О фотокорреспонденте газеты «Кузбасс» Эдуарде Эттингере (фрагмент повествования «Баллада о заместителе»)

26 сентября 2019 

(Эдуард Эттингер родился в 1937 г. в Ленинграде, получил искусствоведческое образование, с юных лет посылал свои фотографии в различные издания. Первый его снимок был опубликован в журнале «Советское фото», редакция прислала к ней рецензию, в которой говорилось : «Так снимать нельзя, вы - формалист...» Однако Эдуард не опускал руки и продолжал снимать. Несколько лет работал в газете «Кузбасс», затем собкором АПН по югу Украины. Был фотокорреспондентом журнала «Советский воин». В начале семидесятых годов его пригласили в лучший иллюстрированный журнал в СССР того времени – «Огонёк», где проработал много лет. Работает в разных жанрах, но наиболее любимый жанр – репортаж. Одной из творческих наград фотожурналиста была звание лауреата журнала «Советское фото» 1989 года - за серию снимков о забастовках шахтёров 1989 года). 

Однажды на должность фотокорреспондента был принят новый сотрудник. Принят с испытательным стажем, потому что репортерского опыта у него не было совершенно. До этого Эдуард Эттингер работал в Ленинграде в фотомастерской, изготовляющей массовым тиражом различные виды города на Неве.

Некоторое время он всматривался в жизнь редакции, выполнял небольшие задания. Ему у нас нравилось. И он решил ликвидировать все недомолвки, которые, как ему казалось, у него остались с редактором. Он вошел в кабинет шефа и сказал:

– Считаю своим долгом не скрывать от вас, что я сохранил ленинградскую прописку.

Редактор газеты Николай Яковлевич Троицкий посмотрел на него с некоторым недоумением:

– А, знаешь, мне твоя прописка не нужна. Мне нужна твоя работа.

Эдик вышел из кабинета потрясенный. До этого жизнь сталкивала его с руководителями совсем иного плана. Он менял у нас не только профиль своего фотографического мастерства, но и свой критерий общественной ценности человека. Его подкупила простота взаимоотношений между журналистами «Кузбасса», основанная исключительно на уважении к труду и таланту.

Свою первую поездку по области Эдик совершал вместе со мной. Я должен был ему помочь сориентироваться и правильно выбрать темы для большого фоторепортажа в праздничный номер. Были у меня и свои планы.

Сто раз я ездил по автомобильной трассе, связующей города и поселки индустриального Кузбасса. Но эта поездка была особой. Я смотрел на давно виденное, примелькавшееся глазами Эдика, человека нового, старающегося понять душу нашего края. В каком-то ином, значительном свете предстали шахты и разрезы, кварталы городов, промышленные гиганты, через которые лег наш путь.

Ранним зимним утром мы подъехали к недавно построенной коксовой батарее Запсиба. На темном фоне рассветного небосклона она сияла, как дворец, величие, силу и красоту которого не могла бы передать вся фантазия наших сказок. Эдик схватил камеру и выскочил из машины. Увязая в сугробах, он ринулся к какой-то намеченной им точке съемки, торопясь запечатлеть это индустриальное чудо, пока не рассвело и не смыло огни. Сделав несколько кадров, он опять же бегом стал пробираться к другой точке, потом к третьей и скрылся из виду. Мы с шофером ждали его часа полтора.

Жадно он работал на шахтах Междуреченска, на Беловской ГРЭС, во многих других местах, где мы побывали. Через камеру фотоаппарата его верный взгляд художника улавливал все самое значительное. Снимки получились великолепные. Моей задачей было их соответственно подать в номере.

Фоторепортаж, начавшийся на первой полосе, прошел затем через подвал разворота. Каждый снимок представлял одну тему и имел свой заголовок, а в целом получился яркий иллюстрированный рассказ о жизни области, о ее людях, ее природе.

Эдик забыл о своей ленинградской прописке, он надежно прописался в большой журналистике. Еще мне памятна наша совместная поездка с Валентином Алексеевичем Калачинским – опытным, матёрым газетчиком, ориентирующемся в Кузбассе, как в собственном доме. Он знает о каждом предприятии буквально все – историю, возможности технического прогресса, людей.

А люди знают его – умного, проницательного журналиста, не раз своим пером помогавшего решать сложные производственные вопросы. Это был совсем другой взгляд на область, взгляд хозяйский, заботливый, требовательный.

В нашем секретарском деле важно сочетать оба эти взгляда. В каждом номере должна чувствоваться новизна ощущений фотокорреспондента Эдика и глубина восприятия заведующего промышленным отделом Валентина Алексеевича.

Создавая номер, ты как бы открываешь область заново и в то же время продолжаешь её повседневную будничную работу. Гул заводских цехов, грохот шахтных электровозов, леса новостроек, огни больших городов, выраженные в снимках, заголовках, рубриках, линейках, шрифтах, газете «Кузбасс» столь же необходимы, как страницам «Алтайской правды» шелест стеблей хлебного поля.

В то же время давно сложившаяся и бурно растущая экономика Кузбасса требует глубины инженерной мысли. Поэтому, как бы работники редакционного секретариата ни выступали против крупных материалов в пользу компактных, небольших, солидные обобщения передового опыта по-прежнему определяют характер нашей газеты, делают её не просто легким «чтивом» в свободную минуту, но постоянным помощником в борьбе за технический прогресс, участником этой борьбы.

Работник отдела в каждом конкретном материале имеет дело с одним явлением или группой явлений. Секретарь – наедине с областью в целом. Очередным номером газеты он говорит о ней полно и весомо, связывает ее жизнь с жизнью страны и всего мира.

Если непосвященный спрашивает у меня, что такое секретариат большой газеты, я, стараясь объяснить популярнее, сравниваю его со штабом войскового подразделения или со службой главного инженера предприятия. Но это очень приблизительно.

Я рассказываю о деятельности заместителя ответственного секретаря, его называют и просто – секретарь. Я не касаюсь обязанностей ответственного секретаря, который планирует темы на неделю, на месяц, на квартал, организует работу отделов, определяет взаимоотношения с руководством типографии, борется за график и т.д. и т.п. Не берусь сказать, где эти обязанности начинаются и где кончаются. Тем более, что его заместители всегда доставляют ему немало хлопот.

Мы всегда считали себя чем-то обиженными по сравнению с другими работниками редакции, которые чаще ездят в командировки, чаще встречаются с людьми, чаще выступают со своими материалами.

Я, например, искренне завидовал членам выездной редакции на ударных стройках области. Их кочевая, полная приключений жизнь на переднем крае борьбы за рост индустриальной мощи бассейна дает великолепнейший журналистский материал, которого может хватить тебе на долгие годы работы.

К тому же специальный выпуск газеты «Кузбасс», который имеет малый формат и между нами ласково называется «Кузбассенок», открывает необъятный простор выдумке и экспериментам в верстке.

Действительно ломаются все устоявшиеся каноны и правила. И вот в адрес редактора начинаются просьбы, заявления, требования перевести в отдел. Николай Яковлевич, справедливо полагая, что работникам секретариата необходимо знать работу отдела, отпускает. Ты очень скоро сбиваешь охотку, тянешься к своему основному призванию, просишь позволить сверстать отдельные номера, заменяешь секретаря на время отпуска, а потом опять официально возвращаешься в секретариат, чтобы спустя некоторое время взбунтоваться снова. Помню, мои попытки уйти в отдел были пресечены в корне, а товарищу моему Анатолию Бельчику это удалось. На следующее утро он приблизился к моему столу. Долго смотрел, как я вычитываю тассовскую ленту, как меряю гранки, как черчу макет. И вдруг произнес сквозь зубы:

– Секретарская крыса.

Я едва удержался, чтобы не запустить в него пепельницей. А между тем в шутке его звучала первая грусть, первое сожаление, что расстался с любимым делом. Довольно-таки скоро и он вернулся в секретариат.

Геннадий Юров,

лауреат премии Союза журналистов СССР,

член Союза писателей СССР

Источник: книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008г.

На фото Эдуарда Эттингера: Забастовка шахтеров в Кузбассе. Журнал «Огонек»; из фотосессии Примадонны (1987г.); гуру Иванов Порфирий Корнеевич (1982г.)

Архив новостей