешествует. Изучает. Пробует. Рискует.

Главное, с чем работает журналист и что находится в сердцевине журналистики – это информация. Именно её сбором, отбором, обработкой и распространением он занимается.

Поскольку невозможно знать всё и одинаково хорошо разбираться в разных вещах, журналист выбирает свою тематику. Определяет направление своей деятельности. Ту сферу, которая его интересует, увлекает, захватывает. И которая, без преувеличения, становится его жизнью.

Такие разные типы журналистов

Политический журналист

Не только информирует, но раскрывает суть явлений, анализирует, показывает связь между ними. Поскольку интерес к политике в нашем обществе силен, то со временем и наработанным опытом политический обозреватель может стать весьма влиятельной фигурой. В первую очередь для своих читателей. 

Спортивный журналист

Мастерски лавирует в спортивном мире, будучи и болельщиком, и игроком, и аналитиком, и рассказчиком одновременно. Тут не заскучаешь. Это как экстремальный вид спорта. Всегда надо помнить, писал известный  спортивный комментатор Советского Союза Котэ Махарадзе, что смотрят репортаж и слушают тебя миллионы «ненормальных», готовых растерзать тебя, если скажешь что-нибудь не так или не то об их любимцах .

Культурный журналист

Кто-то решается выбрать стезю культурной журналистики. Решается – потому что эта сфера, увы, мало востребована, культура у нас коммерчески невыгодна. И ещё потому, что тут надо непременно знать поле изнутри. Интересным материал будет только в том случае, если он изначально интересен самому журналисту. Чтобы зажечь, увлечь, надо самому гореть. Здесь сразу на ум приходит имя Михаила Казиника. Его авторскими музыкальными и искусствоведческими программами заслушиваешься так, что невозможно оторваться.

Социальный журналист

С головой уходит в социальные проблемы. Кстати, так называемая социальная журналистика появилась сравнительно недавно: в конце прошлого – начале этого века.

Её можно назвать журналистикой с человеческим лицом. Когда в центре оказался отдельно взятый человек. Живой, со своими проблемами и  болью.

Военный журналист (корреспондент)

Конечно же, героическая военная тема привлекает бесстрашных репортеров и спецкоров. Часто на передовую  отправляются обычные корреспонденты. Хотя, конечно, трудно назвать обычной ту завидную силу духа, храбрость, решимость, которой обладают эти «солдаты с камерой». Может ли добровольно пойти на фронт безоружным заурядный человек?

Вообще типов журналистики очень много, разделение и отнесение конкретной газеты или ТВ-программы к определенному типу бывает условным, обобщенным. Деловая, научная, экономическая, экологическая, религиозная, корпоративная, ресторанная. Журналистика фактов, журналистика мнений, трэвел-журналистика, гонзо-журналистика.

Кстати, последняя является ответвлением так называемой новой журналистики. Гонзо – с английского переводится как «рехнувшийся», «чокнутый».

«Чокнутая» журналистика

Термин «гонзо-журналист» появился еще в 60-е годы прошлого века, но активно стал использоваться только в последнее время.

Говорят, что американскому журналисту Хантеру Томпсону один из редакторов поручил написать статью про скачки. По одной версии, репортер отправился на скачки, по другой – не посещал мероприятие. Как бы то ни было, в своей статье он ни словом не упомянул лошадей, соревнования, даже не назвал имя победителя. Вместо этого описывал зрителей, которые приехали на скачки, по его мнению, только ради выпивки и веселья, а то и мошенничества.

Заметки Хантера были субъективными, жесткими. Но редактору  материал очень понравился – настолько ново и необычно было написанное. По нраву статья пришлась и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторской и чересчур смелой стилистикой текста. С тех пор Томпсона называют «королем гонзо».

Журналистская этика

Журналистами и издателями много лет назад был разработан некий «кодекс чести». Он содержит свод правил, которых должен придерживаться всякий уважающий себя журналист. Юридически свод не оформлен. И правила эти обращены больше к совести человека, нежели к законности.

Каждый журналист, каждое издание имеет свободу выбора между этическим и неэтическим поступком, между нравственным и безнравственным поведением. Имеет свободу в принятии решения. И – несёт за него ответственность.

Правил «кодекса чести журналиста» достаточно много. Но основные стоит назвать:

Правдивость информации. Её объективность. Точность. Перефразируя известное изречение, можно определить как «Точность – вежливость журналиста».

Только факты. Только с ними работает журналист.

Любое заявление обязательно подкрепляется доказательствами. Критика чиновника, «выведение на чистую воду» мошенника, обличение медийной персоны – не должны быть голословными, а обязательно подтверждаться фактами.

Информацию важно добывать честным путем. Нельзя прибегать к незаконным и недостойным способам для её получения. Если собеседник отказывается дать информацию, нельзя давить на него. Если просит не указывать его имени или что-то рассказывает, предупредив, что это «не для печати», нужно прислушаться к его пожеланию.

Автор всегда отвечает за свои слова. Если журналист допустил ошибку, исказил факты, распространил непроверенную информацию и она оказалась ложью, он обязан исправить ситуацию. Написать опровержение. Принести извинения читателям и пострадавшей стороне.  

Профессия не может быть орудием для получения нужной информации. Журналист не имеет права использовать свою профессию как средство устрашения («Если вы мне не расскажете это, то я про вас в газете такое опубликую»). Это дискредитация и издания, и профессии.

Журналист должен уважать частную жизнь человека и не может вторгаться в неё без спроса.

«…Как слово наше отзовется»

Главный инструмент журналиста – слово. Но, оно, как известно, – меч обоюдоострый. Им можно как исцелить, так и погубить. СМИ могут манипулировать общественным мнением. Формировать ложное представление о действительности. Сеять зло.

Рядом с честным журналистом порой оказывается человек, который в погоне за сенсацией не гнушается и грязными способами её добычи. Кого красное словцо, собственное имя и гонорар заботят куда больше содержания и важности статьи.

Всё чаще в последнее время СМИ уводят внимание людей от реальных проблем в обществе. Как будто нарочно, читателей, зрителей и слушателей окунают в пучину скандалов и интриг, криминальных историй и смакования личной жизни известных личностей.

И тем самым на задворки вытеснялись  экологические проблемы в Подмосковье и Челябинске, безрадостное положение в бесплатной медицине, введение налога для самозанятых.

Так забалтываются важные вопросы. Порой судьбоносные для страны решения принимаются чиновниками в те моменты, когда на головы людей из мусорной машины СМИ вываливается новостной шлак. Знаменательные события проходят практически незаметно для общественности. Под шумок прессы вводятся легкомысленные изменения и необдуманные меры, которые потом вредят простым людям. Их зачастую ставят уже перед фактом, и они не могут влиять на принятые решения.

Другая насущная проблема СМИ – переизбыток негатива. Новостной мусор  обильно сдабривается «жареным» и шокирующим. Много крови, много насилия, много боли потоком изливаются на головы наших соотечественников. Эта гремучая смесь забивает то хорошее, что, без сомнения, есть в жизни. Порой СМИ играют на самых низменных чувствах людей.

Тогда журналистика перестает отражать всю полноту картины мира. Она может способствовать появлению у людей упаднических настроений, уныния, депрессии. Её деятельность становится вредной. Особенно уязвимой категорией является молодёжь. Неокрепшая психика порой не выдерживает. И случаются беды. Большие беды, увы.

«Человек с молоточком», или Роль журналиста

Все настоящие журналисты понимают цели своей деятельности:

– помнить, что журналистика – это служение;

– искать и давать достоверную информацию;

– находить ответы на насущные и важные вопросы в обществе;

– быть зеркалом общества, показывать его достоинства и пороки;

– развенчивать мифы и ложь;

– выполнять роль «ревизоров власти», заставляя её работать на должном уровне;

– разоблачать и рассказывать о нарушениях, делая их достоянием общественности;

– помогать пострадавшим и нуждающимся;

– быть тем человеком с молоточком, по слову А.П. Чехова, который стоял бы «за дверью каждого довольного, счастливого человека … и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»;

– прививать жизненные ценности;

– трудиться для торжества правосудия;

– давать свой голос тем, кто его лишен, – униженным и обиженным;

– писать просто о сложном и увлекательно о скучном.

Если журналист стремится к достижению этих целей, он действительно находится на службе у общества. Он верен его гражданам. Он помогает им и трудится для их блага.

А значит, он должен обладать определенным набором качеств. Тех, которые позволяют ему быть служителем. Быть журналистом. Какие-то из них врожденные, природные. Иные приобретаются уже в процессе. В редакционной круговерти. В спорах с редактором. Через проверку «на вшивость». С опытом – «сыном ошибок трудных». 

Качества хорошего журналиста

Конечно, со стороны кажется, что первым делом он должен быть пишущим человеком, который умеет связно рассказывать. Но на самом деле литературные способности не главное.

Не менее, а то и более важны иные свойства характера:

Наблюдательность, внимание. «Нюх как у собаки, а глаз как у орла». Позволяет замечать новое, важное, выхватывать острым глазом то, что проходит мимо взгляда обывателя. Делать это темой материала. Видеть по реакции собеседника перемены в его настроении, откликаться на них и перестраиваться по ходу.

Умение ясно выражать свои мысли. Интересно описать скучную тему.

Доходчивая, простая и чёткая речь может привлечь внимание к насущным и важным вопросам. Тогда текст будет читаться и слушаться, а не пропускаться мимо ушей и не пролистываться в поисках другой информации.

Неравнодушие, эмпатия, чуткость, способность сопереживать. Это позволяет делать всё от тебя зависящее для улучшения жизни соотечественников. Только в этом случае другой человек будет тебе интересен и только в этом случае возможно текстом, словом помочь ему.

Способность анализировать события, поступки свои и других людей. Мало раздобыть факты, нужно разобраться в них, проследить причины и следствия, оценить результаты. Уметь анализировать сказанное собеседником, следовать за его мыслью, делать выводы. Видеть свои ошибки, косяки, уметь перестраиваться.

Умение смотреть на вещи с разных ракурсов, открытость к новому, любознательность. Позволяет быть объективным, не навязывать свою точку зрения читателю. Журналист должен самообразовываться в русле своей тематики, следить за веяниями, настроениями.

Широкий кругозор, любовь к чтению. Знать историю вопроса, ориентироваться в теме, все время развиваться. Читать, оттачивая слог, узнавая новое.

Умение выполнять работу оперативно и укладываться в дедлайн. Журналист должен выдавать новости, а не «старости». «Дорога ложка к обеду». Он не может задерживать номер, выпуск. От него зависит работа всего издания.

Общительность, обаяние, чувство юмора. Помогает найти общий язык с собеседником, разрядить обстановку, уметь договориться, убедить, расположить.

Умение работать в команде. Думать о коллегах, мыслить о себе как о составной части единого организма. Чувство локтя. Готовность подхватить, заменить, подставить плечо. Не подвести товарища и весь коллектив.

Инициативность, сообразительность. Находить выход из щекотливых ситуаций. Вовремя среагировать и повести разговор в другом русле. Не ждать, когда позовут осветить событие, самому искать и находить темы, предлагать идеи. При форс-мажорных ситуациях уметь быстро перекроить макет и заполнить другими материалами.

Уметь концентрироваться, работоспособность и трудолюбие. Когда сроки поджимают, уметь вычленить главное, остальное отодвинув в сторону. Отказаться от несущественного. Собраться и работать только на результат. Возможно, без сна. Возможно, в полевых условиях. Но «если знаешь зачем, то выдержишь любое как».

Выносливость, стрессоустойчивость.

Неуспокоенность, решимость, чувство справедливости. Особенно нужно репортерам. Учиться проходить через препоны, если на кону жизнь и здоровье человека, особенно того, кто обратился за помощью, кто беззащитен. Злоупотребления и махинации могут быть предотвращены из-за страха чиновников или политиков попасть на страницы газет или телеэкраны.

Зачастую от личных качеств журналиста и его принципов зависит интерпретация события, тот эффект, который достигается статьей.

«Сладкая каторга» (М. Горький)

«Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете» (В. Трошин «Песня журналистов»). Сначала журналист ищет что рассказать. А потом – как рассказать. И порой действительно – изводит, по Маяковскому, «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Потому что слово не может быть пустым. В нём – сила. Оно должно быть наполненным. Рассказывать. Звать. Предостерегать. Давать надежду. Помогать. Утешать.

Где бы ни находился журналист, его ум не свободен. В дороге и в тиши кабинета, дома и в гостях, днем и ночью он думает об очередной статье. Выстраивает фразы. Ищет акценты. Подбирает нужные слова.

Он идет к читателю через страх чистого листа. Через муки первого абзаца. Через сомнения и недовольство, переписывания и вычеркивания.

Работа над интервью: от идеи до печати

Непосвященный человек, читая очередное интервью, и не догадывается, что ему предшествовало. Он понятия не имеет, какой путь прошёл корреспондент к опубликованному первому слову своего материала.

Сначала журналист должен определиться, с кем и о чём говорить. Накидать вопросов в блокнот. Желательно, интересных, не банальных. Потом найти нужный номер телефона. Причём чем известнее потенциальный собеседник, тем сложнее найти заветные цифры. Всем абонентам телефонного путешествия нужно объяснить, с какой целью разыскивается номер героя. Терпеливо, вежливо, лаконично.

Наконец, если не сорвалось, дозвониться. Договориться. Потом сделать контрольный звонок и подтвердить-таки встречу. Или узнать обо её отмене.

Если удача улыбнулась, то, приехав, постараться разговорить собеседника, расположить его, вытянуть из него хоть что-то не документально-официальное и не шаблонно-типичное. Причём, как правило, уложиться в очень ограниченное время, которого у героя обычно в обрез.

Снять с диктофона всё наговоренное, сделав его написанным. Это часы механической работы. Пишешь всё подряд, не пропуская, чтобы с водой не выплеснуть и ребёнка.

И только потом из многостраничного бессвязного нечто слепить удобоваримый и интересный текст.

Отправить его герою на согласование. Набраться терпения в ожидании. Получив, наконец, поправленный им материал, не расплакаться, взять себя в руки и попробовать деликатно, но в то же время убедительно донести интервьюируемому, что он вычеркнул самое интересное, живое. Опять подредактировать и снова отправить на вычитку и согласование, приготовившись увидеть свой текст кастрированным, сухим и неинтересным. Дождаться-таки «обратки», снова позвонить, поправить, отправить…

Найти-таки компромисс и остановиться в перекраивании материала, пока герой не «зарезал» вообще весь текст. Потом сократить интервью, потому что «газета не безразмерная же».

Потом звонить герою или его секретарю с просьбой ускориться и выслать окончательный вариант побыстрее, потому что сдача номера в печать уже завтра, хотя планировался материал быть опубликованным еще на прошлой неделе…

В довершение ещё можно узнать от главреда, что интервью не пойдет. Причин и вариантов – масса.

И это только одно рядовое интервью в рядовой газете.

Аккредитация журналиста

Каждый день журналиста непредсказуем. Он всегда в поиске – темы, события, героя, места. Сенсация может поджидать прямо вот за этим поворотом. Поэтому готовность № 1 – днём и ночью. Иметь нюх на новости. Сорваться с места на задание по звонку. Переключиться с одной работы на другую. Написать репортаж на коленке в любой момент в любом месте.  Это всё про журналиста.

Выехать на место события – это не просто присутствовать. Это и задавать вопросы участникам события. Иногда неудобные. Не всем это нравится. Журналисты, эти «кроты» и «ищейки», могут раздражать. Они подчас мешают, лезут не в свое дело.

И все же в них заинтересованы, с ними считаются. Им доверяют – то есть аккредитуют. По закону «О СМИ», чтобы освещать какое-то мероприятие или событие, редакция имеет право подать заявку в организацию на аккредитацию при ней своих журналистов. Например, аккредитацию на мероприятия, возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, осуществляется пресс-службой Патриарха. А аккредитация представителей теле- и радиокомпаний на Олимпийские игры 2020 года в Токио проводилась Международным олимпийским комитетом.

Аккредитация обеспечивает открытость, создает необходимые условия для профессиональной деятельности журналистов. Они приобретают дополнительные права, которые облегчают их работу. Например: заранее получают информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях; присутствуют на них; получают официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы; посещают пресс-конференции, брифинги. Они имеют специальный пропуск, открывающий многие двери.

Ещё есть такое понятие, как журналистский пул. И аккредитация – инструмент его формирования. Пул – это группа аккредитованных журналистов, которая освещает определенное событие или деятельность конкретной организации. В него входят журналисты разных изданий. Пул может быть совершенно небольшим, а может включать в себя несколько сотен журналистов.

Например, кремлёвский пул – это журналисты, которые освещают деятельность президента России, его поездки и визиты. Есть пул МЧС России, судебный пул. Чем круче пул, тем престижнее и почётнее работа в нём. Кандидатуры журналистов, само собой, проходят проверку. Это очень тяжёлая и стрессовая работа. Не все выдерживают.

Ступени карьеры журналиста

Конечно, до президентского пула надо дорасти. Начинается же карьера журналиста, как правило, с внештатного корреспондента. Дальше нужно нарабатывать, написывать, увеличивать объёмы. Радость впервые увидеть напечатанной заметку со своей подписью внизу непередаваема. Её хочется испытывать ещё и ещё.

И вот однажды ты ставишь свою фамилию уже не внизу под текстом, а в его начале. Это –  статуснее, круче, ступенька вверх. Это уже может быть путём к узнаваемости имени. Всем работникам пера знакомо выражение: сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Фамилии многих журналистов – сами по себе бренд.

Дальше идёт получение собственной темы, рубрики, страницы. На радио и ТВ это авторская передача. Великим достижением для любого журналиста считается профессия редактора. Сначала – редактора отдела. Потом – выпускающего редактора. И в итоге – как пик карьеры – главным редактором.

Что делает редактор

Редактор – это мастер на все руки. Он «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Он редактирует все тексты, идущие в печать – а значит, он сам должен хорошо писать и чувствовать слово.

Работает с авторами: предлагает способы улучшить текст, исправляет стилистические и фактологические ошибки. А значит, он должен «видеть» и понимать текст,  быть эрудированным и иметь аналитические способности.

Общается со множеством авторов, разных, порой капризных и обидчивых. А значит, он должен уметь ставить себя на место автора, быть им, чтобы находить подход к каждому.

Отказывает в публикации, указывает на ошибки. А значит, он должен быть корректным, искать компромиссы и уметь обосновывать отказы при отклонении текста.

Обсуждает макет издания совместно с художественным и техническим редакторами. А значит, он должен видеть шире, быть креативным, представлять, как можно “оживить« материал при помощи верстки и иллюстраций.

Организует и контролирует рабочий процесс, распределяет обязанности в команде. А значит, должен иметь организаторские способности.

Вычитывает сигнальные экземпляры и подписывает макеты в печать. А значит, должен быть ответственным, пунктуальным, грамотным.

Работа редактора – это успех и победа для любого журналиста. Стать главным редактором – уже вершина.

Крутой перспективой можно назвать открытие собственного дела. Это может быть печатное издание, информационный сайт, телепроект. Примером сюда просто изо всех сил просится популярный и мощный проект сегодня – «вДудь».

Как стать журналистом

Только когда вы пишете, нарабатываете опыт, набиваете и расписываете руку. Оттачиваете слог. Ваш глаз учится видеть интересное в обыденном. Ухо выхватывает из потока информации ключевые фразы. Ум ищет новые пути в освещении привычных тем.

И, как ни крути, только на практике человек становится журналистом. Это прикладная профессия, как шофер, художник, врач, танцовщик. Чем больше ездишь, рисуешь, лечишь, танцуешь, тем лучше получается. Журналистика – одна из редких профессий, которую познают не в студенческой аудитории.

Хотя, конечно, принято считать, что тут нужно профильное образование. Но и туда обычно поступают уже пишущие люди. У кого уже случилась любовь с журналистикой.

К окончанию школы у будущего студента журфака должна быть пачка публикаций. Ну, хорошо, не пачка. Но пять – как минимум (публикации, тексты сценариев и программ, которые вышли в свет). Необходима рекомендация редакции или издательства, где человек печатался. И – характеристика. Всё это подается вместе с документами в приёмную комиссию вуза.

Кроме экзаменов по общеобразовательным предметам в виде ЕГЭ в России и ЦТ в Беларуси, нужно пройти еще творческий конкурс. Это дополнительное испытание проводится в два тура. На первом пишется сочинение в форме эссе на заданную тему. На втором проводится творческое собеседование в свободном стиле.

Факультет журналистики есть практически в каждом гуманитарном вузе страны.

И всё же профессия эта – скорее призвание, чем полученная в вузе специальность. Она магнитом притягивает к себе человека с театральных подмостков и от учительской доски, из научно-исследовательских институтов и химической лаборатории. Притягивает, чтобы уже не отпустить.

По данным Союза журналистов России, только треть журналистов в нашей стране имеют высшее журналистское образование.

Истории известно много случаев, когда успешными и известными журналистами становились люди совсем других профессий. Например, Владимир Познер учился на биолого-почвенном факультете МГУ. Владимир Соловьев окончил Московский институт стали и сплавов. Известный репортер Ирада Зейналова должна была работать инженером-технологом по металлам и сплавам. Писатель и публицист Александр Проханов окончил Московский авиационный институт. А советский спортивный комментатор Николай Озеров, чьи изречения пошли в народ, был известен даже далеким от спорта людям. Заслуженный мастер спорта,  24-кратный чемпион СССР по теннису, народный артист России.

Журналист или «копирайтер» (веб-райтер)

Веб-райтинг – это работа со статьями и другими информационными текстами в интернете (часто неверно его называют «копирайтингом»), разновидность фриланса.

Так чем отличается журналист от веб-райтера?

Журналист состоит в штате редакции. Там оформлена его трудовая книжка. Он должен придерживаться редакционной политики, считаться с начальством, хозяином издания. Он ходит на работу в офис, получает ежемесячную зарплату, оформляет больничные листы и т.д.

Веб-райтер – как правило, фрилансер (свободный работник). Он трудится вне штата компаний. Это как бы его частная практика. Он сам находит клиентов (заказчиков), выполняет работу и получает за это деньги

Журналист может писать пространно, стараясь донести мысль до читателя Журналисту позволительно «налить воды» в своих статьях: отклоняться от темы, расписывать одну мысль на несколько абзацев и т.д.

Веб-райтер вынужден экономить время читателя. Если он не сумеет зацепить внимание текстом, а начнет растекаться мыслью по древу, то он потерял читателя. Для автора «вода» абсолютно недопустима: всё должно быть лаконично, по существу вопроса.

Журналист может писать на те темы, на которых специализируется (политическая, социальная, культурная, спортивная). Чем глубже он разбирается в своей тематике, тем он дороже как специалист.

Веб-райтер должен уметь работать с любой темой, даже с абсолютно незнакомой. Он должен быстро находить в интернете соответствующую информацию и писать на его основе текст, нужный заказчику.

Журналист может потратить несколько дней на сбор, обработку информации и уже после приступить к написанию текста.

У веб-райтера нет этого времени. Он должен за короткие сроки перелопатить огромный объём информации и выдать на-гора готовый материал.

Каждый журналист вырабатывает свой стиль. Его язык становится узнаваем. В зависимости от жанра публикации (заметка, аналитическая статья, интервью, эссе) он может менять речь, делать ее более живой, используя эпитеты, самобытные элементы, украшающие речь. Чем колоритнее речь журналиста, чем ярче образы, тем выше оценивается работа и профессионализм журналиста.        

Веб-райтер обязан писать в разных стилях. Его интерес сконцентрирован на потребностях заказчика. Он обязан четко придерживаться задания. Его язык должен быть максимально простым, ясным и доступным. Художественные украшения – это, как правило, излишества.

Журналист, чтобы написать статью, выезжает на место события, берёт интервью у участников, расспрашивает очевидцев, интересуется мнением случайных людей и т.д. Он автор.

Для веб-райтера основным источником информации служит интернет: там он способен быстро найти всё, что ему необходимо для выполнения работы. Хотя работа с экспертами ценится дороже, как и экспертность самого автора.

Журналист стремится донести информацию до аудитории, предоставив ей возможность делать выводы самостоятельно.

Задача веб-райтера – сформировать нужные выводы у аудитории, подтолкнуть её к действиям (чаще, чем наоборот).

После того, как журналист написал материал, его всегда вычитывает корректор на предмет грамотности и редактор (стилистика и фактические данные). Все неточности, логические нестыковки и ошибки будут исправлены.    

Веб-райтер сам должен всё проверить. С помощью программ на отсутствие ошибок, водянистость, «тошноту», антиплагиат (уникальность), информативность и удобство чтения.

Журналист всегда подписывает свои публикации собственным именем или псевдонимом.

Статьи веб-райтера нередко безличны, публикуются анонимно.

Журналист выбирает для своей статьи яркий заголовок, призывающий к чтению. Он может быть не очевидным и не раскрывать содержание текста.

Веб-райтер постарается грамотно включить в заголовок статьи нужный поисковый запрос, он должен отражать содержание текста.

Журналист пишет сплошным потоком. Его статья может быть огромным кирпичом на разворот.

Веб-райтер пишет небольшими абзацами (по 4-5 предложений). Много воздуха в тексте. Он разбивается на блоки и разделы, может иметь подразделы. Отдельно оформленные вставки, врезки. Тексту, как правило, предшествует план, т.е. читатель сразу видит, что ему предлагают прочесть.

Гелия Харитонова

Источник: https://web-copywriting.ru/veb-rajting/zhurnalist-kto-eto-i-chem-zanimaetsya/

Архив новостей