Мариинская газета «Знамя коммунизма»: «В редакцию не вернулись…»

01 мая 2019 

В день нападения немецко-фашистских оккупантов 22 июня 1941 года я был в колхозе имени Чкалова. Весь день мы с ныне покойным садоводом колхоза Даниилом Андриановичем Поморцевым провели в колхозном мичуринском саду. Садовод знал каждое деревце и знакомил меня со своими питомцами. 

- Вот Багрянка, - говорил он, - а это непобедимая Грея – морозоустойчивые стелющиеся сорта. 

- Да, саду цвесть, - сказал я. 

Вечером я был уже в редакции, где, несмотря на воскресный день, встретился с нашим редактором Валентином Ивановичем Козловым. Мы договорились о том, как мне подать материалы из этого колхоза и эстонского колхоза "Вапрус", где я был накануне. 

- Ладно, пошли отдыхать, - поднялся Козлов, - утро вечера мудренее. 

А в понедельник утром коллектив издательства газеты "Знамя коммунизма" (так называлась тогда Мариинская районная газета) провожал Валентина Ивановича на фронт. Он в качестве политрука роты был приписан к одному из пехотных полков. В одном из эшелонов своего полка Козлов и уехал. 

- Ни пуха, ни пера тебе, Валентин Иванович, - напутствовал директор типографии Евстигней Васильевич Спирин, - возвращайся с победой да поскорее. 

- Нет, друзья мои, немцев шапками не закидаешь, - ответил Козлов, - война может затянуться и потребовать больших жертв.

Он стоял, держась за поручень тамбура вагона, среднего роста, широкоплечий, рыжеволосый, с усеянными веснушками лицом.

Через некоторое время семья Козлова получила похоронную, в которой было сказано, что политрук Козлов пал смертью храбрых. Его мать была тогда заведующей районной библиотекой, жена Агния - управляющей Мариинским отделением Госбанка, а брат Николай только получил аттестат зрелости в средней школе № 2.

Николай поступил добровольно в армию и был принят в авиационное училище. После окончания училища он стал летчиком и скоро погиб. Мы, работники редакции, считали Николая Козлова тоже членом нашего коллектива, так как он часто исполнял обязанности корректора. 

Через некоторое время на фронт ушли директор типографии Евстигней Васильевич Спирин, печатник Федор Ягодинский, наш корректор Аня Александрова, попавшая в Сибирскую дивизию, 
Спирин, Ягодинский и Александрова в редакцию не вернулись. Они погибли в боях за нашу Родину. 

Что же это были за люди, как они работали? 

Валентин Иванович Козлов окончил высшую партийную школу по классу журналистики. Это был большевик в полном смысле слова, умеющий воспитывать людей, учить их, обогащать своим опытом. Он умел, где надо, строго спросить, но в случае нужды и прийти на помощь. 

Евстигней Васильевич Спирин работал директором типографии. Он был полиграфистом высокой квалификации, получивший знание и опыт в какой-то большой типографии на Западе. Он обучал своей специальности, всех молодых, поступающих в типографию. 

Козлов в хозяйственные дела вмешивался только в случае необходимости. Всеми хозяйственными делами заправлял Спирин. Это был умелый хозяин. В редакции было две лошади, на которых сотрудники редакции ездили по району, но Евстигней Васильевич находил время всех и работников издательства обеспечить топливом, помочь людям вывезти сено, картофель в поле на посадку, а осенью - урожай по квартирам. 

- Евстигней Васильевич, у меня выходит уголь. Как бы подвезти, - обращался кто-нибудь из работников. 

- Сегодня не могу, - отвечал он, - через два дня уголь будет. 

Федор Ягодинский был высококвалифицированным печатником, хорошим товарищем. Он мог не выходить из типографии по 2-3 суток, работая за товарищей, ушедших на фронт. 

Аня Александрова поступила на работу в редакцию примерно за год до Отечественной войны. Она была растущим корректором, училась, мечтала стать журналисткой. 

Когда в Новосибирске формировалась Сибирская добровольческая дивизия, Аня поспешила в Новосибирск и в должности медицинской сестры уехала на фронт. Курсы медицинских сестер, которые она окончила, пригодились. 

Был призван в армию и автор этих строк, но направлен не на Запад, а на Восток, где ему пришлось долгое время готовить кадры для фронта, а потом воевать с японцами и работать заместителем военного коменданта города в Маньчжурии. 

После войны я вернулся в редакцию, а в 1950 году был переведен на литературную работу в редакцию Беловской городской газеты "Знамя ударника". 

А. ПОРТНЯГИН, 
офицер в отставке, 1975 г. 

Источник: http://inkhazadum.ucoz.ru/blog/ocherki_ob_istorii_mariinskoj_gazety_vperjod/2012-11-09-107

Архив новостей