Леонид Иванович Вяткин: «Каждый день и каждый час»

22 января 2016 

(Автор публикации – новокузнецкая журналистка, ветеран труда Любовь Григорьевна Чухонцева. В 1952 году, после окончания школы № 50  в Кузнецком районе, она стала студенткой отделения журналистики Уральского госуниверситета. А двумя годами позже пришла на практику в редакцию газеты «Кузнецкий рабочий».

По окончании УрГУ Любовь Чухонцева вернулась в Кузбасс и начала трудовой путь в молодой междуреченской газете «Знамя шахтера», «доросла» до ответственного секретаря. Затем, в 1963 году, уже в Новокузнецке, перешла в редакцию «Сельской правды», где проработала пятнадцать лет, десять из них – в должности главного редактора.

В 1978 году Л.Г. Чухонцева переходит в редакцию «Кузнецкого рабочего» на должность заведующей отделом писем. Объем корреспонденции тогда достигал трех-четырех десятков писем в день – 10 – 12 тысяч в год! Плюс работа с пятью общественными приемными редакции, в которых трудилось до 90 добровольных помощников газеты. Названия постоянных рубрик газеты – «Меры приняты», «Адрес назван читателем», «Читая почту» и другие – говорят сами за себя. Любовь Григорьевна как журналист и гражданин тоже активно поднимала злободневные темы. Так пролетело шестнадцать лет – подошло время пенсии…

Уже выйдя на заслуженный отдых, Любовь Григорьевна редактировала городскую благотворительную газету «Милосердие», работала в педагогической газете «Ступени», выпустила несколько литературных сборников («Письма отцовского наказ», «Поведайте потомкам, ветераны!», «Благодарю тебя, жизнь!»).

Счастливый случай привел её в профильный класс журналистики новокузнецкой школы № 91. Пожалуй, на подобный эксперимент согласился бы не каждый, но и в роли педагога Любовь Григорьевна проявила себя как внимательный «главред» и мудрый, строгий наставник, выпустивший в мир СМИ немало толковых ребят. Позднее основы журналистики Л.Г. Чухонцева вела в гимназиях города №№ 44 и 10. Сама Любовь Григорьевна продолжает публиковаться на страницах «Кузнецкого рабочего», а также других газет.

Не раз Л.Г. Чухонцеву награждали дипломами и премиями областной и городской организаций Союза журналистов, почетными грамотами, есть на её груди и медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда СССР», «За веру и добро», «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени. Любови Григорьевне присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»).

 

Самыми любимыми как для меня, так и для учеников так называемого профильного класса журналистики (в школе я стала преподавать после выхода на пенсию) были уроки творчества. Как-то предложила ребятам написать материал под рубрику "Моя родословная". Читая работу одной из десятиклассниц, неожиданно обнаружила, что она внучка Леонида Ивановича Вяткина, в 70-е - 80-е годы известного в Новокузнецке журналиста.

Я рассказала девочке о ее дедушке то, чего она не знала. Девочка, в свою очередь, принесла его неопубликованные стихи. В них был весь Леонид Иванович - громогласный весельчак, которого знали коллеги, и чуткий, нежный человек, о чем свидетельствовали стихи, посвященные жене и родителям. Среди стихотворений я нашла юмористическую поэму "День в типографии" с пометкой "Картинки с натуры". И в памяти моей всплыла атмосфера выпуска газет, атмосфера труда и общения.

Обстановка здесь не броска.
Каждый день один пейзаж.
Вот Воронин с папироской
Свой доверстывает стаж.
Спит Тимоха над полоской.
Ларин лепит репортаж.
Шустро бегает Дикая.
Лоб испачкан. Блеск в глазах.
Вяткин с Юлькой, не смолкая,
Брешут в прозе и стихах...

Согласитесь, написано незатейливо, но осязаемо и с присущими юмору вольностями. А для тех, кто работал рядом с упомянутыми журналистами и полиграфистами, эти строки звучат, словно приятная музыка, вызывая ностальгию. Как живого вижу Александра Георгиевича Воронина, который, среди прочих, верстал газету "Сельская правда", где я десять лет была редактором.

Набирали в те годы газетный текст на линотипе: машина отливала строки из металла (заголовки "стряпали" по старинке вручную, набирая из касс буквы по одной). Метранпажи, взяв набранные на линотипе колонки, верстали согласно макету газетные полосы. Будто вновь слышу голос дяди Саши: "Любошька, три строки не взошло!"

Значит, надо сокращать, желательно в конце абзаца, чтобы можно было "отрубить" строчки на резаке, а не переливать на линотипе. Когда весь набор расставлен по местам, дядя Саша связывает металлическое "войско" шпагатом и накатывает ему на "головы" краску (ею и был испачкан, как сказано в поэме, лоб Валентины Дикой - другого типографского метранпажа). Накрыв "войско" мокрым листом бумаги, чистым валиком пройдясь по возвышающимся буквам-"головам", дядя Саша делает первый оттиск. Начинается корректорская и редакторская работа по вычитке полос.

В годы, о которых идет речь, в Новокузнецке была лишь одна городская газета "Кузнецкий рабочий". Зато все крупные трудовые коллективы имели свои многотиражки. Их тоже выпускали в городской типографии. В "Картинках с натуры" я насчитала более двадцати имен журналистов, преимущественно редакторов многотиражек. Вышепоименованный Тимофей Николаевич Чернов сначала редактировал "За алюминий" (НКАЗ), позднее - "Химик" (Химфармзавод). Он отнюдь не был любителем поспать, ибо не только делал хорошую газету, но и успел написать две повести.

Упомянутый в поэме Василий Григорьевич Ларин "лепил" фоторепортажи. Производство иллюстраций в цинкографии было не только сложным, но и длительным процессом. Снимки сдавали сначала на ретушь, потом на изготовление клише, которые наклеивали на деревянные колодки, за несколько дней до верстки. 

Дуэт Леонида Ивановича Вяткина и Юлии Тимофеевны Жилиной, которые вдвоем выпускали газету "Металлист" (Машзавод), был популярен в журналистской среде. Оба разносторонне талантливые, они отличались неунывающими характерами, жаждой общения и обилием доброжелательного юмора. Юля по сей день остается такой, хотя уже 20 лет как на пенсии. 

Воспеты в поэме "ветеран труда Дубинин", "представительный Синютин", "босс газетный Коновалов", "задубелый Знатков" и многие другие многотиражники. О бывшем редакторе газеты "Металлург Запсиба" сказано: "Номер свой гвоздит Гвоздова". Анну Ивановну Гводдкову коллеги недавно поздравили с 75-летием.

А вот непонятный несведущему персонаж: "Всех ответственной плешиной ослепляет Фантомас". Знающий без труда догадается, что речь идет о тогдашнем редакторе "Кузнецкого рабочего" Александре Михайловиче Лисенко - бритоголовом полковнике в отставке, бывшем военном корреспонденте.

Он имел обыкновение спускаться с редакционного этажа на типографский и сразу вносить поправки в верстку газеты. Принявший у него пост редактора "Кузнецкого рабочего" Анатолий Никифорович Сосимович (он пригласил меня в городскую газету, и я трудилась там 13 лет) тоже придирчиво требовал грамотного оформления, но делал правку при чтении полос у себя в кабинете. Редакция и типография находились тогда в двухэтажном особняке на проезде Коммунаров, 2. Громадного здания полупустующего ныне полиграфкомбината тогда еще и в проекте не было.

Заканчивается юмористическая поэма Л.И. Вяткина словами:

Каждый день и каждый час
Шум, галдеж и свистопляс.
В преисподней шумной этой
Выпускаются газеты.
В том котле и я киплю.
Типографию люблю.

Наверное, тем, кто сегодня, выпуская газету, имеет дело с электронной аппаратурой, трудно понять эту любовь. Как и понять энтузиастов, вроде меня, которым, имея 45-летний стаж, не хватает сил, чтобы уйти из журналистики. Мы бережно храним в памяти прошлое и делаем все возможное, чтобы хоть как-то быть причастным к любимой профессии.

Но вернусь к началу своего повествования. К сожалению, талантливая внучка Л.И. Вяткина, окончившая школу с золотой медалью, не пошла по стопам деда: родители побоялись отпустить единственную дочь на учебу в другой город.

Зато, когда в Новокузнецке открыли филиал Алтайского университета и набрали группу будущих журналистов, в их числе было и шесть моих учеников. Хочется верить, что наставила их на трудный, но такой интересный путь.

 

Любовь Чухонцева,

заслуженный работник культуры РФ.

Источник: www.kuzrab.ru

Архив новостей