Наземные ориентиры

12 ноября 2013 

Московская быль

(Автор Сергей Черемнов. Увлекается фотографией. Эту «болезнь» получил ещё в детстве. Его фотографии опубликованы во многих СМИ, книгах и журналах России и зарубежья.)

Эта история случились несколько лет тому назад в самом центре Москвы. Мне её рассказал один из очевидцев событий. Разумеется, о настоящих именах и фамилиях не может быть и речи…

Для выполнения важной задачи: обеспечить показательный пролет авиатехники над Красной площадью 9 мая – в день 60-летия Победы, – военным выделили помещение в Никольской башне Московского Кремля.

Люди в форме закончили монтаж оборудования накануне предстоящего праздника, к вечеру 8 мая. Помещение было порядком запущенное. Но если учитывать, что  аппаратура компактной радиолокациой станции заняла совсем немного места, с этим смирились. Вывели в окно антенну. Правда, пришлось повозиться с энергоснабжением: на всякий случай «кинули времянку» к оборудованию, потому что местный электрик проворчал: «Электричества может не хватить на ваши консервные банки». Установили телефон прямой связи с военным «режиссером» парада, чтобы вовремя получить необходимые команды.   

Закончили поздно, сделали контрольные проверки, убедились, что все работает нормально. А это означало, что лётчики, приняв наводящие сигналы этой РЛС, не собьются с курса, в любую погоду смогут сориентироваться и вывести свои машины на Красную площадь. И завершение парада войск будет красиво завершено пролетом и фигурным пилотажем знаменитых «Стрижей».

Ночь прошла спокойно, а ранним солнечным утром, часов с семи, сюда, в башню начали прибывать военные, те, кто должен выполнить боевую задачу. Сначала прибыл ответственный подполковник. Едва он открыл запасным ключом двери помещения, появились два полковника войск ПВО.

Следом за ними вошёл тучный генерал, перед которым все встали на вытяжку. А один из полковников скомандовал: «Товарищи офицеры!». «Вольно», - махнул полной рукой генерал и поздравил всех с праздником.

В течение получаса комната наполнилась военными, прибыло еще несколько полковников, два генерала, при каждом генерале был ординарец, а уж иных старлеев, капитанов и майоров трудно было пересчитать.

Кстати, первый генерал – тот, что был тучным – представлял генштаб, второй – высокий и худой – был из войск ПВО, третий –  молодой, среднего роста и широкоплечий – из воинского соединения, откуда прибыла РЛС.

Откуда-то достали стулья, но всем не хватало, младшие чины стояли. Все курили, так что через час было накурено, хоть топор вешай.

На всякий случай постоянно проводили проверку связи, проверяли работу оборудования. Команду об этом генералы давали по очереди, немного «кобенясь» друг перед другом. Все работало, как часы. А выполнявший их команды младший комсостав ворчал про себя, откуда, мол, генералов сюда нагнали. Но вслух не говорили ничего, кроме короткого: «Есть». Знали, что в армии любят перестраховываться.

Часу в девятом генералам надоело дергать подчиненных, да и перезнакомились достаточно близко, а потому решили выпить. Предложение внёс генштабист, никто не возражал. До начала парада оставалось ещё чуть меньше двух часов. Ординарцы выполнили предложение быстро и безукоризненно. Стаканы и коньяк появились, как будто по мановению волшебной палочки.

Выпили немного, всего четыре тоста: за армию, за генштаб, за женщин и за Победу… Закусили лимончиком. Закурили все, кроме генштаба. Сделали вид, что не понимают, зачем так часто подчинённые выходят в коридор, а возвращаются оттуда с раскрасневшимися лицами.

-Эх, сейчас бы чайку, - потер руки генерал от генштаба. К нему тотчас же подскочил капитан-ординарец:

- Какой изволите: черный, зеленый, с жасмином, чабрецом.

- Зелёного нам сделай, - заказал толстый генерал, остальные одобрительно закивали головами.

Капитан тут же сбегал за водой, достал электрочайник. И включил его  в свободную элекророзетку рядом с оборудованием…

Секунд через пять моргнула лампочка под потолком, которую забыли выключить. Потом в раздался сухой треск, хлопок и все светящиеся части всего оборудования погасли: экраны РЛС, компьютеры, лампы подсветки. Остро запахло карболкой. Военные растерянно переглядывались, те, кто сидел, вскочили на ноги.

- Что это было, - растерянно спросил худой генерал, который представлял РЛС. – Это же короткое замыкание!?

- Короче не придумаешь, товарищ генерал, - скривился один из полковников.

- Так чего же сидишь? – набычился  молодой генерал, - устраняй неисправность. Несколько человек кинулись в коридор, искать силовой шкаф. Вскоре один старший лейтенант вернулся и доложил, что в коридоре полно дыма, он валит из силового шкафа, последний же заперт на такой мощный замок, что с ним так просто не совладать.

- А где местный электрик? – вопросил тот что из Генштаба, наливаясь краснотой.

- За ним уже побежали, - доложил вытянувшийся в струнку майор, который выглядывал из-за старлейта.

Как бы в подтверждение его слов, в комнату ввалился запыхавшийся капитан и сообщил, что электрика найти невозможно, по причине того, что сегодня же праздник, у людей выходной, а электрик вообще поехал на дачу. До него дозвонились, но он послал всех «на…», говорит, что вчера предупреждал.

- Что же делать?! – замычал худосочный генерал из войск ПВО. – Это же срыв боевой задачи! Тут мало, что без погон останешься, тут трибуналом пахнет.

- Это всё из-за того, что кому-то захотелось чаю зелененького, - сдавленно прошептал молодой генерал. И многозначно посмотрел на генштабовца. - Ведь мы-то всё сделали как надо!

До начала парада оставалось всего ничего: часы на Спасской башне пробили без четверти десять. Все машинально посмотрели на свои часы.

… А в это время Красная площадь уже была забита людьми под завязку. Войска завершали расстановку для приветствия министра обороны, закончил «прокашливаться» большой сводный оркестр …

Из коридора, разгоняя ладонями дым, ввалились два майора: «Разрешите…»  Штабист безвольно махнул рукой: валяйте.

- Можно устроить переноску, подключим её к силовому кабелю перед силовым шкафом, - торопливо доложил майор. - Кабеля- то надо всего метров пятнадцать. Мы посчитали.

- Ну и где он ваш кабель? - ехидно переспросил РЛС-ник.

- Помолчи, молод еще, - оборвал его толстый, - надо найти кусок кабеля.

- Слушаемся, - щелкнули каблуками майоры и убежали.

- Есть ещё вариант, - вскочил со своего места полковник, - давайте вынесем оборудование в коридор, подключим его напрямую…

- Ага, - перебил его генерал от ПВО, - вчера станцию целый день монтировали, а ты предлагаешь за пять минут!

- А может сигнальщика с флажками на крышу башни отправить, - предложил подполковник.

- Давайте, - прохрипел штабист и покраснел, как вареный рак. -  Давайте насмешим весь мир. Тут уж точно без погонов останешься.

В это время затрещал прямой телефон. Генерал от Генштаба поднял трубку.

- Как там у вас, всё готово? – Голос говорящего был слышан всем, его явно не интересовали ответы на вопросы. - Начинаем парад, эскадрилья тоже уже взлетела. Так что начинайте наведение… - И он отключился.

- Ох, жизнь-рулетка!.. – охнул кто-то – Что же делать-то?

- Да, семь бед – один ответ, - гаркнул генштабовец. - Наливайте, товарищи, последний день на свободе…

Все выпили в полной тишине.

… За окнами башни своим чередом шёл парад. Но, кажется, к этим воякам он не имел никакого отношения. Они выпили ещё и ещё…

Генерал от ПВО всё порывался спросить, кто из них будет  докладывать начальству о срыве выполнения задачи.

Штабист ответил так: сами ни о чём докладывать не будем, пусть все идет, как идет.

Вскоре они услышали гул самолётов.

Самолёты шли над Красной площадью ровными рядами, затем перестроились, показывая элементы пилотажа… Закончили тем, что выпустили в небе разноцветный шлейф в цвета российского флага.

Парад был окончен. А наши друзья все не покидали своих мест. Вскоре пришёл транспорт за оборудованием. Сержанты и рядовые все упаковали, перетаскали в машины, удивлялись, что это так пахнет дымом? Но им никто ничего объяснять не стал. Да и то, сказать, позор на всю страну!

Уже поздним вечером лётчик из команды «Стрижей» позвонил своему знакомому генералу из ПВО и спросил: не в курсе ли тот, почему их во время парада не «наводили» на Красную площадь. Хотя и договорённость была, и тренировку накануне провели. Что-нибудь случилось?

- А как же вы вышли на точку? – переспросил его пьяным голосом генерал.

- Командир нас вывел по наземным ориентирам, - ответил тот. - Все же, что случилось?

- Да откуда ж я знаю, - уклонился от ответа генерал. - Не знаю. Только советую тебе на работе пореже чаёк попивать…

Сергей Черемнов

2013 г.

Архив новостей