О Рудольфе Ефимовиче Теплицком – редакторе «Комсомольца Кузбасса»

15 марта 2018 

1.

Областная общественно-политическая газета «Комсомолец Кузбасса» начала издаваться 1 февраля 1950 года, как орган областного и Кемеровского городского комитетов ВЛКСМ. Долгое время издание было ведущей молодёжной газетой Кемеровской области. Под этим названием она выходила с 1950-го по 1991 годы.

Первым редактором «Комсомольца Кузбасса» был легендарный журналист Николай Троицкий. Затем в разное время газету возглавляли Рудольф Теплицкий, Владимир Романов, Борис Синявский, Петр Бугаев, Евгений Красносельский, Евгений БогдановНаталья Ким, Александр Трутнев.

В редакции работали журналисты, впоследствии ставшие известными кузбасскими писателями – Владимир Куропатов, Владимир Мазаев, Геннадий Юров.

Многие журналисты «Комсомольца Кузбасса» становились позже собственными корреспондентами, корреспондентами, обозревателями ведущих СМИ страны.

Например корреспондент Виктор Козько, переехав в Минск, стал крупным белорусским писателем. Ему присуждались престижные премии, по его книгам снимались фильмы, его имя вошло в программу «Литература народов СССР». Супруга Виктора Козько – известная журналистка Нина Чунтонова также не уронила честь «Комсомольца Кузбасса», став заведующей отделом республиканской газеты ЦК Белоруссии.

Известным детским писателем стал корреспондент Владислав Ровицкий. Старший литературный сотрудник отдела пропаганды Анатолий Пивоваров постоянно сотрудничал с журналом «Крокодил», позже стал собственным корреспондентом «Комсомольской правды». Отличным прозаиком и поэтом был и Михаил Сафонов, который уехал в Таллинн, затем в Швецию и даже преподавал в Стокгольмском университете. Юрий Соломонов, Илья Ляхов, Лев Попов, Виталий Банников, Петр Гулый, Кира Лаврова, Нина Спирина, Игорь Киселев, Павел Антипов, Татьяна Сливкина, Василий Кафо, Дмитрий Коробейников – именно благодаря этим людям росла и крепла мощь «Комсомольца Кузбасса». Что касается Павла Антипова, то его имя увековечено в названии дачной деревни Союза журналистов Кузбасса – Антиповка.

В годы перестройки издание поддерживало происходившие в стране перемены и отошло от «комсомольской» тематики. Этот период можно охарактеризовать как период расцвета публицистики. Газета поменяла и своё название - «Кузнецкий край».

Именно тогда она имела максимальные тиражи. Газета выходила форматом А2, три раза в неделю. Имела максимальный тираж 140 тысяч экземпляров.

Здесь работали журналисты, реально претендующие на роль лидеров общественного мнения: Андрей Ореховский, Галина Бабанакова, Валентина Акимова, Михаил Гревнев, Татьяна Черкасова, Андрей Королев, Сергей Бондаренко.

Но имя Рудольфа Теплицкого стало легендой кузбасской журналистики. На период его «правления» пришелся пик расцвета газеты. Под его крылом были согреты и обласканы лучшие творческие кадры. Теплицкий, по мнению всех, кто знал его лично, это - уникальный человек уникального творческого и организаторского дарования. Мощный интеллигент. Сын оттепели 1960-х. По общему мнению, один из лучших редакторов за всю историю газеты.

2.

О редакторе Рудольфе Теплицком у меня остались самые теплые воспоминания. Другого такого редактора я потом ни разу не встретил. По его настоянию я, бывший фотокорреспондент самой дальней в регионе газеты «Красная Шория», научился писать не только подтекстовки к снимкам, но и крупные статьи по различной тематике – от танцевальных конкурсов до серьезных вещей производственного характера.

«Надо поднять проблему!» - одно из любимых требований нашего редактора. Если в очередном номере не было «проблемной» статьи, он считал, что газета вышла «пустой». До своего назначения редактором «Комсомольца Кузбасса» Рудольф работал в газете ответственным секретарем. Чинопочитание в молодежном коллективе не приветствовалось, к Рудольфу коллеги всегда обращались мягко — Рудик.

Об этом он и сам попросил коллектив после утверждения его в новой должности. Мол, мужики, давайте и впредь без церемоний. Не Рудольф Ефимович, а просто Рудик.

Но буквально через пару дней по какой-то ветеранской надобности к нему пришли трое офицеров – два полковника и генерал. Он их принял в своем кабинете, начали разговор. И тут Виктор Козько (в будущем он стал видным писателем в Белоруссии, а тогда наш, молодой ещё в те годы, спецкор Витя Козько) врывается в кабинет редактора и сразу от двери кричит: «Рудик!» (по поводу какого-то материала, идущего в номер). Теплицкий отреагировал мгновенно: нырнул головой под столешницу в поисках якобы упавших на пол бумаг.

Он потом сам рассказывал на планерке, изображая в мимике, с каким недоумением смотрели на него офицеры, когда Козько исчез из кабинета и Рудольф «вынырнул» из-под стола. Мол, к кому они пришли? К какому-то Рудику?!

- Так что, ребята, чтобы я впредь не выглядел перед посетителями идиотом, все-таки иногда, применительно к обстановке, величайте меня, пожалуйста, по имени-отчеству. Я на вас не обижусь.

Он умел позаботиться о коллегах самым неожиданным образом.

Как- то после женитьбы я хотел съездить к своим родителям в Волгоград. Но на Волге неожиданно вспыхнула холера, Волгоград закрыли – у меня мог пропасть отпуск. И Рудольф предложил:

- А езжайте-ка вы в Алма-Ату к моей теще! Не пожалеете!

Так мы с женой оказались в гостях у его тещи на улице Шолом-Алейхема. В столице Казахстана как раз отмечалось 50-летие республики, мы увидели много интересного.

В другой раз он постоял за меня в ситуации, в которой «нормальный» редактор скорее всего повел бы себя иначе. (Впрочем, при «нормальном» редакторе и я бы «не выступал»).

Позвонили из обкома ВЛКСМ и попросили прислать в архив обкома КПСС фотографа, чтобы сделать ряд репродукций архивных фотографий (комсомольский обком решил оказать обкому партийному посредническую услугу). Рудольф предложил мне сходить в архив и сделать, что требуется.

Заказ ерундовый, но вопрос: кто будет платить? Дело в том, что я «сидел» в «Комсомольце Кузбасса» на ставке библиотекаря - 65 рублей в месяц. В отличие от штатного фотокорреспондента ни пленка, ни фотобумага мне не полагались, все съемки я делал за свой счет. А нравы партийных инстанций общеизвестны: халявщики ещё те. Но Рудольф заверил: оплатят. И я отправился на площадь Советов.

При съемке набралось порядка 50 репродукций. Через пару дней я принес их для расчета, но на мой вопрос «А деньги?» мне ответили: «Вы где находитесь?» Я понял, где я нахожусь, и на глазах изумленного партайгеноссе разорвал все фотографии.

В редакцию возвращался с тяжелым чувством: выгонят. Но редактор только пожурил. «Отдал бы им фотографии, ну их к лешему, мы бы нашли, как тебе оплатить. А то насчет тебя уже звонили. С настоятельным предложением уволить. Пришлось вести душещипательный разговор».

Я никогда не думал, что смогу работать в газете ответственным секретарем. Но Рудольф однажды сказал (и потом повторял мне это неоднократно): «Журналист должен в газете уметь делать все: писать, фотографировать, готовить макет очередного номера и полностью вести его до выхода в свет. В газете, а тем более в молодежной, нельзя быть узким специалистом. Ты должен разбираться в любой сфере деятельности – хозяйственной, учебной, медицинской, театральной, спортивной. Подходить к любому делу с такими мерками, как если бы ты был первым секретарем обкома».

Только не подумайте, что он высоко ставил партийных работников. Как раз наоборот. Но правила игры не нарушал и всегда просил коллег собирать «фактуру» для заведомо критических материалов так, чтобы звонков в редакцию «сверху» не было.

«Старайтесь не подставлять меня без особой надобности. Разговаривайте с руководителями предприятий, и особенно с партийными товарищами, таким образом, чтобы собеседники не боялись вам давать информацию. Пусть думают, что вы редкие придурки, которые никогда и никому не смогут навредить. А умными и талантливыми они должны увидеть вас на страницах газеты».

При этом Теплицкий на редкость равно умел поставить себя в отношениях с руководством. С ним считались. С кем-то он мог быстро сыграть блиц-партию в шахматы (а играл он на уровне первого разряда), кому-то мог дать обстоятельный расклад по всем ожидаемым победам и поражениям футболистов «Кузбасса» (а его прогнозы сбывались почти всегда).

Партийные товарищи, увидев Теплицкого, спешили с ним поздороваться «по ручке». Иной раз это выглядело даже как-то заискивающе с их стороны. Зато для нас его грамотные контакты с начальством оборачивались приятными плюсами. Например, весь персонал газеты стоял на учете в блатных полузакрытых поликлиниках, хотя в соответствии с рангом «Комсомольца Кузбасса» лечиться в них имели право всего несколько человек. Но Теплицкий подсказал мне, как оформлять для этих целей всех сотрудников (включая корректоров) заведующими отделами, и ничего, проходило.

3.

Самое интересное в социальном плане в редакции – квартирный вопрос. Невероятно, но в те годы, когда он был редактором «Комсомольца Кузбасса», газете ежегодно выделялись по две квартиры. Для штата в 18 человек это было как-то чересчур...

И даже когда Рудольф уехал на свою родину – в Алма-Ату, где он вырос и выучился и куда его пригласили на работу в республиканскую газету, редакции «Комсомольца Кузбасса» продолжали по инерции выделять жилье в прежнем объеме.

Наконец квартиры в коллективе стало давать просто некому, а бумага на нее, очередную, пришла. Я к этому времени отвечал в редакционном профсоюзе за разные социальные дела, отказаться от квартиры – это было бы, наверное, смерти подобно, ведь больше никогда не выделят!

И вот, сочинив на одну из двух только что приехавших из Казахстана молодых и незамужних журналисток необходимую «липу» о многочисленных бабках и дедках, которые якобы имеют намерение проживать с ней, я отправился в горисполком проталкивать сей документ.

Однако заведующий отделом С.Е. Попок, отвечавший за данный круг вопросов, меня быстро раскусил, и пришлось во всем сознаваться. Тем не менее, квартиру у редакции не отобрали. Похоже, за заведующим отделом все еще стояла тень Теплицкого, который только что ухал в Алма-Ату. Уехал – и словно остался в Кемерове. Навсегда – с нами.

Чиновник посоветовал оформить эту квартиру по документам как временное общежитие для тех двух журналисток с расчетом (как сказал Попок): «Кто из них первой выйдет замуж – той жилье и достанется».

Жаль, что Рудольф так рано, невероятно рано ушел из жизни. Не дожил до сегодняшних перемен. Хотя, как знать...

При всех перекосах прошлых лет журналисты находились под какой- никакой, но защитой тех самых партийных органов, которые мы водили за нос, как могли. Сегодня - мыслимое ли дело? - каждый сам за себя... Рыночная классика. Со времен латыни, которая когда-то изрекла прискорбное: человек человеку волк.

Владимир Шишватов,

член Союза журналистов СССР.

Источник: Книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008г.

Архив новостей