Наши – в «10 Лучших газет России-2021»

07 октября 2021 

В число срециальных номинантов конкурса «10 Лучших газет России-2021» вошли кузбасские газеты: еженедельник «Газета Яшкино» из посёлка Яшкино, газета Кемеровского муниципального округа «Заря», газета Гурьевского района «Знамёнка», Промышленновская районная газета «ЭХО», газета города Берёзовского «Мой город».

Учредителями всероссийского конкурса стали Союз журналистов России, журнал «Журналистика и медиарынок» и некоммерческое партнерство «Альянс независимых региональных издателей».

В состав жюри-экспертного совета конкурса вошли секретарь СЖР, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин, заместитель главного редактора этого журнала Михаил Вяткин, ответственный секретарь секции урбанистики местных сообществ Федерального экспертного совета при Общероссийской ассоциации ТОС Екатерина Жилякова, доцент факультета журналистики МГУ Александр Колесниченко, заместитель генерального директора медиахолдинга «ФедералПресс» Мария Базунова, известные журналисты и медиаспециалисты ряда регионов России.

Конкурс проводился с целью обобщения и распространения опыта лучших редакций страны в создании новых редакционных проектов. В этом году жюри рассмотрело сотни заявок со всей России.

Издания, участвовавшие в конкурсе, оценивались экспертнами по совокупности таких критериев, как контент, работа с аудиторией, дизайн, активность издания в интернете, наличие критических материалов. А также – публикация писем и сообщений читателей, наличие ответов на жалобы граждан и поддержка жителей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проведение читательских конкурсов.

Победителями признаны 11 региональных изданий. Остальных участников отметили в специальных номинациях.  Так, «Газета Яшкино» (главный редактор Дарья Александровна Кустова) отмечена за вклад в разработку визуальной и содержательной модели районной газеты. Газета «Заря» (главный редактор Алиш Викторовна Шеметова) – за вклад в разработку интерактивной модели районной газеты. «Знамёнка» (главный редактор Елена Васильевна Беседина – за проекты «Возрождение музея», «Район: точки роста», издание книги «Земляки; победители». «Мой город» (главный редактор Ирина Александровна Соколова) – за проекты «Рабочая смена», «Живите здорОво», «За жизнь». «ЭХО» (главный редактор Ольга Викторовна Вострикова) – за проекты «#ПРО;85»,«Жираф», «Благоустройство территорий».

«Конкурс проводился на некоммерческой основе. Мы старались, чтобы помимо материалов участники конкурса подготавливали материалы для публикации в нашем журнале. Это было одним из условий – рассказы о своём опыте, не хвалебные, а что им удалось сделать интересного, чем они готовы поделиться с коллегами», – прокомментировал член экспертного совета М.Г. Вяткин.

В качестве конкурсных материалов редакции представили в электронном виде три любых номера газеты за 2020 год, опубликованные материалы, посвященные двум социально ориентированным акциям и проектам, которые газета организовала самостоятельно или вместе с партнерами.

Члены экспертного совета довольно придирчиво рассматривали представленные материалы. Тем весомее их оценки в адрес кузбасских изданий.

Например, секретарь Союза журналистов России, кандидат филологических наук Владимир Касютин отметил удачный подход редакции газеты «Заря» к иллюстрации номера, посвящённого Дню шахтёра-2020:   

«Вряд ли фото угольного разреза с техникой поразит воображение жителя Кузбасса, а вот подвал с детскими рисунками на тему профессионального праздника порадует и позабавит» – считает мэтр журналистики.

Оценивая оригинальное оформление первой полосы газеты «ЭХО» с с большой – во всю страницу – фотографией, Михаил Вяткин отметил: «Удивительное существо человек – в таком ма­леньком сердце может приютиться целая ло­шадь!»  Далеко шагнула редакция – подобная обложка вполне могла состояться у дорогого журнала – выразительно и красиво!.. Фото на всю первую полосу слегка расточительно в наше небогатое время, но смотрится роскошно».

Также он положительно оценил рубрику «А как у них?» в  газете «Мой город». Она родилась после известия о том, что внештатная ведущая клубной странички «Сад-Огород» застряла из-за пандемии в Австралии. С её рассказа о том, как австралийцы живут в условиях карантина, началась серия публикаций о жизни земляков в Германии, Японии, Канаде, Казахстане.

Исследуя работу редакций по освещению проблем короновируса, Михаил Вяткин подчеркнул:

«Вынужденное сидение даже в своих родных четырёх стенах влияет на психологию человека, на его душевное состояние. Газета «Мой город» завела постоянную рубрику «За жизнь». В ней обсуждаются проблемы внутрисемейных отношений. Что во время самоизоляции, возможно, стоит изменить, как лучше организовать жизненное пространство дома и квартиры. Своими советами делятся врачи, психологи, сотрудники социальных служб, приводятся мнения людей, работающих на удалёнке. На сайте «Моего города» появился специальный раздел «Семейный психолог». Кроме того, газета стала регулярно проводить фотоконкурс «Поделитесь радостью». Пора испытаний затрагивает все грани нашей жизни, в такое время даже сильные люди нуждаются в душевном участии. Наши журналисты почувствовали этот вызов времени и немного уточнили, смягчили темы и тональность публикаций газеты».

Положительно оценил работу с аудиторией берёзовской газеты и доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук Александр Колесниченко:

«В газете «Мой город» (г. Берёзовский, Кемеровская область) примечательна рубрика «Вопрос недели» с множеством респондентов из самых разных социальных групп. Журналисты выводят людей на развёрнутые небанальные ответы с историями из жизни собеседников. Именно так нужно проводить опросы, и тогда это украсит издание, а не будет ритуалом, когда все говорят то, что надо сказать:.

А вот мнение директора АНО «Центр журналистских технологий», заслуженного работника культуры РФ Натальи Скворцовой,которая оценивала освещение газетами темы Великой Отечественной войны:

«Особого внимания заслужива­ ютматериалы, содержащие личные воспоминания детей во­ енного времени. В материале «Простой парень из Кельбеса» с подзаголовком «Фронтовая дорога довела Василия Шагарова до Берлина» (газета «Мой город», г. Березовский Кемеровской области) дочь фронтовика Светлана Тонкоева так завершает свой рассказ: «Мы всей семьёй с детьми и внуками встаём с портретом папы в ряды «Бессмертного полка» в нашем городе. На портретах – не придуманные герои, не образы из книжек или фильмов. Каждый из них – это тот соседский паренёк из Барзаса, Кельбеса или Дмитриевки. Герои здесь, рядом. Только нужно об этом помнить. Всегда».

И в этой же газете Наталья Скворцова обращает внимание на ещё одну публикацию «Очень важное дело» с подзаголовком «Узнать и сохранить в памяти то, о чём не успел рассказать дед»… «Теперь в нашей семье хранятся не только награды и фотографии моего деда, сейчас мы знаем о том, что не успел или не захотел он нам рассказать. Думаю, что я сделала для своей семьи очень важное дело. Так же может поступить и любой другой человек, кому небезразлично сохранение истории страны, своей семьи. А ещё я получила ответ на свой вопрос из детства: «Почему ты не хочешь рассказать мне о войне, дед?». Потому что это была страшная война…», – так откровенно и пронзительно пишет в газете автор Галина Седых».

Наконец, Екатерина Жилякова, преподаватель Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и управления при Президенте РФ отметила работу Промышленновской газеты с юной журналистской сменой:

«Довольно неожиданно (а возможно, что и нет), что даже в условиях падения тиражей при нескольких газетах продолжают работать ШЮЖи – школы юных журналистов, – отмечает она. – Например, студия «Юный журналист» при газете «ЭХО» (Кемеровская область) выпускает четырёхполосную (!) газету «Жираф».

В заключение отметим, что победителям конкурса вручается диплом и Почётный знак «10 лучших газет России-2021». А участникам, которых отметили в специальных номинациях, – дипломы и персональные экземпляры журнала «Журналистика и медиарынок».

Сергей Черемнов

Источник: https://ruj.ru/events/announcements/podvedeny-itogi-konkursa-10-luchshikh-gazet-rossii-2021-15784; материалы Internet

 

Конкурс на лучшее освещение городского проекта «Идентичный Кемерово»

Как в Кемерове начала зарождаться идентичность? Зачем городу смыслы? В чём уникальность кемеровского характера, ландшафта и опыта? Ответы на эти вопросы искали кемеровские журналисты, блогеры, независимые авторы – участники конкурса на лучшее освещение городского проекта «Идентичный Кемерово».

На кон был поставлен денежный приз. За первые три места конкурсантам обещали 30 000, 20 000 и 10 000 рублей. По условиям конкурса журналистам нужно было полностью погрузиться в вопросы идентичности – поучаствовать в проектном семинаре – узнать теоретическую основу и практические возможности реализации Модели идентичности Кемерова.

«Конкурс очень интересный. И нужный. Он помог посмотреть на родной город словно другими глазами, с разных ракурсов. Открыть что-то, что было не видно. Увидеть новые смыслы в привычных местах, где был множество раз. Такие проекты историко-социально-краеведческие помогают лучше узнать родной город, а через это и самих себя», – считает Марина Тропина, корреспондент службы радиовещания  ГТРК Кузбасс, радиостанции «Маяк», Вести ФМ и радио России, ведущая программ.

Конкурсанты вместе с неравнодушными горожанами узнали, как работает модель смыслов, обсудили, в чём уникальность Кемерова и как её применить на конкретных городских объектах. Все свои мысли на этот счёт участники выплеснули в своих работах – аналитических статьях, подкастах, новостных сюжетах, коротких репортажах и постах в соцсетях.

Лучших выбирали председатель Кемеровского областного регионального отделения Союза журналистов России Валерий Качин, депутат Государственной Думы Российской Федерации Дмитрий Исламов, краевед, журналист, сотрудник музея-заповедника «Красная горка» Владимир Сухацкий, почётный гражданин Кемеровской области и города Кемерово Владимир Михайлов.

Среди конкурсантов – Дмитрий Уваров. Он работает главным редактором информационного агентства НИА-Кузбасс. Темой идентификации города заинтересовался ещё в 2016 году, когда стал частью команды на фестивале «Детализация». С тех Дмитрий вовлечен во все проекты  и мероприятиями, связанные с темой урбанистики.

«В журналистском конкурсе я решил принять участие, так как у меня был опыт освещения «Площади кузбасских историй», и работа в экспертном клубе. На одних только семинарах Свята Мурунова я побывал около 10 раз. Сложнее всего в конкурсе был фактор времени. Я буквально влетел в «последний вагон» со своей публикацией, ну и исходя из этого, многое, что хотел рассказать, осталось «за кадром», – подчеркнул Дмитрий Уваров.

Со своей работой «Сделай по-кемеровски» Дмитрий занял первое место.

Второе заняла Марина Тропина, радиоведущая, автор подкаста Дяде Гоге от Ван Гога, в рамках которого и вышел её конкурсный материал. Третье место досталось корреспонденту регионального сайта Кузбасса A42.RU Вячеславу Ворожейкину за материал «Лопата сердечком, Рудничный бор и стройки: как кемеровчане ищут новую городскую идеологию».

«Кемеровчане – народ неуступчивый и суровый. Когда им что-то навязывают сверху – даже если это новый спорткомплекс или благоустройство парка – они часто воспринимают проект в штыки. Поэтому важно развивать город не по-московски и не по-шведски, а по-кемеровски, чтобы люди видели, что это про них и для них.

Я писал статью, стараясь показать, что Кемерово – не глухая провинция, что он очень восприимчив к новому, что в нём живут неравнодушные люди, готовые вкладывать силы в развитие города. И, конечно, хотел привлечь к реализации проекта новых горожан», – отметил Вячеслав.

Пресс-служба Goodline

Источник: https://novokuznetsk.su/news/city/1624005908

 

Новокузнецку преподнесли старинную книгу гравюр с изображением древнего символа города Кузнецка

В Новокузнецком краеведческом музее состоялся акт дарения городу и музею редкого издания гравюр 1858-го года «Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в Московском архиве министерства юстиции, составленный директором архива П. Ивановым».

Впервые в истории Кузбасса за многие столетия на официальном уровне чествовали самый первый герб региона и города Новокузнецка. Речь идет о царской печати Кузнецкого острога с волком, которая существовала с 1634 года и примерно до 1730 года.

В издании помещено точное изображение как раз этой печати Кузнецкого острога с документа 1694 года. Кроме этого издания никаких других точных изображений этой печати не сохранилось.

Время создания печати – легендарное время битв за русский выступ в районе Кузнецка на юге Сибири, эпоха первоначального освоения Алтая, который тогда был частью Кузнецкого уезда, период появления угольного Кузбасса в 1721 году на вырост в ходе научных открытий.

Сама печать в архивах не найдена.

На торжественной церемонии присутствовала представитель региональной власти Елена Алексеевна Пахомова, заместитель председателя Правительства Кузбасса по вопросам образования и науки. Она отметила, что долгое время жила в Новокузнецке и на личном уровне имеет сопричастность с его историей. Участниками церемонии также были глава Новокузнецка Сергей Николаевич Кузнецов, почётный гражданин города Новокузнецка Юрий Михайлович Журавков, видные историки города, краеведы и прочие любители кузнецкой старины...

После церемонии Сергей Кузнецов в кулуарах заметил, что изображение с этой печати должно было бы стать гербом города. Однако, когда в 2017-2018 годах разрабатывали новый герб города у городских краеведов не было ещё всей внятной исторической информации по этому поводу.

Почему на печати 1694 года из Кузнецка изображен волк, а не лошадь?

Кузнецкая геральдика полна загадок. Профессиональные историки знают, что с 1634 года на государевой печати Кузнецка был волк. Всё это подтверждается царскими росписями сибирских печатей 1635, 1656, 1692 годов, Окладной книгой Сибири, составленной в Сибирском приказе в Москве в 1697 году, различными сведениями 18 века.

Однако известная исследовательница Надежда Соболева с 1981 года утверждает, что у Кузнецка на царской печати была лошадь. Ссылается она на издание 1858 года: «Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в Московском Архиве Министерства Юстиции, составленный Директором Архива П. Ивановым». Но там кроме рисунка печати и описания документа ничего про лошадь или про волка не сказано.

Н. Соболева сделала свой вывод на визуальном восприятии. Есть все основания полагать, что она ошиблась. Ведь письменные источники и до 1694 года и после говорят иное.

Проблема царской печати Кузнецкого острога 1634-1730 годов сродни проблеме печати Пскова (до 1510 года), где псковский барс в мифологической форме и по мнению маститых ученых визуально не опознается. Этот псковский барс имеет подобные, как на печати Кузнецка, «лошадиные пропорции». Аналогичные изображения можно встретить на печатях Новгорода 15 века, где лошадиные формы имеет «лютый зверь».

Перед нами средневековая модель мифологического древнерусского хищника, которая вобрала черты разных животных и в зависимости от надобности «становилась» тем или иным животным. Подобные изображения хищных зверей, волков известны на иконах, книжных иллюстраций того времени. Поэтому на печати Кузнецка шаблон, мифологическая модель хищника, у которого от волка только прямой хвост.

А лошадей в древнерусском искусстве рисовали по-другому.

Они были хорошо узнаваемы. Это ныне народный конёк с шеей-коромыслом, с прогибом спины под седока, лохматым и извилистым хвостом, копытами, а не задними лапами-лодочками как на кузнецкой печати. На копеечных монетах современной России мы можем увидеть такое животное. 

Круговая надпись Кузнецкой печати 1694 года просто кричит, что её матрица сделана намного раньше. Строгий, близкий к уставу шрифт, а не буйство вязи, завитков, что можно видеть на печатях середины – второй половины 17 века. Это печать государева (в надписи сокращенно «ГДРВА»), одного царя, а не печать двух государей, как это было на новых матрицах в правление Ивана и Петра (1682–1696). То есть, матрица печати однозначно старше 1682 года.

На круговой надписи нет ещё устоявшихся норм середины – второй половины 17 века: буква «У» ещё через обычную «У», а не «УК»; окончание названия острога через ОВО, то есть КУЗНЕЦКОВО, как это распространено было в разговорной речи и приказном языке, а не через церковнославянское окончание прилагательных ОГО/АГО; окончание слова ОСТРОГА на «А», а не на «У»… При надобности печать могли поновить по запросу из Кузнецка в Москве, где хранилась её восковая копия. Иная печать Кузнецка могла появиться со сменой его административно-территориального статуса, но этого не было.

Сама печать была 2,5 см шириной. Понятно, что изображение довольно маленькое. 

Его надо внимательно рассматривать. Самое смешное, что уже в период существования этой печати некоторые воспринимали это животное как соболя. Такова природа древнерусских изображений, которые часто весьма была далека от реализма.

Андрей Полухин

На фото: изображение царской печати Кузнецкого острога из сборника графических снимков 1858 года; торжественная передача сборника Новокузнецкому краеведческому музею.

Источник: такст и фото – https://club.kuzpress.ru/news/detail/8364/

Архив новостей