Лакисов Александр Иванович: жить вполсилы не умел

02 апреля 2013 

(25.12.1922, Курская область  – 13.12.1996, г. Ленинск-Кузнецкий)

Александр Иванович - заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны, общественный и партийный деятель. Работал главным редактором ленинск-кузнецкой газеты «Ленинский шахтер» (ныне - «Городская газета»). Автор первой книги о г. Ленинске-Кузнецком, выдержавшей два издания.

Александр Иванович Лакисов, редактор газеты «Ленинский шахтер» в 70-е годы прошлого столетия, считал, что его фамилия имеет прибалтийские корни. Не исключено, что так оно и было. Но темперамент Александр Иванович имел скорее кавказский. Горячий, вспыльчивый, он, что называется, «заводился» с пол-оборота, но так же быстро остывал. И тогда добрее, сердечнее человека трудно было сыскать.

Когда редактор приходил на работу, не заметить этого было просто невозможно. Его звучный баритон слышен был еще до того, как он открывал дверь своего кабинета. Полный энергии, быстрый, Александр Иванович уже с редакционного порога начинал рабочий день. Заглянет по пути в секретариат, в промышленный отдел, партийный, отдел писем, осведомится о выполненной работе, поделится свежей информацией, полученной в горкоме партии или в горисполкоме.

А потом собирает коллектив на планерку. По-разному они проходили во времени: порой очень оперативно, а порой и за час-полтора не управлялись – в зависимости от тематики. Но одно оставалось неизменным: эти рабочие совещания были насыщенными, активными, результативными.

Это умение рационально использовать каждую минуту, наверное, пришло к нему на войне. Во всяком случае, там укрепились его врожденные качества, стали частью натуры. Он пошел на фронт девятнадцатилетним юношей, еще окончательно не сформировавшимся, но с горячим желанием защищать Отечество от врагов. За плечами была средняя школа, небольшой опыт комсомольской работы и первая робкая попытка пробы пера. Спустя десятилетия Александр Иванович несколько смущенно признавался, что в юности писал стихи, но потом понял, что это – не его призвание.

Заметки в дивизионный «боевой листок» тоже нельзя было назвать настоящей журналистикой. Но они были тем ручейком, который, наполняясь, набирая силу, вылился в настоящую полноводную реку дела его жизни.

А пока его делом было сбивать самолеты противника. Молодой зенитчик воевал на Курской дуге – там, где когда-то появился на свет. Родился он в деревне под Льговом, там вырос, оттуда ушел на войну. На фронте Лакисов вступил в партию, со временем стал замполитом батареи.

Судьба хранила молодого курянина. Он не только довоевал до Победы, но и остался цел. Ветеран войны в 23 года, умный, любознательный и легкий на подъем, он был прекрасной кандидатурой для ведения партийной работы. Чему и были посвящены несколько послевоенных лет.

Победу Лакисов встретил в Киеве. Там же встретил и свою судьбу. Раиса Александровна, юная сибирячка, служила зенитчицей вместе с будущим супругом, а потом стала верной спутницей до конца своей жизни. Вместе они уехали на Дальний Восток, куда Александр Иванович был направлен для дальнейшей службы.

В Ленинск-Кузнецкий, на родину Раисы Александровны, Лакисовы вернулись уже целым семейством. К тому времени у  них подрастали сыновья Юрий и Евгений.

Александр Иванович пришел в газету «Ленинский шахтер» литературным сотрудником. Дело было знакомое, перо у молодого «литраба» - бойкое. Потом он получал образование, заведовал отделом в горкоме партии. И, наконец, его назначили редактором газеты. Эту должность Лакисов исполнял более двух десятилетий, до самого выхода на пенсию.

Работать с ним было очень интересно. Прекрасный рассказчик, увлеченный человек, он охотно делился с молодыми сотрудниками всем, что видел, читал, изучал. Его можно было слушать бесконечно. Единственная тема, которой он не особенно любил касаться, - это война. О ней он говорил скупо. Даже в школах, куда его приглашали как фронтовика, о подробностях боев, тяготах военных будней сообщал в общих чертах. Меня тогда удивляла немногословность участников сражений, когда речь шла о том времени. Только став намного старше, поняла, почему так не хотелось им вспоминать «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах»: слишком горьки были эти воспоминания.

Газета стала для Александра Ивановича частью его самого. Наверное, он родился именно для такой работы. Под руководством Лакисова выросло не одно поколение журналистов, которые трудились и до сих пор трудятся не только в Кузбассе, но и далеко за его пределами. Из «Ленинского шахтера» вышел целый ряд редакторов городских и районных газет, руководителей отделов в областных изданиях: Александр Семиреков, Анатолий Поздеев, Валерий Лашкевич, Анатолий Шишкин, Владимир Кузнецов, Марианна Лобанова, Владимир Данников и другие.

Учил Александр Иванович каждого индивидуально. Он видел, в чем молодой сотрудник силен, а что ему дается трудно. Вызывал, сажал рядом и начинал подробный «разбор  полетов».

- Вот посмотри, материал у тебя получился сумбурным. А почему? – и ручка в редакторских пальцах бежит по машинописным строчкам. – Ты непоследовательно излагаешь суть повествования. Корреспонденция должна быть стройной, каждый последующий абзац должен плавно вытекать из предыдущего. Надо с каждой новой фразой сильнее убеждать читателя в том, о чем ты ему сообщаешь. Это – как в детской пирамидке: берешь стержень и, слой за слоем, наматываешь на него фактуру. Поменяй местами вот эти абзацы, сделай нажим  вот на эти моменты – и тогда материал у тебя заиграет.

И действительно, после такой переработки публикация выходила добротной, убедительной. Хотя Александр Иванович сам подсказывал, как лучше ее построить, после выхода материала он не скупился на похвалу. Такой моральный стимул помогал творческому росту сотрудника, придавал ему уверенность в себе.

Впрочем, умел он и жестко спросить за нерадивость. Громы и молнии редакторского разноса отдавались во всех уголках рабочего помещения. Тогда уж под горячую руку лучше не попадаться. Большинство старались под благовидными предлогами улизнуть из редакции: кто отправлялся в рейд, кто срочно бежал за интервью. А кто усердно строчил информацию – только бы быть при деле. Но гроза проходила – и снова в коллективе устанавливалась обычная творческая «погода».

Работали с азартом. Во-первых, время на дворе стояло кипучее, во-вторых, редактор задавал такой рабочий ритм, выбиться из которого было просто невозможно. Споры на планерках переходили в кабинеты, корреспонденты советовались, делились новыми задумками, огорчались и радовались; и все это – под руководством и при активном участии Александра Ивановича. Вне этого процесса он, пожалуй, просто не смог бы существовать.

Коллектив не варился в собственном соку. Частыми были встречи с коллегами из других городов, так называемые кустовые семинары, совместные праздники, выезды «на природу». Редакторы многотиражек, внештатные авторы были как бы частью редакционной братии, трудились все вместе на благо родной газеты.

На ее страницах большое место отводилось критическим материалам. Некоторые вызывали очень резкий резонанс. Но Лакисов никогда не отдавал своих журналистов «на растерзание». Однажды Валентина Изгарышева написала, как руководитель крупного предприятия, будучи в крепком подпитии, устроил отстрел соседских собак. Мастерски составленная публикация отличалась острым сатирическим языком и имела большой успех. Но сам герой поднял скандал, требуя опровержения и сурового наказания для автора. В случае, если бы он победил, Валентине грозило увольнение и лишение партбилета.

- Перепроверь  все факты заново, - велел редактор журналисту. – Уверен, что ты полностью права, но ведь он тоже чем-то мотивирует свой протест. Наверное, вкралась какая-то неточность.

Оказалось, что неточность была допущена стражами правопорядка: в милицейском протоколе неправильно указана дата происшествия. И выходило, что в то время, которое приводилось в публикации, ее герой участвовал в важном совещании.

Тогда Лакисов велел дать поправку, где говорилось: газета допустила ошибку, рассказав об отстреле собак гражданином таким-то в такой-то день. На самом деле данный гражданин отстреливал собак днем раньше. Газета приносила извинения читателям за допущенную неточность. В итоге,  даже те, кто не читал материал в первоначальном варианте, узнали подробности из «поправки». Гневавшийся  было, скандалист притих, а газета в очередной раз отстояла свой авторитет.

Высоко держать марку печатному изданию всегда было непросто. К концу 70-х годов тираж «Ленинского шахтера» достиг 40 тысяч экземпляров. То есть газета была в каждом доме, на  каждом предприятии, в школах, больницах, магазинах. Ежедневно в редакцию приходили десятки писем от читателей, шла обратная связь. «Ленинский шахтер» был поистине народной, массовой газетой.

Ответственность за рейтинг газеты всецело лежит на ее первом руководителе, он расплачивается за это своим здоровьем. Не миновала чаша сия и Александра Ивановича. Гипертония время от времени выбивала его из строя. Но рядом всегда была чуткая, заботливая супруга. Она старалась создавать для него дома спокойную, благоприятную обстановку, львиную долю проблем нередко беря на себя. Надо сказать, что Лакисовы были на редкость дружной четой. И, когда Раиса Александровна ушла из жизни, Александр Иванович тяжело справлялся с этой бедой.

Но в 60-х до этого было еще далеко. Наряду с нелегкой редакторской работой, Лакисов вершил еще одно большое дело. Он решил написать историю города, который стал для него второй родиной. Книгу «Ленинск-Кузнецкий» Александр Иванович создавал несколько лет. Он копался в архивах, встречался со старожилами, с ветеранами войны и авторами шахтовых рекордов, разыскивал старые публикации в газетах, где упоминалось бы село Кольчугино-при-Ине, ставшее потом поселком Ленино и 1925 году получившее статус города. Этот труд особенно ярко высветил его журналистский талант. Без излишних  «красивостей», деловым, лаконичным языком автор повествует о том, как жило население сибирской глубинки на протяжении двух столетий. Самой значимой и самой трагичной датой в судьбе города стало Кольчугинское восстание. Лакисову пришлось провести огромную исследовательскую работу, чтобы рассказ обрел историческую достоверность. За создание этой книги Александр Иванович был удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». А книга стала бестселлером, вскоре после издания в продаже её уже не было.

Уйдя на пенсию, Лакисов все равно не смог усидеть дома. Он создал общественную приемную при редакции газеты. Пригласил ветеранов, имеющих опыт руководящей работы и пользующихся уважением у людей. На прием приходили горожане, у которых сложились различного рода проблемы, и большинство из обратившихся смогли получить здесь необходимую помощь.

В декабре 1996 года Александра Ивановича не стало. Но даже спустя столько лет его имя у горожан на слуху. Он яркой строкой вписался в историю города и остался в ней на  грядущие десятилетия. Потому что не умел жить вполсилы, не жалел себя в любимом деле, оставил по себе достойную память и дал старт в профессию десяткам журналистов.

В. БУРЦЕВА
корреспондент газеты «Городская газета»,
г. Ленинск-Кузнецкий
Источник: http://d.leninsk-kuz.ru/citizens/piople/Lakisov/LakisovAI.rtf

Архив новостей