Нелли Соколова: «О невечном, но дорогом»

26 августа 2021 

(Автор – Нелли Николаевна Соколова в 1950 году окончила Иркутский госуниверситет и по распределению приехала в Кемерово.  С 1950 года работала редактором на областном государственном радио. Затем с 1958-го трудилась в Кемеровском книжном издательстве. В 1970 году назначена главным редактором художественного вещания Кемеровской студии телевидения.

Автор сценариев известных киноочерков «Свободная ковка», «Остановись у родника», «Красота горячего металла» (для Центрального телевидения СССР). Автор сценария кинопрограммы «Мы этой силы частица» (для ЦТ СССР).

На КСТ работала до 1984 года. В 1988-91 годы вновь трудилась в Кемеровском книжном издательстве, позднее – в областной газете для ветеранов «Земляки».

Член Союза журналистов СССР. Заслуженный работник культуры РСФСР. Отличник телевидения и радио).

Было в моей жизни очень счастливое время, 1970-1984 годы, время работы на Кемеровской студии телевидения. Корифеи кузбасского телевидения любят рассказывать, как все начиналось в 1958 г. И одинокую телевизионную вышку среди безлюдного огромного пустыря, и первые киносъемки, и первый выход в живой эфир.

В 1970 году эти почти фантастические опыты часто вспоминались с добрым смехом, как анекдоты. Умудренные собственными ошибками и победами, участием в программах Центрального телевидения, трудились в полную силу Виктор Руденский, Вениамин Власов, Владимир Цукров, Федор Ягунов, Тамара Маслова, Зоя Естамонова, Нелли Ермакова, Геннадий Митякин, Юрий Светлаков.

Коллектив был особенный. То ли по счастливому расположению звезд над телевышкой, то ли был особый дар угадывать людей у руководителей кузбасского телевидения Дмитрия Ивановича Култаева и Юлиана Ароновича Вишневского, но собрались на студии люди творческие, не только полюбившие на всю жизнь телевидение, заболевшие им, но и полные дружеского участия друг к другу, готовые всегда прийти на помощь.

Светло было в студийном приземистом, еще без пристройки, мрачноватом здании, тепло и всем уютно, как в большой хорошей семье. И даже на летучках, на которые собирались всем коллективом: редакторы, режиссеры, корреспонденты, звуковики, кино- и телеоператоры, художники, монтажницы – в одиночку в эфир не выйдешь, и где выдавалось всем сестрам по серьгам за отработанную неделю, звучал порой смех сквозь слезы, но не было злорадства, недоброжелательства. А за хорошо принятую зрителями передачу радовались все.

Меня перевели из литературно-драматической редакции областного радио на должность главного редактора художественного вещания студии.

Я не очень хорошо помню, как жила моя собственная семья в то время (годы-то были трудные), где и когда я успевала покупать что-то из продуктов, одежки или обуви детям. Запомнилось, что как-то на студию привезли и продали нам по 10 метров ситца и по два маленьких махровых полотенца (остряки шутили: слезы вытирать, когда плёнку запорют). Иногда привозили продуктовые наборы «по заказам», был такой термин, - это наш профсоюзный комитет хлопотал.

Поле моей работы необычайно расширилось. Насыщенной, богатой была культурная жизнь Кузбасса. Сколько приезжало на гастроли выдающихся музыкантов-инструменталистов, певцов, ансамблей, мастеров художественного слова! Какие проходили гастроли каких столичных и ленинградских театров, какие фестивали советской музыки и литературы!

Всё это огромное духовное богатство было доступно жителям области не только в концертных и театральных залах, но и дома, по телевидению. Художественное вещание стремилось везде успеть, отсмотреть, договориться с организаторами гастролей о возможности видеозаписи в филармонии, в театре при публике или днём в павильоне студии.

Расписание было до предела жестким. Но и для телевидения место находилось, хотя времени съемки занимали немало. Нужны были репетиции: правильно выставить свет, микрофоны солистам и оркестру. Режиссер должен был запомнить движения исполнителей по сцене и т.д. А после репетиции по правилам работы телевизионной техники нужен был 45-минутный перерыв. Вот и старались наши студийные службы, инженеры видеозаписи работать точно и безупречно.

Просматривая потом готовую пленку, не обижались на нас известные исполнители, а часто и благодарили режиссера К. Кошелеву, звукорежиссёров М. Фирсова, Ст. Черногубова, Р. Бакшаеву, телевизионных операторов В. Дунаева, А. Бялоуса, Ю. Аникина за удачную съемку. А совсем не просто было услышать похвалу от И. Кобзона, А. Соловьяненко, Т. Синявской, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, Э. Пьехи.

Сколько прекрасных спектаклей гастролировавших в Кузбассе столичных и ленинградских театров мы показали зрителям! На одной коробке с пленкой я когда-то написала: «Хранить вечно!» Это была запись спектакля Театра на Малой Бронной «Мальчики». Инсценировка В. Розова по одной из линий романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Постановщик спектакля – А. Эфрос, в телевизионной студии сняла его на пленку режиссер К. Кошелева со своей дружной бригадой.

Среди фондовых (долго хранящихся) бобин с видеозаписью были литературный концерт «Народный артист СССР Михаил Царев читает Пушкина» (Малый театр), «Творческий портрет народного артиста СССР Леонида Маркова (театр им. Моссовета)», встречи с композиторами А. Пахмутовой, Я. Френкелем, А. Эшпаем, С. Туликовым, О. Фельцманом.

Много других радостных, счастливых встреч с известнейшими творческими людьми было на нашей студии. И денег нам на оплату их выступлений хватало. Каждый год директор студии Ю.А. Вишневский «выбивал» их из Москвы, в письмах в финансовое управление Центрального телевидения нажимал на то, что зрители Кузбасса – труженики очень тяжёлых профессий, они достойны того, чтобы видеть лучшие спектакли столичных театров, слушать выдающихся исполнителей.

Окрестные сибирские студии, не имея такого объема средств, всегда удивлялись нашим возможностям.

Сейчас часто звучит в газетах и в эфире слово «регион», рассказывают об экономических проблемах, торговых и промышленных связях областей. Художественное вещание Кемеровской студии, выражаясь современным языком, имело свой регион, регион культуры. Мы приглашали на встречу с кузбасскими зрителями писателей Новосибирска, Томска, Красноярска, Барнаула. Регулярно показывали спектакли новосибирского театра «Красный факел», Томского драматического, Барнаульского ТЮЗ а.

А когда задумали к очередной годовщине образования СССР устроить фестиваль национальной драматургии, к нам приехали с записями спектаклей своих театров телевизионщики от Риги до Владивостока. Сами мы подготовили к этому дню постановку по пьесе молдавского драматурга И. Друцэ «Святой колодец» (режиссёр Н. Ставцев, художник М. Бакшаев). Две недели каждый вечер шли в эфир по второй программе спектакли по пьесам драматургов разных республик. Чувство «семьи единой» жило тогда не только в лозунгах и плакатах.

Но все это не значит, что мы забывали о своих творческих коллективах. Рассказывали зрителям обо всех новых постановках Кемеровского, Новокузнецкого, Прокопьевского драматических театров и показывали спектакли, перенося их в студийный павильон. Готовили творческие портреты артистов театра оперетты А. Боброва, Г. Епифановой, Л. Фроловой, концерты силами солистов Кемеровской филармонии.

Частыми гостями у нас бывали Б. Мазун, артисты коллектива «Люди и куклы», фокусник Кио. Артисты Кемеровской драмы участвовали в наших литературных постановочных передачах, их силами в студии был подготовлен спектакль по повести кузбасского писателя В. Мазаева «Дамба» (режиссёр В. Дунаев, художник М. Бакшаев).

Кузбасские писатели, и прозаики, и поэты, всегда были желанными гостями в студии. Об их новых произведениях рассказывала зрителям, беседовала с авторами принимавшая активное участие в работе литературно-драматической редакции журналист Тамара Махалова. Наш земляк, большой русский поэт Василий Федоров в каждый свой летний приезд в родную Марьевку бывал на студии, читал новые стихи, говорил о том, что его волнует. Мы снимали его на пленку в Марьевке, был сделан хороший киноочерк о нём. Не один раз он показывался в эфире (автор сценария Т. Махалова, режиссер Н. Ставцев, кинооператор С. Мякишев).

Редактор литдрамы Зоя Николаевна Естамонова не только хорошо знала всех кузбасских художников и постоянно готовила репортажи из их мастерских, она любила и любит их. Зоя Николаевна – признанный искусствовед, автор книг о художниках. Режиссёром её передач всегда была Ирина Киселёва.

Гвоздем работы киноредакции (редактор А. Сокол), её украшением были, конечно, выступления В. Руденского. Был он настоящим златоустом и имел массу поклонников среди зрителей и особенно зрительниц.

Я не знаю ни одного интересного события в культурной жизни области, включая и самодеятельное творчество, мимо которого прошло бы наше телевидение. Стремились к тому, чтобы всё, что нас радовало, чем гордились, стало достоянием и союзных зрителей.

Музыкальная редакция (редакторы В. Аренский, Г. Панова) снимала концерты для передач Центрального телевидения - «Наш адрес – Советский Союз», «Товарищ песня», «Народное творчество». Впервые на нашей студии подготовили на цветной кинопленке для ЦТ очерк «Красота горячего металла» (автор Н. Соколова, режиссёр К. Кошелева, кинооператор С. Мякишев) о прекрасном самодеятельном певце А. Ленском, он тогда работал главным инженером доменного цеха КМК. С нашей помощью танцевальный ансамбль «Шахтёрский огонёк» поражал своим искусством всю страну. На Всесоюзном конкурсе музыкальных развлекательных программ, проходившем в Кишиневе, наш «Резонанс» занял третье место (авторы В. Аренский и К. Кошелева).

Конечно, не всё у нас получалось безупречно хорошо, не всегда доставало таланта, мастерства. Несовершенна была еще и техника. Только начинали осваивать не только цветную кинопленку, но и цветную передвижную телевизионную станцию. А сколько было ограничений условий е работы! Но мы старались в меру сил своих, и не было большей радости, чем удачно осуществленная съемка.

Если сейчас взять бы и перелистать журнал фондовых (значит, наиболее значимых, удачных) видеозаписей, сделанных в те годы (не знаю, сохранился ли он в фильмотеке, как и сами записи), можно составить впечатляющую картину культурной жизни Кузбасса.

Очень помогал нам в этой работе отдел областного комитета партии. Мы всегда заранее знали о предстоящих гастролях театров, музыкальных коллективов, о том, какие приедут в гости знаменитости, какие состоятся смотры, фестивали самодеятельности, заранее к ним готовились.

Самой многолюдной, шумной, беспокойной редакцией была на студии редакция передач для детей и юношества. Она тоже входила в художественное вещание. Редакторы, режиссеры, их помощники – все помещались в одной большой комнате, где было много столов и шкафов, за которыми, как в закоулках, укрывалась порой какая-нибудь группа, требующая спокойной тихой беседы. Но где тут!

К редактору И. Виноградовой являлись участники «Пионерского турнира», несли с собой все атрибуты, которые потребуются им завтра на передаче. Снизу, из студии, возвращались после репетиции «Выдумщики», спорили, почему не получается тот или иной эффект их полета на луну. Артисты школьных театров кукол вынимали из шкафов и прихорашивали своих героев. У них через несколько минут начнется репетиция и видеозапись.

К столу редактора В. Еремеевой устремлялись старшеклассники – обсудить с ней и режиссёром Н. Захаровой тему очередной встречи «В 9-м А». Сторонкой пробирались за своими досками мастера «Шахматной школы».

Несколько разрядив обстановку в комнате, редакторы приветливо встречали преподавателей кемеровских вузов К.П. Мацукова, В.А. Иголинского, Г.Е. Терентьева, Е.В. Тиганова. Им предстояло вести очередной тур передачи «Требуются эрудиты».

Хорошо ещё самую многолюдную передачу-конкурс «Дорогой отцовгероев» (редактор Н. Ермакова, режиссёры Л. Вощина и В. Кротенко) записывали по передвижной станции из училища связи, которое пошло нам навстречу. Предоставило для соревнований свои спортивные площадки, кабинеты, где ребята с закрытыми глазами собирали автоматы, устанавливали стенды и витрины из школьных военно-исторических музеев: надо было показать знание боевого пути сибирских дивизий, их героев.

На плацу маршировали и пели походные песни, медсестры оказывали помощь «пострадавшим на поле боя». Заключительный тур конкурса, в котором участвовали восемь школ из разных городов области, судили работники военкомата, преподаватели училища, а председателем жюри был Герой Советского Союза Юрий Бабанский, которого специально пригласили в Кемерово.

Такие заботы волновали детскую редакцию. А ещё жил-был при ней, наверное, около трех десятилетий, «Клуб друзей телевидения», который создала и которым руководила наша неугомонная, горячо любившая детей режиссёр Вера Владимировна Снегирева. Она готовила с ними детские спектакли, учила читать стихи, понимать музыку (в прошлом Вера Владимировна была актрисой филармонии). И не только это. В. Снегирева воспитывала их, заботясь о том, чтобы её дети росли интеллигентными, добрыми и порядочными людьми. Такими они и становились, пройдя её школу. Поступали в вузы, потом возвращались и к нам на студию.

Витя Пятикопеечный стал телевизионным оператором, Серёжа Кочуков и сейчас работает режиссёром. Таня Худобина, бывшая наша победительница конкурса «Требуются эрудиты», поработала у нас, потом попала на телевидение в Москве.

Многие стали педагогами, инженерами, работниками культуры, и все помнят свой телевизионный клуб, украсивший, обогативший их детство.

Уверена, что сделала наша редакция для детей и юношества немало доброго в воспитании не одного поколения, начиная с передачи для малышей «Тук-Тук». С любовью вела её наш диктор, профессор Кемеровской академии культуры и искусства Г. Скударнова, а герои передачи Буратино, кот Мурлыка, Дружок, Мишутка, попадая в разные жизненные ситуации, в которых оказывались волею сценаристов И. Виноградовой и Н. Ермаковой, помогали малышам разбираться в том, что хорошо и что плохо.

Матери и бабушки писали нам, что иной раз урезонивали своих чад словами: «Вот напишу в «Тук-Тук».

Многое изменилось в жизни страны в последние  десятилетия, и не только в экономике, политическом устройстве, трудовых отношениях, образовании, литературе и искусстве. В телевидении, к сожалению, бесспорно, в худшую сторону. Оскудело, обезлюдело оно. Кроме канала «Культура», на всех остальных каналах Московского телевидения, за редким исключением, одни и те же лица – натужные юмористы, слегка одетые певички, безголосые мальчики.

И сколько пошлости, цинизма, наглости несется с экрана! Свобода личности при злонамеренном обращении с ней годится порой для оправдания худших сторон человеческой натуры.

Местные студии зажали в небольшие отрезки эфирного времени, лишили средств. Им не до широкого показа культурной жизни своей области, не говоря уж о событиях у соседей. Не рассказывают они и о народных талантах всей стране. Так неимоверно сузился круг зрительского внимания и нашей с вами эстетической радости.

Горько, больно за детей и подростков, для которых почти ничего достойного подражания в лучшем смысле слова не дают телевидение и кино, и они смотрят бесконечные боевики с их культом насилия, убийств, денег. Смотрят то, что с юных лет развращает их, калечит психику. Выросшие «балдеют» на концертах «блескучих и трескучих», верят в фабрику звезд  и уже не сумеют в дальнейшей жизни отличить истинное духовное благо от дурного кошмара.

Не может это продолжаться бесконечно. Иначе забудут те, кто придёт после нас, какой земле они принадлежат и какой была и должна быть в мире Россия, богатая не только нефтью и газом.

Нелли Соколова,

заслуженный работник культуры РСФСР,

член Союза журналистов СССР

Источник: книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008

Фото из книги Юрия Светлакова «Кемеровское телевидение», Кемерово, «Сибирский писатель», 2007

Архив новостей