Любовь Никонова успешно совмещала свой литературный талант с призванием педагога

03 декабря 2018 

Любовь Алексеевна Никонова родилась 3 января 1951 года в селе Владимировка Самарской области. Прабабушкой поэтессы была знаменитая владимирская паломница Лекса (Александра Андреевна Швецкова).

Люба приехала в Новокузнецк из Самарской области сразу после окончания школы. Здесь окончила филологический факультет Новокузнецкого пединститута. Работала учителем в школе села Ваганово Промышленновского района. Была научным сотрудником литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Новокузнецке.

Первую книжку лирики Л. Никоновой издали, когда она ещё заканчивала пединститут. Специалисты отмечали, что с этим сборником в русскую литературу пришел поэт со своим голосом, неповторимой интонацией и глубоким внутренним миром. Всего в её литературном багаже - более 20 сборников стихов и внушительное количество повестей, рассказов, эссе, очерков, учебных пособий. Многие произведения писательницы увидели свет не только в местной периодике, но и в столичных журналах. 

Свой литературный талант Любовь Алексеевна всю жизнь успешно совмещала с призванием учителя. В её творческой судьбе соединились не только профессионализм писателя, но и педагога, учителя русского языка и литературы.

Кроме уроков в школе она вела несколько литературных студий «Берег» (в Новокузнецком филиале-институте КемГУ), «Зернышко» (в школе №32), «Созвездие лиры» (в школе №44), «Фесковские литераторы» (в школе №27). Литературные студии Л.А. Никоновой давали простор развитию юных талантов. Долгое время Любовь Алексеевна являлась руководителем городского литературного объединения «Гренада», пополнила его новыми юными литераторами, пришедшими из вузов и школ.

Многие её ученики неоднократно были отмечены на различных творческих конкурсах, а впоследствии стали писателями и журналистами. 

Любовь Алексеевна делилась знаниями и со школьными учителями: вела семинары по литературоведческим проблемам и литературному краеведению, консультировала коллег о том, как работать с творчески одаренными детьми, проводила курсы редакторов школьной прессы.

Преподавала в Новокузнецком православном духовном училище, в Центре духовно-нравственного воспитания и образования Института повышения квалификации в Новокузнецке, вела в журнале «Огни Кузбасса» рубрику «Православные чтения». Любовь Алексеевна часто выступала на конференциях, вела мастер-классы; читала лекции, вела научно-исследовательскую работу по изучению православной культуры края.

В 34 года она стала членом Союза писателей. Коллеги и критики признавали, что Любовь Алексеевна - одна из самых талантливых женщин-поэтов Сибири, её стихи – «возвышенные и тревожные», а проза написана «с виртуозной простотой». Одним собратьям по перу любимый ямб поэтессы напоминал А. Блока, другие отмечали в её стихах «народность», третьи - видели образец женской любовной лирики. Но все были едины в том, что произведения Л. Никоновой – это совершенно особый космос. По сути, всё тот же, далёкий от гармонии мир, но увиденный поэтом через призму вечных ценностей. 

О её поэзии писали критик А. Михайлов, поэт Р. Винонен и другие. Председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев сказал о Любови Никоновой: «Думаю, что за Уральским хребтом это у нас самая талантливая, тревожная и возвышенная поэтесса».

Савва Михайлов, литературный критик (Кемерово): «Эту прозу надо пить мелкими глотками, смакуя и вдыхая её душистый аромат. Написанная „буквами спокойной красоты“, она имеет и вкус, и запах, и цвет. Её можно потрогать — она плотная, крепкая, без зазоров, присущих так называемой „прозе поэта“, её осязаешь, воображаешь. Виртуозная простота. Жанр книг прозы Любови Никоновой можно определить как „заметы сердца“»

Мария Бушуева, прозаик, литературный критик (Москва): «Её лучшие стихи кажутся не написанными, а родившимися вместе с долгой приволжской равниной, старой просёлочной дрогой, куполом белой сельской церкви,— стихи легко становятся „светом, воздухом и ветром“, точно возвращаясь, произнесённые, к своим первоистокам. За ними стоит русская традиция — и поэтическая, и мировоззренческая. Они — из того светлого и лучшего в крестьянском космосе, что выражено старинным словом „лад“, из той народной пытливости, того внезапного порыва — поднять глаза к небу, развернувшему свою звёздную ткань над старинным селом».

Екатерина Тюшина, писатель (Кемерово): «Лирику Любови Никоновой, можно назвать лирикой женского страдания, которая в России пользуется особой популярностью. Но в отличие от современной, открытой и беззастенчивой поэзии, её стихи скромны. Они выстроены на полутонах, на сдержанных мечтаниях, робких признаниях… Любовь Алексеевна Никонова была и остается яркой звездой на литературном небосклоне Кузбасса.

Ее поэтический голос был слышен далеко за пределами Кузнецкого края. Стихи Л.А. Никоновой публиковали в журналах: «Новый мир», «День и ночь», «Москва», «Наш современник», «Роман — газета», «Смена», «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», «Кузнецкая крепость», в поэтических сборниках.

Книги, написанные Любовью Алексеевной: «Скрипичный ключ» (Кемерово, 1974), «Праземля» (Кемерово, 1984), «Я живу под столетней ветлой» (Москва, 1988), «Перед чудом жизни» (Кемерово, 1990), «Загадка спасения» (Кемерово, 1993), «Ветер Апокалипсиса» (Новокузнецк, 1993), «Живые источники» (Новокузнецк, 1997), «Чтоб воскреснуть на этом углу» (Кемерово, 1997), «Знаки внимания» (Кемерово, 1998), «Сокровенное царство» (Кемерово, 1999), «Лики любви» (Новокузнецк, 2002), «Похожи встречи на подарки» (Кемерово, 2003), «Разноцветные капельки солнца» (Новокузнецк, 2004), «Над звездами горящая звезда» (Кемерово, 2006).

Литературоведческие эссе Любови Никоновой «Дорога без конца» рассказывают о творчестве кузбасских поэтов и писателей (В. Бурмистрова, С. Донбая, В. Мазаева, В. Баянова, Н. Колмогорова и других).

Произведения Л. Никоновой включены в хрестоматию для общеобразовательных учреждений Кемеровской области «Писатели Кузбасса. Проза. Поэзия» (2007), в антологию «Русская сибирская поэзия. ХХ век» (2008), в книгу духовной поэзии кузбасских авторов «Собор стихов» (2005); в антологию военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было» (Москва, издательство «Вече», 2010); в книгу сказов народов Сибири «Родной мой край – земля Кузнецкая» («Сибирский писатель», 2009).

Многие годы она успешно сотрудничала с журналом «Огни Кузбасса», являлась членом редколлегии и постоянным автором этого издания.

Вклад Любови Никоновой в литературную жизнь был оценен на разных уровнях. Вот её звания и награды: лауреат литературной премии «Образ» и «Молодость Кузбасса», лауреат журнала «Огни Кузбасса» 2007 года в номинации «Поэзия». В 2000 году Л.А. Никоновой было присвоено звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Награждена медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса III степени», «За служение Кузбассу», «За достойное воспитание детей». Ей присвоено звание почетного гражданина Новокузнецка.

В память о поэтессе в музее лицея № 27 собрана коллекция принадлежавших ей предметов и фотографий. В музее Ф.М. Достоевского хранятся ее книги, рукописи, картины и награды. В Кузбассе ежегодно проходят литературные чтения, посвященные творчеству Любови Никоновой.

Она ушла от нас 4 мая 2012 года.

Источник: http://nvkz.me/news/novosti-proekta/1681/#

и другие источники.

 

 Любовь Никонова. Поэзия возвышенная и тревожная

Любовь Никонову называли одной из талантливых женщин-поэтов, а ее стихи – возвышенными и тревожными. Родилась поэтесса 3 января 1951 года в селе Владимировка Куйбышевской области (ныне Самарская область). Люба очень любила родное село, в котором по утрам струился печной дым, пахнущий кизяком и свежеиспеченными лепешками.

Летом девочка уходила в поле и часами наблюдала за полетом птиц и бабочек, прислушивалась к шелесту листьев и трав. И это общение с природой впоследствии наложило особый отпечаток на все  творчество Любови Никоновой.

          Не бойтесь быть к цветам нежнее: 
          Когда-нибудь, когда-нибудь 
          Они вас тоже пожалеют, 
          Счастливей сделают ваш путь. 

Немаловажную роль в ее становлении как личности, сыграла и деревенская архитектура. Она подолгу любовалась белокаменной церковью святого равноапостольного великого князя Владимира, которая по архитектуре напоминала московскую церковь Большого Вознесения. Школа и церковь во Владимировке находились рядом. Любовь Никонова вспоминала: «Еще в дошкольном возрасте меня связывала чудесная дружба со стареньким сельским священником отцом Василием. Он был полон светлой святой любви… Старенький батюшка приголубил мою детскую душу, поселил ее в атмосфере райской доброты и теплоты, причащал меня, благословлял, угощал сладостями… Это была первая встреча с любовью как с духовным явлением». 
Вместе с бабушкой Пелагеей Васильевной дети ходили в церковь, исполняли церковные песнопения. Кроме того, в  их доме было много музыкальных инструментов.  Поэтому музыка сопровождала Любовь Никонову с самого раннего детства.
Писать Любовь Никонова начала рано, в основном стихи и небольшие рассказы. Первые публикации ее стихов появились в районной газете, когда она училась в седьмом классе. Ее первым читателем стала  мать Клавдия Павловна. Она всегда была самым главным человеком в жизни Любови Никоновой. Эта простая русская женщина,  воспитавшая двух дочерей и сына,  была добрым и интеллигентным человеком. Клавдия Павловна знала наизусть множество стихов русских поэтов, пела народные песни. Люба очень гордилась  своей матерью, посвящала ей стихи.

          Как горжусь я твоим воспитанием,
          Поле матери, поле отца,
          И духовным твоим пропитанием,
          Добываемым в поте лица…

Люба часто советовалась с Клавдией Павловной, делилась с ней творческими замыслами, доверяла ей самое сокровенное. Мать была и первым редактором многих поэтических сборников Любови Никоновой. А книга «Перед чудом жизни» вообще писалась вместе с ней. 
         Мир утопал в сиянье светлом. 
         Звенели птицы на заре. 
         Меня носила ты под сердцем, 
         Легко ступая по земле. 
         Спустя года, под сенью новых, 
         Иных уже суровых дней, 
         Меня под сердцем также носишь, 
         Но всё труднее, всё трудней. 

После школы Любовь Никонова уехала к сестре в Новокузнецк. Сестра с мужем в то время работали на строительстве Запсиба. Люба поступила в  Новокузнецкий педагогический институт и осталась в Сибири. Но расставание с родным домом далось ей очень тяжело.
         Привидится ль осенний путь размытый, 
         Ведущий в хляби, за леса и реки?
         Покажется ли издали забитый 
         Родимый дом, оставленный навеки?..

Будучи студенткой  в 1974 году она выпустила свою первую книжку стихов «Скрипичный ключ». С этой книгой в литературу пришел поэт со своим голосом, своей неповторимой интонацией и своим поэтическим миром.

После окончания педагогического института с  1978 по 1981 годы Любовь Никонова работала учителем русского языка и литературы в селе Ваганово Промышленновского района Кемеровской области. Этому периоду посвящена одна из глав ее книги «Перед чудом жизни».

Коллеги и бывшие ученики отзывались о Любови Алексеевне, как об удивительно добром и светлом человеке. В комнате, где она жила, стены были разрисованы яркими картинами, и постоянно звучала музыка. Она любила проводить время наедине с природой. Особенно ей нравилось вагановское небо – «полное погодных событий, живое, бурное, меняющееся». А, если душа просила отдыха, то шла в сосновый бор. И, спустя годы, она с удовольствием и грустью вспоминала эти места: «…Одно место я часто вижу во сне. Прошло много лет, как я рассталась с ним, но не перестаю мечтать о нем. Это село  Ваганово, расположенное у подножия Салаирского кряжа, где встречаются друг с другом степь и черневая тайга, равнина и горы. На окраине села - сосновый бор. Я работала здесь учительницей русского языка и литературы после окончания Новокузнецкого пединститута». 
         Сосновый бор шумел сегодня ночью…
         В нём пели скрипки и, лишившись сна,
         С мольбой какой-то обращалась срочно
         к сосне сосна, к сосне сосна.
         Я слушала, не радуясь ночлегу.
         И нестерпимо было слышать мне,
         как человек взывает к человеку,
         Сосна к сосне, Сосна к сосне.

Следующая книга Любови Никоновой «Праземля» вышла только через десять лет в 1984 году. Такой длительный перерыв был связан с духовными поисками поэтессы и изучением поэтического мастерства. Она добивалась филигранной точности слова и образа, чтоб «струна звенела в тумане». 
         Бубенцы сегодня - миф и дым. 
         Оставляя звук в растворах почек, 
         за старинным лесом вековым, 
         кажется, растаял колокольчик. 
         Но я помню эти бубенцы 
         и, к другому подъезжая лесу, 
         слышу, как пернатые певцы 
         затевают ту, родную песню. 
         Вижу ли церквушку на горе,
         с городом ли новым повстречаюсь, 
         сад ли розовеет на заре  -
         это бубенцы звенят, качаясь. 

Вернувшись через несколько лет в Новокузнецк, Любовь Алексеевна  работала в школе учителем литературы. А с 1982 по 1987 годы являлась научным сотрудником литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Новокузнецке. Достоевский был любимым писателем Любови Никоновой всю жизнь. Она тщательно изучала биографию великого писателя,  писала лирические стихи о его любви и статьи о пребывании  в старинном сибирском Кузнецке. Ему она посвятила стихотворение «Достоевский и Исаева в Кузнецке», статью «Достоевский и Исаева: венчание в Кузнецке…» и другие. 
         Он к ней в Кузнецк, как в лету канувшей,
         спешит, дорогой утомлен.
         Да, это он, вчерашний каторжник - 
         и гений будущих времен.

Она постоянно устраивала в музее выставки, конкурсы, проводила  различные творческие вечера и встречи. У кемеровского художника Германа Захарова поэтесса приобрела для музея  двойной портрет «Достоевский и Исаева» и три  графических листа с портретами Ф. М. Достоевского. И даже потом, когда уже не работала в музее Достоевского, Никонова продолжала сотрудничать с  ним.  

В 1985 году  Любовь Алексеевна Никонова была принята в Союз писателей России. Свою писательскую деятельность она успешно сочетала с профессией педагога. В течение нескольких лет преподавала в Новокузнецком православном духовном училище, была старшим преподавателем Центра духовно-нравственного воспитания и образования Института повышения квалификации в Новокузнецке, активно занималась просветительской работой.

Никонова публиковала в газете «Кузнецкий рабочий» нравственные проповеди, вела в  журнале «Огни Кузбасса» рубрику «Православные чтения», читала лекции, проводила конференции, диспуты, мастер-классы; вела научно-исследовательскую работу - изучала духовную историю Кузнецка, современную православную культуру Новокузнецка, Храмы Кузбасса, жизнь и деятельность православного миссионера и писателя Ивана Штыгашева.

Она помогала отцу Александру Пивоварову восстанавливать Спасо-Преображенский собор. Вместе с духовной сестрой, преподавателем Кузбасской православной духовной семинарии Галиной   Ветровой совершала паломничества по святым местам Кузбасса. Этот период творческой жизни Любовь Алексеевна запечатлела в подборке духовной поэзии, которая вышла отдельной книгой «Живые источники». Как отмечала сама поэтесса: «…эти произведения объединены единой темой судьбы православной России, как в прошлом, так и в нынешнее время, ее высокими проявлениями веры, сохранением духовных ценностей, создаваемых тысячелетиями». 
         И вот лежит таинственно земля
         Вне времени, не зная дня и часа,
         Несбыточную думу затая
         По поводу Хозяина и Спаса…
         Её работники, простейшие сердца,
         Опять посеяли загадочное семя.
         В пространстве, не имеющем конца,
         Им нужно время.
         Нужно только время.

Любовь к Родине, ее природе, к белокаменным храмам - являлись главными вдохновителями творчества Любови Никоновой. В своих стихах она говорила и о сокровенных тайнах Божественного творения, о вечной, напряженной, непостижимой работе человеческой души.
         Вот мир. Вот жизнь обычного созданья:
         Ты вечно на пределе, на краю…
         Волна блаженства и волна страданья
         По очереди входят в жизнь твою.

Рядом с образом малой родины, ее родной деревни Владимировки, которая всегда была в сердце поэтессы, в ее стихах присутствовал и образ большой родины - России. Для Любови Никоновой - это особенная страна, страна  духа. 

«Главное богатство России, по-моему, воздух, - писала поэтесса. - Это постигаешь в пути. Очень много воздуху. Вольготно дышат ровные просторы. Приволье – это и есть свобода дыхания, широта легких. Русский человек живет, в основном, легкими. Не пищей, не водой, а воздухом. Духом. Много духа отпущено России. Оттого, наверное, так много в ней метафизики, оттого фантастична ее судьба».
         Летел, летел собор над лесом,
         Над глухоманью, над зимой,
         Не отягченный больше весом,
         Уже расставшийся с землей.
         Струился он над русской стужей
         Сияньем ликов и очей,
         Последней всенощною службой
         И теплотой своих свечей…
         И кем опознан? Кем угадан?
         Кто этой Церкви Божьей внял?
         Лишь тонкий-тонкий синий ладан
         Страну Россию наполнял…

В 1990-е годы, в период перестройки и непростых для страны, реформ, в лирике Любови Никоновой зазвучали гражданские мотивы. И, несмотря на тяжелые времена, которые переживала  страна, в ее стихах тех лет звучит надежда на то, что при всяком лихолетье Россия обязательно выстоит.
         Ты был расстрелян, Белый Град,
         и обращён в горящий ад.
         И тот, кто в этом упражнялся,
         перед компьютером смеялся.
         Торжествовал уничтожитель:
         погибла ангелов обитель!
         Но на другом конце земли
         об этом думали иначе.
         Там свечи светлые зажгли
         и головы склонили в плаче…

Однако самой главной темой, прошедшей через все творчество Любови Никоновой стала тема - любви. 

«Когда-то я сделала одно очень простое открытие, многим, может быть, давно известное, - написала поэтесса в своем стихотворении в прозе «Особая форма жизни». - Я поняла, что любовь - это живое существо. Оно не нам принадлежит. Это живет самостоятельно. Это какая-то особая форма жизни, нами совершенно не изученная. Она живет, как все живое: страдает, когда мы грубо вмешиваемся в ее жизнь; может даже погибнуть от наших неосторожных рук; утомляется, если мы  надоедаем ей своим непомерным участием. Она не любит шуму. Но с ней можно найти общий язык, не огорчать, а незаметно радовать ее; можно помогать ей в трудные минуты».
         Зачем влюбил друг в друга нас Творец? 
         Мир хрупок. Ненадежен мир, как иней. 
         Мы знаем тихой правдой двух сердец: 
         взаимная любовь трагичней невзаимной. 
         Касаньем двуединых наших уст 
         мы ощущаем мира полыханье 
         и слышим в нем двумерный четкий пульс, 
         двойное полноценное дыханье. 
         И быть вдвоем трагичней - потому, 
         что нам уже не жить по одному.

В 1998 году Л.А. Никонова выпустила сборник стихов о любви и семье «Знаки внимания». Любовь в ее стихах многолика: она проходит через серьезные испытания, но   всегда заботится, всегда прощает, одаряет радостью, смягчает человеческую жестокость, спасает падших. Ее любовь жертвенна и всегда неотделима от  надежды и веры, стремится к вершинам подвижничества.
         Сколько скрытый огонь ни таи,
         Он проявится сложно и нежно.
         Я согласна на все выраженья любви,
         Если это уже неизбежно.

Любовь у нее является главнейшим жизненным началом, особой формой жизни, она не любит шума, она крепка и хрупка. 
         Ты здесь. Я дождалась приезда.
         И боль утихла до поры,
         Закрылась рана (или бездна),
         Спокойно движутся миры.

Любовные переживания рождают неповторимые образы, в них звучит не только мелодия небес, но и сама душа. 
         Мы пройдем через эти галактики…
         Эти звездочки мы обойдем
         Не путем аскетической практики,
         А любовного счастья путем.

Лирику Любови Никоновой, можно назвать лирикой женского страдания, которая в России пользуется особой популярностью. Но в отличие от современной, открытой и беззастенчивой поэзии, ее стихи скромны. Они выстроены на полутонах, на сдержанных мечтаниях, робких признаниях:
         Я хожу по осколкам и камешкам
         Слишком острой и трудной любви.
         А душа, будто облако, краешком
         Задевает владенья твои.

Тема любви продолжена у Никоновой и в книге «Лики любви». В ней отражена эволюция душевной и духовной жизни современного человека. И адресована эта книга, в первую очередь, юношеству, молодежи. А работе с детьми и молодежью Любовь Алексеевна отдавала все свое  время. Руководила несколькими литературными студиями в Новокузнецке: «Берег», «Зернышко», «Созвездие лиры», «Фесковские литераторы».

Она помогала юным талантам освоить премудрости творческого мастерства. Стараясь привить студийцам интерес к творческому общению и самовыражению, часто приезжала с ними в музей Ф.М. Достоевского. Никонова также привозила своих питомцев и в Кемерово на творческие встречи с поэтами и писателями. Много лет, будучи членом редколлегии журнала «Огни Кузбасса», постоянным его автором, она поддерживала рубрику «Светлица». Под ее руководством силами студийцев созданы поэтические сборники духовно-нравственного содержания. Многие ее ученики неоднократно становились лауреатами и дипломантами различных литературных конкурсов, а впоследствии занялись творческой деятельностью. Она была уверена, что работая с молодежью, делает крайне необходимое для России дело, и делала его до конца своей жизни.
         О, взрослый мир!
         Ты можешь отмахнуться
         От моего «зачем?» и «почему?»,
         Уйти в себя и завтра не вернуться…
         Но я - твое дитя, я все пойму.

Свою  творческую и педагогическую деятельность Любовь Никонова воспринимала как «родник любви, тепла и света» и щедро делилась этими знаниями с коллегами и студентами. Она проводила курсы, конференции, семинары с учителями Кемеровской области по литературоведческим проблемам и литературному краеведению, консультировала их по вопросам организации работы с творчески одаренными детьми, проводила курсы редакторов школьной прессы. И в то же время не переставала писать сама.

Любовь Алексеевна Никонова написала множество ярких стихотворений, интересных рассказов, актуальных публицистических размышлений. У нее вышло более 20 сборников стихов и прозаических произведений (повестей, рассказов, эссе, очерков), электронных учебных пособий: «Я живу под столетней ветлой», «Загадка спасения», «Ветер Апокалипсиса», «Похожи встречи на подарки», «Перед чудом жизни», «Сокровенное царство», «Разноцветные дни», «Над звездами горящая звезда» и др. Ее произведения также вошли в сборники лирики и прозы: «Русская сибирская поэзия», «Писатели Кузбасса», «Собор стихов». Публиковались в журналах: «Новый мир», «Москва», «Наш современник», «Роман – газета», «Смена», «День и ночь», «Сибирские огни», Огни Кузбасса», «Кузнецкая крепость».

Несколько стихотворений Любови Никоновой вошли в сборник «Антология военной поэзии», вышедшем в Москве.
         Вот место, где наши когда-то
         сражались Иваны.
         Земля залечила
         войной нанесённые раны.
         И вечные степи,
         И пыль на дорогах, и гравий
         Не помнят тяжёлого шествия
         сумрачных армий,
         Лишь движутся тучи по небу
         подобием строя.
         И как здесь увидеть
         минувших сражений героя?

Книги стихотворений Любови Никоновой очень гармонично дополняются книгами прозы. В сборниках прозы Любови Никоновой представлены трогательные, душевные, полные юмора биографические зарисовки, рассказывающие о  жизни молодых учителей, об их интересной работе и нелегком быте,  веселом отдыхе и бережном отношении к сибирской природе.

«Эту прозу надо пить мелкими глотками, смакуя и вдыхая ее душистый аромат. Написанная «буквами спокойной красоты», она имеет и вкус, и запах, и цвет. Ее можно потрогать - она плотная, крепкая, без зазоров, присущих так называемой «прозе поэта», ее осязаешь, воображаешь. Виртуозная простота. Жанр книг прозы Любови Никоновой можно определить как «заметы сердца», - писал литературный критик из Новокузнецка  Савва Михайлов.

В творческой копилке Любови Алексеевны также очень много стихотворений и прозаических произведений православной тематики. Кроме того, в  2008 году в соавторстве с И. Н. Востриковой она создала электронное пособие «В мире Вечных ценностей. Храмы Кузбасса. Художественная обработка бумаги». Пособие адресовано обучающимся воскресных и общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 
         О, красота знакомых слов -
         Названья древних городов: 
         Владимир, Новгород и Псков, 
         Москва и Муром, и Ростов… 
         В них веянье веков и славы, 
         Мощь и величье крепостей. 
         Сияют золотые главы 
         Благовествующих церквей. 
         Как свечи стройные соборы 
         На главных улицах стоят. 
         Их украшенья и узоры 
         Огнем Божественным горят. 

Много внимания в  своей творческой жизни Любовь Алексеевна Никонова уделяла литературному краеведению Кузбасса. Она с большой любовью и уважением относилась к собратьям по перу. Ее труд «Дорога без конца». Хроники литературной жизни земли Кузнецкой» посвящен творчеству известных кузбасских поэтов и писателей: Г. Юрова, Б. Бурмистрова, С. Донбая,  В. Мазаева, В. Баянова, В. Махайлова, Н. Колмогорова и др. 

Теплые отношения связывали Никонову с писателем Гарием Немченко. Именно ему Люба Никонова показала свои первые творения. Писатель внимательно с ними ознакомился, высказал замечания, пожелал и дальше активно работать над поэтическим словом. А впоследствии Немченко уже и сам рекомендовал ее стихи для публикации в местных и центральных журналах. И  когда в середине 1990-х годов прошлого века он решил издать специальные выпуски журнала «Роман-газета», посвященные металлургам Запсиба, шахтерам Кузбасса  и 65-летнему юбилею Новокузнецка, то среди авторов была  и Любовь Никонова. 

С детства поэтесса воспринимала мир как прекрасную, звучащую метафору. Поэтому и ее поэзия родственна музыкальной стихии мира. 
         Поется лучшее всерьез.
         Играют чувства, будто вина.
         На сцене буря красных роз
         И белых хризантем лавина.
         Ах, в этом голосе тоска
         Смешалась с радостью безумной.
         Быстрей минут летят века
         Под звон гитары семиструнной.

Поэзия, изобразительное  искусство и музыка в жизни Любови Никоновой всегда были рядом. Многие художники и композиторы любили ее поэзию и посвящали ей живописные полотна, писали музыку на ее стихи. Художник Г. Захаров подарил Никоновой портрет Александра Блока. Он считал, что она очень похожа на молодого поэта своей утонченной романтичностью, возвышенной духовностью и огромным поэтическим талантом. Портреты Любови Никоновой рисовали художники  А.  Фомченко  и В. Кострицкий. А композитор А.  Александров написал на ее стихи  песни «Бегущая по волнам», «Сосновый бор» и несколько симфонических произведений.

Любовь Алексеевна Никонова с глубоким уважением относилась к искусству разных народов. Она была увлечена шорским эпосом. Работая над героическими поэмами, сказками, легендами и  загадками шорского народа, она создала и свои работы на эти темы. Поэтесса считала фольклор еще одним связующим звеном между прошлым и настоящим, человеком и природой,  людьми разных национальностей. Особенно восхищалась она подвигами Шорской горной девы Алтын Арыг (Чистое золото). Ей Никонова посвятила  много строк.
         Расставила горы она,
         Озера меж них разместила - 
         И мир от начала до дна 
         Лучом золотым осветила. 
         Века ее долго текли. 
         Земную изведала долю. 
         От грешной тяжелой земли 
         Пора удаляться на волю. 
         Чтоб было светлее мирам, 
         Чтоб с тьмою бороться ночною,
         На небо взошла по горам - 
         И стала на небе луною. 
         От разных врагов и невзгод, 
         Грозивших отчизне сибирской, 
         Она оградила народ 
         Защитой своей богатырской. 

Любовь Алексеевна очень любила слушать духовную музыку, большое внимание уделяла православной музыкальной культуре Кузбасса. Она изучала древнюю духовную музыку, записанную в XII-XVII веках особыми нотными знаками-крюками, по книгам доктора искусствоведения Н. С. Серёгиной, которая расшифровывала древние крюковые ноты. 

Познакомившись с богатым творческим наследием Любови Алексеевны Никоновой, трудно не согласиться с мнением литературных критиков, журналистов и собратьев по перу, поэтов и писателей, утверждающих, что это - талантливая женщина-поэт Сибири. 

 «Люба Никонова – поэт с искрой божьей. В каждой букве и запятой ее произведений сквозит глубокая народность», - писала о ней московский литературный критик Руслана Ляшева. 

А журналист из Новокузнецка Денис Иванов сравнивал поэтессу с Блоком: «Любовь Алексеевна – поэтесса самобытная. Она достигла удивительной чистоты поэтического слова, где рифма и смысл сливаются воедино, а излюбленный блоковский ямб прославил ее за пределами региона».

Любовь Алексеевна Никонова была и остается яркой звездой на литературном небосклоне Кузбасса.  Она была глубоко духовным человеком, свет ее души и сердечная доброта согревали всех, кто с ней когда-либо соприкасался. 

4 мая 2012 года Любови Алексеевны Никоновой не стало. Ушел из жизни - поэт, писатель, публицист, воспитатель, педагог, целитель душ и просто Человек с большой буквы, который делал все возможное и невозможное, чтобы сделать наш мир лучше, добрее, красивее.…
         Чтобы этот мир не потускнел,
         Надо сделать много ярких дел:
         Превратить бесцветное - в цветное,
         Прозу жизни - в нечто неземное!

Екатерина Тюшина.

Источник: http://www.proza.ru/2015/12/08/445 

 

Любовь Никонова. Стихи

Меняя живо формы знания,

Листая лучших дней мгновения,

Прихлынут к берегу сознания

Цветные волны вдохновения.

 

Осмыслишь отраженья радуги,

Секреты красного, зелёного,

Явленья живоносной радости

И духа, всюду растворённого.

 

Постигнешь синее, лиловое…

И, красками обуреваемый,

Вдруг превратится в нечто новое

Знакомый мир неузнаваемый…

* * *

Вот мир. Вот жизнь обычного созданья:

Ты вечно на пределе, на краю…

Волна блаженства и волна страданья
По очереди входят в жизнь твою.

 

Но в редкий миг (быть может, в кои веки)
Откатится шумящая волна –
И Божья мысль о грешном человеке
Вдруг станет ослепительно видна…

 

Она – светла. В ней нет ожесточенья…

Но тут же вновь сомкнутся над тобой
Волна блаженства и волна мученья –
И все заполнят новою борьбой.

 

ВЕЛОСИПЕД

 Едва сойдет испарина снегов

с полей освобождающихся вешних

и пары предприимчивых скворцов

отыщут прошлогодний свой скворечник,

едва подсохнет на дорогах грунт

и расцветет проснувшийся вербовник,

едва река, смиряя гнев и грусть,

немного успокоится в верховьях, –

я покачу беспечно по долам,

привычно нажимая на педали,

навстречу средневолжским деревням,

в зовуше-расцветающие дали.

 

И этот путь до лета дотяну –

до зноя,

до прополки,

до покоса.

Увижу золотую желтизну,

покрывшую пшеничные колосья.

Увижу рыжий,

лисий отсвет ржи,

молочные початки кукурузы,

горох зеленый,

дыни близ межи

и толстые и крупные арбузы…

 

Но еще дальше повлечет меня

велосипед, мой странник неуемный.

И пожелтеет тихо конопля,

и перестанет быть она зеленой…

И там, где рожь волнами шла, слепя

своею нестерпимой, рыжей рябью,

раскинется холодная земля,

недаром называемая зябью.

И вот зазимок легкий и скупой

к зиме прижмется, проникая в почву.

Не ездить мне по тропочке сухой,

по глинке,

по землице,

по песочку.

 

Велосипед за печкой на стене

пускай висит со смазанною цепью,

пока не разнесется по весне

горячий пар над разморенной степью.

* * *

Я ехала в ночном купе одна.

Свою дорогу наизусть я знала.

И все равно сидела у окна

и взгляда от луны не отрывала.

 

Луна извечная – начищенный пятак –

катилась меж землей и небесами:

то застревала в вспаханных полях,

то плавно возносилась над лесами.

To, умудрившись строго замереть,

сквозь облачко светила, как сквозь ситец,

предоставляя мне смотреть, смотреть –

и око зреньем так и не насытить…

 

И чувства были свежести полны.

И в общем, много ль человеку надо?

Порой ему достаточно луны,

с которой он всю ночь не сводит взгляда.

* * *

В системе кризисных неравенств,
Несовместимых величин
Я Вам решительно не нравлюсь,

Не нравлюсь Вам не без причин.

 

Похожи встречи на подарки.

Но что претит Вам с давних пор? –
Быть может, скрытый дух бунтарки
Иль схимницы смиренный взор?

 

Летят кометы и болиды.

И ловят пепел их и пыль
Общественные пирамиды,

По грудь ушедшие в ковыль.

 

Все завтра зарастет бурьяном.

Но вам и мне еще дано
Духовное с материальным
Принять, как целое одно.

 

Утихнут наши несогласья.

И ровно зашумит в крови
Прилив неслыханного счастья,

Желанной, сбывшейся любви.

* * *

          «Она опустилась пред ним

           на колена, тут же на улице…»

                              Ф.М. Достоевский

 Сколько скрытый огонь ни таи,

Он проявится сложно и нежно.

Я согласна на все выраженья любви,

Если это уже неизбежно.

 

Чуть охвачены жаром уста.

В сердце плещется светлое море.

Ах, какая стоит теплота
В золотистом сияющем взоре!

 

Путь к признанью расчищен уже,

Отступили ненужные тени.

И подсказка мелькает в душе:

«Опустись, опустись на колени…»

* * *

На победы твои, на блистание
то враждебно смотрю, то с мольбой…
Каждый раз для меня испытание
даже краткая встреча с тобой.

 

Трудно сладить с любовью безмерною,
быть спокойной в движеньях, в речах…

Стать бы песней без слов эфемерною –
и растаять в небесных лучах…

 

Надо ж было так сильно пораниться,
с болью свыкнуться так глубоко…

Стать бы вечною бедною странницей –
И уйти далеко-далеко…

 

Но привязанность давняя пламенно
управляет моею судьбой –
и готовлюсь опять, как к экзамену,
к новой встрече короткой с тобой.

* * *

Кто-то о ком-то задумался вечером,

Кто-то, не сжегший мосты…

Это не ты ли, любовь моя вечная?

Как бы хотелось, чтоб ты!..

 

Плавно сгущаются сумерки синие.

Сквозь светотень узнаю

Знаки твои золотые и символы,

Чувствую близость твою.

 

Ради тебя всё бы в мире оставила.

Всё бы в тебе обрела.

Что мне чужие запреты и правила,

Скудного века дела?

 

Я твоего бы сокрытого, личного

Нежно коснулась огня…

Что же ты шепчешь из сумерек сбивчиво –

Так далеко от меня?

 

* * *

Тепло. Ты, видимо, на даче,

А может быть, уже и дома…

В моём прозрачном полуплаче

Таится странная истома:

 

Я чувствую, как время тает,

Как от меня к тебе по кругу

Любовь единая летает

И нам велит идти друг к другу.

 

«Зачем? – шепчу в ответ невнятно.

Не мучь меня, не провоцируй.

Твоя мне сущность не понятна –

Мне проще жить в союзе с лирой.

 

Так не прельщай воображенье

Своей непостижимой целью…

Твоих блаженств изнеможенье

Перенести я не сумею…»

 

Но свет её струится нежно –

Всё лучезарней, всё синее…

Я подчинюсь ей неизбежно.

А ты?

Я знаю: ты сильнее…

* * *

Смотри на жизнь теплей и проще

И с удивлением цени

Географические рощи,

Астрономические дни.

 

Мелькнёт огонь в земных узорах

И отразится в тот же миг

В геометрических просторах

И на страницах умных книг.

 

И свыше

Нас заставит плакать

В момент святого торжества

Сквозь генетическую память

Идущий образ Божества.

 

И двинется, слагаясь в строки,

На свет немеркнущий спеша,

В биохимическом потоке

Незамутненная душа.

 

ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ

Накалилась лампа ночная,

Наши мысли во мраке читая.

Эта лампа активного смысла

Освещала и буквы, и числа.

Выявляла она мечтанья

Вечно мыслящего созданья.

 

А создание грустно молчало,

Головой чуть заметно качало,

Любовалось в сиянии чистом

Этой лампой, наполненной смыслом…

* * *

Когда человек поразмыслит немного,

своя ему смутной предстанет дорога.

Чужая дорога, конечно, верней.

Но только идти невозможно по ней.

 

И снова ты в собственный путь выступаешь.

Свою над собой демонстрируешь власть.

И стелешь соломку, как будто бы знаешь,

что именно здесь и придется упасть…

 

СОСНОВЫЙ БОР

Сосновый бор шумел сегодня ночью…

В нём пели скрипки,

и, лишившись сна,

с какой-то тайной обращались срочно

к сосне сосна,

к сосне сосна.

 

И в этих звуках чувствовалась осень,

будила непонятную тоску,

казалось мне, что здесь, меж этих сосен,

тихонько ты ступаешь по песку.

 

Но никого.

Лишь свет свой худосочный,

слепой, сквозной, с ветвей лила луна.

Скрипели в пустоте сентябрьской ночи

к сосне сосна,

к сосне сосна.

 

Я слушала, не радуясь ночлегу,

и нестерпимо было слышать мне,

как человек взывает к человеку.

Сосна к сосне,

сосна к сосне.

 

В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ

В согласье с обаяньем непогоды

Забыть. Предать забвенью это «ретро»

И объяснить причудами природы

Всё, что писалось под диктовку ветра.

 

И пусть растает в будущей лазури

Всё, что возникнет под диктовку бури!

* * *

Мне говорят, что это верный признак…

Что некие плоды опять созрели:

в Санкт-Петербурге объявился призрак

Акакия Башмачкина в шинели.

 

Он, говорят, не робкого десятка –

вот удивления достойная загадка:

тот, кого звали канцелярской молью,

кто жался с краю со своею болью,

вдруг вымахнул из мысленной могилы

с сознаньем правоты своей и силы –

и показал особое величье

в ином, метафизическом, обличье.

 

Какие времена – такие слухи.

Одни – в фаворе.

Прочие – не в духе.

С другими нечто третье происходит.

Неудивительно, что где-то «призрак бродит».

 

ГОРОДУ НОВОКУЗНЕЦКУ

И старина, и стройки века

Свой след оставили в тебе.

Но становленье человека –

Важней всего в твоей судьбе.

 

И счастлив тот, кто не боялся 

С тобой в едином ритме жить.

И кто как личность состоялся, 

Чтоб благу твоему служить.

Пусть утром, в тишине вселенской,

Приветствуют начало дня

И твой собор Преображенский, 

И крепость древняя твоя. 

 

Я верю, избежать ты сможешь

Ошибок, бедствий и тревог

И завтра даже преумножишь

Все, что построил и сберег.

 

Смелей сбывайтесь, ожиданья!

Новокузнецк, прославлен ты 

И красотою созиданья,

И созиданьем красоты!

 

Спасибо, что высоким смыслом 

Ты наполняешь жизнь мою.

Душа горит признаньем чистым:

«Мой город, я тебя люблю!»  

(Напечатано с авторского автографа Л.А. Никоновой. Без даты). 

Архив новостей