Николай Пильщиков: «Из Кузнецка я никуда не уезжал»

07 августа 2015 

Поначалу сведений о Николае Ивановиче Пильщикове,  литературном сотруднике и художнике газеты “Большевистская сталь” 30-х годов прошлого века, было очень мало, лишь вырезка из старой газеты да копия письма. Потом потекли противоречивые данные из Интернета, редкие свидетельства людей, которым посчастливилось встречаться с художником. Получился ворох разрозненных фактов, из которого тем не менее стала вырисовываться удивительная судьба.

“С плоскости крыла отваливается черный комочек, за которым развертывается кремовый жгут и после хлопка расцветает, как ландыш”, - это строки из заметки “С крыла самолета” Николая Пильщикова, напечатанной в “Большевистской стали” в июне 1935 года. Молодой корреспондент восторженно рассказывает о парашютных прыжках на аэродроме у села Атаманово, о первой девушке-парашютистке Ангелине Буяновой.

Он не жалеет красок, купола у него “цветут на зеленоватом небе”, “солнце обливает позолотой поляны”, а прыжок - это непременно “воздушное крещение”. Сейчас бы редактор, пожалуй, строго сдвинул брови и отругал за избитые штампы, но тогда очень хотелось красивой и романтичной жизни, хотя бы на страницах газет. Заметка проиллюстрирована рукой самого автора: маленькие портреты с тщательно прорисованными знаками отличия. Фотографий в газете тогда не было, их заменяли зарисовки с натуры, которые делали специальные сотрудники - рисовальщики. Именно на эту должность в 1931 году и был принят Николай Пильщиков.

Сведений о его жизни в нашем городе крайне мало. Известно, что родился он в 1914 году в Пензенской области, в Сибирь попал вместе с отцом, музыкантом и последователем вероучения Толстого. Жили они в Горной Шории, но в 15 лет Николай самостоятельно спустился на плоту в Кузнецк, решив начать новую жизнь.

Учился в 12-й мужской школе, писал стихи и очень много рисовал, да так, что ему доверили разрисовать стены Народного дома и оформить экспозиции историко-краеведческого музея.

В 1980 году в “Кузнецком рабочем” вышел небольшой материал внештатного корреспондента газеты В. Колюбакина о встречах в Москве с земляками, в том числе и с Н. Пильщиковым. Николай Иванович называл себя новокузнечанином и рассказывал о том, как сотрудники редакции вместе с комсомолом Кузнецкстроя выходили на ночные субботники по разгрузке вагонов с оборудованием для комбината.

Вспоминал, как в “Большевистской стали” рисовал портреты передовиков производства и потом вырезал их на линолеуме. Тогда этот материал был страшнейшим дефицитом, и никому не приходило в голову устилать им пол, его использовали лишь при изготовлении газетных иллюстраций.

Рисование было не единственной его страстью. Романтичного юношу привлекало небо, и в 1934 году он начал заниматься в городском аэроклубе. Поначалу Пильщиков всерьез думал о профессии летчика. Однако после каждого полета появлялись зарисовки. Есть свидетельства, что у начинающего художника был большой цикл “Так видят птицы”, где среди рисунков были, например, “Глубокий вираж” или “Пилотажная зона”, с изображением острова на Томи, лесосплава, берегов и тени самолета на земле. Возможно, у кого-то из новокузнечан до сих пор хранятся рисунки того времени, принадлежащие Пильщикову.

1935 году работы Николая привлекают внимание комсомольских вожаков города. Молодой талант решено отправить на курсы при Всероссийской академии художеств в Ленинграде.

Когда началась война, наш земляк уже был студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Летчик, старший лейтенант, оказался на фронте в  первые дни войны, но его талант тоже был нужен фронту. На седьмой день войны он в соавторстве с художником А. Лактионовым, автором знаменитой картины “Письмо с фронта”, выпускает плакаты “Бейте зарвавшихся фашистских пиратов”, “Фашизм - кровавое чудовище, бей его без пощады”.

Страшное и удивительное для Пильщикова время. После боевого вылета он делает быстрые портретные наброски своих товарищей. Десятки, сотни работ. На них летчики, которые защищали ленинградское небо, сгорали вместе с самолетами, совершали таран, карандашные портреты нередко оставались единственным изображением героев.

Осенью 1941 года по решению политотдела Ленинградского фронта на основе портретов, сделанных фронтовыми художниками, издаются наборы открыток. Пусть серая бумага, плохая печать, сбитый шрифт, но каково агитационное воздействие! Наборами “Сталинские соколы на защите Ленинграда” бойцов награждали перед строем. В литографии Академии художеств с рисунков делали оттиски, ими оклеивали стены домов блокадного города.

В последствии за активную деятельность в период блокады группе фронтовых художников вручили медаль “За оборону Ленинграда”, которая по решению Горсовета города была выполнена из золота! Н.И. Пильщиков награжден медалью за № 00001.

В 1942 году он стал членом Союза художников СССР.

За годы войны художник создал тысячи портретов. Среди них М. Девятаев, Ю. Гарнаев, Т. Фрунзе, П. Харитонов, П. Покрышев и другие летчики, удостоенные звания Героя Советского Союза. Это портреты на фоне самолетов, в кабине, в момент подготовки к вылету - улыбающиеся одухотворенные лица.

В 1944 году журнал “Звезда” писал, что работы Николая Пильщикова “живые, страстные и индивидуальные, в них сквозит налет романтики и всегда обнаруживается чувство и любовь автора к своим героям”. А как ценили автора картин сами авиаторы, считая его “чертовски сильным художником пера и кисти, умеющим изобразить душу летчика”!

В 1949 году Пильщиков переехал в Москву и стал художником студии Грекова. Но вскоре ушел оттуда.

Погоны Николай Пильщиков, награжденный орденом Красной Звезды и несколькими медалями, снимет только в 1953 году. Он будет рисовать не войну, а мир. Поля, колосья пшеницы и очень много неба. Коллеги-живописцы с завистью отмечали дар Пильщикова изображать землю с высоты полета. Его картина “Финский залив и Ленинград с высоты 3000 метров” в 1950 году вызвала фурор на выставке Академии художеств, считалось, что это первая картина в мире с высотным пейзажем.

Как тут ни вспомнить, что еще в 1935 году, будучи курсантом Кузнецкого аэроклуба, Пильщиков уже делал подобные зарисовки! А в 60-х его захватил космос. Было выполнено множество плакатов с фантазийным изображением космических далей и портретами первых летчиков-космонавтов. В 1971 году Пильщиков стал иллюстратором книги “Космонавты живут на земле”.

“Из Кузнецка я не уезжал”, - сообщал в своих письмах Пильщиков, говоря, что Кузнецк-Сталинск-Новокузнецк навсегда стал для него родным городом. В 1967 году он приезжал сюда и встречался с учащимися школы рабочей молодежи КМК, о чем появилась заметка в “Кузнецком рабочем”.

В марте 1968 года, накануне выхода 10-тысячного номера, редакция получила письмо художника: “Трудно обойтись без юбилейно-елейных слов, которых не терплю, но слово “доблестный” к таковым не относится. О доблести кузнечан известно всей стране и всему миру, а газета - сердце Новокузнецка. 10 тысяч номеров газеты - десять тысяч ударов сердца. Я помню маленькую газету с громким названием “Сибирский гигант”. Её печатали в вагончике, потом на Нижней колонии в бараке № 2 затряслись стены от мощной ротационной машины - печаталась ежедневная газета “Большевистская сталь”. Кузнецкстрой живет во мне и будет жить всегда!”

В 1980 году “Кузнецкий рабочий” получил еще одно поздравление Николая Ивановича уже с пятидесятилетием газеты и обещание прислать воспоминания о работе в редакции. Но в 1983 году художник умер…

Мы очень мало знаем о последних годах его жизни. Известно, что он лишился мастерской, а картины - огромные полотна и холсты - были вынесены на лестничную клетку. Люди, бывавшие в его тесной квартире, вспоминали, что буквально ступить было некуда, все углы и стены были заставлены картинами.

Наступило сложное время - последние годы Советского Союза, когда искусство соцреализма объявили отжившим и ненужным. В новокузнецких музеях нет ни одной его работы.

Но история человечества, живописи, в том числе, очень прихотлива. В 2003 году в здании Совета федерации была открыта выставка, посвященная 300-летию Петербурга, среди авторов представленных картин Н.И. Пильщиков. В Интернете эта фамилия мелькает в антикварных аукционах. Его плакаты, наборы фронтовых открыток продаются за тысячи евро. Возможно, и картины, если они не были выброшены на свалку и бережно хранятся кем-то знающим толк в искусстве, дождутся своего часа и появятся не на заграничных аукционах, а в музеях страны.

Дай бог, чтобы творчество нашего коллеги, летчика и замечательного художника еще было оценено по достоинству.

Работы Пильщикова сегодня хранятся в музеях Санкт-Петербурга (в Русском музее и музее Истории города), в музеях Москвы и Украины.  


Татьяна Эмих.

Источник: www.kuzrab.ru

Архив новостей