Нина Инякина: «Газета твоя и моя»

02 августа 2021 

Под таким заголовком вышла моя первая комсомольская публикация на страницах областной молодёжной газеты. Вы спросите: «А при чём здесь комсомольская публикация? Да к тому же не в областной газете «Кузбасс», а в её «младшем брате» – «Комсомольце Кузбасса»? А связь, тем не менее, самая прямая. Дело в том, что моё детство прошло… в газете.

Начну издалека. Дети, как правило, вырастают в той среде, где трудятся их родители, и очень часто выбирают ту же профессию. Так, дети артистов растут за кулисами театра, дети учителей – в школьных коридорах и классах, ну, а дети газетчиков – кем бы те ни работали – естественно, в стенах редакций.

Так вот, моя мама работала машинисткой в редакции газеты «Кузбасс» – нашей главной областной газеты. Пришла туда в декабре 1942 года, а уволилась по собственному желанию, в связи с рождением второго ребёнка, в мае 1957 года. Четырнадцать с половиной лет отдала газете, ставшей родной для всей нашей семьи.

С теми годами связано много воспоминаний. Во-первых, это первое место работы мамы (потом был только Дом политического просвещения сначала горкома, а потом – обкома КПСС). Во-вторых, именно здесь мама повстречала свою первую любовь – вышла замуж за недавнего фронтовика, будущего известного кузбасского поэта Михаила Небогатова (я – их дочь, Нина). И первые папины стихи были опубликованы как раз на страницах «Кузбасса».

В-третьих, с газетой, как выяснилось много позже, долгие годы сотрудничал в качестве внештатного корреспондента мой будущий муж, фронтовик Александр Никифорович Инякин. И у меня самой было два «свидания» с родной газетой: одно, в 1990 году, не очень удачное, второе – в 2006 году – более успешное. Но обо всём по порядку…

Редакция «Кузбасса» располагалась в стареньком двухэтажном здании во дворе кинотеатра «Москва». Помню деревянную скрипучую лестницу, шум типографских машин, специфический запах от них и от типографской краски, кипы газет повсюду, тесные рабочие кабинеты, папиросный дым. (Многие в газете были заядлыми курильщиками. К слову, мама тоже начала курить, как она объясняла мне, от голода и «для взрослости»).

Но самым моим любимым местом, конечно, было редакционное машбюро, где мама работала. Из её коллег лучше всех я запомнила Марию Михайловну Яковлеву – старшую машинистку, самую грамотную и опытную; Октябрину Евдокимовну Тебенёву – мамину подругу на многие годы, вплоть до маминой кончины; Зинаиду Ивановну Кукушкину (она впоследствии стала женой писателя Александра Никитича Волошина). Дружила с мамой и Анна Васильевна Смирнова – сотрудница отдела писем.

Не сотрутся из памяти имена других сотрудников редакции, которые работали в те же годы, что и мама: Юрий Дмитриевич Баландин, Пётр Павлович Костюков, Павел Иосифович Бекшанский, Пётр Тимофеевич Аносов, Пётр Гулый (отчество забыла), Вениамин Дмитриевич Власов, Арсен Арсенович Бабаянц, Иван Алексеевич Балибалов, Эйга Борисовна Ливянт, Стихия Михайловна Соколовская, Фёдор Ефимович Дёмин, Алексей Васильевич Косарь, Евгений Сергеевич Смирнов.

В этом же ряду – писатели, сотрудничавшие с газетой: Геннадий Модестович Молостнов, Александр Никитич Волошин (в их семьях нам с мамой доводилось часто бывать: с их жёнами мама дружила).

Отделить одни имена от других мне и сейчас сложно, а тогда, будучи ребёнком, тем более: тонкостей профессий я не знала и не чувствовала, все представлялись одной, большой и дружной, семьёй газетчиков… Кого-то, к сожалению, помню только в лицо, но не по имени. Фотографий того периода в нашем семейном альбоме немало…

С тех пор хорошо запомнились часто употребляемые в редакции и не раз слышанные от мамы слова и понятия: «подвал», «шапка», «кирпич», «гвоздь», «полоса». Помню, как мама часто говорила, что на одной полосе или на слишком близ- ком друг от друга расстоянии одна и та же фамилия не должна встречаться (этим объясняется то, что материалы одного и того же автора идут под собственным именем и под псевдонимом).

Помню, как переживалась каждая опечатка, каждый нечёткий снимок, случайная перестановка абзацев или предложений – словом, любая погрешность, которая была не только досадной, но и недопустимой. С малых лет запомнила, что «печатному слову надо верить». Непроверенный факт или неточная информация просто не могли появиться в газете!

С гордостью листаю мамину трудовую книжку. Там – одни благодарности за добросовестный, безупречный труд, за честное и добросовестное отношение к работе.

О том, как мама работала, ходили легенды. Печатала, будто играла на рояле: артистично, быстро, абсолютно без ошибок – была очень грамотной, хорошо знала и чувствовала язык.

В коробочке с наградами – медали и удостоверения к ним. За работу в годы Великой Отечественной войны маму наградили (уже в феврале 1946 года!) медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.». Есть и ещё две медали – юбилейные: к тридцати- и сорокалетию Победы.

О работе в годы войны мама рассказывала так: зарплату сразу же отдавали «для фронта, для Победы». Был такой государственный заем, куда перечислялись средства работающих. Жилось несладко, но все понимали, что так надо. И я на всю жизнь запомнила, что без тыла не было бы успехов на фронте, не было бы Победы.

До самых «лихих девяностых» наша семья выписывала огромное количество газет и журналов. Непреложным было правило – всегда иметь дома родную газету «Кузбасс». Читали её от корки до корки, обсуждали понравившиеся материалы, горевали по поводу (ставших частыми и чуть ли не обязательными атрибутами сегодняшней прессы) опечаток.

Мама с болью замечала, что газета стала меняться, и, увы, не к лучшему. Может быть, так только казалось? Ведь, как известно, в молодости «небо было голубее, а трава – зеленее»… А может, доля правды тоже была. Не забуду, как несколько раз ездила в пионерский лагерь по путёвкам от месткома редакции, как мы с мамой получили свою комнатку в коммунальной квартире на улице Ермака, 8, где прожили недолго, года два – до маминого второго замужества.

Запомнился очень дорогой мне случай: я училась в третьем классе, и однажды, прямо посреди урока, в дверь класса постучали, спросили, здесь ли учится Нина Небогатова. Вошли две женщины (оказалось, из редакции) и при всех поздравили меня с днём рождения и вручили подарок – альбом по художественному вырезанию из бумаги!

Это было невероятно! Я была на седьмом небе от счастья! Меня так и распирало от гордости! Вот так работал коллектив редакции: заботились не только о сотрудниках, но и об их детях!

В 1970-1980-е годы активно работал в газете как внештатный сотрудник (даже имел соответствующее удостоверение) мой будущий муж, инвалид Великой Отечественной войны Александр Никифорович Инякин. Часто печатались его статьи, размышления на самые различные темы, призывы к ветеранам-однополчанам под заголовком «Отзовитесь!».

Он много лет дружил с известным журналистом «Кузбасса» Максимом Гавриловичем Щербаковым, который приглашал Александра Никифоровича в редакцию на «круглые столы» участников Великой Отечественной войны – защитников и освободителей Крыма и Севастополя, освободителей Белоруссии.

Когда мы с будущим мужем только познакомились, это обстоятельство, помимо прочих, также сыграло свою немаловажную роль в наших дальнейших отношениях.

Что до меня, то к газете всегда влекло неодолимо. И пусть не в «Кузбассе», но мои заметки и статьи время от времени появлялись в периодических изданиях. В июле 1976 года вышла в свет та самая статья, о которой я говорила в самом начале. Она заняла весь «подвал» на целый разворот. Писала и по долгу службы, и по велению сердца – работала в Кемеровском обкоме комсомола.

И с «Кузбассом» в уже недетском возрасте мне всё же довелось столкнуться. В 1990 году по настоянию своих коллег по Дому политпроса я отправила в отдел писем (не для публикации, а как отклик на события) своё стихотворение «Мысли вслух». И получила отказ в публикации за подписью завотделом культуры Ильи Ляхова. Храню его до сих пор! Прочитав редакционный ответ, сделали с мамой один вывод: «Не той фамилией подписалась!»

Шутка, конечно, но больше в газету я ничего не писала до 2006 года. Второй «заход» получился более удачным: мой отклик на выход в свет книги Светланы Небогатовой, моей сестры по отцу, «Михаил Небогатов. Поэт. Дневниковые записи разных лет» опубликовали в рубрике «Круг чтения» в декабре, в предновогоднем номере. Дали другой заголовок, несколько сократили текст, добавили папины стихотворения, его фотографию и рисунок Валерия Илиндеева, но главное произошло: отклик приняли!

С «Кузбассом» связей не порываю. Благодарю газету за поездку в Гурьевск, на малую родину отца, которая осуществилась накануне папиного 90-летнего юбилея. И за большую, обстоятельную, а самое главное – очень тёплую и сердечную статью о папе и его творчестве, написанную молодым журналистом «Кузбасса» Сергеем Спицыным. Он напомнил читателям не только об известном кузбасском поэте, но и о бывшем сотруднике газеты «Кузбасс» (папа трудился в редакции на протяжении 11 лет!).

...Сдала в государственный архив мамины документы: редакционное удостоверение, буклеты, посвящённые 50- и 60-летию газеты, которые ей присылали вместе с приглашениями на торжества... Туда же, по всей вероятности, передам потом и имеющиеся у меня фотографии 1940-50-х годов, где рядом с мамой – другие бывшие сотрудники газеты – знакомые и незнакомые мне.

Может быть, найдутся те, кто узнает этих людей и назовёт их имена...

Нина Инякина,

г. Кемерово

Источник: http://kuzbass85.ru/wp-content/uploads/2011/12/kuzbass_06_12_11.pdf

 

Наша справка

Инякина (Небогатова) Нина Михайловна – краевед, филолог, исследователь творчества кузбасских литераторов, дочь поэта-фронтовика Михаила Александровича Небогатова.

Родилась 18 октября 1946 года в городе Кемерово. По окончании средней школы № 1 поступила в Кемеровский государственный педагогический институт, на факультет иностранных языков, который окончила по специальности: учитель немецкого и английского языков.

Работала учителем иностранных языков в кемеровской средней школе № 40. Была переведена на работу в аппарат Кемеровского областного комитета ВЛКСМ, где работала инструктором-методистом,  заведующей кабинетом комсомольской работы, заведующей информационно-методическим центром. Затем перешла на работу в Дом политического просвещения Кемеровского обкома КПСС, где заведовала читальным залом библиотеки.

Награждена почётными грамотами ЦК ВЛКСМ и Кемеровского обкома ВЛКСМ, знаком ЦК ВЛКСМ «Трудовая доблесть» (1986), областными медалями: «За веру и добро» (2005), «За достойное воспитание детей» (2008), «60 лет Кемеровской области» (2003), «75 лет Кемеровской области» (2018).

Ведёт большую работу по продвижению небогатовского творческого наследия. Результатом этих разысканий становятся статьи в периодических изданиях (газетах и журналах), серии книг и брошюр, посвящённых поэту Михаилу Небогатову.

Принимает активное участие в научно-практических конференциях и историко-краеведческих чтениях. В том числе – Балибаловских,  посвящённых 85-летию Василия Шукшина, в традиционных Твардовских чтениях.

В последние годы стала активным блогером: практически ежедневно выкладывает в соцсетях: ВКонтакте и Одноклассники, – заметки, рассказывающие о творчестве Михаила Небогатова. Этой информацией делится с участниками группы «Михаил Небогатов. Стихотворения и не только» (в ВК эта группа существует с 24 сентября 2017 года) и «Родники Сибири» (в Одноклассниках, дата создания этого сообщества – 27 сентября 2018 года).

Тесно сотрудничает с литературной студией «Родники Сибири» при Кемеровской областной научной библиотеке им. В.Д. Фёдорова, которая стала главным проводником творчества Михаила Небогатова в широкие читательские массы. Именно этой литстудии принадлежит инициатива организации и проведения трёхгодичного заочного литературного конкурса «Простою задушевною строкою…», посвящённого 100-летию М. А. Небогатова.

Живёт и работает в Кемерове.

Архив новостей