Лариса Максименко. Дневник Победы (солдат из Кузбасса вёл тетрадь о событиях Великой Отечественной войны)

07 мая 2020 

(Автор публикации – обозреватель областной газеты «Кузбасс» Лариса Максименко хорошо известна читателям и коллегам Кемеровской области. Работала в нескольких печатных СМИ разного уровня. У Ларисы хорошая профессиональная судьба, в которой она прошла все ступеньки от корреспондента многотиражки до собкора федеральной газеты. 

Её публикации всегда отличает необычность сюжета. С особой въедливостью умеет «раскопать» неожиданные факты и представить  их на суд читателей.

Лариса родилась в Якутии, в городе Мирный. Но уже многие годы живет в Кемерове. По общему мнению коллег она – прирожденный репортер. И совершенно не кабинетный журналист).


9 мая 1945-го в Восточной Пруссии солдат из Кузбасса завёл тетрадь и попросил товарищей написать о пережитой войне и Победе. И потомки этот бесценный документ сохранили!

Василий Ионович Тришункин, тот самый солдат Великой Отечественной, начавший дневник Победы, не мог знать, что в будущем мир начнет бесстыдно переписывать Историю, вплоть до того, кто на кого напал в начале войны.

Не мог подумать, что «дружную боевую семью» (а это частая фраза бойцов из его тетради) в будущем разделят, и новые силы в новом веке будут пытаться рассорить людей и ещё.

Не мог представить, что через несколько «колен» подросшее поколение совсем мало будет знать о Великой Отечественной. И, нагулявшись по верхам «открытий» в Интернете, обходя документальные архивы нашей страны, которые требуют времени на погружение, появятся те, кто позволит себе рассуждать с подковырками, как воевали и победили, за что воевали…

Василий Ионович Тришункин оставил дневник Победы!

Этот дневник Победы хранится в Новокузнецке, дома у сына солдата, Бориса. Сам боец Василий Ионович умер в 1976-м. Однако тетрадь, временем потертая, потерявшая обложку из-за пролившейся рядом в шкафу банки с химикатами, до сих пор жива. Сын бойца уже стар, но многие из записей помнит наизусть. И, бережно положив дневник на стол, он просит меня прочитать страницы, где записи неразборчивы, где мелко, и он не видит. И я с волнением продираюсь сквозь незнакомые почерки. А сын солдата дарит «Кузбассу» копию дневника. И ты, читатель, теперь тоже сможешь прочесть и услышать дошедшие до нас через 75 лет голоса настоящих победителей.

Ты узнаешь от них правду. На фото - Страницы из того самого дневника Победы!


 

«Я тебя никогда не забуду…»

Поясню, Василий Тришункин ушёл на войну с напавшей на СССР Германией в сентябре 1941-го из Сталинска (будущего Новокузнецка), в 37 лет. После «учебки» попал в гаубично-артиллерийский полк. Его первый бой был под Волоколамском, а последний – когда наши взяли Кенигсберг. Награждён орденом Красной Звезды и тремя медалями.

Василий Ионович всю жизнь был влюблен в разную технику, в механизмы. Еще подростком изобрел телегу с приводом, «самоходку». На войне был, как называли бойцы, «доктором» по технической части. После войны работал в вузе на кафедре деталей машин. И даже в старости продолжал изобретать, например, сделал лодку длиной 17 с половиной метров с винтом от самолёта.


Но вернемся к Победе, в 1945-й. Тогда, начав дневник строчками «Напиши, что можешь, напиши, что хочешь…», Тришункин просил слов и воспоминаний от души, а также домашние адреса товарищей. И тетрадь с содержанием, казалось, очень личным, запущенная по части и вернувшаяся несколько дней спустя, аккурат к демобилизации Василия Ионовича, стала Общей, в неё вошла Эпоха…

– И я, сколько отцов дневник читал, не переставал и не перестаю удивляться! Люди, какие Люди! – говорит сын солдата. – Такую жестокую войну прошли… И сколько в них внутренней силы и душевности…

Собственной «отцовской» странички в дневнике не было. Но из его рассказов о войне потомки особо помнят два.


Под Минском, когда немцев отбросили, наш полк пошёл дальше – на новые позиции. Трофейный мотоцикл, на котором ехал Василий Ионович с товарищем, заглох. Пока чинили – отстали от полка… Потом своих искали, по бездорожью кружили, попали на дорогу с колонной и подумали, что это идут партизаны. Подъехали – а это немцы. Виду, страху не показали. Проехали мимо фашистской колонны на немецком мотоцикле, на плечи немецкие плащ-палатки накинули. На них и не обратили внимания. А когда добрались до своих, доложили о колонне немцев, и артиллерия по ней ударила…


А еще был случай в Польше. Мост защищали фашисты-смертники. Уничтожить их дот и вызвался Василий Ионович. Сел с товарищем на мотоцикл, они объехали гору с тыла и забросали дот гранатами.

Так что Василий Ионович был обычным советским солдатом, разве что многих постарше… И в дневнике бойцы писали: «Василь Ионович, мы, молодые люди, любили послушать Ваши напутственные слова и гордились тем, что имели от Вас отцовскую ласку…».


А еще писали в дневнике о боях, бомбежках, землянках, вшах… Переписывали на память свои любимые стихотворения, песни и сами писали нескладные стихи. И желали, чтобы сохранялся мир. И, чтобы открыв дневник через много лет, Василий Ионович вспомнил каждого…

«Вспомни, как нас бомбили немецкие эскадрильи, налетали штук 40–50… Вспомни, как горели автомашины… Напиши товарищу письмо и узнай, как он живет. Ананьев Иван Федорович, Красноярский край, станция Сон, 309 км».

«Свою молодость я не провёл, так как была навязанная война, и мы поднялись на защиту Родины. Михаил Загуменный, Мелитополь».

«Василий Ионович, вспомни молоденький лесочек, где встретились… в землянке шоферской… Вася, вспомни Бурова… Он – в земле сырой. Пиши по адресу: Тюменская обл., с. Лепихино, Лыкову Василию Ефремовичу».


«Пишет Морозов Анатолий Иванович. Василий Ионович, настает время разлуки… Вот ты приедешь домой, станешь читать эту тетрадь, много в ней товарищей, которые о тебе пишут… Но уже не напишут Буров Иван, Кабежиков Петр, Самойлов Алексей… Они, конечно, тоже тебе написали бы, но погибли, когда штурмовали Кенигсберг. Вечная слава погибшим товарищам… Если будешь писать, то по адресу: Смоленская обл., пос. Новоселы. А заедешь, я тебя встречу, как отца».

«Боевому другу от Метельского Максима Федотовича, г. Абакан, ул. Октябрьская… О, если бы после суметь повстречаться со всеми, с кем смерть мне пришлось презирать. За каждого можно было ручаться, а если случится – и душу отдать…»


«Вася, вспомни наше с тобой знакомство перед боем… Мы с тобой прошли от Волоколамска до Балтийского моря. Я тебя никогда не забуду… Киев, Бондарь Николай Григорьевич».

«Василий Ионович! Еще раз решил приложить свой отпечаток руки. Ну разве можно забыть тебя? Взглянешь на часы и представишь… Василий Ионович сидит у походного столика с моноклем на глазу, а на столике разложены миниатюрные инструменты, которыми ты ремонтируешь часы…»


«Василий Ионович, в скучную минуту прочтешь вот этот планик для восстановления в памяти, – писал старшина технической службы Иванов из Ачинска, – и вспомнишь о многом, и хорошем, и плохом, и смешном, и жутком… Август 1942. Экипажу дается, нам, только прибывшим на буксире, боевое задание – двигаться на место… Ещё вчера или утром то была нейтральная зона. Увидя место работы, нам надлежало пробраться с машиной к нему. Ну, экипаж сколочен дружный. Постановлено: пока пешком осмотреть местность, проверить на мины. Пришлось растащить трупы, чтобы прошла машина. После всего получаю приказ следовать на летучке… Вот тут напомни, что произошло. Ты стоял рядом и, наверное, видел, как я летел те 15 м без парашюта по воздуху, и как машину отбросило на вторую мину и окончательно разбило… И даже не хотел поймать два колеса с куском рамы, которые ребята нашли только на третий день… Далее – поиски новой машины из трофейных. В последних операциях расстаёмся… И так операция за операцией… Ряды наши редели, приходилось хоронить наших близких боевых товарищей. Не останавливались мы с тобой, Василий Ионович, как и подобает большевикам… Далее раскусились наши технические способности. Война, которую мы проводили, была войной моторов, и у кого больше и лучше моторы, тот и победит. Вот и мы с тобой явились мастерами обращения с ними, и докторами над ними, организовав для них амбулатории, лечебницы, и отдавали им все, что могли…»


 

Непокорённые!

Заполнив дневник Победы, в конце мая, в июне-июле бойцы разъехались и больше никогда не виделись. Сейчас они наверняка снова вместе – на небесах.

Но почему же все-таки советские солдаты фашистскую Германию победили? Ответ этим уникальным поколением записан был еще 75 лет назад – и он сохранился в дневнике Василия Тришункина. И записан он не для трибун, а от души и чистой совести.


«Жаль, что нет времени, а много есть о чем написать, т.к. за четыре года много пришлось пережить, и то, что мы видели и что сделали для блага нашего народа, не пересказать, не перечесть, – записал еще один боец по фамилии Бондарь, Иван, однофамилец киевлянина Николая. – Могу только одно сказать, что нет на свете никого сильнее и выносливее, чем русский народ, который блестяще справился с теми трудностями, с которыми пришлось встретиться. Где народ, там и победа…»

«Итак, наш совместный боевой путь закончен. Германия разбита, и дружная боевая семья постепенно начнет расходиться по необъятным просторам нашей Родины, – записал на последней страничке дневника боец Кутин. – Да, Родина! Как ты дорога каждому из нас. За тебя каждый из нас не жалел своих сил, во имя тебя мы шли в огонь, за тебя, любимая, во имя твоей чести и независимости каждый из нас готов отдать жизнь, и многие, лучшие наши товарищи, отдали её, самое дорогое, самое ценное, что есть у человека, – за тебя… Мы учились и любить тебя, лучше, чем любили. Мы лучше узнали тебя… Ты стала нам ещё дороже, и за тебя, если снова потребуется, мы вновь соберемся вместе, и не будет пощады тем, кто посягнет на тебя».


Лариса Максименко

Источник: http://kuzbass85.ru/2020/01/27/dnevnik-pobedy/

Архив новостей