Николай Сергеевич Бахарев – российский фотохудожник

11 марта 2019 

(Николай Бахарев родился 1 октября 1946 года. Став слесарем, взял в руки фотоаппарат «Искра» и начал экспериментировать. А вскоре этот путь вывел его на вершину венецианского биеннале.

Свободный фотограф. Эти слова он использует и для обозначения рода занятий, и как определение творческого амплуа. Свободный. Он отрицает рамки, законы, стандарты, а иногда – даже одежду.

Впрочем, его «обнаженка» не выходит за рамки приличий. Будь то бытовые фото на пляже, приватные портреты представителей богемы или заказные работы в стиле «ню» – всегда на самой грани фола, но остаются искусством без перекоса в порнографию. Именно это чувство грани сделало его звездой европейских выставок, желанным гостем заокеанских галерей и мэтром отечественной фотографии.

Искусствоведы писали о работах Бахарева: «… В этих тётках он разглядел апофеоз русской души…».

Сейчас фотограф больше работает с пейзажем: для него попытка увидеть психологию человека сменилась попыткой прочувствовать своеобразие естественной среды).

Родился Николай Сергеевич в деревне Михайловка Алтайского края. Потеряв родителей в четыре года, до совершеннолетия воспитывался в детском доме. После школы работал на Кузнецком металлургическом комбинате слесарем. С 1970 года работал фотографом службы быта, потом фотографом Художественного фонда Новокузнецка (с 1975 года). С 1984 года – свободный художник.

Живёт в Новокузнецке. С 1991 года - член Союза фотохудожников. С 1972 года участвует в выставках. Эпатирует публику работами в стиле «ню».

«Когда в 1987 году на выставке в честь 70-летия советской власти фотографии Бахарева впервые появились в Москве, они были подобны бомбе: в СССР, где секса нет по определению, оказывается, отношения между людьми, как и во всем мире, строятся на влечении и желании, а притягательность модели определяется не победой в коммунистическом соревновании или соответствием неким стандартам внешности, но в ее скрытом эротизме. На Западе он стал известен как первый советский фотограф эротического портрета. C тех пор появилось немало фотографов, работающих с портретом в более откровенных формах, но произведения Бахарева в этом ряду стоят особняком. Ему удалось в конце века запечатлеть хрупкость человеческих отношений, ломкость пластики тел и незащищенность взглядов».

Сегодня походы на пляж не увлекают художника, поэтому последние пять лет Н. Бахарев работает с пейзажем: «Попытка увидеть психологию человека сменилась попыткой прочувствовать своеобразие естественной среды» (Н. Бахарев).

Николай Бахарев много выставляется за рубежом (Голландия, США, ФРГ, Болгария). Он – участник проектов-чемпионатов России по пляжной фотографии и «Интересные люди Москвы глазами провинциального бытового фотографа». В 2004 в составе известных российских фотографов принимал участие в проекте «Фотолетопись «Российская история» по заданию Московского Музея фотографии. В 2005 году принимал участие в фотовыставке-конкурсе «Кузница-75», посвященной юбилею газеты «Кузнецкий рабочий» (ДТС), занял первое место в номинации «Портрет». В 1991 году удостоен звания «Лучший фотограф России». Николай Сергеевич – номинант премии «Deutsche Börse Photography Prize, 2015».

В 2013 году проводил мастер-классы для студентов Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко.

Н. Бахарев активно сотрудничает с Центральной городской библиотекой им. Н.В. Гоголя, регулярно представляет свое творчество на фестивалях книги и искусства.

Творчество Н. Бахарева вызывает противоречивые чувства: от категорического неприятия и злости до уважения и благоговения. «Генитальный гений», «Гений советского эротизма», «Порнограф» Бахарев, как фотограф, основывается не на физиологическом проникновении в чресла, а на философском проникновении физиологии в человеческие отношения, в социум человека, простого провинциального человека» (М. Алабугин).

Выставки:

Городские: 1995 (Дом творческих союзов, «Ню»), 1998 (Дом творческих союзов); 1996 (Новокузнецкий художественный музей).

Всесоюзные: 1972 («Свема-72», Шостка), 1987 (Москва), 1989 («Аналитическая фотография», IV Биеннале, Йошкар-Ола), 1989 («150 лет фотографии», Москва), 1991 (1-я выставка Союза фотохудожников России, Смоленск), 1991 («Реплика», фотогалерея «Школа», Москва), 1993 (две выставки в Союзе фотохудожников России, Москва).

Зарубежные: 1993 («Российская художественная фотография сегодня», Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США), 1995 («Новое фотоискусство из России», ФРГ).

Международные: 1994 («Искусство современной фотографии, Россия, Украина, Беларусь, Москва), 1995 (Internationale Fototage Herten, Германия ), 1996 (Mesiac Fotografie, Bratislava; Nov), 1997 (Russia: Chronicles of change, США), 1998 (Photography in May, Plovdiv, Болгария).

Персональные: 1990 (Омск), 1991 (Кемерово), 1991 (Амстердам, Голландия, галерея «Canon»), 1996 (Новокузнецк), 2003 («Baharevland», Москва, галерея «Риджина», Манеж), 2008 (Москва, Галерея Photographer.ru, «Публичное и частное»), 2013 (Венеция, 55 биеннале «Энциклопедический дворец»), 2013 (США, Julie Saul Gallery, «Amateurs and Lovers»), 2013 (Франция, Арль, фотофестиваль Recontres d'Arles), 2015 (Лондон, The Photographers' Gallery, «the Deutsche Börse Photography Prize 2015»).

Источник: http://xn--400-eddplucwdhb0e2b.xn--p1ai/persons/77-baharev.html

 

Новые фотопроекты Николая Бахарева

Несколько известных российских фотографов, среди которых новокузнечанин Николай Бахарев, работают сейчас над проектом "Фотолетопись "Российская история" по заданию Московского Музея фотографии. Требования проекта: сделать серию бытовых портретов провинциалов - будь то художник или шахтер. Так сказать, показать лицо провинции.

Идея выросла из прошлогодних нашумевших выставок Бахарева в галерее "Риджина" и Манеже в Москве, на которые откликнулась вся столичная пресса: "На первой представлены фотографии неизвестных провинциалов, на второй – хорошо одетых известных москвичей. Обе выставки теплы и человечны". ("Известия" от 19 марта 2003 года).

"В замысле "Афиши" (выставка фотографий московских звезд в Манеже. - С.М.) и "Риджины", заказавших Николаю Бахареву портреты столичных знаменитостей, присутствовал оттенок некой галантной скандальности. Звездам то ли предлагается посоперничать с провинциалами, то ли поиграть в "барышень-крестьянок". А от фотографа ожидались снимки едва ли не разоблачительные, в том числе в буквальном смысле слова" ("Коммерсантъ" от 20 марта).

"Независимая газета" назвала Бахарева "Русским Ньютоном": "Общее только тело. И Ньютон, и Бахарев любят "обнаженку". Только у Ньютона это - богини, у Бахарева - тетки", снабдив материал подзаголовком "Выставка Николая Бахарева как апофеоз русской души". Имеется в виду выставка в "Риджине", где Бахарев выступал не как автор "гламурных" снимков светских знаменитостей от Николая Баскова и Фоменко до модного писателя Владимира Сорокина – всего 70 персонажей, а как известных нам "пляжных фотографий".

Цитировать прессу можно долго, но приступим к сути.

От галереи портретов провинциалов Бахарев (и авторы проекта) ждет куда большей открытости и доверительности, нежели от снимков, которые сделаны со столичных звезд. Там как раз доверительности не было – были, как сказано, закрытость, гламур – лоск обложек глянцевых журналов, отнюдь не способствующие пониманию внутреннего мира человека. Новый проект интересует не сама история (в данном случае российская), а история культуры. Носителем её, как уже сказано, является не только художник, но и так называемый простой человек.

Сроки поджимают. И Николай Бахарев обращается ко всем новокузнечанам, которые хотели бы войти в "Российскую историю": нужны герои будущей выставки в Москве (художников он уже нашел и напряженно работает над фотографиями). Условие одно: человек должен работать с фотографом много часов, чтобы получился тот самый - неповторимый - снимок.

Из этой идеи выросла другая: найти героев его старой пятнадцатилетней давности съемки. Кто они сегодня, как изменилась их жизнь, что произошло за эти годы и так далее? Два фото с перерывом в 15 лет и короткий текст, их связывающий - это новый проект Николая Бахарева, над которым он работает параллельно с фотолетописью "Российская история"…

      Савва Михайлов.   

 Источник: http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=2806

 

Недавно я открыл Бахарева

Я думаю, русское искусство продолжает вызывать активное любопытство международного художественного сообщества. Например, последние пару лет громадное внимание было сосредоточено на Монастырском. Борис Гройс писал о нем книги, его работы включались в международные выставки, о нем выходили программные статьи в журнале Artforum – все это явные признаки того, что на Западе он получил признание как важный художник.

Ну а работы корифеев вроде Ильи Кабакова и Эрика Булатова - это вообще-то основополагающие вехи не только российской, но и международной истории современного искусства.

Я лично любил и продолжаю любить фотографию Бориса Михайлова и недавно открыл пляжные снимки Николая Бахарева. Мне кажутся весьма захватывающими работы тех же Виктора Алимпиева, Евгения Антуфьева, Ольги Чернышевой. Как видите, есть на что посмотреть и о чем поговорить. И много кого я наверняка сейчас забыл.

Ясное дело, что, как и в любой национальной истории, у вас случались моменты, когда искусство сливалось в едином порыве с социальными переменами.

В Италии такое время пришлось на 1960-е – это было итальянское чудо, когда искусство и культура как таковая срослись так тесно, что мы превратились в международный феномен. Видимо, то же случилось и с Россией после перестройки и после развала СССР. То воодушевление, которое тогда царило, возможно, уже не повторится, но сейчас-то как раз самое время вступить в следующий период – от этого хаотического возбуждения перейти к последовательному строительству инфраструктуры, более основательной и публичной финансовой и интеллектуальной базы.

Массимилиано Джони,

куратор нью-йоркского New Museum и Венецианской биеннале современного искусства 2013 года.

“Афиша”, № 3, 2012 год.

         Источник: http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=25481

 

Бахарев в венецианском «Энциклопедическом дворце»

Известнейший новокузнецкий фотограф, “король пляжной фотографии” (он победитель реального конкурса), автор снимков в жанре ню собственной оригинальнейшей концепции, Николай Бахарев станет участником основного проекта 55-й Венецианской биеннале “Энциклопедический дворец”, который откроется в субботу 1 июня и продлится до 24 ноября.

Напомню, что Николай Бахарев, чья обостренная и своеобразная, не побоюсь этого слова, гениальность и по сию пору подвергается сомнению в “родном Отечестве”, в прошлом году был приглашен на 14-ю Международную биеннале Fotofest в Хьюстоне, которая была полностью посвящена русской фотографии.

Часть (изрядная) наших горожан убеждена, что “основное признание и известность он получил за рубежом”, ибо злые америкосы (предположим) любят видеть нас в диком и неприглядном виде. Очевидно, если следовать этой логике, в Америку надо поставлять какой-нибудь экспортный фототовар, на котором мы выглядели бы милыми и пушистыми.

Но мы такие, какие есть. И Бахарев мало что нас таковыми снимает, так он еще моделирует этакую “мечту совка”, обставляя “быт” героев своих снимков разными заграничными штучками – бутылками с яркими этикетками, гламурными журнальчиками, то есть символами якобы “красивого”. Наверное, кто-то скажет, что сегодня это неактуально, магия заграничного лейбла померкла, но ты оглянись вокруг, товарищ, - всё в силе, совок жив.

И кроме того, фотографии Николая Бахарева не сводятся только к пляжному ню или откровенным снимкам, сделанным в антураже квартир. Бахарев - пронзительный социальный художник, достающий свое время до самых печенок.

Валерий Немиров.

Источник: http://www.kuzrab.ru/rubriki/kultura/bakharev-v-venetsianskom-entsiklopedicheskom-dvortse/

 

Родченко и Бахарев. Разговор классиков

Известнейший новокузнецкий фотограф Николай Бахарев дал мастер-класс студентам школы имени Родченко в Москве, где Бахарев пребывает почти два месяца по контракту с галеристкой Ольгой Свибловой.

Зал был заполнен до отказа. Фотографическую молодежь, по свидетельству Валерия Щеколдина, автора Photographer.ru, интересовали сугубо практические вещи: “...технология “соблазнения”, раздевание и постановка света. Часть аудитории и сама оказалась не прочь сфотографироваться у маэстро, чтобы испытать острое ощущение и приобрести незаживающий опыт”.

Автор заметки вспоминает, что “Двадцать два года назад фотографии Бахарева вызвали шок у маститых фотохудожников, причем обвиняли его в основном в “аморалке”. Заявление же Бахарева этой подготовленной и уважающей себя публике: “Все вы мои потенциальные клиенты”, - вызвало волну возмущения: никто не хотел ассоциировать себя с терпеливыми моделями автора.

“Их культура - это моя культура, - не унимался принципиальный Николай Сергеевич, начитавшийся революционных демократов, - и ваша культура точно такая же”, - продолжал разоблачения безжалостный автор.

То есть сегодня снимки Николая Бахарева воспринимаются куда более спокойно. Более того, рецензист вечера заключает свой рассказ таким выводом: “Приход Бахарева в школу классика авангарда закономерен, и, как ни велик Родченко, а Бахарев, впитавший в себя и старую культуру, и новое искусство, и много чего, может научить студентов гораздо большему...

Может быть, этот поучительный мастер-класс для кого-нибудь станет отправной точкой и приведет на стезю, с которой не сходит вот уже 30 лет фотограф-портретист и режиссер-постановщик эротических трюков неподражаемый Николай Бахарев”.

Валерий Анатольев.

Источник: http://www.kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/rodchenko-i-bakharev-razgovor-klassikov/

Архив новостей