Нина Васильевна Спирина: Неугомонная в кузбасской журналистике

09 ноября 2017 

Известная в Кемеровском регионе в 1970-1990-х годах журналистка, заведующая отделом газеты «Кузбасс» Нина Васильевна Спирина родилась в Ульяновске, но вскоре после этого семья переехала в Кемеровскую область.

Училась Нина в школе № 6 города Прокопьевска. В 1951 году окончила литературный факультет Новокузнецкого учительского института. Потом поработала учительницей в прокопьевской школе № 48.

Активную комсомолку в шахтёрском городе заметили. И в 1956-1957 годах она заведовала отделом пропаганды и агитации Прокопьевского горкома ВЛКСМ.

Но уже с февраля 1957-го Нина Спирина отдалась журналистской работе: была завотделом газеты «Комсомолец Кузбасса», корреспондентом газет «Кузнецкий рабочий», «Металлург». После этого её пригласили в главную газету области - «Кузбасс».

В 1972 году Нину Васильевну назначили заведующей отделом писем и рабселькоров, а в 1978-м – заведующей отделом химической и легкой промышленности областной газеты «Кузбасс».

В период работы в отделе писем она добивалась высокой действенности публикаций, часто возвращаясь к важным темам и адресам. При отделе писем работала общественная приемная и прием посетителей вёл юрист.

Профессиональная организация работников средств массовой информации – Союз журналистов Кузбасса – была основана в ноябре 1958 года. Тогда же состоялась первая областная конференция, на которой был утвержден ее статус. Полвека назад в Союз входило всего 40 человек. Самыми первыми в его ряды вступили Анатолий Грохов, Виталий Банников (ставший первым председателем этой организации), Нина Спирина, Вениамин Власов и другие.

Работала Нина Васильевна творчески, добросовестно, проявляла инициативу. Коллеги вспоминают, что в общественной приемной постоянно было много читателей. Опыт работы этого отдела изучали журналисты из других городов и областей.

С особой любовью писала она о людях Кузбасса. Ее очерки появлялись и в центральных газетах «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Литературной газете», альманахе «Огни Кузбасса». Многие публикации отмечены премиями областной журналистской организации.

За свой добросовестный труд Н.В. Спирина награждена правительственными и областными наградами, удостоена звания заслуженный работник культуры РСФСР.

Она всегда пользовалась уважением среди коллег, активно участвлвала в общественной жизни: избиралась членом правления областной журналистской организации, заместителем секретаря парторганизации редакции газеты «Кузбасс», председателем профкома.

После выхода на пенсию Нина Васильевна уехала в Санкт-Петербург. Но коллег не забывала. Звонила она, звонили ей. Прилетала на 80-летний юбилей газеты «Кузбасс» в 2002 году.

Ушла от нас Нина Васильевна 9 апреля 2016 года.

Её коллеги писали об этом печальном событии:

«…В Питере умерла Нина Васильевна.

Мало кто ее сегодня помнит. Те, кто с ней работал в «Кузбассе» — практически все — тоже ушли. Остались совсем — остатки. Большей частью ушли и ее читатели. Почитатели. А ведь была — и по праву — одной из самых гремящих, самых-самых — в кузбасской журналистике.

Ее читали. Практически ежегодно ее газетные публикации — выходили отдельными книжками очерков. …Неугомонная при жизни — угомонилась. Оставшиеся друзья будут вспоминать. И ее — и свою молодость…»

Н.В. Спирина была автором целого ряда книг. Среди них «Каждому - по солнцу», 1965 год; «Кемеровский азотнотуковый завод», 1974 год; «Право на уважение», 1973 год; «Такие делают жизнь: очерки», 1981 год.

Источник: http://www.kemrsl.ru/cultural/523/

 

Облегчить участь «смертников»

В 1972 году отдел писем «Кузбасса» возглавила Нина Васильевна Спирина. За предыдущие семь лет работы в нем корреспондентом она четко уяснила: так жить нельзя. Что толку из пушки стрелять по воробьям - заниматься отдельными жалобами, нужно обобщать их, выяснять тенденции и уж тогда бить из главных калибров.

Энергичная и деятельная, Нина Васильевна первым делом «поставила на уши» редактора Валентина Ивановича Денискина и, заручившись его согласием, атаковала ЦНТИ. Там не выдержали напора, дали согласие – даром! – обрабатывать редакционную почту в вычислительном центре. Первичную информацию – тематика каждого письма, география и так далее – должны были готовить учетчики писем.

Однако вал почты был таков, что работавшие долгое время учетчиками Антонина Васильевна Царегородцева и Елена Андреевна Семенова, по общему мнению, считались «смертниками».

Спирина добилась увеличения штата, и в редакции появилась Ангелина Михайловна Ухман – наша Геля, как называли ее в коллективе. Не сразу, но результат электронной обработки почты сказался: появилась возможность обозреть ее целиком, выделить конкретные проблемы, которые становились темами публикаций.

Кстати, «Кузбасс» одним из первых среди провинциальных газет внедрил новую технологию. Потому инициатора нового дела Н.В. Спирину представили к званию «Заслуженный работник культуры РСФСР» и назначили заведующей отделом химической и легкой промышленности.

Руководство «смертниками» и корреспондентами отдела писем принял на себя Геннадий Яковлевич Блинов, отработавший десять лет заместителем ответственного секретаря редакции. Флегматик по натуре, он оказался не готов к темпу и объему работы на новой должности: более 26 тысяч писем в год, и по каждому надо принять решение…

Все творческие планы пошли прахом, а Геннадий Блинов, издавший несколько книг, уже обретал известность детского писателя. «Пять лет сплошного кошмара» - так говорил Геннадий Яковлевич, когда сумел освободиться он него, став редактором «Панорамы», рекламного приложения к «Кузбассу».

Вполне разделяю эту точку зрения, поскольку в 1983 году на полтора десятилетия в него погрузилась сама. Из 20 тысяч писем на страницы газеты попадало около пяти тысяч, работа с остальными оставалась, так сказать, за кадром. Ответ требовался на каждое, причем не только из редакции, но и из организации, куда направили жалобу для принятия мер.

Слаженность работы отдела во многом обеспечивали учетчики писем – Геля Ухман, Галина Ермакова, Елена Мухопад – тогда молодые, но очень ответственные девчата. В их обязанности входила первичная регистрация писем и вся дальнейшая их техническая обработка. А уж добиваться принятия мер по ним – хлеб заведующей отделом.

Сколько за эти годы написала справок, отчетов, обзоров в обком партии, облисполком, в партийные комитеты городов и районов – не перечесть, жаль, что эти строки не входили в журналистский счет, а то была бы самой писучей в редакции! По закону больших чисел больше всего писем приходило из Кемерова: город не имел своей газеты, ее роль в какой-то мере играл «Кузбасс», выпускавший так называемые «кемеровские полосы».

Так, к примеру, в 1983 году из почти 25 тысяч жалоб 13 тысяч касались проблем областного центра и только около тысячи – Новокузнецка. Такое же соотношение сохранялось и в последующие годы. Срабатывал «закон больших чисел» - на страницах газеты больше критиковались кемеровские службы. Это весьма и весьма раздражало председателя горисполкома Владимира Васильевича Михайлова…

Сегодня все это уже история, а тогда… Он подозревал в том злой умысел и обещал руки-ноги выдернуть. И когда он стал членом областной парткомиссии, призванной, в частности, контролировать работу с письмами трудящихся в организациях и учреждениях, Владимир Васильевич счел, что наконец-то сможет разобраться со зловредной Малышкиной. Приехал в редакцию, предъявил мандат (мол, ничего личного) и приступил к проверке.

Хватило его ненадолго, вызвал двух помощниц, которые два дня отбирали оставшиеся без ответа жалобы по Кемерову, потом исчезли и они. Наверное, убедились, что умысла порочить руководство города «кузбассовцы» не имели…

Газета без читателей – это большеформатный лист бумаги, испачканный типографской краской. Мало просто напечатать информацию, надо, чтобы ее прочитали, осмыслили, а в идеале – и откликнулись на нее, высказав свое мнение.

Журналисты во все времена ценили обратную связь, причем в актив брали не только положительные отклики, но и ругательные: значит, писали не в пустоту. Обратная связь чаще всего имела форму писем в редакцию, которые почтальоны доставляли, без преувеличения, мешками. Только вот откликов в этой груде было раз, два и обчелся, в основном жалобы…

Большую часть своей 90-летней биографии «Кузбасс» оставался партийным органом со всеми вытекающими последствиями. И работа с письмами в редакции строилась так же, как в любом другом советском учреждении, то есть требовалось не только отобрать наиболее интересные для публикации, но и принять меры по существу высказанной жалобы, о чем непременно уведомить автора.

Лукавая партийная пропаганда работу с письмами преподносила как участие трудящихся в общественном управлении, одну из форм непосредственной демократии, доступную каждому без каких-либо ограничений. Надо сказать, что при отсутствии более действенных рычагов воздействия этой «формой демократии» советский народ пользовался весьма и весьма активно – жалобы слали во все инстанции. Самой высшей считалась газета.

«Напиши в газету, - советовали друзья-приятели отчаявшемуся добиться справедливости бедолаге, - уж там-то непременно помогут…» И действительно помогали, потому что сотрудники отдела писем редакции старались отследить прохождение каждого заявления, добиться принятия мер.

…Сегодня «Кузбасс» в год получает 2 тысячи писем, обработку их ведет один учетчик – Галина Ермакова, остающаяся на этом посту почти три десятилетия. Но этим не исчерпывается общение с читателями – они активно пользуются телефоном, электронной почтой.

 Закон о печати освободил редакции от необходимости выполнять положения указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года, регламентирующего сроки и формы работы с письмами. Изменилось многое, но главное осталось – журналисты по-прежнему ценят обратную связь, ждут и ценят отклики на свои публикации…

Тамара МАЛЫШКИНА.

Фото Федора Баранова.

Источник: газета «Кузбасс», 24 декабря 2011 г.

Архив новостей