Неизвестный портрет Н.С. Ермакова (О художнике Василии Андреевиче Селиванове)

31 мая 2021 

Лишь чистая случайность и природное любопытство позволили натолкнуться, как мне кажется, на важную для истории Новокузнецка находку. При просмотре архивов ушедших от нас кузбасских художников взор зацепился за рисунок небольшого формата, который среди груды других работ не так просто было заметить. Однако уж очень знакомым показался человек, увиденный на листочке ватмана.

Я прекратил переборку цветастых акварелей и взял листок с рисунком, сделанным тушью, в руки. Сразу узнал Николая Спиридоновича Ермакова. А приписка автора наброска, сделанная карандашом в нижнем правом углу, подтвердила догадку. Художник написал: “Секретарь новокузнецкого горкома”. И проставил дату: "январь 1982 года".

Стало понятно – передо мной: ранее неизвестный портрет человека, который вывел Новокузнецк на современный уровень, хотя город, ныне отмечающий 400-летие, был узнаваемым с незапамятных времен.

(Н.С. Ермаков был первым секретарём Новокузнецого горкома КПСС, первым секретарём Кемеровского обкома КПСС – в 1980-е годы. Прим ред.)

Кто же автор рисунка и какова его история? Внизу нашёл узнаваемую мною подпись художника. Она принадлежит Василию Андреевичу Селиванову, известному кузбасскому графику и дизайнеру, почётному гражданину города Кемерова. Он уловил редкий момент. На портрете в его исполнении Николай Спиридонович погружён в глубокие раздумья. Мне лично не приходилось видеть его таким, хотя много раз присутствовал на мероприятиях с его участием, выполняя задания редакций двух газет – “Металлург” и “Кузбасс”.

Интересно, о чем призадумался руководитель городской партийной организации? Ответ на вопрос дала следующая находка, обнаруженная в той же коллекции. Она такого же размера, как портрет Ермакова. На листочке бумаги опять-таки тушью изображена группа товарищей. И автор рисунка тот же. Понятно: люди собрались в зале и внимательно слушают оратора. Художник находится рядом с ними и по ходу совещания делает наброски.

Собрание, судя по всему, важное, так как в правом верхнем углу Селиванов изобразил софит – осветительный прибор, с помощью которого подсвечивали зал, чтобы у газетчиков и телевизионщиков получились нормальными фото и кинокадры.

Тему совещания раскрывает оставленная графиком карандашная зарубка на память: “104 тысячи танков и самоходных орудий”. Дата собрания, что и на первом рисунке.

Теперь нетрудно определить, что Николай Спиридонович Ермаков в январе 1982 года проводил совещание в связи с подготовкой к 50-летию Кузнецкого металлургического комбината. И на нём присутствовали представители завода-гиганта с 60-тысячным коллективом. В одном из участников собрания я легко узнал заместителя секретаря парткома КМК по идеологической работе Семёна Ивановича Зубарева, впоследствии возглавлявшего заводской совет ветеранов.

Хождение художника в народ не было случайностью. В те годы металлурги дружили с живописцами, артистами, поэтами и писателями Кузбасса. Обычной практикой были их выезды на промышленные предприятия с творческими отчётами. А мастера графики и живописи еще и создавали портреты передовиков и новаторов производства.

Полувековой юбилей КМК прошёл торжественно и чинно. На нём чествовали директора комбината в 1939-1953 годах Романа Васильевича Белана и других легендарных металлургов.

Со времени создания Селивановым этих двух графических зарисовок прошло всего каких-то 36 лет с гаком. Благодаря случайности воскресли знакомые лица, а следом и душа очистилась.

Василий Андреевич Селиванов – автор крупных дизайнерских проектов в Новокузнецке и Белове, на машиностроительных заводах Киселёвска и Анжеро-Судженска в 1960-1962 годах, на “ВДНХ Кузбасса” в 1983-м и на зональной выставке “Сибирь социалистическая” в 1985 году. Ему довелось участвовать в разработке вариантов наружного оформления московского “Театра на Таганке” и прилегающей к нему территории.

Известно также, что в коллекции Новокузнецкого художественного музея хранится единственная работа Василия Селиванова “КМК” (бумага, акварель 49,5х61,5см). Но я видел по меньшей мере ещё четыре его акварели, написанные на КМК с натуры в 1980 году, когда Союз художников РСФСР проводил пленэр в Новокузнецке.

Григорий Шалакин,

журналист, заслуженный работник культуры РФ

Фоторепродукции автора

Источник: https://kuzrab.ru/rubriki/neizvestnyy-portret-ermakova/

 

Из статьи «Книги – первая в жизни любовь»

Группа кемеровских художников «Сибирский пейзаж» была создана в 1998 году. В неё вошли известные живописцы Владимир Сотников, ныне покойный Василий Селиванов, Виктор Ардашкин и примкнувший к ним график Василий Кравчук.

Хотя роль его, «примкнувшего», едва ли не стала определяющей в рождении группы. Именно он, полный впечатлений от поездки в Горную Шорию, прибежал к друзьям-художникам, собравшимся в мастерской Селиванова. Василий Андреевич Селиванов, выслушав восторги младшего собрата по музам, предложил съездить на пленэр всем вместе.

Потом были поездки на Байкал, на север области, снова в Горную Шорию… А после следовали выставки: общие, персональные, отчётные… Пейзажные гуаши, где Маручак и Телецкое озеро во всём великолепии закатов, рассветов, перед дождём и под радугой. «Гроза на полях Чебулы», «Чумай», «Кия», «Утёсы Макарака»…

...Близкая акварели, но отличающаяся примесью белил, гуашь даёт плотный непрозрачный слой. На нём штрих делается энергичным, цвет играет. Хочется не просто всмотреться, – вслушаться в эти пейзажи, их красоту. Часто неброскую, зыбкую, как вода, с отражёнными в ней берегами. Не случайно в книге отзывов на работы группы появлялись трогательные записи: «Я, сибиряк, словно впервые увидел свой край. И знаете, он мне очень понравился».

Людмила Ольховская,

г. Кемерово

 

Из заметки «Дизайнер, график, живописец»

...Масштабная личность, большой человек, талантливый художник – Василий Андреевич Селиванов сумел оставить после себя не только много работ, но, прежде всего, яркую страницу в художественной жизни столицы Кузбасса. Акварельные портреты Селиванова и его пейзажи выполнены с удивительной добротой и наполнены любовью к природе.

Всю свою жизнь и творчество  художник посвятил Кузбассу и городу Кемерово. Все его картины пронизаны любовью к жизни, к родной сибирской природе с её переменчивостью и богатством мотивов. У художника был свой излюбленный круг тем, своих привязанностей.

Из года в год он писал просторное небо, водную гладь, дорогу, уходящую в лес, портреты близких ему людей. В поисках и сомнениях вынашивались новые работы, и результат иногда получался неожиданным, не похожим на написанное ранее.

Работы В.А. Селиванова находятся в собраниях Кемеровского областного музея изобразительного искусства, Кемеровского областного краеведческого музея, музее «Красная горка», администрации г. Кемерово, Управления тепловых сетей ОАО «Кузбассэнерго», в школьном историко-краеведческом музее «Память» МБОУ «СОШ № 97», в муниципальном учреждении культуры «Культурный центр», в частных коллекциях в России и за рубежом.

Его светлые акварели согревают стены детских приютов, больниц, хосписа.

Источник: http://kemshkola97.ru/биография-в-а-селиванова/ 

 

Наша справка

Василий Андреевич Селиванов

Родился 20 марта 1926 года в селе Марушка Алтайского края. В 1930 году его родители переехали в город Киселевск, где он закончил 8 классов школы.

Во время Великой Отечественной войны работал слесарем на военном заводе, заканчивая одновременно вечернюю школу. Всё свободное время отдавал любимому увлечению – рисованию.

Окончил Пензенское художественное педучилище имени К.Л. Савицкого (1946-1950), учился у преподавателя А.С. Шурчилова. Работал в Кемерове учителем рисования и черчения в средней школе № 8 (1950-1953),  затем был директором Дома пионеров (1953-1956).

С 1964 года – в течение  25 лет – руководил изостудией при кемеровском Доме культуры «Строитель». В 1972-м изостудии было присвоено звание Народного коллектива. Она дала путевку в жизнь многим профессиональным художникам. Среди них члены Союза художников РФ А.П. Хуторной, В.И. Пономаренко, С.М. Юрков, Т.Д. Рысаева.  

В 1970-е годы возглавлял Кемеровское отделение Художественного фонда РСФСР. Работал главным художником города Кемерова (1972-1974).

Большое значение в его творчестве занимали дизайн окружающей среды, оформление музейных экспозиций, наглядная агитация.  В.А. Селиванов – автор крупных дизайнерских проектов: оформление машиностроительных заводов в Киселевске и Анжеро-Судженске (1960-1962), «ВДНХ Кузбасса, 1983 г.»; оформление заводов и заводских ДК в Белово и Новокузнецке; оформление московского Театра на Таганке и других.

С 1957 года В.А. Селиванов – участник профессиональных выставок художников.

Член Союза художников России (1975).

С 1980 г. и до конца жизни занимался только живописью, отдавая предпочтение акварели.

В 1995-1996 годы преподавал в Кемеровском  художественном училище.

В 1998 году стал одним из организаторов творческой группы «Сибирский пейзаж». Активно сотрудничал с Фондом культуры России.

За успехи в области дизайна и педагогическую деятельность ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры» (1982). Почётный гражданин Кемерова (1998). В 2003 году при общеобразовательной школе № 97 открыт мемориальный музей-студия В.А. Селиванова.

Художника не стало 1 апреля 2000 года.

Основные выставки В.А. Селиванова:

Кемеровские городские:

- Вам, женщины (Кемерово, 1964); Художник и город (Кемерово, 1968, 1971); Лучшая работа года, конкурс (Кемерово, 1993-1998, 1999).

Областные:

- Графика Кузбасса (Кемерово – Новокузнецк, 1966); Художники Кузбасса (Санкт-Петербург, 1979; Москва, 1987); К  50-летию Кемеровской области (Кемерово, 1993); Кузбасская палитра, (Новокузнецк, 1996); Художники Кузбасса: военное поколение (Кемерово, 2000); Рубежи, юбилейная ретроспективная (Кемерово, 2002-2003 - посмертно).

 Групповые:

- Сибирский пейзаж (Кемерово, 1998, 2001 - посмертно; Белово, 1998; угольный разрез «Бачатский», 1999).

Межрегиональные:

- Сибирь социалистическая (Красноярск, 1969; Томск, 1975; Кемерово, 1985); Сибирь (Красноярск, 1998).

Всесоюзные:

- Молодость страны (Москва, 1976).

Международные:

- Советский дизайн (Бухарест, 1969; Прага, 1972); Архитектура и дизайн для зрелищных предприятий, Квадриеннале (Прага, 1976).

Персональные:

- Юбилейная (Кемерово, Дом художника, 1976, 1986, 1991; КОМИИ, 1982, 1996; муниципальное учреждение культуры «Культурный центр», 1997; Белово, ДХШ, 1978,1980); Другая встреча, посмертно (Кемерово, КОМИИ, 2001).

Архив новостей